Давно мечтаете о парусном спорте, но никак не решитесь попробовать? Мы собрали всю информацию о первой тренировке в один подробный материал. Чего ждать, как все пройдет, что надеть, что взять с собой и как подготовиться — ответы на все эти вопросы, советы инструкторов и отзывы учеников читайте в этой статье.
Чего ждать от первой тренировки
Первая тренировка не требует особых навыков или подготовки. Вы знакомитесь с устройством лодки, учитесь управлять яхтой и парусом. Все происходит в комфортном темпе, инструктор полностью контролирует ситуацию, объясняет и показывает, что делать. Если не получается — помогает сам.
Мы занимаемся на Пироговском водохранилище, там спокойная вода и обычно нет сильного ветра — лодку не будет особо качать, а значит бояться нечего. В условиях водохранилища яхта не может перевернуться — ее уравновешивает тяжелый фальшкиль, который скрыт под водой. Можно спокойно наступать на самый край лодки и даже сидеть, свесив ноги за борт.
Управление яхтой не требует особых усилий — веревки заведены в систему блоков и лебедок. Блоки и лебедки берут большую часть нагрузки на себя — с управлением справится даже подросток.
На занятия можно приходить одному или компанией — тренировки проходят в небольших группах. Перед занятием инструктора распределят всех участников на лодки — по 4-5 человек на одну.
Личный опыт: Галя Рулева о своей первой тренировке под парусом
В качестве матроса я была на яхте в первый раз и понятия не имела, как это все работает. Я понимала, что это спорт, но не ожидала, что это будет так тяжело физически и эмоционально.
Наш инструктор Андрей разговаривал с нами как с детьми, объяснял все супер-подробно и терпеливо повторял, если я тут же забывала и спрашивала одно и то же.
Обязательно удобно одевайтесь. Я была в джинсах и мне было не очень. Лодка постоянно кренится и покачивается, и, хоть это не такие уж большие движения, но надо быть готовым в любой момент растянуться в неудобной позе и схватиться за матчу, чтобы не вывалиться за борт. Я рекомендую надевать какие-нибудь треники. Если погода позволяет — толстые треники, потому что я ушла с синяками на коленках. Конечно, это были счастливые синяки, я заметила их только дома — когда находишься на лодке, тебе вообще не до этого, ты весь в движении.
Еще советую изучить основные термины, потому что мне было сложно запомнить их с первого раза. Постарайтесь до тренировки запомнить, как называются паруса, что такое кранцы, что значит «травить» и «выбирать». Это важно, чтобы не тупить. Обязательно запомните, что значит подветренная сторона, а что — наветренная. Мне было тяжело сообразить, когда меня инструктор посадил за руль и говорил: «Иди по наветренной стороне» или «Иди по подветренной». Постоянно хотелось спросить: «Это налево или направо?». В стрессовой ситуации это все трудно запомнить, поэтому рекомендую подготовиться заранее. Так вам будет интереснее — можно не отвлекаться на постоянные вопросы и повторения.
Если вы тоже в первый раз, то обязательно садитесь за руль, пробуйте управлять лодкой, почувствуйте, как она ведет себя. Это незабываемые ощущения! Я думаю, именно они заставляют людей влюбляться в парусный спорт и продолжать тренироваться. Будьте активными, пробуйте, а не сидите в сторонке. Вы удивитесь, как быстро и как сильно вас затянет!
Что надеть и взять с собой
Покупать полную парусную экипировку необязательно. Главный принцип — одеваться удобно и по погоде. Это очень важно, потому что трудно учиться новому, если вам жарко, холодно или неудобно. Ниже разберем детали и основные ошибки.
Обувь. В идеале закрытые кроссовки/кеды с мягкой и светлой, нескользящей подошвой. Некоторые говорят, что на яхту можно только в белой обуви, но на самом деле это необязательно. Главное — чтобы подошва не пачкала и не скользила. Босоножки, шлепки, туфли на каблуке, даже маленьком, категорически не подойдут.
Одежда. Любая спортивная или околоспортивная одежда. Оптимальный комплект: штаны/шорты, топ/футболка и непромокаемая ветровка. На воде холоднее, чем на берегу, поэтому лучше захватить толстовку. Одевайтесь многослойно, чтобы можно было подстроиться под ситуацию. Юбки и платья не подойдут.
Детали. Хорошо, если у вас есть свои строительные перчатки или перчатки для работы с веревкой — их можно купить в любом спортивном магазине. Если сильный ветер, то возьмите платок, бандану, баф или ветровку с капюшоном, чтобы закрыть уши.
Взять с собой. Обязательно возьмите с собой бутылочку воды. Если солнце, то захватите головной убор, солнцезащитные очки и крем от загара. Если дождь — обязательно наденьте что-то непромокаемое — плотный дождевик или ветровку. Вы будете активно двигаться и у вас будут заняты руки — зонтик не подойдет.
Словарик новичка
Если у вас есть желание прийти подкованным в терминах, перед тренировкой можно заранее запомнить названия основных парусов и действий. Это пригодится на тренировке и процесс пойдет быстрее. Но если вам проще разобраться сразу на практике, и вы не хотите тратить на это время, можно смело пропускать этот раздел.
Названия парусов
Грот — главный парус на яхте, который закреплен на мачте и гике. В английском языке грот называется Main Sail. Он есть на большинстве типов парусных вооружений — им ведется основное управление яхтой. Грот работает на всех курсах, он может быть выставлен в любое положение и оказывает наибольшее влияние на движение лодки.
Стаксель (англ. Jib sail) расположен в передней части корпуса. Он крепится к штагу и тоже есть почти на всех видах вооружений. Стаксель используется на острых курсах — когда ветер дует сбоку. По умолчанию он может в принципе работать на любых курсах. Стаксель добавляет площади парусности и усиливает потоки воздуха на гроте. Наличие двух парусов, расположенных под правильным углом к ветру, дает больше энергии, чем один большой парус.
Геннакер — легкий, асимметричный парус. Несется справа или слева от яхты. Точки крепления: передняя точка корпуса или бушприт, топ мачты и шкот. Более эффективен на бакштаге или галфвинде — когда ветер дует с кормы, но не четко по центру, а с одной из сторон.
Что делать с веревкой
На борту есть два главных глагола — травить и выбирать. Травить — отпускать веревку. Выбирать — тянуть веревку, вытягивать её и потом закреплять на лебедке или в стопоре.
Если командуют «трави» — отпускаем, говорят «выбери» — тянем. Чаще всего что-то тянуть и отпускать надо на поворотах и смене парусов. Паруса обычно зафиксированы веревками с нескольких сторон, поэтому эти действия происходят одновременно — один конец травим, второй выбираем.
Когда выполняем команду «потрави», надо не просто скинуть веревку со стопора или лебедки, но и проследить, чтобы она свободно скользила и не запуталась. Это важно, потому что, если во время поворота, например, с одной стороны веревка запутается, то застопорится весь процесс.
Наветренная и подветренная сторона
Яхта не может идти прямо навстречу ветру, поэтому чаще всего он так или иначе дует с одной стороны — либо справа, либо слева.
Если ветер дует справа, в правый борт — говорят, что яхта идет правым галсом, а правый борт называют — наветренным. Яхта, которая находится от вас справа тоже — наветренная. Идти вправо, к той стороне откуда дует ветер — идти ближе к ветру. А идти влево — дальше от ветра.
Если ветер дует слева — яхта идет левым галсом. Тогда наветренным уже будет левый борт и яхта, которая идет слева от вас.
Программа первой тренировки
У первой тренировки нет строгой программы, которую нужно выполнить — инструктор подстраивается под возможности и желания учеников. Есть только одна обязательная часть — инструктаж по технике безопасности. Перед выходом на воду инструктор обязательно расскажет, что можно и нельзя делать на борту.
После инструктажа, вы все вместе вооружите лодку — в процессе инструктор расскажет, что как называется и как работает. Вы будете максимально вовлечены в процесс, так что не стесняйтесь все пробовать и не бойтесь ошибиться — инструктор всегда контролирует ситуацию и подскажет, что делать.
После того, как вы вооружитесь, придет время отходить от пирса — вы выйдете из бухты, будете учиться управлять парусами, узнаете, как работает ветер, потренируетесь управлять лебедками и тянуть концы. При желании можно даже попробовать порулить — это не так сложно, как кажется!
Как подготовиться к первой тренировке
Кирилл, инструктор «Парусной Академии»:
«Главное, посмотреть прогноз, одеться по погоде и вовремя приехать на тренировку! Если вы подготовлены и знаете основные термины, это супер — тренировка пройдет еще продуктивней. Но если это ваш первый раз, то зубрить необязательно — все равно будет интересно и весело. Просто чуть больше времени уйдет на то, чтобы разобраться на ходу».
Андрей Мягков, инструктор «Парусной Академии»:
«К первой тренировке особо готовиться не нужно. Главное, прийти вовремя, а лучше чуть-чуть заранее, чтобы было время спокойно переодеться к началу инструктажа по технике безопасности. Смотрите прогноз и одевайтесь по погоде, чтобы вам было комфортно на занятии. Подходящая одежда очень важна — если будет дождь и ветер, а вы придете в шортах и майке, то продуктивно тренироваться не получится».
Ошибки новичков
Главная ошибка — не прийти! Или прийти, но зажиматься и бояться пробовать делать самому. Все остальное не страшно. Большая часть первой тренировки будет состоять из попыток и ошибок — не бойтесь сделать что-то не так, это естественный процесс обучения.
Инструктор отвечает за контроль над ситуацией, поэтому он не допустит, чтобы вы навредили себе или лодке. Пробуйте и проявляйте самостоятельность — только так обучение будет эффективным. Слушайте, что говорит инструктор и соблюдайте технику безопасности.
Как закрепить полученные знания
Участвовать в регатах Open Race
Каждую неделю мы устраиваем любительские регаты, поучаствовать в них может каждый — достаточно сходить на пару тренировок.
Пойти на любительскую регату с экипажем «Парусной Академии»
В теплый сезон мы организуем путешествия на любительские регаты в Турции и Греции. Отправится с нами можно уже после пары тренировок. Регаты обычно длятся около недели, за это время вы примите участие в нескольких гонках, а в свободное время сможете отдохнуть и погулять по бурегу. Это классный способ совместить парусный спорт и отпуск.
Если вы хотите сосредоточиться на круизном отдыхе и управлении яхтой в морских переходах — отправляйтесь в парусное путешествие. Каждый сезон мы расписываем программу круизов на лето — путешествуем по Греции и Турции с мая по октябрь. Присоединиться можно на любом этапе, парусный опыт не обязателен.
Как попасть на тренировку
Попасть на тренировки может каждый — надо просто записаться и прийти. Групповые занятия проходят каждую субботу и воскресенье в яхт-клубе «Орешка».
С 9:00 утра и до 21:00 вечера.
Стоимость — 2 500 рублей за человека.