В преддверии нового дальнего похода по Средиземному морю - Level up мы попросили участницу предыдущего похода Елену рассказать поподробнее о том, как проходил Level up в «Парусной Академии» с 2 по 9 января 2021 года, когда было пройдено 252 мили.
Маршрут начинался в столице яхтенной Турции - солнечном и динамичном Фетхии. Ни один яхтсмен не минует того, чтобы принять чартерную лодку. И хорошо, когда это происходит в первый раз под руководством опытного инструктора. Вот и в нашем путешествии участников в Ece Saray Marina в городе Фетхие ожидал Иван, капитан с многолетним опытом хождения под парусом, знающий Средиземное море, как родное.
Он помог проверить яхты, прежде чем подписывать документы об их исправности, попутно рассказывая, зачем нужно тщательно обследовать лодку перед путешествием.
Прежде, чем выходить в море, нужно и с командой познакомиться, и окрестности посмотреть, и продукты закупить, чтобы начать свой путь на новый уровень яхтинга во всеоружии.
Отправлялись из Фетхии в первый пункт - бухту Серче - двумя лодками. Бухта Серче - узкая вытянутая с северо-востока на юго-запад закрытая, с узким плохо заметным входом с юго-востока. Наиболее комфортная стоянка для яхт - это буи в северо-восточной части бухты у фермерского ресторана Немо (Captain Nemo's Farmrestaurant). Предстоял долгий переход в 57 миль, но зачем нужен Level up, если не для тщательной отработки не только навыков управления яхтой, но искусства быть рулевым, на плечах которого лежит ответственность за все принятые решения. Разумеется, во время обучения все действия контролирует капитан-инструктор, дает советы, проводит мини-лекции, рассказывает истории, давая время "переварить" полученную информацию. А чтобы переход прошел веселее, устроили мини-гонку, кто первым доберется до бухты.
Кстати, эта бухта славится свежим и натуральным оливковым маслом, а еще - остовом старинного корабля, покоящегося под водой недалеко от берега. Изумительной красоты изделия из стекла, которые перевозило торговое судно, подняли со дна и выставили в музее Бодрума. Но об этом позже...
"Мы заходили в бухте Серче, используя навигационную программу в телефоне, так как наш навигатор на яхте вышел из строя. Это как раз история о том, что важно проверять состояние лодки. Хотя бывают ситуации, как у нас, что навигатор показал неисправность только в море. Поэтому, совет: имейте на лодке как минимум два телефона с системой Navionics", - рассказала Елена.
Так как в бухту пришли довольно поздно, все активности оставили на утро, чтобы отдохнуть перед новым переходом и быть готовыми к мозговому штурму от инструктора.
Спасательная операция
Что может быть удивительнее и прекраснее, чем встретить рассвет на вершине горы, где и бухта, и море, все - как на ладони? Ради этого стоит встать пораньше, выбраться из теплой яхты на пирс, где все еще находится в предрассветной дреме, вдохнуть чистый свежий морской воздух полной грудью, слегка поежится от прохлады и легкого ветерка. Взять с собой легкий рюкзак с завтраком и подняться на ближайший холм или гору, чтобы встретить новый день, наслаждаясь красотой первых лучей солнца, ласкающих белые палубы яхт у пирса и оставляющих яркие блики на слегка волнующемся море.
Бухта Серче - то самое место, где можно вот так не спеша никуда, не отвлекаясь на шум от просыпающегося города, наблюдать за рассветным солнцем, думая о чем-то своем или отпустив мысли. Но, пора и в путь - впереди не менее прекрасная и удивительная бухта - Книдос.
И снова долгий переход в 37 морских миль. И снова поток информации, которую нужно тут же применить на практике. Постановка парусов, усиление ветра, нет времени любоваться окрестностями. Есть только ты, инструктор, команда и яхта. Когда до бухты оставалось всего ничего, пришло усиление. На нем обе лодки зашли почти одновременно в бухту Книдос, минуя два небольших маячка, как створ.
"Мы не стали швартоваться к пирсу, решили встать просто на якорь. Сильная волна, так как бухта закрывает только от ветра, могла повредить лодку о причал. Выдали всю цепь, что была, но закрепились надежно. Подождали ребят, которые подошли к нам кормой, чтобы к ним перешел Иван в помощь", - поделилась Елена.
Иван помог бросить якорь, попутно рассказывая, почему было принято именно такое решение, а не привычная швартовка у пирса, и на тузике возвращался обратно, как вдруг случилось это...
Вторая лодка неожиданно сорвалась, и ее стало сносить на мель. Мысленно надеясь, что яхта не села на мель, Иван перешел к ребятам на другую яхту - спасать ситуацию. Какой же level up без подобных происшествий? К счастью, общими усилиями Ивана, команды и первой лодки, которой пришлось сняться с якоря, чтобы вытянуть застрявших, все удалось исправить. Спасательная операция продлилась не больше часа. Все выдохнули, вооружили лодки "сторожами" (специальными маячками, чтобы контролировать малейшие изменения в положении лодки) и легли спать.
Ночью же пришло еще одно усиление ветра и дождь. Один раз на лодке, где была Елена, сработал звуковой сигнал на телефоне от "сторожа", разбудив всех. Пришлось выходить наружу, под дождь, проверять, все ли в порядке, не сорвало ли яхту с якоря. Но нет, все было стандартно, просто небольшая волна, так что все спокойно вернулись досыпать. А вот утро началось не с кофе…
Что ожидаешь увидеть утром, выйдя на палубу? Чистое небо, солнце, удивительный пейзаж и своих товарищей на соседней лодке, которые так же спокойно провели ночь и вышли позавтракать на свежем воздухе. Но, видимо, для команды второй лодки бухта Книдос запомниться не в самом радужном свете. В связи с ночными событиями, они все-таки пришвартовались у пирса, а утром обнаружили, что из-за сильного волнения ночью их яхта решила забрать себе в качестве сувенира небольшой кусок причала... Так что Иван объявил общий сбор, дабы разобрать эти две не самые приятные, но случившиеся ситуации. Если бы с ребятами не было инструктора, решение проблем заняло бы гораздо больше времени и сил вчера.
Учеба учебой, а воспользоваться теплой погодой, что стояла в тот день, нужно было обязательно. Так что только после продолжительного купания на берегу античного города Книдос ребята отправились в путь к самому знаменитому среди яхтсменов всего мира городу - Бодрум.
Бодренько до Бодрума
В этот день, к сожалению, погода не радовала. Ветра было очень мало, пришлось идти под мотором или, как мы еще называем, под «дизель-шкотом». Однако даже без парусов команде есть чем заняться во время перехода. Под веселые истории и полезные лекции от Ивана прошел очередной морской переход.
В Бодруме было принято всеобщее решение не готовить, а найти ресторан и поужинать, как «белые» люди. К сожалению, нам не повезло - все было закрыто. Нашлось только одно кафе, где и была заказана еда с доставкой до яхты. Веселее всего было курьеру, который вместо привычного адреса услышал: "Milta Marina, место 17". Хотя, учитывая, что Бодрум - это один из крупнейших яхтенных городов Турции, сложно представить, что такой заказ он получает впервые. Уставшие от долго перехода, ребята нашли в себе силы только для обратной прогулки пешком до марины, нигде особо не останавливаясь, а наслаждаясь променадом.
"Мы отлично пожинали на лодке, а после решили поиграть в крокодила. Около 12-ти ночи нам с соседней яхты позвонили с возмущениями, сколько можно орать. Пришлось ложиться спать, тем более рано утром надо было рано вставать", - вспоминает Елена.
"Кстати, так вышло, что мы сократили наш маршрут на один день, потому что все улетали в субботу утром. Поэтому совет всем, планируйте вылет обратно на вечер субботы или на воскресенье, чтобы все успеть!", - добавила она.
Так как утром был запланирован очень ранний выход, все, что успели - посмотреть окрестности около марины и совершить закупку на яхту. Ребят ждал переход в Курусу. Но прежде было решено зайти на знаменитые термальные источники недалеко от Бодрума.
Кара Ада – удивительный зелёный остров, который пользуется популярностью благодаря пещере с лечебными источниками и грязевыми ваннами. переводе с турецкого означает «черный остров» –это удивительный зелёный остров, который пользуется популярностью у туристов благодаря пещере с лечебными источниками и грязевыми ваннами.
Этот длинный остров находится в 6 километрах от Бодрума. В средние века Кара Ада был известен грекам как Arkos (Аркос) и когда-то принадлежал рыцарям ордена святого Иоанна, занимавшим Бодрум. Затем остров был завоёван Османской империей в 16 веке. В 1919 г. Кара Ада был оккупирован итальянцами, но после Конвенции 1932 года между Италией и Турцией, остров отошёл к Турции.
Несмотря на своё название, «черный остров» покрыт густой зеленью: на склонах горы, образовавшей остров, вы сможете полюбоваться не только сосновым бором, но и удивительными зарослями амбровых деревьев. Целебный эффект термальных ванн (по-турецки «kaplıca» - каплыджа) был обнаружен случайно ещё в древние времена. Юлий Цезарь во время очередного военного похода заметил, что поврежденные копыта и суставы лошадей восстанавливаются быстрее, если лошадь шла какое-то время по термальными источникам и грязи, которую они образуют. Современная наука подтвердила оздоровительное влияние минеральной воды на организм человека. Причём не только в плане лечения, но и для профилактики заболеваний.
Чтобы попасть на источник нужно зайти глубоко в пещеру и обойти камень посередине.
"Там удивительная атмосфера! Везде пар, ты будто в сауне. А если сделать подсветку, там будет очень красиво. Главное, не побояться зайти туда поглубже, не то, чтобы страшно, но без фонарика смысла нет – темно, ничего не видно, можно споткнуться и пораниться. Если зайти еще глубже в пещеру, там есть туннельчик, по которому может пройти один человек за раз, там, скорей всего, находится сам источник", - продолжила Елена.
После таких процедур идти куда-либо еще не хочется совсем. Переночевать решили в бухточке рядом с источниками, встали там на средиземноморский якорь: два швартовых на берег и якорь.
Времени до самолета оставалось очень мало, так что оставшаяся часть маршрута была немного скомкана: успевали только сделать переходы до Мармариса, зарегистрироваться в марине и немного погулять по городу в поисках кафе. К счастью, в Мармарисе их очень много. И потом опять рано утром выйти в море.
"Но зато во время перехода до Фетхие, где нам надо было сдать лодку, прилично раздуло, так что мы поставили все паруса, и на них добрались до конечного пункта нашего назначения. К концу путешествия чувствуешь себя намного увереннее и в роли рулевого, и матроса. Конечно, очень полезный морской поход получился в плане улучшения навыков, проработки спорных моментов, как тогда, когда ребята чуть не сели на мель. Жаль, что пришлось сократить маршрут из-за раннего самолета и, по-сути, бросить Ивана одного сдавать яхту, но в следующий раз мы будем мудрее!", - завершила свой рассказ Елена.
Друзья, уже совсем скоро у нас стартует второй поход Level up, по новому, еще более интересному и насыщенному маршруту.
LEVEL UP: Весенний вояж в Турции
Планируйте свой отпуск с учетом рекомендаций, чтобы не упустить ничего и успеть посетить все запланированные места. Ждем вас!