Восточные подсказки: какого курса придерживается Парусная Флотилия?

Путеводитель по точкам турецкого маршрута «Парусной Академии».
22 апреля 2024г.

Погода всегда может внести свои коррективы и повлиять на тактику покорения яхтсменом морских просторов. Чтобы уметь варьировать на месте, надо всегда иметь четкую опорную стратегию. Какой же план составлен для парусной флотилии в Турции? Куда отправятся яхты, где намечены остановки, об этом – в путеводителе по основным городам, поселениям и бухтам парусного приключения.

Текст: Эда Адал


Мугла: провинция, но не периферия

Яхты флотилии пройдут по той части Средиземного моря, которая относится к провинции Мугла (Muğla) и расположена на юго-западе Турции.




Провинции в Турции входят в регионы, многим из которых дали названия омывающие их моря. Всего в Турции семь регионов: Восточная, Юго-Восточная и Центральная Анатолии, Черноморский, Эгейский, Средиземноморский и Мраморноморский (Мармара). Мугла относится к Эгейскому региону, хотя омывается и Эгейским, и Средиземным морями. Самым известным крупным городом данного региона является, пожалуй, Измир. Непосредственно в провинции Мугла местами, которые точно на слуху у любителей отдыха в Турции, можно назвать, например, аутентичный Бодрум (Bodrum) и уютный Датча (Datça), а также города, у заливов которых будут остановки парусной флотилии – Мармарис, Гёчек и Фетхие.



Мугла признана достоянием всей Турции. Здесь исторически и из-за географического расположения сплетены множество культур, в частности, таких важных для региона эпох, как Эгейская, или Крито-Микенская, материковой Греции и Малой Азии Бронзового века (3000-1000 лет до нашей эры), Византийская (с VII века до нашей эры до IV века нашей эры), Римская (до V века) и Османская (XIII-XX веков). На территории Муглы, история которой насчитывает около 6000 лет, сохранились десятки и даже сотни археологических памятников и реликвий разных цивилизаций, свидетельствующих о присутствии здесь карийских и ликийских племен, греков и римлян, персов и арабов, тюркских народностей.


 


Мугла имеет статус, можно сказать, археологического музея под открытым небом – она включена в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (UNESCO World Heritage List). Несмотря на ее изученность и наличие уже завоевавших популярность достопримечательностей, по сей день здесь проводятся раскопки.



Эта юго-западная провинция привлекает в Турцию миллионы туристов, конечно, не только своим историческим наследием, но и современной культурой и природными ландшафтами, видами на горы и местными заливами. И практически бесконечными возможностями для яхтинга.


Мармарисмраморная столица морей

Marmaris является, пожалуй, главным центром притяжения Муглы и отправной точкой парусной флотилии. Не стоит путать Мармарис и упомянутую местность Мармару – это иной регион внутреннего Мраморного моря (Marmara Denizi), не имеющий ничего общего с Мармарисом, а объединяющий города на стыке Эгейского моря с Черным. Но откуда такое созвучие в названиях, и причем здесь мрамор? Ответ практически на поверхности воды – и местами даже под ней.


На топонимию в районе Эгейского моря (Ege Denizi) сильно повлияли эпохи Античности и эллинизма, в том числе, древнегреческая мифология. Считается, что название Эгейского моря и современного региона Турции происходят от имени царя Афин Эгея. Во время его правления соседнее Критское царство во главе с Миносом требовали от Афин дань в виде жертв, отдаваемых на съедение Минотавру. Когда сын Эгея Тесей решил положить этому конец, он договорился с отцом, что в случае победы, черные паруса на корабле Тесея будут заменены на белые, и это станет видимым предвестником хорошей новости. Другая часть этого мифа оживет в конкретном месте на пути флотилии – лучше его запомнить. Тесей совершил подвиг, убив Минотавра, но забыл сделать обещанное. Эгей, не увидев белых парусов, покончил с собой, бросившись в море. Кстати, Эгейское море, которое является частью Средиземного (Akdeniz) между Турцией и Грецией, по-турецки дословно называется «белым».



Еще одна ассоциация, невольно возникающая при попытках визуализировать Античность в этом цвете, – это как раз белоснежный мрамор. Действительно, многие острова Эгейского моря и Мраморного, которое является частью Средиземного между европейской и азиатской частями Турции, были богаты этим ресурсом. В доказательство этому во всем Средиземноморье существует множество аргументов в виде руин и артефактов из мрамора, обнаруженных на территориях, принадлежавших грекам, римлянам и византийцам. Скорее всего, этот аспект истории и дал название ближайшему и крупнейшему еще в давние времена торговому и портовому центру разных цивилизаций, известный нам сегодня как Мармарис. Но это не единственная версия происхождения городского названия, однако, об этом чуть позже.



Мармарис является культурно-историческим центром провинции, и он точно будет интересен любителям истории. Одни из первых крупных местных поселений, вероятно, возникли здесь до нашей эры благодаря древним народам Малой Азии карийцам – племенам под предводительством вождя Кара, иммигрировавшим на юго-запад Анатолии с Крита и соседних островов. Хотя есть и другие исторические теории, описанные в трудах античных деятелей и эпосах, например, Страбона, Геродота и Гомера. Важным городом Карии, большая часть побережья которой стала со временем принадлежать греческим племенам, был Фискос (Fiskos) – будущий Мармарис. Со временем город с его естественной гаванью стали использовать как портовую базу для военных кампаний на острова Эгейского моря. Так, во времена Древней Греции и Византии здесь были особенно развиты кораблестроение и торговля.



Сегодня в Мугле и во всем Эгейском регионе можно обнаружить следы упомянутых цивилизаций, многие из которых отпечатались в том самом мраморе, например, в гробницах и укреплениях города Лорима (Loryma) в Бозуккале (Bozukkale) или крупнейшем мраморном городе мира Стратоникеа (Stratonikea) в часе езды от центра Мармариса. В общем, несмотря на яркий восточный колорит современного Мармариса, захваченного тюрками и османами в XIII-XIV веках и формально вошедшего в состав Османской империи только в 1425 году, здесь  до сих пор видны следы античной классики.



Главным историческим местом нынешнего Мармариса является городской форт, и как раз с ним связана вторая теория получения городом своего имени. Во время похода мусульман на Родос в 1522 году замок, построенный еще в древности, был переделан под оборонительную крепость по указу местного властителя Сулеймана I Великолепного: отсюда его огромное войско и атаковало базу рыцарей Святого Иоанна Крестителя, выгнало их и захватило остров. По легенде, Кануни Султан Сулейман, вернувшись из похода, невзлюбил цитатель и воскликнул: «Mimar as!». В переводе с турецкого языка это переводится так: «Повесить архитектора!». В итоге в период Османской империи город называли Мимарас, а затем стал известен как Мермерис и Мармарис (marmaro в переводе с греческого языка и mermer с турецкого означают «мрамор»). Та самая крепость была еще многократно перестроена, позже национализирована, восстановлена и с 1991 года открыта как музей. Именно с этой возвышенности открывается потрясающий вид на море с белоснежными яхтами и такими же домиками старого города в греческом стиле.



Современный Мармарис – жемчужина местного яхтинга. Это уже не военный, но все еще важный портовый город и один из лучших туристических курортов Турецкой ривьеры, который начал приобретать свой нынешний облик только в конце прошлого века. Общий поток туристов в сезон насчитывает сотни тысяч и даже миллионы человек. Если когда-то Мармарис был эпицентром торговли, то сейчас он процветает благодаря ассоциациям именно с яхтенным отдыхом. Город высоко ценится яхтсменами со всего мира. Побережье Мармариса – это самая загруженная некоммерческими чартерными судами естественная гавань в Турции, и именно здесь также располагается самая длинная набережная страны.




В Мармарисе имеется вся необходимая для комфортного отдыха и перемещений инфраструктура: отсюда легко добраться на лодке или местных судах до греческих или турецких островов, устроив себе полноценный круиз. В городе расположены крупные и хорошо известные в среде марины: Netsel Marina, Albatros Marina, Marmaris Yat Marina и Adaköy Marina. Кроме них, можно встретить огромное количество небольших марин с пирсами для швартовок в местных укромных бухтах. При поддержке города для яхтсменов регулярно проводятся крупные мероприятия, например, фестиваль Marmaris International Yacht Charter Show в мае и всемирно известные регаты для участников из разных стран – осенняя Marmaris International Race Week (MIRW) и зимняя Marmaris Winter Trophy.


Бухты парусной флотилии

Откроешь лоцию, электронную или бумажную карту региона – и тут же глаза разбегаются от количества потенциальных мест для якорных стоянок. Чтобы передохнуть, насладившись пейзажами по пути из Мармариса, парусная флотилия предлагает остановки в следующих локациях:



Ekincik
 – местность на востоке от Мармариса, побережье у деревни Экинджик в северной части залива. Рядом находится районный центр Кёйджегиз (Köyceğiz), известный одноименным озером (Köyceğiz Gölü), которое впадает в Средиземное море рукавом реки Дальян (Dalyan). Уютный песчаный пляж с небольшим причалом и My Marina неподалеку – такой вид будет сопровождать яхтсменов. Кстати, с турецкого ekinci переводится как «сеятель» – важным промыслом здесь когда-то было сельское хозяйство. Отсюда по суше туристы ездят купаться в термальных ваннах Султание (Sultaniye), а также смотреть руины древнего города Кавн (Kaunos Antik Kenti). В Экинджике можно устроить трекинг вдоль берега, например, по тропе cо смотровыми площадками через деревню Чандыр (Çandır) или отправиться на лодках на длинный песчаный пляж Изтузу (Iztuzu), пройдя на юго-запад.



Çiftlik
 – побережье у деревни Чифтлик на юго-востоке от Мармариса и Экинджика. 

Будучи каменистой и довольно труднопроходимой, эта местность была обитаема предположительно еще во времена Римской империи – об этом говорят найденные тут во время раскопок сокровищ артефакты из камня. Вероятно, местные поселения всегда были особенно защищены благодаря особенностям географического расположения – укрыться здесь теперь возможно и на парусных яхтах.



Kapı Creek (Göbün)
 – бухта под названием Капы Крик или Гёбюн (забавно, но göbün дословно означает «ваш живот»). А набить ваш живот едой в местном прибрежном ресторанчике и пищей, приготовленной в камбузе, или же, наоборот, растрястись во время снорклинга – решать вам. Эта укромная бухта посреди высоких холмов у залива Гёбюн, где останавливаются яхты, находится на полуострове между Даламаном и Гёчеком на юге от городов.



Sarsala – деревня Сарсала на северо-западе от Капы Крик. Это гораздо более просторный, чем Гёбюн, но не менее уютный залив. В Сарсала есть две точки: бухта Кёчюк Сарсала (Köçük Sarsala – «Маленькая Сарсала») на южном побережье залива и Бююк Сарсала (Büyük Sarsala – «Большая Сарсала») севернее. Здесь с песчаной линией соседствуют холмы и сосны, и пешеходные тропы тут тоже имеются.



Sıralıbük
 – залив Сыралибюк с одноименной деревней рядом. Он расположен на северо-востоке от Сарсалы. Деревня, как и предыдущая, также находится вблизи Даламана, а местные бухты подойдут для купания в морских водах и остановки по пути в Гёчек – ближайшего яхтенного центра.


Гёчек жгучая карман деревня

Göcek считается отличным местом Средиземноморья для парусного отдыха, которое располагается в провинции Мугла округа Фетхие. Этот город, на самом деле, может быть известен не только знатокам турецкого яхтинга – он, так или иначе, связан с одной из самых известных легенд в мире.



Небольшой прибрежный городок на севере залива Фетхие расположен в равнинной прибрежной местности у южных Таврских гор (Toros Dağları) – горного хребта Тавр, отсылающего своим названием снова к древнегреческой мифологии. Считается, что в горах жрецы приносили в жертву быков: с греческого taurus – «телец». Основателем морского господства в регионе был критский царь Минос, сын Зевса и Европы, – тот самый противник Эгея из Афин. Когда Минос еще только претендовал на власть, он обманул Посейдона: тот дал ему для жертвоприношения белоснежного быка, а Минос забрал его себе, использовав для ритуала другого. За это Посейдон внушил жене Миноса Пасифае, дочери бога солнца Гелиоса, страсть к этому быку – так появился получеловек-полубык Минотавр, которого Минос посадит в лабиринт. Удивительно, но в местной топонимии кроется еще одна зацепка к изучению продолжения этой мифической истории: одно из прошлых названий Гёчека – Дайдала или Дедала (Daedala). А лабиринт для Минотавра построил афинский мастер и изобретатель Дедал. Позже он и его сын Икар будут заключены Миносом за помощь в побеге с Крита дочери царя Ариадне, Пацифее и Тесею. Но Дедал, как известно, найдет опасный способ для побега – соорудит себе и Икару крылья из воска и птичьих перьев. Возможно, именно где-то недалеко от Дедала, современного Гёчека и погиб, упав в море, легендарный Икар, вопреки наставлению отца полетевший к солнцу, которое растопило восковые крылья.



Гёчек был небольшим поселением, расположенным между карийским и анатолийским Кавном (Kaunos – ныне Дальян) и ликийским Тельмессосом (Telmessos – современный Фетхие) – двумя развитыми городами соседних древних цивилизаций, от которых на берегу и под водой остались скальные гробницы, бани и другие следы. Уже в Османский период и до конца прошлого века Гёчек использовался как разгрузочный порт для кораблей, где сортировались хром и марганец, добываемые в рудниках окрестных деревень. Эта зона была объявлена ​​туристической только в 1999 году, после чего со временем стала курортным пунктом назначения и популярной локацией для яхтинга недалеко от аэропорта Даламана.



Сегодня с настоящей деревней здесь соседствуют премиальный Rixos, белоснежные яхты и комфортабельные марины: D-Marin Göcek Marina, Göcek Club Marina, Göcek Mucev Marina, Göcek Skopea Marina, Port Azure Marina и причалы Village Port и Exclusive марины Marintürk. Гёчек вмещает в себя сотни лодок и привлекает сюда тысячи яхтсменов, для досуга и пополнения ресурсов которых здесь есть все: от магазинов, рынков и аптек до мастерских и магазинчиков с дельными вещами и бытовыми принадлежностями. Тут придается большое значение защите природы, что проявляется и в организации яхтенной среды: при строительстве марин используются экологически чистые системы, и особое внимание уделяется очистке вод, сбору и переработке отходов.



Первое, что бросается в глаза даже обывателю при посещении Гёчека – это почти нетронутая природа в шаге от по-туристически развитого уютного побережья. Говорят, здесь можно увидеть все оттенки синего и зеленого – и в этом очень много правды. Однако при доступе к благам современной цивилизации ее плоды в Гёчеке полноценно пожинают разве что яхтсмены – приезжающие любители моря, а не местные жители, обжигающиеся, словно Икар, не палящим солнцем, а кусающимися для них ценами.


Фетхие: для любителей всех стихий

Fethiye полноценным и разносторонним городом можно назвать уже более уверенно, чем маленький яхтенный Гёчек. Фетхие – аутентичный и более инфраструктурно развитый город, где еще лучше налажены как междугороднее наземное сообщение и водные маршруты по турецким и ближайшим греческим островам, так и культурная жизнь. Здесь органично сочетаются суета и отдых: городские пляжи и дикие бухты, местные жители и туристы, работающие удаленщики и расслабленные круизеры, ходящие по заливу яхтсмены и гуляющие по местным тропам кемписты.



За свою долгую историю Фетхие тоже побывал во власти разных империй, господствующих в регионе. Но современное название прибрежный город получил только столетие назад: в 1934 году в честь капитана Тайяреджи Фетхи-бея (Tayyareci Fethi bey) – правда капитана не корабля, а флота. Будущий летчик родился в Стамбуле в 1891 году, окончил Военно-морскую академию, обучился пилотированию и стал офицером авиационной роты. Он участвовал в Балканской войне 1912-1913 годов, где османы потерпели поражение. Чтобы реабилитировать дух военных, властями было принято решение торжественно совершить серьезный и сложный для того времени перелет в Египет длинной около 2500 километров. В 1914 году нескольким экипажам было приказано совершить рейс Стамбул-Каир. Судно Фетхи-бея потерпело крушение 27 февраля около Дамаска, не долетев до Иерусалима – так пилот стал одной из первых потерь в истории турецкой авиации, получив своеобразное памятное звание мученика. В 1916 году в городе Мегри (Meğri), который Фетхи-бей посещал перед гибелью, ему был установлен памятник, а через 20 лет после крушения в честь пилота был переименован целый город. Хотя могила заслуженного летчика находится в Сирии, память о нем живет в Турции особенно активно в последнее время: только в 2018 году был построен парк имени этого национального героя – Şehit Fethi Bey Park. Ежегодно в Фетхие проводятся церемония памяти и показательные пилотажные выступления.



Упомянутый парк, а также благоустроенная набережная и общественные зоны на открытом воздухе являются, пожалуй, сердцем современного турецкого городка Фетхие. Однако самой популярной местной достопримечательностью являются скальные ликийские гробницы (Amintas Kaya Mezarlar) первого тысячелетия до нашей эры, где предположительно был захоронен местный правитель древнего Тельмессоса Аминтас.



С точки зрения морского и конкретно яхтенного туризма в Турции, Фетхие точно входит в топ мест. Главные местные марины – это Ece Saray Marina и Yes Marina. Но город подойдет и другим активным туристам, предпочитающим водно-воздушную стихию. Распространен здесь не только яхтинг – серьезными конкурентами ему как виду спорта в данной местности являются парапланеризм и дайвинг. Фетхие, открытый западным и южным ветрам, окружен горами вблизи поселения Олюдениз (Ölüdeniz), и поэтому тут можно полетать на параплане, например, с высокой точки горы Баба (Babadağ). Для любителей дайвинга здесь также есть возможность увидеть местное многообразие подводного мира. В общем, в любое время года здесь кипит морская жизнь – над и под водой.


Море или горы?

Поразмышлять над ответом на этот заветный риторический вопрос в рамках парусной флотилии можно будет на фоне следующих локаций:




Ölüdeniz
 – большой залив с курортной деревней на берегу. Кстати, Ölü deniz переводится как «Мёртвое море» (оно не связано с тем самым израильско-иорданским морем-тезкой). Помимо сосновых лесов и воды, в Олюденизе есть места для отдыха и развлечения туристов: длинный пляж Бельджекыз (Belcekız), охраняемый национальный парк Кыдрак (Kıdrak) и заповедная Долина бабочек (Kelebek Vadisi) на юге. Также в Олюденизе начинается знаменитая на весь мир Ликийская тропа (Likya Yolu) – пеший горный маршрут для трекинга и кемпинга вдоль морского побережья длиной более 500 километров. На фоне моря здесь можно увидеть вышеупомянутых парапланеристов, летающих с ближайших гор.



Gemiler Adası
 – остров Гемилер на северо-западе от Олюдениза, название которого переводится как «остров кораблей». Здесь на суше есть артефакты ликийского и византийского наследий, остатки домов и церквей, некоторые из которых хорошо видны издалека прямо с воды. На острове, по мнению археологов, было место первоначального захоронения Святого Николая Мирликийского (Чудотворца) – отсюда и название острова, как дань памяти этому покровителю моряков. По периметру Гемилера есть много мест для остановок. Забравшись на высокие точки острова, можно насладиться видом на залив Фетхие.




Планируя посещение Турции и именно Муглы, можно придумать кучу маршрутов с остановками в разных местах, и все они точно оставят море впечатлений. Этот план парусной флотилии будет хорошим вариантом обзорного яхтенного путешествия по прибрежной части провинции. Маршрут готов – осталось только собрать вещи. А что прихватить с собой на лодку, чтобы нырнуть глубже в изучение особенностей региона: лоцию с историческими справками или маску с купальником? Можно и то, и другое.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования