Константин Станюкович: Айвазовский в мире литературы

Константин Михайлович Станюкович получил известность в России, как писатель-маринист, создающий произведения в большей мере по теме военно-морского флота.
13 апреля 2020г.
 

«Берег, братцы, берег! – повторяли и матросы.

В четыре часа корвет вошел в Зондский пролив.

Чудная картина открылась перед глазами, особенно ночью, когда взошла луна. Корвет шел между островами, освещенными серебристым светом. Кругом стояла тишина. Штиль был мертвый. Мириады звезд смотрели сверху, и между ними особенно хорошо было созвездие Южного Креста, лившее свой нежный свет с какой-то чарующей прелестью. Вода сверкала по бокам и сзади корвета брильянтовыми лентами.

На утро Ашанин увидел нечто сказочное по своей красоте. Корвет шел точно среди сада, между бесчисленных кудрявых островов и островков, сверкавших под лучами ослепительного солнца своей яркой густой зеленью тропических лесов… Точно громадные зеленые купы были разбросаны среди изумрудной воды, которая нежно лизала их… Эти плавучие сады, манящие своей листвой, среди которых шел «Коршун», казались какой-то волшебной декорацией, и Ашанину, впервые увидавшему могучую роскошь тропической природы, казалось, будто он во сне, и не верилось, что все это он видит…» 

Этим небольшим отрывком из книги Константина Станюковича «Вокруг света на Коршуне» мы хотим начать знакомство с писателем-маринистом, который прославился в конце 19 века и до сих пор является одним из ключевых авторов русской литературы.

Для русской литературы 19 век был прорывом. Столь большого количества выдающихся писателей, деятелей культуры с мировым именем больше уже, пожалуй, и не было…

У Константина была сложная и неординарная судьба. После того, как он встал на ноги и начал пробовать писать, случился разрыв с отцом-адмиралом, который заставлял Станюковича служить на флоте и не выдал дажегроша на жизнь. Константину пришлось прокладывать себе самому путь в жизни. В умах конца 19 века появляются настроения по смене власти, и он также попадает под это влияние, оказавшись с пером на первой линии огня.

Может быть именно поэтому мы и читаем сегодня такие замечательные произведения Константина Станюковича, который, пройдя через тернии к звездам, подарил нам столько историй из собственной жизни и жизни моряков. 

Правильно говорят – моряками не рождаются, а становятся. И всей своей жизнью и своими произведениями этот гений-маринист подарил нам истории, в которые легко поверить, так как они – о простых моряках и героях.

 

Писатель родился 30 марта 1843 года и рос в Севастополе в доме адмирала Станюковича. К сожалению, до наших времен сам дом не сохранился, но зато осталась подпорная стена, окружавшая когда-то дом и сад семьи. Сейчас на этой стене установлена мемориальная плита в честь знаменитого писателя.

Отцом будущего знаменитого писателя был Михаил Николаевич Станюкович – адмирал, комендант севастопольского порта и военный губернатор города, их семья принадлежала старинному дворянскому роду.

Когда Константину Станюковичу было всего 11 лет, он принимал участие в обороне Севастополя осенью 1854 года: из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск, исполнял обязанности курьера при отце, а конце сентября семья Станюковичей эвакуировалась в Симферополь. Спустя два года был зачислен в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге – престижное военно-учебное заведение, а уже 26 августа  был награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853—1856 гг.». 5 ноября из Пажеского корпуса Станюкович был переведён в Морской кадетский корпус.

Творческий путь Станюковича начался в 1859 году, когда было опубликовано его стихотворение «Отставной солдат» в журнале «Северный цветок», в котором автор публиковался еще долгое время. Именно в этом году Станюкович приобретает литературную известность.

В время его службы в военно-морском флоте Константин описывал свои впечатления от покорения Индокитая французами, за которым он наблюдал в течение месяца, пока служил гардемарином на клипере «Гайдамак». Его записки в итоге вылились в повесть «Вокруг света на «Коршуне».

Позже произведения писателя-мариниста стали публиковаться в крупнейшем и старейшем журнале военно-морской тематики - «Морской сборник». А уже в 1864 году началось сотрудничество Станюковича с «Петербургским листком», «Голосом», «Русской сценой», «Будильником» и другими. В сентябре в журнале «Эпоха» за № 9 была опубликована «Глава из очерков морской жизни». В этом же году после долгой и упорной борьбы с отцом, Станюкович выходит в отставку, а в декабре в 12-ом номере «Морского сборника» опубликован рассказ «Шторм». А три года спустя 20 января в 3-м номере «Будильника» опубликован очерк «На селе».

Позже в «Петербургском листке» сообщается о выходе в свет ранних морских рассказов Станюковича в книге «Из кругосветного плавания» в издании Вильгельма Генкеля. 26 мая в «Будильнике» № 19 начинает печататься очерк «Из воспоминаний сельского учителя», а в № 30 «Будильника» выходит очерк «Июльский сон», под псевдонимом «Бубнов».

Вплотную столкнувшись с миром железнодорожных дельцов во время своего пребывания в Таганроге, пишет комедию «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», которую потом запрещают к постановке распоряжением министра внутренних дел. 29 ноября в «Искре» под № 48 публикует фельетон «Русские американцы».

В конце ноября 1879 года после долгой службы на флоте Станюкович выезжает в Кларан (Швейцария), к семье, где начинает работать над романом «Два брата». В конце января возвращается в Россию «с двугривенным в кармане». В «Деле» начинает публиковаться «Два брата». 24 февраля писатель порывает с «Молвой», бывшими «Биржевыми ведомостями». В мае объявлено о выходе в свет романа «Наши нравы» (издательство Н. А. Шигина). Все лето и осень Станюкович проводит в Швейцарии, где общается с политическими эмигрантами: Кравчинским, Драгомановым, Верой Засулич, Ольгой Любатович и другими. В ноябре писатель возвращается в Петербург. В связи со смертью издателя «Дела» Г. Е. Благосветлова Константин Михайлович стал одним из редакторов этого журнала, а уже 1883 год Станюкович полностью выкупает журнал, строя при этом широкие планы.

Уже в 1885 году после смерти дочери передаёт журнал «Дело». В маеэтого же года административным порядком Станюкович высылается в Сибирь на три года, туда же, за ним, последовала и его семья. В Томске быстро сходится с проживающими здесь политическими ссыльными Ф. Волховским, С. Чудновским, активными участниками «Сибирской газеты». Здесь его посетил американский писатель, автор книги «Сибирь и ссылка» Джордж Кеннан.

В январе 1886 года в «Русской мысли» начинается серия его очерков «В дальние края» (под псевдонимом Л. Нельмин). 13 июля в «Сибирской газете» открывает серию фельетонов под общим заголовком «Сибирские картинки». 7 сентября в 36 номере «Сибирской газеты» под псевдонимом Н.Томский начинает публиковаться роман «Не столь отдалённые места».

Именно здесь, в ссылке, за тысячи километров от морей и океанов, Станюкович снова начинает писать на морскую тему, создавая те произведения о русских моряках, которые принесут ему мировую славу.

Наконец, в 1888 году в Петербурге выходят отдельной книгой «Морские рассказы» и роман «Не столь отдалённые места».

Станюковича на заседании «Общества любителей русской словесности» в библиотечном зале Московского университета встретили бурными овациями. Вот что писали в газете «Новости дня» № 2397 от 5.03.1890 г.: «Появление на кафедре автора „Морских рассказов“ было встречено громом аплодисментов и долго не смолкавшими криками „браво“». В этом же месяце заканчивает ещё один рассказ на морскую тему: «Похороны в море».

Отдельными изданиями вышли в свет: сборник «Морские силуэты», роман «История одной жизни, повесть «Вокруг света на „Коршуне“ и «Для детей. Рассказы из морской жизни».

Большим ударом для Станюковича была смерть его шестнадцатилетнего сына Константина в 1898 году, и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, писатель продолжал много работать. Осенью 1902 г с сильным мозговым переутомлением был вынужден уехать на отдых в Италию. Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 7 мая 1903 года в Неаполе.

9 мая Станюковича похоронили в Неаполе, на муниципальном кладбище Поджиореале (Cimitero_di_Poggioreale) "Русская зона". На похороны пришли все русские из города и окрестностей, кто успел узнать о его смерти. Самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских».

Лучшие произведения Станюковича:

«Максимка»

«Морские рассказы. Сборник»

«Вокруг света на «Коршуне»

«Похождения одного матроса»

«Пассажирка»

«Республика Шкид. Рассказы Станюкевича»

«Грозный адмирал. Беспокойный адмирал»

«Человек за бортом»

Некоторые из произведений Константина Станюкевича были экранизированы в СССР и России: «Пассажирка», «Максимка», «Матрос Чижик» и «В дальнем плавании».

«Максимка» и «Матрос Чижик», который был снять по рассказу «Нянька» - вошли в фонд Российского кино. 

Писатель родился 30 марта 1843 года в Севастополе. Творческий путь Станюкевич начал в 1859 году: в журнале «Северный цветок» было напечатано его стихотворение «Отставной солдат». Писатель получил признание как автор-маринист, по его произведениям снимались фильмы, которые вошли в фонд Российского кино. Умер от продолжительной болезни в ночь с 6 на 7 мая 1903 года и был похоронен в Неаполе. На похороны пришли все русские из города и окрестностей, а самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских».

Возможно только сегодня мы начинаем свободно переосмысливать и изучать заново всю историю парусного флота и военно-морского флота России и произведения Константина Михайловича Станюковича навсегда останутся в этой истории и с нами!



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования