Кодер с лодки Code: как давняя мечта привела специалиста из IT в мир IYT

Интервью со шкипером Алексеем Волковым о языке яхтинга, самопрограммирования и том, что под парусом все случайности не случайны.
24 мая 2024г.

Лицензию Bareboat Skipper IYT айтишник Алексей Волков получил два года назад. Несмотря на наличие опыта в виде более 650 миль, самостоятельно взять яхту в чартер он решил в рамках весеннего яхтенного фестиваля «Парусной Академии». Шкипер рассказал, как обрел стимул осуществить важную мечту юности и впервые отметил день рождения не дома, а на лодке.

Текст: Эда Адал.

В списке участников яхтенного фестиваля напротив одной графы в общей таблице стояла пометка: у этого шкипера в один из дней будет день рождения. «Надо бы отдельно поговорить именно с ним», – подумала я и не прогадала. Это был Алексей Волков. Во время флотилии 29 апреля ему исполнилось 37 лет.




Судьба стабильно и порой шутливо испытывает мечтательность Алексея на прочность. Вообще Вселенная, Посейдон или другие высшие силы явно настойчиво посылают Алексею разные знаки, освещая его путь под парусами – слушая умиротворенно воодушевленного шкипера, от этой мысли было сложно отделаться. Например, так уж получилось, что его экипажу из коллег-программистов досталась лодка с говорящим названием Code. И это только одна случайность из многих.




Поговорить нам удалось спустя несколько дней после знакомства на фестивале – звезды наконец сошлись: диалог случился под черным, звездным небом на сетке адмиральского катамарана под звуки завывающего в бухте Чифтлик ветра. 


Алексей, как и когда ты впервые оказался на яхте?

Еще во времена «Аськи» я познакомился с девчонкой, и она пригласила меня в Киев. Я только-только закончил универ и из Ростова-на-Дону поездом поехал в гости и попал как будто в параллельную для меня вселенную. Я из простой семьи, студентом зарабатывал, как сейчас помню, 17 тысяч рублей. Поехал в гости на три дня, а попал в семью, где дом 3000 квадратов, целый автопарк, всякие Audi R8 и A5. В один день папа девочки говорит: «Слушайте, ко мне друг приезжает, надо его на яхте покатать, вы с нами пойдете?» И она так неохотно спрашивает: «Леш, ты хочешь на яхту?» Что? Какая яхта? О чем речь вообще? Так вот я попал на парусную лодку. Мы ходили по Киевскому водохранилищу.

Чем тебе запомнился тот выход?

Все, что я помню – это нереальное ощущение свободы, тишины и кайфа. У меня тогда была видеокамера. Я думал, что все записывал. Когда приехал домой, оказалось, что у меня есть только кадры, как я камеру поднимаю и опускаю. В остальное время она была выключена. Поэтому для меня в памяти остался вопрос: это вообще было или нет? Тогда у меня запало в голове, что было бы круто научиться управлять парусной яхтой. Мне был 21 год.

Что ты предпринимал в этом направлении с тех пор?

Это так и было мечтой до 2021 года. Сейчас я пять лет как в Москве. Переезд из Ростова был связан со сменой работы, департамента, обязанностей. И вот у меня своя команда разработки, мы собираемся в барчике на тимбилдинг, общаемся. Один из вопросов был о том, какая у кого мечта. Я рассказываю ровно эту историю, на что мне мой разработчик: «Леш, когда это было?» Я насчитал 12 лет. Он говорит: «Забей, это не твое». После этой фразы я думаю: «Ну ты даешь вообще, зацепил так зацепил!» Полез в интернет. Для меня было диким удивлением, что этому обучают в Москве. Нашел День открытых дверей «Парусной Академии». Еще большим откровением стало, что вы оказались через дорогу от моего офиса. В общем, я записался, пришел, посмотрел, все узнал. Еще тогда в лотерейку выиграл тренировку, сходил на MX700 в Строгино. Просто все сложилось.


Все эти 12 лет ты не интересовался этой темой?

Я бы не сказал, что совсем не интересовался... Во-первых, большую часть времени из этих лет я жил в Ростове-на-Дону. Там парусников я не замечал. Во-вторых, для меня яхты – это было что-то очень дорогое, что совершенно мне не доступно и для чего нужно какое-то огромное море, либо водохранилище.


Что же тебя «тригернуло», когда тебе сказали, что яхтинг не твое? Что такое там заделось? 

Хороший вопрос. Я не знаю. Никогда об этом не задумывался. Может, потому что это мечта, которая должна сбыться, а мне сказали, что она никогда не сбудется. Не знаю. В любом случае, я очень благодарен этому человеку ровно за одну брошенную фразу. Это же стимулом послужило. Стимулом в том самом древнегреческом понимании – длинной палкой с острым наконечником для погона скота.

И как прошла первая тренировка на парусной яхте?

Шикарно. Я помню, что ничего не понял. Совершенно. Мне говорили: «Вот эту веревку тяни, вот эту брось, вот сюда пересядь». Ничего не запомнил совершенно. Ну естественно, когда в первые разы оказываешься на яхте, все повороты и операции, которые ты производишь с любыми веревочками, – это полная вакханалия, в голове каша, дезориентация.

Вот сейчас ты уже шкипер. Как тебе твой первый самостоятельный чартер?

Есть вещи, которые на практике ты не успеваешь отработать настолько, чтобы быть уверенным. Допустим, для меня сейчас постановка на якорь – процедура непростая. Я не очень понимаю, как реализовать практику именно в рамках яхтенного фестиваля. Тут к тебе часто запрыгивают на борт и помогают – тяжело набраться опыта в таких идеальных условиях. Хотя я понимаю, что в части отпуска на яхте с друзьями это шикарно и, наверное, как раз идеальный вариант.


Ты лично зачем и почему приехал на яхтенный фестиваль?

На борту со мной жена Настя, двое коллег с супругами. 

У половины экипажа – шкиперские лицензии, а другая половина впервые выходила на яхте. Инициатива больше моя, но мы вместе с женой ходим, на тренировки ездим, это скорее семейная история. Для меня это новый формат отпуска: ты не привязан к отелю, к какому-то месту, можешь сам выбрать, где сегодня ночуешь, куда пойдешь, и так далее. По факту здесь тебе все же говорят: сегодня мы тут, завтра там. Но все равно есть какая-то свобода.


Уже можешь сравнить, каково это – быть в переходе шкипером и матросом? Когда тебе легче, когда интереснее?

Матросом проще. В плане ответственности и передачи опыта, конечно, пойти в экипаж к опытному капитану даже чуть интереснее. Когда ты шкипер, перенять опыт тебе будет особо неоткуда. Наверное, когда я буду матерым волком, когда у меня за плечами будет 30-50 чартеров, не буду обращать на это внимание. Но сейчас практики не хватает, по-честному.


Какой морской опыт у тебя был до этого? 

Шкиперская практика, а дальше поход из Стамбула в Севастополь.  
Мы два раза туда-обратно прошли Мраморное море, включая Босфор, весь север Турции до Синопа, Черное море до Ялты.




 
Северный берег Турции, Черноморский именно, он вообще ни разу не как здесь. Там нет таких бухточек, негде укрыться от волны. Выходишь из Босфора и понимаешь, что у тебя навальный ветер, а от него ты спрятаться можешь через 120 миль. Шуруешь 120 миль. За те десять дней мы прошли 650 миль. Были все прелести жизни, пять ночей с вахтами, устали как собаки. Это, конечно, здорово. На самом деле, выматываешься. Но я шел за опытом.


Ты слышал про формат Level Up, который у нас есть? Думаю, тебе он понравится.

Да, слышал. Знаю, что он существует. Но на текущий отпуск был выбран именно формат яхтенного фестиваля, парусной флотилии.


Можешь оценить отдых в этом формате?

Наверное, это хороший вариант тест-драйва для чартера: понять, что именно было бы интересно, а что нет. Плюс наличие рядом опытных капитанов, которые могут подсказать, если что. Пришло понимание, что вариант хороший, но, возможно, мы бы чуть-чуть переиграли некоторые планы для получения конкретного практического опыта и, например, через день ночевали бы в марине и на якоре. В целом, я бы сказал, флотилия, в любом случае, на руку. Это действительно очень интересное мероприятие. После того момента, как я переварю, что очередной день рождения случился и что за год произошло, может быть, где-то там же и будет переваривание, а что с яхтингом и поменяется ли формат следующего отпуска на яхте или нет.

Ты специально спланировал отпуск и день рождения на яхте, или, в твоем случае, это очередная «случайная» случайность?

Так уж сложилось, что за 12 лет, что мы женаты, каждый день рождения жены мы отмечаем всегда на выезде. Раньше это регулярно было в Сочи, выбирались в Италию, в Испанию. Мой день рождения всегда проходил дома. В Новый год эта тема всплыла: блин, как так? В итоге Настя в феврале увидела, что у вас есть флотилия ровно в эти даты. И как оно так все совпало? Случайно ли это? Походу, все-таки не случайно.


Как вы на Code праздник провели? 

У нас гоночка была. Мы классно покрутили повороты, неплохо отлавировались. Я правда сначала не вырезал на лейлайн. Мы вполне неплохо (не скажу, что фордаком, но бакштагами) спустились вниз до острова Терсане и залипли, как мухи в сиропе, в штилевой луже. Причем мы пришли в нее вторыми, а в итоге настоялось семь лодок. Но мы и вышли вторыми. Опять же, веселый разговор состоялся после: «Леш, слушай, стояло семь лодок. Каким образом ты вышел первый?» Да хрен его знает, так получилось! Я не могу объяснить. Ну почему-то вот именно у меня в парусах ветер задул. То есть логикой объяснить не могу. Наверное, повезло.


Доволен тем, как этот день прошел? 

Ребята поздравили, даже с собой подарочки привезли. Но для меня история с отмечанием праздников гораздо более душевная, нежели ритуальная. Я десятый год не пью алкоголь, у нас вся яхта непьющих. То есть вся история про то, что надо гостям обязательно сказать что-то, подарить и так далее – мимо. Для меня самое главное — это пообщаться по душам о чем-то реально важном в жизни, обсудить что-то ценное. Я очень доволен тем, как этот день рождения прошел. Просто не хватило времени, чтобы с собой побыть.




Я сама пришла под парус в свой день рождения, чтобы побыть одной и не дома. Тоже практически случайно. Заметила, что в яхтинг приходят как интроверты и отшельники, так и ярые экстраверты. Чартеры и яхтенные фестивали – это все-таки общение, сожительство с разными людьми. Подходит ли, по-твоему, такой формат отдыха всем? Вот у тебя какой склад темперамента?




Я, наверное, относительно экстравертный интроверт. В целом, я за живое общение с людьми, для меня это всегда интересно, если люди идут на контакт. Я не против его инициировать, но не всегда люди отвечают, а дальше я не навязываюсь. Интересна ли мне новая компания? Да, но вот от очень шумной компании я устаю. Возможно, именно это сыграло на руку в том, что я в итоге пошел с «Парусной Академией», а не с еще более молодежно-тусовочными компаниями. История про тусить до трех часов ночи и устраивать дискотеки не моя и никогда не была моей, не тусовочный я. Мне эта движуха никогда не была по душе.


Как думаешь, у тебя есть внутренний запрос восстановить в памяти тот самый первый выход на парусной яхте из юности? 

Наверное, нет. Не знаю.


Сейчас ты снимаешь что-нибудь на лодках?

Снимаю. Снимаю тренировки регулярно. 

Зачем?

Очень классный вопрос, потому что все просто валяется в телефоне. С начала СВО, когда ушли все эти соцсети, многие вещи изменились, поменялись ориентиры и понимание, что важно, а что нет. Ну вернее я из соцсетей ушел до того, как это стало мейнстримом. Но в принципе пропала история про то, что надо с миром чем-то поделиться. Нет задачи снять документальный фильм, как я погружаюсь в яхтинг. Наверное, нет. Логика в том, чтобы снять какой-нибудь душевный ролик, показать себе, как отпуск прошел, передать семье долю эмоций, посмотреть, как это было.


А есть что-то, про что тебе сейчас кажется, что это точно не твое? 

Сноуборд. Потому что я лыжник (смеется).

О да, это две отдельные секты. 

Честно говоря, я не знаю. Зарекаться на тему, что вот этим я точно не буду заниматься, что это сложно, это непонятно, это параллельная вселенная... Просто есть вещи, которые я не понимаю. Я в Турции на яхте во второй раз и впервые на юге, поэтому для меня еще, конечно, все в новинку. Честно, мы всей командой вообще не просекли фишки Гечека. 




Погуляли в марине, там утюги стояли четырехпалубные. Мекка турецкого яхтинга… Я не понял совершенно, чем Гечек такое особенное место и почему мне о нем все уши прожужжали. Но, в целом, залив Фетхийский очень понравился, действительно классное место.




Когда ты в впервые попал на парусную яхту, тебе тоже казалось, что это все вообще недосягаемая вселенная. Это я к тому, что, если тебе в глубине души это все привлекательно, то, вполне возможно, что через несколько лет – монтажная склейка – и ты в Гечеке на четырехпалубном утюге.




Да… Посмотрим, не знаю, как это пойдет дальше… У меня перестала включаться вечная гонка за чем-то недостижимым. Яхтинг бывает радикально разным. С точки зрения попарусить, местами даже где-то погоняться в удовольствие, в кайф – это одно. Яхтинг как понт и яхтинг для души – это две совершенно разные истории.




У меня ощущение, что Гечек – это яхтинг для понтов, что там имеет значение длина твоей яхты, количество палуб. Как будто бы не очень имеет значение установление контакта со стихией. А мне хочется отдаться ветру, точнее не отдаться, а оседлать его. Это ж магия: ты вроде тянешь какие-то веревочки, тряпочки, а в итоге используешь ветер, которым ты никаким образом управлять не можешь, и идешь, куда тебе надо. В этом есть для меня яхтенная магия.

Яхтинг для души… А можешь вспомнить самый душевный момент из твоего парусного опыта?

Он случился в походе, когда мы шли из Стамбула и целый день проходили Босфор. На закате вышли в Черное море: там два дня до этого был шторм, ветра уже не было, достаточно высокая волна, метра два с половиной, хотя шли вдоль берега. Это была первая наша ночная вахта. Здесь хоть какой-то огонек-ориентир хочется иметь, чтобы в монитор не лупиться постоянно. Мы выискиваем маяки по карте, по чартплоттеру. Вот в такой обстановке уже часа два как идем на ощупь. И в этот момент прямо ровно против носа яхты – красная точка. Что за хрень? Ни маяка впереди не должно быть вроде, идем не в берег, в море. Мы ловили мыс, который будет через 40 миль, за ним надеялись спрятаться от волны. Совершенно не понимаем, что происходит. Мы поняли через минут десять, что это было, когда эта штука поднялась чуть выше, стала оранжевой, потом белой. Мы держали курс на красную Луну: она посреди ночи встала ровно там, куда нам надо.




Для меня романтика в этом: ночью идешь в полной темноте, ищешь какой-нибудь ориентир, а в итоге тебе его дают небеса.

Удается ли тебе в таких приключениях отдыхать от работы? Или расцениваешь шкиперство как иную энергозатратную деятельность?

Я не отношусь к этому, как к работе. Это ответственность, да. Но ответственность же не только в работе: и в семье, и в жизни, и в дружеских отношениях. Здесь получается скорее не отдохнуть, а голову переключить. Так было еще со времен первых тренировок на МХ700. Когда ты заходишь на яхту, у тебя появляется гора разных слов и терминологии, которые ты вообще в повседневной жизни не используешь. И для того, чтобы сообразить, что происходит, тебе приходится голову совершенно выключить. Есть один Леша, который на работе, в жизни и в семье, и совершенно другой, который на яхте под парусами. Их жизни как будто не пересекаются.


Ну вот на работе у тебя язык программирования, а на море – язык яхтинга. Снова есть что-то схожее, нет?

Да, конечно, общего очень много. На самом деле, это история про то, что должен быть интерес, исключительно внутренняя мотивация. Нельзя человека научить, человек может только научиться – это как в программировании, так и в яхтинге, разницы нет. Приходится учить слова, которые остальным не понятны. Со временем ты начинаешь шутить так, что тебя окружающие не понимают. Но появляется и новая компания, которая эти шутки оценивает.


Говорят, смысл жизни в том, чтобы найти своих людей, которые тебя будут понимать, и успокоиться…

Я еще не успокоился. Видимо, еще не всех своих нашел. 

Тогда желаю тебе найти всех своих.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования