То, что шкипер прописал: рецепт правильного подхода к получению опыта в море

Интервью с инструктором Cергеем Аваковым о формате LEVEL UP, ночном море, управлении яхтой и здоровом фанатизме в парусном спорте.
3 июня 2024г.

Как извлечь максимум пользы от морской практики и почему на яхте нужно всегда готовиться к худшему? Шкипер с богатым морским опытом и медицинским образованием в разностороннем профессиональном «анамнезе» Сергей Аваков дал ответы на вопросы и рассказал, как однажды разбил корму яхты и удостоился бурных аплодисментов в марине.

Текст: Эда Адал.


Сергей Аваков – яхтенный капитан с образованием врача-травматолога. Несмотря на то, что медицина для него уже в прошлом, он все еще позиционирует себя как доктора, однако, теперь лечащего людей парусом, ветром и морем. Своих учеников, вне зависимости от возраста, он по-преподавательски называет «мальчиками» и «девочками». Видимо, по привычке: еще пару лет назад он учил молодых ординаторов проводить операции в больницах, а теперь учит людей швартовым операциям на лодках. 




  
Яхтсменам Сергей преподает уже более десяти лет. Сейчас он живет в Турции, откуда читает онлайн-теорию ученикам «Парусной Академии». В жизни его также море практики: и в рамках курсов IYT, и в формате LEVEL UP, и в участии в офшорных регатах (Bosphorus Cup, Presidential International Yacht Races, Halikarnas Cup и других).






С 29 июня по 11 июля 2024 года
пройдет офшорный переход LEVEL UP с капитаном из Мармариса в Стамбул с возможностью сдачи на Yachtmaster Coastal.

А с 12 июля по 19 июля 2024 года после перехода – самая престижная и продолжительная из офшорных регат 53rd TURKISH NAVAL FORCES CUP! Во время нее можно будет увидеть с борта яхты все значимые достопримечательности Стамбула, а также пройти пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию.

Узнать подробности: +7(495)946-83-30


C Сергеем мы изначально планировали поговорить только про формат LEVEL UP во время прошедшего в апреле похода, где его очередные ученики в первый же день прошли сто миль и впервые увидели ночное море. Но получилось нечто большее.




«Не стыдно не знать. Стыдно не знать, где посмотреть»

Как обычно проходит практика в формате LEVEL UP? 

Такая история: сейчас у меня семь человек на борту, я восьмой. Мы разделились на три вахты, один человек исполняет роль капитана. И вот мы каждые 20 часов меняемся. Кому что выпадет: много ветра, постоять на якоре или ночной переход. Как пойдет. Среднего среза, наверное, не бывает, потому что все люди разные, как и их запросы. Хотите много миль? Мы вам устроим много миль, не вопрос. 

Если ученики хотят взять все от практики, пусть берут. Если у них есть какие-то пожелания, конечно, все обсудим и учтем. Я на все готов.

Мы, например, ночью активно ходим, но это по желанию: нельзя людей сильно перегружать, иначе они не смогут воспринимать информацию.

То есть ночные вахты на LEVEL UP – это необязательно?

У всех разные требования. Я и на курсе Bareboat Skipper всегда показываю людям ночное море.




Все зависит от индивидуального подхода инструктора, от любви к искусству. Я считаю, что люди не готовы к самостоятельному походу, если они не видели ночного моря хотя бы два-три часа.

По лицензии Bareboat Skipper не имеет права ходить ночью, но я понимаю, что если вдруг жизнь, непогода или злобная чартерная компания заставят шкипера выйти в море после захода солнца, это будет стресс. Ночное море не должно оказаться неожиданностью.

Чем отличается LEVEL UP от морской практики в рамках IYT? 

Первоначальная идея в том, чтобы те, у кого уже есть BBSS bareboat skipper sail, приходили свои навыки улучшать. И чтобы те, кто только хочет лицензию Yachtmaster Сoastal, могли набрать необходимые для этого знания, а заодно мили и ночные вахты. В основном, формат подходит для этих целей.

Какой уровень опыта у шкиперов, приезжающих на LEVEL UP?

Сейчас, например, все в моем экипаже уже имели какой-то опыт самостоятельных чартеров. Все приехали с пониманием, что они уперлись в потолок, либо что-то подзабыли и заодно хотят повысить уровень подготовки. Ходили, ходили, ходили, но хотят дальше, выше, больше, сильнее.

Что такое LEVEL UP, с точки зрения инструктора? 

Я могу тебе описать, как я это вижу. 

Я лично вижу формат LEVEL UP как способ найти слабую сторону у учеников и возможность что-то «дообъяснить», «переобъяснить» им, чтобы потом они вышли уже совсем другими людьми с более глубоким пониманием всех процессов. Поэтому мне важно найти пробелы у человека и попытаться их заполнить необходимыми знаниями.

Ученики приезжают, я их спрашиваю: «Ребята, что вам конкретно каждому не хватает? Подумайте, и я смогу вам помочь». Сейчас вот все из экипажа ранее учились не у меня. Я их мучаю, а они, как партизаны, не сдаются, но я все вижу. Там у человека что-то получается, я говорю: «Вижу, что тебе это удается, понимаю, что ты хочешь выделиться, но ребятам тоже надо этому обучиться». У кого проблема, допустим, в швартовке, пусть лучше тот и зашвартуется, и мы лучше еще раз обсудим, как это делается.

А кто-нибудь сейчас приехал на LEVEL UP со списком вопросов и пробелов, которые им хочется «прокачать»?

К сожалению, нет. Я тебе больше могу сказать, я несколько раз спрашивал: «Ребята, у кого где-то есть пробелы, давайте, вы мне скажите!» Пока никто не сказал. Например, мальчик один сказал, что хорошо помнит узлы, но на практике выяснилось, что это не так.

Как лучше готовиться к практике, чтобы получить больше «выхлопа», пользы от нее?

Как минимум, крайне полезно дома подучить огни и знаки, МППСС-72 посмотреть, какие корабли как светятся. Также полезно было бы как раз список вопросов приготовить. Ну и надо самостоятельно где-то походить для того, чтобы наработать тот самый список вопросов. А обычно у людей для этого просто мало опыта, нет ошибок.




Бывают ли какие-то пожелания от учеников, куда пойти или что отработать? 

У нас коллективный разум – решение принимаем все вместе. Мы открываем прогноз погоды, смотрим, чего хотим, куда дует ветер, как мы будем с этим бороться (и будем ли вообще бороться, надо ли оно нам) – как-то так мы планируем маршрут. Ребята ищут ветер – идем туда, где он будет.

Если, например, шкиперы говорят, что сегодня хотят отрабатывать швартовку, можно это устроить? 

Пожалуй, это единственное, что немного сложно устроить во время LEVEL UP’a. Но у нас есть отдельное место в Фетхие, где мы работаем именно со швартовкой. Лучше все-таки в формате LEVEL UP либо ходить далеко, либо стоять у пирса и что-то отрабатывать. Хотя вообще никаких жестких рамок нет.

На лодке проводятся теоретические занятия? Или это сугубо интенсивная практика?

Нет такого, что у нас в определенные часы все собираются, и мы давай учиться. Но это обычная ситуация, когда мы бросаем якорь, я беру бумажку, что-то рисую, показываю. Если необходимо, я, конечно, сижу и объясняю физику процесса. 


А какой у тебя самого опыт в яхтинге?

Я вообще слово «яхтинг» не очень люблю. «Парусный спорт», но точно не «яхтинг». Яхтинг – это что-то про стюардесс, большие катера и вот это все.

Но, между прочим, некоторые твои ученики говорят, что они не спортсмены, а туристы. 

Я знаю, да-да-да. Я все понимаю. Я никого не поправляю. У меня нет этого снобизма, я никому не рассказываю, как им надо себя называть. Не люблю так.




Так как ты попал в парусный спорт?

Все началось в девятом или десятом классе школы, я уже не помню. Меня позвали походить на лодочке по Клязьминскому водохранилищу. Ну я раз походил, два походил, три. Потом был институт. Со временем та лодка капитально сгнила. Я взял на себя обязательство и почти весь сезон с мая до сентября ее чинил. Лодочка была фанерная, мы поменяли ей полностью транцевую плиту. И я стоял, что-то там пилил, пилил, а рядом ребята из яхт-клуба МИФИ готовили свои лодки к регате. Мы как-то заговорились, подружились, они предлагают: «Пойдем с нами на гонки». Ну и попробовал, собственно. Потом на Онегу с ними сходил. И как-то так вот эта московская парусная тусовка меня поглотила.

Когда и как ты влюбился в море?

Когда я был еще студентом, денег на моря не было, естественно. И вот тогда давно Максим Ивановский (прим.: инструктор «Парусной Академии») работал с одним немцем. План был такой: бесплатно едем в море, в настоящее, в большое, помогаем готовить ее к сезону и катаемся. Это была Сардиния, переход из Альгеро в Ольбию. Еще заходили на Корсику, в Бонифачо. Так я вышел в море. Ну и все, и влюбился. Гонки оставались – и на Онеге, и в Москве, Ладога, Финский залив, все было. Как расписание ляжет. В любой отпуск я уезжал в море и искал любые варианты с друзьями. Им нравилось кайфовать, а мне только дайте под парусом по морю походить. Надо отвезти купаться – я отвезу вас купаться. Все знали, кто за чем едет, мы предварительно на берегу в Москве обо всем этом договаривались.




Ребята знали: я их отвезу куда угодно и из любой задницы достану, что бы не случилось, но за это им придется долго ходить со мной под парусом.

Отпуск – значит, еду в море. Я много где побывал: кроме Франции, я был во всем северном Средиземноморье, практически во всех местах, странах, маринах. Еще был переход по Атлантике с Канар на Балеары.


Как ты совмещал капитанство и работу? Как начал преподавать?

Я не работал капитаном, я работал врачом в Москве. Я еще лет 15 назад ходил на Кутузовский проспект, мы с Денисом Шаповаловым придумывали историю про первую помощь на борту, это было ну очень давно. С друзей перешел на клиентов.


А какое медицинское учреждение ты окончил?

ММА им. И. М. Сеченова (прим.: сейчас – Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова), лечебный факультет. Потом была ординатура по травматологии. Я работал в травмпункте, стал заведующим, затем все бросил и ушел в больницу обычным врачом. И потом еще раз все бросил. Вот теперь лечу людей. Тьфу, учу! Учу-лечу)

Интересно, а вот каково человеку, которому не нравится слово «яхтинг», ходить с людьми, которые далеки от его спортивной составляющей, которые просто хотят ходить на яхте не напрягаясь и в свое удовольствие даже в формате LEVEL UP?

Ну это же разный кайф! Разный кайф от того, что ты гоняешься, что ты учишь людей.


Мне нравится учить людей, делиться знаниями, потому что у меня есть достаточный опыт, который можно передать. Зачем он только мне?

Я же в какой-то момент в жизни учил молодых врачей оперировать, у меня были ординаторы. И мне это тоже нравилось.


Ты сейчас смотришь на обучение капитанов через докторскую призму? Даешь на лодке базовые знания по оказанию первой помощи? Считаешь ли, что капитан должен быть таким «врачом на минималках»?

Я считаю, что вообще каждый человек на свете должен уметь оказывать первую помощь. Этому должны учить в школе. Потому что есть некоторые состояния, когда вопрос жизни идет про минуты. Я ученикам, в том числе, об этом говорю, когда мы планируем маршрут, говорим по рации: почему мы слушаем, что мы слушаем, как быстро приедет помощь. Я рассказываю, что мы планируем маршрут не только с учетом погоды, но и с учетом этих условий. Есть вот такие safety истории, они не медицинские, а именно про безопасность.


Как в постоянном стрессовом тонусе на лодке сохранять врачебную хладнокровность?

Я вообще безумно спокойный человек. Это базовая история для профессии что преподавателя, что врача.

Ну не всем это легко дается, не все врачи по натуре.

Значит, просто кому-то повезло с характером)

В чем особенность твоего обучающего подхода, как тебе кажется? 

Я всегда учу готовиться к худшему и не доверять ничему и никому. Типа представьте, что у вас сломался двигатель. Каждый раз об этом надо думать. Что будет, если прямо сейчас он сломается? А я в ста метрах от скал.




Готовьтесь к опасности. Не случится плохое – ладно, езжайте дальше пить просекко. А если случится, вы будете готовы.

Никто не анализирует и никто не прогнозирует ситуацию. Их как научили, они так и делают. Я же заставляю думать. Мне не сложно 25 раз объяснить одно и то же, но я один раз показываю, вообще все объясняю, а потом коллективно заставляю вспоминать, искать информацию. Даже прямо на лодке я ученикам говорю: «Не стыдно не знать. Стыдно не знать, где посмотреть». Если вы в чем-то не уверены, вы точно должны знать место, куда вы посмотрите в той или иной ситуации.

У вас там сейчас на LEVEL UP, мне рассказали, на борт вода начала поступать. Вот ученики знали, где искать проблему?

Они вообще не знали, что она поступает. То есть что-то случилось, я им сказал и заставил подумать: а что, а почему, откуда? Вот мы и сообразили, где что посмотреть. Ну вообще, честно тебе сказать, они, конечно, не стрессовали, а я очень не люблю, когда в судно поступает вода. И тем более соленая. Поскольку это не я придумал (а я мог такое запланировать), я тоже сначала не знал, в чем причина.

То есть ты еще какие-то пранки можешь устраивать?) 

Вообще это я люблю. Я там периодически делаю так, чтобы лебедка не работала. Люди перестают все проверять. Я спрашиваю: «Готовы?» А они просто пультик взяли в руки, это у них «готовы». Конечно, такое мы устраиваем в спокойную погоду. Зато когда в следующий раз у них будет подобная история при ветре в бок, они вспомнят, что надо проверить, чтобы все работало.


Опыта много не бывает?

Конечно.

Много опыта не бывает никогда, и всем всегда есть чему поучиться.

Я сам сумасшедший: кто-то из инструкторов своим что-то рассказывает, и я в очередной раз иду и слушаю, и наоборот. Хотя у нас с инструкторами у нас бывает разница в возрасте в два раза, не говоря об опыте.

Есть два подхода в жизни. Первый – купить опыт за деньги, потратив их на обучение. А второй – приобрести его за деньги, заплатив чартерной компании: когда ты, условно, раздолбал лодку, оплатил ущерб, а потом анализируешь, что случилось, как надо было сделать по-другому.

Это кому какой подход ближе. Я приобретал опыт и так, и так. Мой личный путь был такой.

И в какой момент у тебя эти подходы менялись? Что случилось? 

Ничего такого не случилось. Я немножко понабивал шишки, когда там уже 5000 миль за спиной… Нет-нет-нет, наверное, я тебе вру. Дело не в милях.

Наверняка что-то такое произошло. По неопытности.

Ну я... Не, ничего такого не произошло. Я «накупил» опыта, но такого, который вот по-другому, честно, никак бы не приобрел – разбитая корма лодки. Если тебе никто не расскажет, что такое вообще гипотетически реально, ты даже себе представить не сможешь, что такое бывает. Что могут тебе в марине сделать такую подставу...

То есть ты в марине разбил корму?

Там греческая марина была устроена так: мурингов нет, вдоль пирсов натянута цепь, за которую по факту все держатся якорями. Я прицепился за нее, и лодки, соответственно, тянули цепь в разные стороны. Потом они все ушли, а я остался. Причем не на лодке: я уехал в город, какие-то достопримечательности смотреть. И, естественно, цепь ослабла, и лодка приехала в пирс. Там дуло 35, 40, не знаю, 25 узлов. Это уже не суть важно. Даже точку на карте могу показать. Цепь просто ослабла. Единственный вариант, как это можно было решить, – это быть на борту и уходить.

Получается, без своих шишек никак.

Да, получается без этого никак.

Возможно как-то отслеживать собственный прогресс?

Я себе ставил цель: как только чувствую, что я хорошо швартуюсь, беру лодку больше. Вот я понимаю с 40 футами вроде бы в такой-то ветер могу, и беру 45, 48, 53, 58, чтобы держать себя в тонусе. Это было давно, мой личный путь со швартовками. Со всем остальным тоже так работают, в целом. Наверное, знаешь, когда я перестал переживать за швартовки? Я прям помню, как после этого взял самую большую лодку в своей жизни. Тогда мне в какой-то большой ветер турки в марине аплодировали. Они там переживали, у них самих не очень-то все получалось, а капитаны приходили и просили помощи, правда дуло хорошо. А тут приезжаю я, говорю: «Спокойно, ребята, я заезжаю на место». Они стояли на пирсе и хлопали мне. И после этого я такой: ну все, 48 хватит, берем 58.

Это идеальный прием для всех шкиперов?

Нет, это я себе такую задачу поставил. Тут же вопрос в том, кто как хочет себя позиционировать. Вкусовщина такая. Может, кто-то решил, что он хочет раз в год ходить только с женой или с двумя друзьями и ему 58 футов вообще не нужны. Каждому свое: кому по морям ходить, кому в бухтах просекко пить. Люди, в основном, последнего хотят, а не швартоваться ни в 50, ни в 30, ни в 20 узлов. Ты можешь лет пять ездить в Турцию и не раз не зашвартоваться в ветер больше десяти узлов.




Вот этих «идиотов» типа меня, которые хотят три-четыре недели в океане просто походить под парусами, чтобы не видеть ничего, их не очень много в мире.

У меня сейчас на лодке есть мальчик, я ему говорю: «А что было бы, если бы был ветер?» Он говорит: «Попросил бы помощи». И он абсолютно прав. Потому что у него задача – отдохнуть и не париться. Мне же хочется чувствовать себя чуть более безопасно. 

Условно, у меня с собой всегда купленный чемодан всяких отдельных девайсов на батарейках, электроники, две рации, три навигатора, AIS-приемник… Я их постоянно вожу с собой и использую.

А бумажные карты?

Я, конечно, топлю за бумажные карты и объясняю, почему надо ими пользоваться. Помню, когда-то давно я понял, что у меня навык бумажный исчез. Шел, достал бумагу, просто чтобы вспомнить, как это работает. Это было опять же мое желание.

Возвращаясь к LEVEL UP, пойти на него можно и за корочкой, и просто за опытом? Тоже зависит от желания?

Конечно. Идти надо за опытом. Мне кажется, что нет ни одного человека, кто хоть что-то там не подчерпнул. Самое важное, насколько я это понимаю, что в своем морском опыте надо менять инструкторов: вот ты учился у одного, а дальше надо идти к другому. В этой смене определенно есть смысл. Чтобы ездить на машине, надо ездить на машине, а чтобы ходить по морю, надо ходить по морю. И чем больше, тем лучше будет в итоге получаться.


Что у тебя будет на следующих летних LEVEL UP’ах?

Там будет гоночная лодка, куча парусов, плюс штормовые, и погодные условия могут быть такие, что мы и в 50 узлов пойдем. А могут и не быть, там не угадаешь. Это Эгейское море. 

Чтобы не гадать, а увидеть все своими глазами, записывайтесь на LEVEL UP: +7(495)946-83-30.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

LEVEL UP Запад — Восток (2 недели)
Двухнедельное путешествие на парусной яхте.
LEVEL UP в Турции 2024
26 октября – 2 ноября 2024 (7 ночей)

Мармарис – Бозуккале – Бозбурун Лимани – Селимие – Книдос – Агыл Кою – Мармарис
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования