Детки в лодке: как работает детская парусная школа

Большое интервью с главным детским тренером «Парусной Академии» Анной Быковой.
10 июня 2024г.

Большое интервью с главным детским тренером «Парусной Академии» Анной Быковой об обновлении учебной программы и бережном подходе к юным яхтсменам.
 
Спортивная школа без давящей атмосферы соперничества и достигаторства – это реально? Чтобы ответить на этот и другие вопросы родителей по поводу нашей детской парусной школы, мы поговорили с главным тренером направления Анной Быковой. Именно Аня составляла программу на сезон и собирала команду инструкторов – она точно знает, о чем говорит.
 
Текст: Эда Адал.

 
Отдать ребенка в парусную школу – отличный вариант детской секции в Москве, которая может запросто изменить жизнь. И это не просто громкие слова.
 
Анна Быкова, главный детский тренер «Парусной Академии», влюбилась в яхтинг еще в раннем возрасте благодаря папе. С восьми лет она начала ходить на «Оптимистах», а со временем перешла на «Лазер», «Луч» и килевые яхты. Спустя годы и определенное количество поворотов судьбы в спортивной сфере Аня осознала, что жить без яхтинга не может. Теперь она сама помогает проникнуться этим трепетным чувством другим детям – учит их взрослеть, сохраняя в себе внутреннего ребенка, искренне наслаждающегося учебным процессом.


Аня, что сейчас представляет из себя детское направление «Парусной Академии»?

У нас раньше было позиционирование, что мы детский парусный лагерь. Нам до сих пор звонят и говорят: «Я ребенка в лагерь сдать хочу». Но мы не лагерь, мы школа спортивной подготовки потенциальных будущих спортсменов. У нас учатся разные дети. Те, которые потом хотят заниматься дальше чисто в свое удовольствие, остаются. Кто хочет в большой спорт – выходят и продолжают сами.

Чем детская парусная школа отличается от классической спортивной школы?

Перед нами стоят более широкие задачи в работе с детьми. Помимо улучшения уровня физической подготовки и обучения навыкам хождения на парусной яхте, инструкторы уделяют большое внимание коммуникации внутри коллектива и выработке у учеников навыков лидерства. Их учат самостоятельно полагаться на собственные силы, быть уверенными и доверять окружающему миру.
 
«Почти все наши инструкторы начинали свой профессиональный путь со спортивных школ. Там, как правило, преобладает атмосфера соперничества и достигаторства. Мы исключаем данные методы».
 
Для нас важно, чтобы дети научились наслаждаться парусным спортом, чувствовали себя безопасно и комфортно на лодке и могли в будущем с легкостью освоить хождение на любом классе яхт.


Какие фишки будут у школы в этом сезоне?

Мы с командой проделали колоссальную работу по модернизации и улучшению структуры. Что я имею в виду? В этом году у наших учеников будет возможность получить сертификат о прохождении курса «Юный рулевой», составленный по программе Всероссийской федерации парусного спорта. В нем будет указан перечень навыков и умений, которые ученик приобрел за сезон, а также количество проведенных на воде часов. После прохождения практических занятий каждый сможет пройти теоретический модуль. И у учеников, которые пройдут оба курса, появится возможность сдать на детские парусные права, что будет немаловажным в обучении, становлении и развитии профессионального яхтсмена.

А что именно дают детские парусные права?

Они дают возможность участвовать в официальных российских соревнованиях. Кстати, интересный нюанс: я пишу «детские парусные права», и первая ссылка – это «Парусная Академия», детская парусная школа. Реклама, которая работает.


То есть новичкам можно приходить заниматься сразу на воде? Или необходимо идти на лекции в Учебный Центр?

Учеба в классах – это отдельная стезя, дополняющая. Первый и самый классический путь – это когда вы просто идете на воду заниматься. Второй путь – это когда родители понимают, что ребенку необходимо сначала вникнуть в теорию, чтобы он не потерялся в количестве информации прямо на воде. Тогда мы отправляем его на самую базовую теорию. Затем такие дети переходят к практическим занятиям, а уже потом, по желанию, могут продолжить ходить на более углубленный курс теории.

Из чего состоит программа обучения?

Она у нас состоит из 14 блоков, включая изучение техники безопасности и конструкции яхты, такелажного дела, основ управления швертботом и килевой яхтой. В учебную программу мы также включили основы специальной психологической подготовки – это рекомендации от Всероссийской Федерации парусного спорта. Мы досконально изучили их и подогнали упражнения под наш учебный план, чтобы максимально подготовить детей к гонкам. Очень крутая вещь с классными механиками.


Для детей каких возрастов подходит обучение?

В основном, занятия рассчитаны на детей с пяти до 17 лет, но к нам приходили и четырехлетки.

По каким критериям ребенку подбирают яхту?

Яхты у нас – спортивные швертботы «Лучи» и «Оптимисты» – стандартные и вообще идеальные для новичков. Мы сразу смотрим на физические данные. Если это дети до 14 лет, то они 100% ходят на «Оптимистах». Если старше, то определяем по комплекции. Когда навыки и рост соблаговолят, мы пересаживаем с «Оптимиста» на «Луч», аккуратно проходя все начальные этапы подготовки к новой яхте.


Есть ли какая-то разница хождения на «Оптимисте» и на «Луче», с теоретической точки зрения?

Основные элементы одинаковые, потому что у этих швертботов есть всего один парус и не очень огромное количество настроек. На «Луче» мы больше работаем веревочками, растягиваем парус в разные стороны и смотрим, как он меняется, гнем мачту. На «Оптимисте» есть верхний уголочек паруса и, в целом, новичкам надо, чтобы он хорошо смотрелся. У «Оптимистов» тупые носики специально для того, чтобы они тормозились об воду – если за ребенком пристально не смотреть, он возьмет и уйдет на другую сторону водохранилища. Поэтому и была придумана именно такая форма, чтобы он мог спокойно освоить основы, сильно не разгоняясь. А у «Луча» острый носик, и из-за этого лодка хорошо режет волну и набирает большую скорость. Когда мы пересаживаем ребенка с «Оптимиста» на «Луч», мы всегда об этом предупреждаем. В общем, «Оптимисты» очень устойчивы на воде и подходят для первых шагов, а «Луч» – быстрая лодка, требующая большего внимания и навыков, которые нарабатываем на занятиях.

Сколько человек обычно в одной группе? И как дети распределяются: по опыту или возрасту?

Тут у нас все супер индивидуально. В первую очередь, распределение зависит от опыта и уровня понимания процессов. На базе в Ореховой бухте, которая функционирует уже давно, сейчас набирается группа более продвинутых ребят. В Строгино другая ситуация: там у нас уже две группы новичков, их мы будем разделять на оптимистчиков и лучистов. Предполагаем, что будет три-четыре ребенка на инструктора. Больше детей – больше инструкторов в команде. И, например, лучист в группе новичков – это нормально. Если мы пересаживаем на «Луч», значит тренер уверен в способностях ученика и в том, что тот знает правила: не отходить от инструктора дальше уровня видимости и слышимости и строго возвращаться по свистку к катеру.


Как проходят занятия? Расскажите подробнее.

В нашей школе есть тренировочные, гоночные и аттестационные дни. Занятия проходят у одной группы два раза, у другой три раза в неделю. Во время тренировочных дней дети оттачивают навыки и подучивают необходимую теорию. В гоночные дни мы знакомимся с основными правилами парусных гонок, учимся проходить дистанцию, а также пытаемся понять, нравится ли ученику заниматься в профессиональном - спортивном ключе.
 
«Для каждого очень важно подобрать индивидуальную мотивацию – как раз для этого мы проводим эти дни и заодно выявляем для себя будущих спортсменов».
 
Есть дети, которые понимают, что им гонки не сильно интересны. У других же за счет гонок появляется огромная мотивация для улучшения физических показателей.

Самая первая тренировка должна быть индивидуальной, или новичок может присоединиться к групповой тренировке на воде?

В идеале, естественно, индивидуальная. Она помогает понять, насколько ребенок адаптирован к внешним условиям и к какой группе его лучше присоединить. Но в первый раз брать индивидуальную тренировку необязательно. Можно присоединиться к групповой программе на целый день. В целом, стоимость разовой индивидуальной тренировки на два часа и большого дневного занятия примерно одинаковая.
 
«Важно сразу понять, какой формат больше подходит ребенку».
 
Возможно, намного полезнее будет ходить на двухчасовую тренировку один-на-один с инструктором, не тратя много времени, если есть еще дополнительные хобби. Или наоборот: лучше весело проводить целый день летом на солнышке у воды с компанией.


Дневная групповая программа на воде длится с 10 до 17 часов. Там есть перерывы?

Конечно, мы не изверги, у нас школа с переменками! Сбор в 10 утра, собираемся и начинаем все с ОФП (отжиманий, приседаний, бега – всего, чего захотим, можем и плавание добавить). После этого идем в наш класс: тренер рассказывает цели и задачи дня, какими навыками нужно будет овладеть. Затем спускаемся, вместе вооружаем лодки. Первая тренировка длится два часа, после нее перерыв на обед. У детей всегда есть промежуток времени, когда они отдыхают, играют, расслабляются, занимаются своими делами по тематике. Потом еще одна тренировка и разбор полетов (как прошел день, что необходимо повторить, какое домашнее задание). И свобода в пять часов вечера.

Как занятия зависят от погоды?

Помимо швертботов, мы периодически ходим на сапах, когда у нас непогода, допустим, слишком сильный ветер или жара такая, что прямо удавиться можно. Либо купаемся рядом со своими лодками, ножки мочим. Занимаемся всем, чем только можно. Но в телефонах не сидим, естественно.


В Строгинской пойме акватория закрытая. А в Ореховой бухте дети занимаются строго в самой бухте? Или выходят на открытую воду?

На открытую воду можно выйти с первого занятия. Так и нужно делать. Можно заниматься в бухте, отрабатывая определенный навык, но мешать там другим парусным и моторным судам не очень хорошо. Поэтому мы всегда выходим на большую воду. Но дети по нашим правилам не могут далеко отходить от лодки инструктора. Ребенок должен понимать: если я ему машу или использую свисток, то надо обязательно подойти. Мы несем за них ответственность.

Тренировки у ребенка будет вести один и тот же человек?

У нас есть команда инструкторов. В Строгино и Ореховой бухте работают по три тренера, закрепленных за базами. Они могут меняться, но у них нет дезинформации в программе, все в курсе всех расписаний. Мы не сбиваемся в том, что нам проходить, не возвращаемся, не откатываемся назад по знаниям и не убегаем далеко вперед.
 
«Работаем единым составом».
 
У всех хороший опыт, мы ладим с детьми. Еще мы молодые, поэтому слишком большой разницы в возрасте с учениками не будет, и от этого детям еще интереснее. У нас общение на «ты» в довольно-таки неформальном формате. Бывают и тренеры, которые требуют к себе формального отношения по имени-отчеству. Кому как нравится.


Что делать, если ребенку вдруг не понравился какой-то инструктор? Бывали такие случаи?

Вообще у нас не было таких ситуаций. Все улыбчивые, радостные. Но давайте допустим такую ситуацию: ребенок не совсем сошелся с тренером. В первую очередь, мы в таких конфликтах хотим разобраться. Возможно, произошло недопонимание. Мы за то, чтобы решать проблемы, а не избегать возникающих вопросов.

А записаться к любимому тренеру будет возможность?

Каждую неделю в выходные мы открываем запись в родительском чате на тренировки на следующую неделю. Там можно указать, в какие дни ребенок планирует прийти, чтобы заранее набралась группа. Я собираю на эти дни инструкторов. Соответственно, когда сформировалось расписание, я высылаю родителям информацию с указанием, что в такой-то день мы будем проходить вот эти материалы, тренер у нас вот такой. Мы сейчас делаем такую идеальную систему для того, чтобы все были уведомлены обо всем заранее.


Тренеры на воде и лекторы, читающие теорию, – это разные люди?

В основном, это одни и те же люди, хорошие теоретики и практики. Лекции преподают люди, которые входят в наш состав детских инструкторов. Дети, которые были на лекциях, будут встречать на практике знакомых им преподавателей.

Сколько лекций в теоретическом курсе? Как долго длится одно занятие в Учебном Центре?

В одном курсе восемь занятий, лекции и итоговый тест. Лекция (с разбором и просмотром видео) длится 45 минут, затем получасовой перерыв. В перемену не достаются телефоны. Мы вяжем узлы, «уходим в руки» и обсуждения, хихоньки-хахоньки, ходим попить воды и чая и в туалет. И потом еще 45 минут теории.


Как проходят аттестации, тестирования, экзамены?

В курсе у нас предусмотрены рубежные и итоговая аттестации. Их мы не афишируем как какие-то жесткие, как будто это ЕГЭ. В обычной школе очень много контрольных и самостоятельных, зачем детей нагружать лишний раз у нас. Мы просто говорим: сегодня у нас такие-то тесты, вот проверим, чему мы научились, и подведем итоги. Тест можно пересдать сразу, а можно на следующем занятии. После этого переходим к практике на воде, к сдаче экзамена, где ученики показывают исполнение определенных элементов. Тренер проверяет технику и дает возможность исправиться. Еще у каждого есть своя рабочая тетрадь, в которой отмечены достижения, небольшие пометки от тренера и личные данные об аттестациях. Все эти данные мы не разглашаем на всеобщее обозрение – ученикам нет необходимости сравнивать себя друг с другом. Мы противники всего этого движения, такого агрессивного и слишком спортивного, скажем так.
 
«Мы за дружелюбие, за стремление быть лучше самих себя, а не за стремление победить какого-нибудь соперника. Мы бы не хотели, чтобы из-за успеха или неудачи определенных учеников был разлад в команде».
 
Все личные результаты оглашаются родителям просто в формате оповещения о том, что необходимо подтянуть, где чуть больше сосредоточиться и как корректировать индивидуальный график ребенка. Естественно, при желании родителей участвовать в процессе и вместе строить путь ученика в будущем.

Задаются ли домашние задания? Ребенку может понадобиться помощь взрослого?

У большинства детей краткосрочная память, и это абсолютно нормально. Это уже в университете, наверное, студенты, помнят, что у них было на прошлой лекции, а чего не было. Дети живут больше в моменте, здесь и сейчас – чтобы вспомнить, что было пройдено, им нужно сильно постараться. Поэтому мы даем домашние задания. Они небольшие, не практические, там не надо брать лодку в аренду под руководством родителей. Мы даем такие задания, которые могут имитировать действия на лодке: допустим, если мы проходим повороты, то изучаем постановку рук и ног, технику движения. Наша задача – донести до ученика, чтобы о своих делах он сообщил родителю или другому близкому взрослому. Важно, чтобы было третье стороннее мнение.
 
«Но вникать или не вникать в парусный спорт родителям – это личное дело каждого».
 
Родителям мы всегда сообщаем о домашних заданиях, чтобы они просто были в курсе о том, что они существуют. А дальше дело семьи: у одного ребенка ничего не надо контролировать, а у другого стоит проверить, сделана домашка или нет.


Можно ли и нужно ли родителям присутствовать на тренировках? Или лучше этого не делать, в том числе, ради спортивного роста и личностной сепарации?

Родитель может в единичном порядке присоединиться к тренировке, заранее сказав о том, что хочет пофотографировать своего ребенка, поснимать видео на профессиональную технику или просто посмотреть – добро пожаловать на инструкторский катер, будем вас катать! Но если у нас группа четыре человека, то четыре родителя посадить некуда. Будет не совсем удобно всем. У нас есть достаточное количество зон, где родитель может подождать ребенка и отдохнуть во время его тренировок: арендовать сапы или посидеть в модном кафе «Ореховая Бухта» с прекрасным видом на воду на летней веранде, выпить чашечку кофе или перекусить, или же можно записать себя на это время на тренировку.
 
«Вы также можете собраться в команду с другими родителями и ходить заниматься в дни, когда ваши дети тренируются – тоже хороший вариант. Всегда найдем, чем занять родителей».
 
Все-таки при родных дети будут вести себя немножко по-другому, нежели вот так, как они ведут себя в реальной жизни, находясь один на один с внешним миром. Есть дети послушные: обычно приходит мама, и все, мы по струнке, дисциплина у нас в крови, мы живем парусным спортом, я знаю все и готов ко всему, давайте. А есть дети, которые расслабляются при взрослом: вот пришла мама, и все, можно ничего не делать, отдых. Поэтому постоянно присутствовать не стоит, а разово – да, пожалуйста.
 
Кстати, у нас будет родительский день с конкурсами – желающие могут принять участие в подготовке. Это что-то похожее на День открытых дверей для родителей как нынешних, так и будущих учеников – пожалуйста, приходите, мы только будем рады.

Следует ли отдавать в школу детей, которые не умеют плавать или боятся воды? Например, если родитель вдруг решил, что его ребенку нужно этот страх как-то побороть через занятие яхтингом.

Детей в таких случаях можно отдавать в парусный спорт. Если родитель заранее сообщает, что у ребенка есть определенные нюансы в нахождении на воде, внутренние зажимы и блоки, то чаще всего мы берем индивидуальный урок и прорабатываем это. У нас уже были такие случаи. Одна девочка боялась выходить на открытую воду. Где-то ею было услышано, что это опасная среда, и там нужно быть очень аккуратной. Все по-своему впечатлительны: кому-то все равно, если сказать 500 раз, что это опасная среда и надо смотреть в оба глаза, а другой ребенок, услышав подобное однажды, может очень сильно впечатлиться. Все прошло успешно.
 
«Побороть страхи можно по-разному, и это не суперсложная задача».
 
У всех инструкторов есть разные права и лицензии: у меня ГИМС, у кого-то РДП. Перед обучением детей каждый из нас обязан пройти курс по оказанию первой помощи. Мы не скидываем детей с пирса, чтобы они на уровне выживания научились сами плавать. Никто так не делает (надеюсь, родители тоже). У нас каждый ребенок занимается в спасательном жилете. Когда мы находимся в непосредственной близости у воды, мы уже в них. Поэтому волноваться не стоит.


Но все-таки есть какие-либо ограничения?

Есть дети, которые не любят воду, допустим, если она недостаточно прозрачная, не любят ни ветер, ни дождь, ни солнце, ни кепку надевать на голову. А иногда это все встречается в одном ребенке. Лучше после первого занятия выяснить, понравилась тренировка или нет, что конкретно не понравилось: то, что не все получалось, или то, что это парусный спорт. Это совсем разные вещи. Если у родителей задача просто развить определенный навык в ребенке, например, дисциплину или выносливость, то для этого существуют другие виды спорта. Конечно, будет прогресс и от парусного спорта, но не когда ребенку не нравится сама его суть.

Надо ли иметь профессиональную экипировку, или можно ограничиться обычной одеждой?

Для начала подойдут простые непромокаемые вещи, ветровки, штанишки, головные уборы. Важно иметь бутылочку воды, хорошее настроение и перчатки на руки. Есть у нас памятка для родителей, где указано, что необходимо собрать на теплую и на прохладную погоду, когда необходим полный комплект сменного белья. Она будет высылаться перед началом сезона и обязательно перед каждой дождливой погодой в родительский чат.


Какие абонементы можно будет приобрести?

У нас есть индивидуальная тренировка и разовое присоединение к группе, недельные абонементы на два или три посещения дневной программы в будни, а также абонементы на один, два и три месяца с выгодными предложениями. Если ребенок собирается соревноваться более профессионально, то надо брать три тренировки в неделю, не меньше.

Если ребенок не захочет становиться профессиональным яхтсменом в детстве, почему ему все-таки будет полезно заниматься в школе?

Иногда мы ходим на килевых яхтах для того, чтобы замотивировать детей развиваться в дальнейшем. Многие сначала противятся парусному спорту в этом формате: там большие лодки, скучно или сложно… Все такое огромное и выглядит прям масштабным зрелищем. Но выходить на килевых лодках им хочется. И тогда мы рассказываем, что и взрослым все сначала тяжело дается, нужно провести некоторое время на яхте, за два занятия все не получится. Мы объясняем это и подпитываем мотивацию периодическими походами и квестами на больших лодках, чтобы дети научились работать друг с другом.
 
Познакомиться с ценами и инструкторами детской парусной школы можно по ссылке: https://yachtingacademy.ru/yachting-in-moscow/detsko-yunosheskaya-parusnaya-sekcziya
 
Чтобы задать оставшиеся вопросы, звоните по телефону: +7(495)946-83-30.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования