Level Up Offshore: ожидание и реальность первого 600-мильного похода

В чем заключается уникальность нечартерного яхтинга?
14 августа 2024г.

Интервью с Марией, Ксенией, Борисом и Станиславом – шкиперами из экипажа первого оффшорного похода «Парусной Академии» Level Up Offshore – о том, какой опыт они приобрели по пути из Мармариса в Стамбул, и почему думали, что «будет хуже».


Текст: Эда Адал.





С 29 июня по 11 июля 2024 года проходил Level Up Offshore – яхтенный поход из Мармариса в Стамбул под руководством инструктора Сергея Авакова. Программа была ориентирована на шкиперов уровня Bareboat Skipper IYT и желающих набрать 600 миль, необходимых для перехода в статус Yachtmaster Coastal. Несмотря на то, что определенный парусный опыт имелся у каждого матроса, многое для них стало открытием. Что именно – об этом члены экипажа рассказали, вернувшись домой.


Мария Сидорская

«Такой большой практики у меня еще не было. Я наконец-то поняла влияние ветра на паруса», – Мария Сидорская, 56 лет, медик-трихолог, ведущий технолог итальянского бренда BAREX в России, преподающий более 20 лет.

Сдала на Bareboat Skipper в 2017 году. Путешествовала по Эолийским островам, ходила матросом по Греции и вторым капитаном на Тенерифе, участвовала в регатах Audi Göcek Race Week в Турции и United Sailing Week в Хорватии.




Оправдались ли твои представления о походе?

Я представляла, что все будет хуже и мне будет страшнее, что мы вообще не будем нигде останавливаться, а будем все время идти вперед. На лодку я притащила целую библиотеку – думала, что ночами буду что-то читать, зубрить и что нас будут спрашивать. Все оказалось намного интересней и, я бы сказала, мягче.




Что ты ожидала от работы инструктора, и как все было на самом деле?

Меня удивило, что Сергей так часто давал нам возможность ошибаться. При этом не исчезала уверенность в том, что он всегда рядом: по звуку парусов, по каким-то движениям оснастки он всегда слышал и понимал, когда нужно помочь, вовремя просыпался. В этом плане ожидания от него как от инструктора у меня оправдались.

И я очень благодарна ему за колоссальнейшее терпение. Этот дурацкий outhall, который я никак не могла запомнить… По сто раз мне отвечали на один и тот же вопроc. Вообще хочу сказать, что в «Парусной Академии» у тех инструкторов, с кем я сталкивалась, очень много терпения. Сергей, который ни разу не повысил голос – это большой плюс, и я представляю, как ему хотелось нас всех прибить, когда мы делали досадные ошибки. Большое ему спасибо!




С чем в походе ты столкнулась впервые?

Я не ожидала, что у нас будет столько технических проблем. Когда мы ходили по островам с подругой, шкиперкой уровня Coastal, у нас не было никакого плавучего якоря, штормового стакселя. Все это я увидела в первый раз, для меня это было открытием. И раньше мы никогда не ставили столько парусов. Тот же грот, который мы туда-сюда дергали, когда рифились –  это очень здорово. Такой большой практики у меня еще не было. Я наконец-то поняла влияние ветра на паруса.




Пошла бы ты в такой оффшорный поход еще?

Я точно готова регулярно ходить в такие большие переходы, потому что они всегда будут разные из-за внешних обстоятельств, погодных условий, экипажа. И потому что мне с помощью практики намного удобнее получать информацию и усваивать теорию.




Что бы ты предложила для улучшения подготовки шкиперов к походу?

Мне кажется, если бы у нас был какой-нибудь словарь «страшных» названий всех веревок, оттяжек, прямо очень подробный глоссарий или карточки со всеми названиями снастей, деталей, отверстий, то это было бы здорово. Потому что пока ты это не выучишь и точно не поймешь, где это находится и как работает, на лодке ты ничего не сделаешь.

Кому бы ты порекомендовала Level Up Offshore?

Такой переход я бы посоветовала любому человеку с любым опытом, потому что это обязательно будет что-то новое. Я думаю, даже у Сергея вряд ли когда-нибудь до этого был случай, когда бы он посадил лодку на камни из-за того, что маринер послал его швартоваться в неподходящее по осадке место, уверяя, что там четыре метра глубины, а не два, как оказалось на самом деле.




Чем для тебя стал поход в эмоциональном плане?

Для меня «уйти в море» – это отключиться от всего, побыть одному. Хотя ты, естественно, идешь с кем-то, но все равно находишься сам с собой, прокачиваешь свои психологические проблемы, стороны, знания. Я очень здорово переключилась. Я действительно сделала выводы о своей жизни, о своих взглядах. Мозг мой отдохнул и готов к другой деятельности.




Чему такой морской опыт, по-твоему, может научить шкипера?

К сожалению, очень много проблем происходит в нашей жизни, потому что люди не хотят нести ответственность даже за самих себя. А такие походы учат принимать решения, отвечать за действия команды и за себя, что очень страшно делать, но от этого ты становишься сильнее, уходит тревожность.




Ко мне приходит много тревожных клиентов. Когда ты им рассказываешь про эти поездки, они говорят, что это как будто бы кино, другая жизнь. Нет, эта жизнь рядом. И именно на парусных лодках, а не на катамаранах, которые называют «ресторанами на воде».


Ксения Чигарева

«После нашего перехода я просто без проблем читаю МППСС-72», Ксения Чигарева, 38 лет, интернет-маркетолог.

Сдала на Bareboat Skipper в 2023 году. Съездила на две флотилии «Парусной Академии» и взяла лодку в чартер в этом году.

Какие основные опасения у тебя были перед походом?

Когда я в это вписалась, думала: «Что ты делаешь, зачем ты туда идешь? Там все такие профессионалы будут». По факту экипаж состоял из людей, которые, как и я, хотели чему-то научиться.




Почему-то в голове перед походом отложилось, что вахты будут по восемь часов. А у меня единственный длинный переход был на последнем яхтенном фестивале, и это воспринималось очень тяжело. Хорошо, что в итоге были трехчасовые вахты – это идеально. Ты четко понимаешь, когда можно отдохнуть или нужно быть в кокпите. Я отлично успевала поспать. Еще думала, что буду сложнее переносить бытовые лишения. Но не чистить зубы 30 часов – ок. Мне казалось, что будет хуже, если честно. Возможно, в походе нам еще повезло с условиями, было довольно спокойно, в том числе, ночью. В общем, не было никаких проблем.




Это были твои первые ночные часы?

Да. Когда наш капитан уходит спать, а ты с кем-то еще пытаешься что-то выяснить (ставить паруса или не ставить, заводить мотор или нет, какие у нас приоритеты) – такое было впервые.

Не было ли тебе скучно с экипажем (поскольку ты была одной из немногих с собственным чартером за плечами, а это понимание лодки и принятие ответственности на другом уровне)?

Нет, вообще не было скучно. Каждый раз, когда мне казалось, что кто-то не знает элементарной вещи, этот же человек потом и открывал для меня что-то новое, показывал фишечки, например, как пользоваться лебедкой или держать руки, чтобы проще и быстрее накинуть эти чертовы шлаги.




Помнишь свои ощущения в тот день, когда ты была капитаном? Это такое же состояние, как когда ты капитанишь в чартере?

Когда я брала лодку в чартер, мне было суперстрашно – об этом говорит мой обморок утром перед стартом. Если честно, в походе я была очень расслабленным капитаном, потому что полагалась на Сергея. Если бы я отвечала за все сама, то, конечно, была бы полная перестраховка. Какие-то решения были приняты исключительно с его подачи.

Можешь привести пример?

Вечерело. Мы шли под гротом и стакселем. Я в какой-то момент понимаю, что плохо себя чувствую, собираюсь поспать перед закатом и особо не предпринимаю никаких действий, потому что у меня в голове: «Сергей же остается, в любом случае подстрахует». Я ему говорю, что хочу уйти, он такой: «Хорошо, поспать – твое капитанское решение». Но он меня выводил на то, что надо бы зарифить грот: ветер нестабильный, значит, есть тенденция к усилению, а ночью людей лучше не отправлять к мачте из-за соображений безопасности. В тот момент у меня вообще никакой мысли не закралось, что это решение должна была принять я как капитан.




Было ли тебе в походе страшно или что-то непонятно?

Нет, кстати, ни разу не было страшно. Как только я пришла на лодку, все было понятно. Но с точки зрения безопасности и того, как готовить лодку, мы на флотилии и морской практике Bareboat Skipper делали это вместе чуть дотошнее. Здесь, наверное, сказывается, что Сергей сам знал, куда надо посмотреть, а где можно забить и не смотреть. Но на чартерных лодках нас всегда учили, что ты должен обязательно заглянуть в двигатель перед тем, как его заводить: взять салфеточку, посмотреть, сколько масла вылилось, проверить уровень охлаждающей жидкости.




В каких вещах, как тебе показал этот поход, ты теперь точно нуждаешься как шкипер?

Теперь у меня в списке навигатор Garmin стоит на первом месте. Телефон – это не вариант, он быстро садится и заливается. Я очень хочу купить себе рацию: бегать каждый раз в кают-кампанию к стационарной и кричать экипажу на баке во время постановки на якорь неудобно. Еще мечтаю купить линейку, как у Маши.




Фонарик красный (для ночных вахт) тоже записан, без него никак. И строительные очки – это здорово! В планах пойти в строительный магазин, купить себе пару с желтыми линзами (для вахт на восходе и закате) и прозрачными, чтобы в глаза не летело. Еще я бы улучшила свою экипировку: взяла бы несколько пар печаток, более удобные и функциональные вещи. Для меня были открытием непромокаемые носки: боже мой, что за чудо! Я в последний раз такое испытывала, когда начала заниматься сноубордом и узнала, что можно не надевать на себя десять пар колготок, а что есть термобелье. Сергей сказал посмотреть кроссовки, из которых с подошвы выливается вода. Никто особо раньше не говорил про такие вещи.




Как Level Up Offshore повлиял на твои знания, как думаешь?

Я пришла в яхтинг совсем «нулевая», ничего не понимала, было очень сложно. С практикой лучше осознаешь некоторые вещи. Так, после нашего перехода я просто без проблем читаю МППСС-72. До этого я их открывала, дважды пыталась зубрить, но прочитывала одну страничку и думала: «Не, ребят, не могу». А сейчас читаю их в третий раз и такая: «О, а я понимаю, о чем там написано! Боже мой, судно на воздушной подушке, да как мы могли тебя не узнать?» Все эти огни, знаки, баржи, корабли... Когда я увидела это в море вживую, оно стало для меня более понятным, более реальным.




Еще меня порадовала схема Сергея по спасению утопающего под парусами. Я никак не понимала этот чертов треугольник, его квадрат для меня оказался легче. Я реально его помню, вот даже сейчас без практики смогу его воспроизвести, повторить, нарисовать ветры, повороты и понять, что к чему. Это логично. До этого треугольник для меня не был логичен.




И вот эта стрелочка на топе мачты. Не было раньше практики ее использования, я всегда пыталась смотреть на воду и по воде определять курс ветра, мой курс относительно ветра.

Что до сих пор осталось не понятно?

Когда мы ставили спиннакер, я его увидела в первый раз вживую. Если честно, я до сих пор не очень понимаю, как он работает. Относительно геннакера на круизной яхте, это было немного по-новому, я не смогу его поставить. И не поняла штормовые паруса: мы их ставили в спокойную погоду и оттого, что нам уже просто нечего было ставить. Хотелось бы услышать какой-то алгоритм действий. В какой момент и как кидать плавучий якорь? Конечно, я понимаю, у нас есть задача дойти из точки А в точку Б, и не все возможно потренировать за это время.




Еще сейчас я собираю своих ребят на лодку. Я осознаю, что они едут развлекаться, а я еду держать все под контролем. Кого ставить мне на смену? Капитан же должен отдыхать. Сергей и спал, и слушал нас одновременно – это была уникальная учебная ситуация. Как на какой-то момент мне передать ответственность, хотя бы поделить ее с кем-то – для меня это нерешенный вопрос.

Что бы ты добавила в оффшорную программу?

У некоторых автомобильных марок есть driving experience, когда тебя учат не то чтобы экстремальному вождению, а как выходить из него (как вести себя на гололеде или при заносах), что показывает, как у тебя вообще работает машина. Вот я с удовольствием пошла бы на такую практику на яхте. Про спокойное море я, тьфу-тьфу-тьфу, все понимаю.




Ты теперь готова к более суровым, более длительным переходам без остановок?

Да, слушай, вообще без проблем. И физически, и морально. Мне казалось, что в какой-то момент расклеюсь. Но нет, вообще бодрячком.




У тебя как-то поменялось представление о яхтинге после этого похода?

Флотилии, яхтенные фестивали – мной это теперь воспринимается, только как тусовка, менее увлекательный и экстремальный формат. Единственный вопрос, который мне реально остался интересным – это гонки. Я была один раз на Open Race в Орешке на стакселе и ничего не понимала, куда мы идем и зачем. Тут я вообще ноль.




Как бы ты сказала, Level Up Offshore – он для кого и зачем?

Это очень хорошо укладывается в историю про практику навыков и добор миль для Coastal, показать, что это такое, и подготовить тебя. У тебя и туалет может сломаться, и помпа забортной воды – в домашней марине легче решить эти вопросы. Тут же ты полностью отвечаешь за лодку, за свой дом, в котором ты должен жить, существовать, двигаться куда-то дальше.




Ты бы хотела получить лицензию Yachtmaster Coastal?

Мне было бы интересно пройти собеседование с точки зрения, а смогу ли я. Сдам я, не сдам – это вообще никак не повлияет на мое желание выходить в море.

Как думаешь, теперь ты смогла бы пойти из Мармариса в Стамбул уже самостоятельно?

Да, думаю, смогла бы. Мы с мужем вряд ли бы прошли тридцать часов без перерыва (для нас яхтинг – это все же развлечение и отдых), но двадцать – вполне. Главное не развестись после этого))




Кстати, когда мы в апреле брали самостоятельный чартер, не думали, что пойдем одни, планировали с парой. Но подруга сказала: «Ксюш, ты, конечно, замечательный человек, но в плане мастерства в море я тебе пока не доверяю». Вот я уже сама взяла чартер, на флотилию сходила, в Level Up Offshore. И в следующий раз лодку мы уже возьмем вчетвером. Теперь мне доверяют.


Борис Приходько

«Вот этот опыт эксплуатации лодки и устранения каких-то технических проблем и неисправностей – это бесценные знания. Такие вещи обычно как раз не входят в курс обучения», – Борис Приходько, 62 года, инженер пожарной безопасности, в прошлом государственный эксперт, сейчас пенсионер и «вольный художник» (специалист телесных практик, фотограф, яхтсмен, инвестор).

Сдал на Bareboat Skipper IYT в 2019 году. Сходил в три чартера шкипером, участвовал в регатах Göcek Race Week, Bosphorus Cup, Rodos Cup.

Зачем ты пошел на Level Up Offshore?

По нескольким причинам. Первая – я хотел получить опыт длинного перехода. Вторая –получить лицензию Yachtmaster Coastal и перейти на следующую ступень. В принципе, она, если у тебя есть своя лодка, не нужна. Но своей лодки у меня пока нет. Я человек, который не любит границ, а Coastal их расширяет: 60 миль и вождение судна в ночи – это уже гораздо интереснее, чем дневной шкипер.




Получил ли ты от похода то, чего хотел?

Для меня оффшорные переходы – это не диковинка. В прошлом году у меня были переходы и по 400 миль. Я знал капитана, знал лодку. Поэтому для меня это было просто определенное масштабирование. Что для меня было важно? Понять, насколько такие длительные походы соответствуют моим ожиданиям. То, что хотел, то я и получил. Я понял, что чувствую себя в таких условиях достаточно комфортно, я к этому готов, могу масштабироваться дальше в этом направлении.




Что, по-твоему, было самым сложным?

Я заранее знал, что будет достаточно сложно именно из-за того, что на улице жара. На мой взгляд, поход прошел даже лайтово. Из самого непростого для меня (это показал еще мой первый выход в море в качестве шкипера) – работа с командой. Все-таки сложно, когда разные люди, которые друг друга увидели впервые, оказываются на борту в замкнутом пространстве и надо как-то притираться характерами, относиться друг к другу более щадяще. Научиться этому тоже было одной из моих целей на Level Up Offshore, и определенный опыт я здесь тоже получил. Опыт положительный, мне нравится.




В каких навыках ты до похода не был уверен, а теперь чувствуешь свою компетентность? 

У меня была мысль, что я плохо знаю матчасть. Лодка – это достаточно сложное средство передвижения, где есть разные технические штуки, в том числе и помпы, и гальюн. Это отдельная тема. Возьмет он там и прорвет, а я не знаю, что делать. У нас сложилось так, что он сломался, и пришлось его чинить. Теперь я совершенно спокоен по этому поводу: я знаю, что, где и как устроено, и смогу это дело починить.




Испытывал ли ты трудности в сложившихся погодных условиях и при монотонном несении вахт?

Я особых сложностей для себя не увидел, потому что все это я уже делал. Продолжал совершенствоваться в качестве рулевого именно в легкий ветер. Когда дует хорошо, лодка сама идет, на руле особо не трудно держать курс. А вот когда ветер переменчивый, нестабильный, неплотный, когда лодка начинает гулять и рыскать – вот это как раз, на мой взгляд, и показатель работы рулевого. Такие моменты были в мои вахты, поэтому и тут я многому научился.




Какие ошибки ты у себя подметил?

Каждый такой выход показывает мне то, что я не достаточно хорошо умею делать. Например, совершенно четко понимаю, что мне не хватает знаний английского языка: сейчас я не смогу спокойно изъясняться в море, в том числе, по радиосвязи. И все-таки необходимо чаще повторять навигацию, подучить флаги и звуковые сигналы, потому что они нужны ночью и в условиях ограниченной видимости. Если этим постоянно не занимаешься, оно из памяти стирается.




Еще я считаю, что мне не хватает опыта в швартовках, потому что меня это пугает. Наверное, это нормально. Каждая швартовка меня «потряхивает», но, значит, надо просто это делать. Это то, чем я целенаправленно займусь в следующий раз, когда возьму лодку, чтобы снять этот внутренний зажим.




Кому бы ты посоветовал именно такой формат практики в море?

Я бы посоветовал его всем. Особенно тем, кто хочет не только ходить в какие-то чартерные истории, от ресторана до ресторана, но и тем, кто хочет путешествовать на лодке. Потому что это как раз тот неоценимый опыт, который должен быть у шкипера – опыт длинных переходов, несения вахт, работы с командой, ночной навигации.




В чем особенность Level Up Offshore, по сравнению с другими форматами?

Из-за того, что переход был длинный, возникали разные нештатные ситуации, например: ремонт гальюна, трапа, надо было лат-карманы перешивать. Вот этот опыт эксплуатации лодки и устранения каких-то технических проблем и неисправностей – это бесценные знания. Такие вещи обычно как раз не входят в курс обучения, нигде это не преподают, но это случается в реальной жизни, и надо уметь решать такие проблемы. После столкновения с подобным ты не будешь этого бояться, потому что уже знаешь, как с этим справиться.


Станислав Рыкунов

«Level Up Offshore с Сергеем на голову превосходит то, что было весной на Level Up», Станислав Рыкунов, 37 лет, научный сотрудник.

Сдал на Bareboat Skipper IYT в 2023 году. Ходил матросом в чартер и на морскую практику Level Up.

Сравни обычный Level Up и Level Up Offshore. В чем, по-твоему, сходства и различия? Что тебе ближе, где больше понравилось и почему?

Они совершенно различны: тогда нам надо было намотать свои 400+ миль на чартерной лодке, а в этот раз у нас была четко поставленная цель – к назначенной дате быть в Стамбуле. Основное различие в подходе – в инструкторах: в этот раз даже на кажущиеся поначалу «шапкозакидательные» цели у нас было добро: хотите сходу в первый день не прикачавшись долбануть больше сотни миль? Да вперед! Сергей был полноценным членом экипажа, а не некой фигурой сверху, которая только ставит задачи и рассказывает, как правильно. В прошлый раз мы много времени посвятили, конечно же, важным навыкам: якорные стоянки, швартовки и отходы. Но сейчас я научился именно ходить на лодке. Level Up Offshore с Сергеем на голову превосходит то, что было весной на Level Up.




Чего ты ожидал и с чем столкнулся в реальности?

Я ожидал достаточно «хардкорного» перехода, преодоления сурового моря, много нового опыта. В реальности примерно так все и получилось. Море было не сильно сурово, но дуло стабильно в «морду», и дуло свежо. Возможно, я ожидал от себя и всей команды несколько более ответственного отношения к планированию перехода, но жара на старте достаточно быстро отменила это дотошное планирование, а потом как-то было не до того, решали все здесь и сейчас.




Что тебя в длительном походе больше всего удивило?

То, насколько сложно в лодке спать: даже за тридцатичасовой переход поспать удавалось всего три часа – жарко, душно и мухи) Очень сильно удивил экипаж: я не ожидал, что семь незнакомых друг с другом человек смогут так легко ужиться на маленькой лодке и достаточно эффективно работать вместе. Вы просто супер, девушки и ребята! Ну и то, что постоянно ходить с креном в 20-25 градусов – это норма)




Я помню, как в первый день боялся и отказывался вставать за штурвал, опасался, что могу напортачить и опрокинуть лодку, а в первую же ночь это стало восприниматься нормально: ну а чего такого – лодка едет, ветер дует, все спокойно)

Чему ты научился в этом походе? Есть ли что-то, о чем ты впервые узнал только там?

Я научился ходить ночью под парусом, и это совершенно незабываемый опыт.




А также чинить разные мелкие поломки на ходу, что невозможно представить в условиях чартерного перехода.




Я впервые узнал, как на самом деле выглядит СРД и как же по ней маневрировать. Да и опыт хождения с отказавшими приборами абсолютно новый.




Кому бы ты порекомендовал выбрать именно оффшорный Level Up?

Такой переход я бы посоветовал тем, кому не нравится формат «каждый вечер мы гудим у ресторана, а в полдень с больной головой переходим за пару часов к следующему». Ну и тому, кто хочет испытать себя, научиться не просто перемещаться на яхте, а делать это именно под парусом. Я думаю, что шансов найти ветер гораздо больше в дальнем переходе, чем даже за две недели в заливе Фетхие.




Ты будешь ходить в подобные походы в дальнейшем?

Да, и буду лучше готовиться.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования