Фордевинд, стаксель, шкаторина, левентик, лавировка - о смысле этих слов многие даже не догадываются, когда приходят в первый раз испытать на себе всю прелесть хождения под парусом. Особенно, если это решение не было взвешенным и обдуманным. Например, друзья подарили сертификат на тренировку, который нужно использовать в короткий срок, а вы ни разу не задумывались об этом виде спорта. Этот материал поможет немного разобраться с тем, что все-таки ожидать от своей первой тренировки в качестве члена экипажа парусной яхты.
Стоит отметить, что эта статья написана именно таким дилетантом, который впервые в жизни оказался на крейсерской яхте, поэтому советы максимально жизненные и проверенные на себе.
Как одеваться на яхту
Итак, в дождливый и очень ветреный день порог Учебного центра «Парусная Академия» переступил человек в кожаной куртке, джинсах и тряпичных кроссовках. Позже он об этом сильно пожалел, потому что в таком виде выходить под парусом в пасмурную погоду, значит слечь на следующий день с температурой, да и нахождение на яхте в качестве члена экипажа предполагает более спортивный вариант экипировки с точки зрения безопасности. Поэтому, первый совет дилетанту – всегда ориентироваться на погодные условия при выборе одежды. Самый правильный вариант – найти непромокаемые куртку и штаны в случае дождя, а также взять сменную сухую одежду. Это спасет от холода и воды. В солнечную погоду достаточно надеть комфортную, не стесняющую движения одежду и не забыть о головном уборе. В моем случае, куртку, штаны, а также перчатки, кепку для защиты глаз от дождевых капель искали все сотрудники «Парусной Академии», поэтому из раздевалки я вышла, закутанная в вещи с мужского плеча, и как космонавт, отправилась в неизвестное, ярким пятном спасательного жилета выделяясь на фоне серых туч.
Приготовления завершены, и поблагодарив за пожелание: «Не утопите ее там!», вместе с капитаном-инструктором Павлом и рулевым Олегом мы спустились к причалу, чтобы начать занятие с фразы: «Вытираем ноги, если нет сменной обуви!». Сменной обуви не было только у меня, так как Олег уже второй сезон занимается яхтингом, поэтому я покорно обмыла в воде тряпичные кроссовки от грязи, чтобы вступить на палубу пусть насквозь мокрой, но чистой обувью. Этот момент стал основой второго правила - позаботьтесь о сменных кроссовках для яхты. Лучше всего подобрать тряпичные кеды с мелким рельефом на подошве, чтобы не скользить во время передвижения по палубе. Помимо практического назначения, этот ритуал с обувью также входит в список правил этикета настоящего яхтсмена.
Начало маленького путешествия на паруснике
Крейсерская яхта OPEN 800, на которой нам предстояло выйти на воду, сперва показалась мне очень маленькой и ненадежной. Даже пробежала шальная мысль: «Перевернемся же…», а когда на палубу поднялись еще два ученика, оказалось, что я - единственная, кто ничего не знает о хождении под парусами. Что интересного в том, чтобы просто сидеть на корме и наблюдать? С такими мыслями я вступила на палубу под надзором Павла, и наше маленькое приключение на воде началось.
Я – рулевой парусной яхты
Третий совет от дилетанта – никогда не думайте, что на первой тренировке на парусной яхте вы не примете участия в управлении яхтой! Некоторое время, безусловно, потребуется на то, чтобы привыкнуть к неожиданному порыву ветра, который накренит яхту под таким сильным углом, что под ногами будет вода, к внезапному перекидыванию гика, который может сильно ударить по голове, если вовремя не увернуться, к командам, который дает рулевой зычным голосом при подготовке к повороту.
Кроме того, речь опытных учеников и капитана на 70% состоит из яхтенных терминов, которые интуитивно понять невозможно – только наблюдая и внимательно слушая объяснения инструктора. Чтобы не теряться и хоть немного понимать, что делает экипаж, советую перед тренировкой выучить несколько самых ходовых терминов: гик, грот (главный парус), корма (задняя часть судна), корпус (основная часть лодки, то есть днище и борта), крениться (наклоняться), курс, лавировка (движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса), наветренная сторона (в которую дует ветер), оверштаг (один из поворотов лодки), травить (постепенно ослаблять натяжение троса), спинакер (большой легкий передний парус, используется при попутном ветре). Через некоторое время после того, как я начала вслушиваться в разговор капитана с учениками, он стал более понятным, так как все термины тут же применялись на практике.
Поэтому, когда наш инструктор Павел повернулся ко мне с фразой: «Ну что, готова взять штурвал?», я слегка напряглась, но от предложения не отказалась, а команда давала подсказки и советы в особо экстренных ситуациях, когда яхта сильно отклонялась от курса. Судно будто полностью находилось под моим управлением, хотя это и не так. Для безопасного путешествия необходима слаженная работа всех членов экипажа, чего смог добиться капитан всего за час нашей тренировки. Дилетант, как и вся команда, всегда должен доверять капитану, чтобы не случилось! Подтверждением этого тезиса служит маленькая история, которая стала моим одним из ярчайших впечатлений от первого хождения под парусами. Во время оверштага яхта накренилась настолько, что левый борт, где в тот момент я находилась, оказался в воде. Упасть в Пироговское водохранилище мне не дали бортики, а также действия инструктора, который смог выровнять лодку, и ребят из команды, которые удержали меня и перетянули на правый борт.
Яхта килевая не переворачивается!
Отбросьте страхи, что лодка перевернется или вы упадете – крейсерские яхты сконструированы по принципу «неваляшки». К днищу лодки прикреплен специальный киль весом в 500 кг, который не дает судну окончательно перевернуться. Тем более такого не может произойти на озерах и реках, так как волны в этих водоемах очень маленькие и не предоставляют опасности.
Посвящение в яхтсмены
Возвращалась в бухту я уже немного другим человеком – отринувшим страхи и нашедшим для себя новое, невероятно интересное увлечение. Однозначно стоит хотя бы раз выйти на воду под парусами с опытным инструктором, чтобы почувствовать себя повелителем двух стихий – воды и ветра. А советы из этой статьи помогут избежать ошибок новичка и максимально насладиться маленьким приключением.