Для самостоятельного управления яхтой нужны права или сертификат шкипера. Получить его проще, чем кажется — надо выучить теорию, отработать практику и сдать экзамен. Все практически так же как, в ГИБДД, но со своими нюансами. Сколько это стоит, как проходит обучение и какие есть тонкости разберем в этой статье.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/1.jpeg)
Какие школы бывают
В мире яхтинга нет каких-то одних прав, которые бы действовали по всему миру. Но есть несколько международных сертификатов, которые котируются в большинстве чартерных компаний: RYA, IYT, ICC.
Но тут есть тонкости. Например, в центральной Европе официально единственным легитимным сертификатом является ICC. Но при этом чартерные компании охотнее выдают лодки шкиперам с сертификатами RYA и IYT, а владельцев карточек ICC тестирует перед тем, как отпустить в море. Но в некоторых европейских странах, например, в Испании сертификат ICC обязателен. Мы в «Парусной Академии» проводим обучение по IYT и дополнительно можем оформить права ICC.
В России есть своя отдельная сертификация для яхтсменов, которую контролирует Всероссийская Федерация Парусного Спорта. Поэтому для управления парусной яхтой на территории России нужны отдельные права ВФПС.
International Yacht Training (IYT)
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/2.jpeg)
International Yacht Training — международная компания по подготовке и обучению яхтсменов. Основана в Канаде в 1998 году. На данный момент обучение по программе IYT проводится более, чем в 20 странах в школах-партнерах. Каждая такая школа проходит аккредитацию, а преподаватели на местах проходят обучение и сдают экзамены.
Это самая демократичная международная программа — только она позволяет проходить обучение на родном языке вплоть до уровня Yachtmaster Coastal.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/3.jpeg)
Программа состоит из модулей — от новичка до капитана океанского плавания Yachtmaster Ocean. Модули структурированы и идут один за другим. Можно изучать их по отдельности, а можно пройти сразу блок из нескольких — все зависит от вашего времени и желания.
Все модули делятся на три категории: любители, профессионалы с правом найма на работу и инструктора с правом преподавания. Для аренды лодок и самостоятельного управления яхтой в свое удовольствие достаточно любительских категорий. Категории профессионалов и инструкторов нужны только для коммерческой деятельности — работать капитаном или тренером в международной парусной школе, поэтому не будем останавливаться на них подробно.
Категории сертификатов IYT
Категория: International Crew
Что значит: Матрос
Для чего подходит: Быть в составе экипажа, помогать управлять яхтой
Подготовка: Не требуется
Категория: International Flotilla Skipper/Watchkeeper
Что значит: Первый помощник капитана
Для чего подходит: Управлять яхтой в составе флотилии или заменять капитана на вахтах
Подготовка: Не требуется
Категория: Bareboat Skipper
Что значит: Шкипер дневного плавания
Для чего подходит: Самостоятельно управлять яхтой в дневное время в пределах 20 миль от берега. Достаточно, чтобы взять яхту в аренду.
Подготовка: Базовое знание английского, приветствуется парусный опыт
Категория: Yachtmaster Coastal
Что значит: Капитан прибрежного плавания
Для чего подходит: Самостоятельно управлять яхтой в любое время суток в пределах 60 миль от берега.
Подготовка: Сертификат Bareboat Skipper. Морской опыт не менее 30 дней и 800 миль.
Категория: Yachtmaster Offshore
Что значит: Капитан открытого моря
Для чего подходит: Самостоятельно управлять яхтой в любое время суток в пределах 150 миль от берега в любую погоду.
Подготовка: Сертификат Yachtmaster Coastal. Морской опыт не менее 50 дней и 3000 миль.
Категория: Yachtmaster Ocean
Что значит: Капитан океанского плавания
Для чего подходит: Самостоятельно управлять яхтой без ограничений
Подготовка: Сертификат Yachtmaster Offshore
В «Парусной Академии» мы проводим обучение по программе по IYT вплоть до категориии Yachtmaster Offshore — капитан открытого моря. Самый популярный курс — Bareboat Skipper, он включает в себя 3 первые ступени и позволяет брать яхту в аренду самостоятельно.
Обучение делится на две части: теорию и практику.
Теорию можно пройти дистанционно или очно в наших учебных классах. Практику мы проводим в Турции, занятия длятся одну неделю и по итогу вы сдаете выпускной экзамен.
Для тех, кто хочет все и сразу есть супер-интенсив — теория и практика
одновременно. Такой курс занимает две недели, занятия идут с утра до вечера: утром теория в классе, после обеда практика на воде. Тесты и экзамены сдаются сразу в процессе обучения.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/4.jpeg)
Сколько стоит:
теория — 22 000 руб. за онлайн-курс или 29 000 руб. за очные занятия;
практика — 1050 евро за неделю в Турции;
супер-интенсив (теория + практика) — 2 600 евро за две недели в Москве.
Отзыв о курсе Bareboat Skipper
Александра Богданова, выпускница «Парусной Академии»:
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/5.jpeg)
«Учеба проходила хорошо, потому что сопровождалась практикой. Лекции у меня были по вторникам и четвергам, а на выходные я ездила на водохранилище. Я получала информацию и на выходных уже под новым углом смотрела на то, чем занимаюсь.
Как только преподаватель начинал что-то объяснять, я вообще забывала, что устала — подача материала была очень классная.
На практике в Турции у нас был классный капитан — Дмитрий Вольперт. У меня долго не получалось швартовка кормой, и он прям до победного меня тренировал, пока не получилось. Он с каждым занимался до победного. Видно, что человек заинтересован в наших результатах, он очень сильно поднял нашу квалификацию по факту».
Чем отличаются системы RYA, ISSA, ICC?
Кроме IYT есть и другие международные школы яхтинга.
RYA – Royal Yachting Association
Английская королевская ассоциация — первая в мире разработала единую систему обучения яхтсменов еще в 1972 году. Сначала школы RYA были только в Великобритании, но сейчас они есть по всему миру.
Сертификаты RYA признаются во всех чартерных странах на одном уровне с IYT. В RYA строго контролирует работу в школах и процесс подготовки яхтсменов в каждом своем филиале. В любой стране мира занятие ведутся только на английском языке. Система классификации похожа на IYT — уровню Bareboat Skipper соответствует категория Day Skipper.
Курс обучения на Day Skipper в школах RYA занимает всего 5 дней, за которые студенты проходят теорию и практику. На самих экзаменах большой процент пересдачи — многие не сдают с первого раза и идут учится еще раз. Связано ли это с коротким сроком обучением или со сложностью восприятия информации на английском языке — судите сами.
ISSA – International Sailing School Association
Эта международная некоммерческая организация по подготовке и обучению яхтсменов. ISSA не предъевляет особых условий к вступающем в нее школам, поэтому считается, что там регистрируются те, кто не смог пройти сертификацию в RYA или IYT. Например, некоторые парусные школы, которые в 2011 году были исключены из IYT, сейчас проводят обучения по системе ISSA.
Наши инструкторы говорят, что у ISSA не самая лучшая репутация — к их сертификатам скептически относятся во многих чартерных компаниях. Например, в Хорватии эти сертификаты официально не признаются.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/6.jpeg)
ICC — International Certificate of Competence
ICC — Международного удостоверения на право управления прогулочным судном. Единственный из всех вышеперечисленных сертификат, который обладает реальной юридической силой в Европе. Но это не система обучения, а только права, которые подтверждают, что ее владелец обладает подходящей компетенцией. Этот сертификат можно получить в комплекте после обучения по RYA или IYT за отдельную плату (150-200 евро) — он может пригодиться, например, во Греции, Испании или Италии.
Есть еще один повод получить этот сертификат — в правах ICC нет таких жестких ограничений по дальности плавания, как в системе IYT. Поэтому если у вас категория
Bareboat Skipper, а вы хотите уходить в море дольше, чем на 20 миль и не только в дневное время, то наличие прав ICC поможет вам в этом.
Большинство европейских стран подписали эту резолюцию и выдают права ICC своим гражданам, так же как у нас выдает свои права ГИМС. Но далеко не все страны с этим согласны: Португалия, США, Россия и многие другие эту резолюцию не подписывали и документ легитимным не считают.
Всероссийская Федерация Парусного Спорта
В России не признаются никакие международные сертификаты и если вы хотите путешествовать под парусом в родной стране или купить свою яхту, вам понадобится права ВФПС. Официально они нужны и для того, чтобы участвовать в яхтенных гонках в качестве капитана.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/7.jpeg)
Есть три категории: шкотовый, рулевой парусной яхты и шкипер прибрежного плавания. Для самостоятельных путешествий и гонок достаточно категории рулевого. Обучение по системе ВФПС отличается от стандартов RYA и YIT. В международных системах сделан упор на круизный отдых на яхте и длительные переходы, а в системе ВФПС — на правила гонок и навыки маневрирования на регате. Экзамен принимается представителем Федерации.
В «Парусной Академии» можно отучиться на права ВФПС отдельно или параллельно с курсом IYT. Если учится параллельно, то вы сначала пройдете Базовый курс теории, а потом отдельно изучите недостающие дисциплины по ВФПС.
Практику для прав ВФПС можно пройти в Москве на тренировках и регатах в «Орешке». Сдавать экзамен на них надо будет отдельно — уже не нашим инструкторам, а экзаменатору из ВФПС.
Сколько стоит:
Теория
Отдельный курс: 22 000 руб. за онлайн-курс или 29 000 руб. за очные занятия;
В дополнение к IYT: 5 000 руб.
Практика
2500 руб. за 3 часа (тренировка или участие в регате).
Дополнительные курсы
Кроме базовых курсов шкиперов, есть еще два дополнительных курса, которые можно назвать обязательной частью подготовки.
VHF или ГМССБ
Это курс радиооператора — на нем учатся ведению радиосвязи, настройке радиостанций и тонкостям приема-передачи. В системе IYT он называется VHF, в российской системе ВФПС — ГМССБ-радиооператор. Но задача этих курсов одинаковая — научить вас пользоваться рацией и общаться с судами или береговыми службами по всем правилам, когда это необходимо.
Сейчас этот курс обязателен для получения сертификата IYT и ВФПС. Мы разработали единую учебную программу для обоих систем — пройти ее можно очно в офисе «Парусной Академии» в Москве. Программа занимает всего 6 часов — два занятия по 3 часа и тест-экзамен.
Сколько стоит:
Курс с получением сертификата — 5900 руб.
Курс без сертификата — 4900 руб.
STCW 95
Базовый курс по безопасности и выживанию в море. Обязателен для получения сертификата Yachtmaster Coastal (следующая ступень после Bareboat Skipper). Но мы рекомендуем пройти этот курс и для категории Bareboat Skipper — если вы планируете выходить в море самостоятельно, надо знать, что делать в экстренной ситуации.
На курсе проходят правила личной и коллективной безопасности и правила действий в экстренных ситуациях: шторме, пожаре, поломках и затоплении судна. В курс входят навыки первой помощи, создании здорового психологического климата в экипаже и выживания в открытом море.
В «Парусной Академии» мы временно не проводим курсы по безопасности, но их можно пройти в других частных яхтенных школах. Курс обычно длится 5 дней.
![](cloud/yachtacademy/images/blog/kak-poluchit-prava/8.jpeg)
В море главное — опыт и знания
Какую бы систему обучения вы не выбрали, в море главное — ваш опыт и знания. Сертификаты не подскажут, что делать, если налетит шквал или на борту что-то пойдет не так. Внимательно изучайте все материалы курсов и не пренебрегайте практическими занятиями. Не забывайте, что лучшее обучение — практика в море с опытными шкиперами, которые всегда подскажут и научат, как действовать в любых ситуациях.
Выбирайте школы, где не просто выдают сертификаты, а действительно учат.
Приходите на день открытых дверей в «Парусной Академии»
На этом мероприятии можно познакомиться с нашими программами и инструкторами и подобрать курс, который подойдёт именно вам.