Быт и комфорт на круизной парусной яхте.

Что важно помнить и соблюдать и как не испортить себе отдых и наслаждаться жизнью на яхте.
27 декабря 2024г.

Вместо предисловия.

Когда много лет назад я впервые попал на круизную яхту, я был просто в восторге! Мечтая о парусах, море, свободе и романтике я был невероятно удивлён и восхищён тем, что и внутренний интерьер парусной яхты чрезвычайно красив, удобен и комфортен! Он вызывал у меня чувство приятного осознания себя внутри всей этой роскоши, лаконичности и выверенной до мелочей продуманности каждого элемента! Все привычные в доме на земле вещи типа выключателей, лампочек, ручек шкафчиков, да и сами шкафчики, раковины, диваны, полки, посуда тут оказались в полном наличии, но совсем другого вида, на другом месте, другого размера и формы. Но одновременно с этим всё это вызывало ощущение правильности, ощущение того, что так оно и должно быть и по другому быть не может. Всё на своём, только для этого предназначенном месте, всё логично, структурировано и идеально чисто! И всё такое красивое! Дерево и металл, металл и дерево. И очень приятные на ощупь дорогие ткани и пластик. Невероятно!

Текст: Евгений Фонин




Пример интерьера кают-компании яхты Beneteau Oceanis.




Пример интерьера кают-компании яхты Bavaria.




Пример интерьера кают-компании яхты Hanse.

Ну, вы поняли. Моя любовь к яхтам началась не только с парусов и романтики, но и с обустройства быта и комфорта. Наверно поэтому, походив уже немало лет на разных яхтах разных производителей, размеров и года выпуска, посмотрев и сравнив много разных интерьеров, захотелось написать эту статью о том, как обустроен быт и комфорт на среднестатистической круизной чартерной яхте, как правильно пользоваться бытовым оборудованием, как сделать так, чтобы оно прослужило вам верой и правдой на протяжении всего вашего путешествия и не могло омрачить ваш отпуск.

Сразу оговорюсь, что эта статья не для тех, кто живёт на яхте постоянно и не для тех, кто владеет собственной яхтой — эти люди могут рассказать о своих лодках в сотни раз больше, чем я. Ну и не для тех, кто постоянно гоняется в регатах на спортивных яхтах — там требования к быту и комфорту, как правило, минимальные.

Эта статья для тех, кто впервые собирается пойти в путешествие под парусом и не представляет пока себе как там на яхте всё устроено, где спать, как есть, как готовить, где хранить продукты, как мыться и ходить в туалет, где и как хранить вещи, как зарядить телефон и есть ли на яхте WiFi )))

Также эта статья, думаю, будет полезна тем, кто только начинает свой путь в яхтинге, уже ходил, но лишь несколько раз и ещё не успел ознакомиться со всеми возможными нюансами и последствиями, которые могут возникнуть из-за неправильного или неаккуратного использования бытового яхтенного оборудования.

Все фото в данной статье взяты с просторов интернета, да простят меня владельцы ресурсов.

Итак, приступим. Как говорится, да осилит дорогу идущий, да осилит статью читающий.

Общее описание помещений и оборудования яхты.

Начать, конечно же, логично с обзора общего расположения помещений и оборудования. Практически всё жилое пространство яхты можно разделить на три основных части: кормовая, центральная и носовая. В кормовой части обычно расположены две стандартные двухместные каюты. В зависимости от размера яхты кормовые каюты могут иметь или каждая свой туалет, или один кормовой туалет.

В носовой же части могут быть два варианта: две стандартных двуспальных каюты, или же одна огромная на всю ширину лодки. Это зависит чисто от того, какую конфигурацию заказали при изготовлении лодки. При выборе яхты обращайте внимание на описание. Если указано 3 cabins — это значит, что носовая каюта одна и большая. Если 4 cabins — значит на яхте две каюты в кормовой части и две в носовой. Ну и, само собой, в случае с тремя каютами количество человек на яхте может разместиться на два меньше, чем в случае с четырьмя каютами. Это важно учитывать, если вы собираетесь идти большой компанией восемь-десять человек.

Один из примеров конфигурации яхты на 4 каюты.




Один из примеров конфигурации яхты на 3 каюты.

Центральная часть яхты имеет самый большой размер и пространство в ней разделено на условные зоны:



Камбуз (кухня по-сухопутному). Тут располагается плита, на которой можно готовить еду, множество ящичков, где можно хранить продукты, посуду. Здесь же располагается раковина для мытья посуды и холодильник.

Кают-компания (гостиная) — это большой стол, вокруг которого на удобных мягких диванах может расположиться весь экипаж для принятия пищи, настольных игр или просто для душевных бесед за чашечкой чая. При необходимости стол кают-компании трансформируется в двуспальное место, на котором очень комфортно могут спать два человека.

Место для шкипера/штурмана — это отдельный столик, обычно рядом с приборной панелью, где капитан может спокойно, не мешая экипажу заняться своими важными капитанскими делами (вести судовой журнал, заниматься прокладкой маршрута, вести переговоры по рации, отдохнуть в стороне от команды).

Всё, что было описано выше — это подпалубное пространство. Однако в кормовой части яхты есть ещё и надпалубное пространство для обитания экипажа — кокпит. Это аналог кают-компании, но наверху, на свежем воздухе. Бонусом к кокпиту идёт роскошная откидная платформа для купания и дайвинга.



Один из примеров оформления кокпита на яхте Beneteau Oceanis.

Нет, всё понятно, но что конкретно?

(Из песни группы “Несчастный случай”)

Итак, с общим обзором подпалубного и надпалубного пространства для жизни и отдыха экипажа вроде разобрались. Самое время приступить к подробному описанию каждого помещения.

Начнём, конечно же, с кают. Поскольку это, пожалуй, самое важное помещение для матроса. Это личное пространство на время всего путешествия, где можно уединиться, отдохнуть и поспать. Здесь же хранятся все ваши личные вещи и без крайней необходимости в вашу каюту никто, кроме вашего соседа не заглядывает.

Что же из себя представляет стандартная двуспальная каюта? Это отдельное помещение на яхте, оборудованное двуспальной кроватью с мягким матрасом, шкафами и полками для хранения личных вещей, освещением, вентиляцией и розетками для питания и зарядки ваших электронных девайсов.

Освещение имеется общее, ночное (приглушённое или красное) и светильники для чтения. Вентиляция обычно из себя представляет простой вентилятор, закреплённый под потолком у входа в каюту. Розетки есть как обычные на 220V, так и USB на 12V или гнездо как у прикуривателя в автомобиле. Раньше на яхтах розетки 220V работали только во время стоянки в марине, когда вы подключены к береговой электрической колонне. Во время движения работали только разъёмы на 12V. Однако всё больше и больше яхт чартерные компании оснащают инверторами и 220V у вас есть всегда. Это хорошая новость. Плохая новость в том, что инвертор является дополнительной нагрузкой на бортовые батареи.




Один из примеров интерьера кормовой каюты.




Ещё вариант интерьера кормовой каюты.




Один из примеров носовой каюты в 3-х каютном исполнении.

Из постельных принадлежностей чартерная компания предоставляет для каждого члена экипажа две подушки с наволочками, покрывало летнее, тёплое шерстяное одеяло, маленькое ножное полотенце и большое полотенце для тела. Обязательно в каждой кормовой каюте есть три иллюминатора: внешний, выходящий наружу, внутренний, смотрящий в кокпит и потолочный. Как минимум два из них открываются (внутренний и потолочный), так что проблем с духотой в каюте не возникает — всегда есть приток свежего воздуха. В некоторых моделях яхт наружный иллюминатор тоже может открываться.

Как видно из фотографий, места в каюте не сказать, чтобы много, ведь всё-таки основную часть времени экипаж проводит вне каюты, а это помещение используется по большей части для сна. Поэтому, собираясь в путешествие, старайтесь брать с собой поменьше смокингов и вечерних платьев, а так же не берите с  собой жёсткий чемодан — его просто физически некуда будет разместить.

Следующим в нашем списке будет туалет. Или, как правильно его называть — гальюн. Обычно на яхте их два или даже три. Из оборудования в туалете есть унитаз, ёршик, раковина, зеркало, полочки и шкафчики для хранения “мыльно-рыльных” принадлежностей.

Душ. Как минимум одна душевая кабина присутствует на каждой яхте, но как правило их две. Одна отдельная душевая кабина и одна совмещённая с гальюном. О чудо! На яхте есть горячая вода и вам не придётся ждать, когда же вы причалите в хорошую благоустроенную мариину, чтобы смыть с себя трудовой пот! Душевая кабина в любой момент к вашим услугам. Наслаждайтесь. Да-да, розетка для фена тоже присутствует в некоторых моделях яхт.




На данной фотографии представлен туалет, совмещённый с душем.




Вариант отдельной душевой кабины.

Камбуз. Святая святых. Даже если вы не любите или не умеете готовить, то тут вам точно захочется это попробовать. Чего тут только нет! Холодильник, морозилка с вертикальной загрузкой, раковина для мытья крупной посуды, раковина для мытья маленькой посуды и столовых приборов, куча шкафчиков и полочек для хранения круп, специй, консервов и прочих вкусняшек, огромное количество всевозможной посуды и столовых приборов (тарелки глубокие, тарелки мелкие, тарелки большие, тарелки маленькие, салатницы, супницы, кастрюли, сковородки, ножи, вилки, ложки, стаканы, кружки, бокалы и так до бесконечности) и в центре всего этого великолепия — волшебная газовая плита. Две комфорки и духовка. Самое волшебное в ней то, что она закреплена на независимой качающейся подвеске и на ней можно готовить борщ даже в сильную качку. Это самое устойчивое место на всей яхте. Тут можно оставить кастрюлю с супом и ходить под парусом с любым креном — суп останется цел.




Кокпит.
Надпалубное пространство в кормовой части яхты. Помимо штурвалов и навигационных приборов для удобства экипажа тут располагается большой раскладной стол и две большие лавки с мягкими подушками. В хорошую тёплую погоду основная жизнь происходит именно тут: обеды, вечерние посиделки под вкусный ужин, песни под гитару, задушевные беседы до утра. Сюда приходят гости с соседних лодок и тут вы им оказываете все знаки внимания и гостеприимства. От ветра кокпит защищён спрейхудом (это ветровой обтекатель из ткани и пластика, похожий на небольшой тент, устанавливаемый перед кокпитом для защиты экипажа от ветра и брызг встречных волн) и бимини (тент над кокпитом для защиты экипажа от солнца и от дождя) Чтобы вечером было комфортно находиться в кокпите, в нём есть своё отдельное освещение. Также тут есть разьём 12V для зарядки и питания ваших гаджетов.




Платформа для купания и дайвинга.
Это откидная часть заднего борта (транца) лодки, которую используют для удобного спуска в воду для купания и выхода из воды. Чтобы было легче подняться из воды на яхту, платформа оборудована съёмной купальной лесенкой, часть которой закрепляется на платформе, а часть погружена в воду. Также, в непосредственной близи от платформы, есть душевая лейка с пресной водой. Что может быть приятнее, чем искупавшись, смыть с себя солёную воду, обтереться сухим и чистым полотенцем, намазать кожу кремом от загара или для загара и пойти на бак загорать с бокалом игристого или тарелкой свежих фруктов? Главное не забыть взять с собой туда мягкую подушку из кокпита, чтобы не лежать на голом жёстком пластике палубы.



Один из вариантов платформы для купания с лесенкой.

А теперь попробуем со всем этим взлететь.

(из популярного анекдота)

Надеюсь из всего вышесказанного стало понятно, что с точки зрения быта и комфорта круизная парусная яхта — это не походная палатка, а вполне себе хорошо оборудованный дом или отель на воде и думать, что ваше путешествие будет ограничено спартанскими условиями выживания не стоит. Так что смело планируйте для себя это невероятное приключение. А чтобы оно не омрачилось ни какими  поломками и возникшим из-за этого дискомфортом, потерями депозита за яхту и прочим неприятностями, следует знать и выполнять некоторые правила, о которых как раз и пойдёт речь дальше. Я постараюсь максимально подробно описать случаи, которые происходили и на моей практике, и по рассказам других шкиперов и в принципе могут произойти, если не относиться внимательно и бережно ко всему тому, что обеспечивает вам быт и комфорт на борту.

Итак, давайте в том же порядке, как я описывал помещения, так же и будем искать в них нюансы, о которых нужно знать и на которые стоит обращать особое внимание.

Каюта. Как ни странно, но в каюте почти нет никаких особых мест и предметов, которые могут оказаться “с сюрпризом”. Всё предельно просто и лаконично. Казалось бы, ну что тут может пойти не так? Однако даже тут это возможно. Источником неприятности может стать, например, банально не закрытый иллюминатор. Причём самый предсказуемый — внутренний, тот, что ведёт в кокпит.

Вы спросите, откуда вода в кокпите? Этого же не может быть!  Да очень просто. Кто-то по хорошей морской традиции встал пораньше, подключил водяной шланг к береговой колонне и взялся драить палубу, смывая беспощадно все остатки вчерашнего роскошного вечера. Ну и перестарался немного, не обратил внимания, что вы ещё спите в каюте, а ваш иллюминатор открыт. Ну и…

Вывод из этой истории скорее стоит взять на вооружение не столько тому, кто мирно досматривает красивый сон в кормовой каюте, а тому, кто в этот момент занимается уборкой. Прежде чем обильно орудовать водяной струёй из шланга, посмотрите, не зальёте ли вы каюту через открытый иллюминатор. Одно дело, если вода попадёт просто на кровать или на человека, на ней лежащего. А если там ноутбук или крутая “зеркалка”? Не очень весёлым будет после этого день.

Более общее правило из этой истории — будьте внимательны друг к другу. Всегда помните, что вы на яхте не один, что с вами ещё есть как минимум человек пять-шесть или больше и каждый из них в следующий раз может “случайно” сделать что-то не то ))). А если серьёзно, то внимание и уважение друг к другу на яхте — самый главный источник хорошего настроения и комфортного пребывания.

Заселяясь в каюту проверьте обязательно, что все иллюминаторы хорошо закрываются, что работают все лампы и розетки, стопорные замки на шкафчиках и дверях в исправном состоянии. Если вдруг обнаружите какую-либо неисправность, обязательно сообщите об этом вашему капитану до того, как вы выйдете в море из марины. Неприятно будет обнаружить где-нибудь в другой марине или на якорной стоянке, когда вы собрались почитать перед сном любимую книгу, что лампа для чтения не работает или невозможно зарядить севший за прошедший день телефон, а вам очень нужно залить в соцсети все фото и видео.

Уверен, что с каютами всё понятно и можно переходить к помещениям, где есть оборудование чуть более сложное  с точки зрения правильного обращения, а значит может таить в себе больше требований к правильной эксплуатации.

Встречайте! Его величество Туалет (гальюн). Вокруг него ходит больше всего разговоров, слухов, нотаций и нравоучений. Почти все шкиперы начинают знакомить новичков с яхтой именно с него. И всё равно, как минимум каждый второй экипаж новичков сталкивается с проблемами именно в туалете. Каждая вторая история — история о том, как у них на лодке что-то там засорилось, как что-то откуда-то потекло на пол, как вдруг по всей лодке начал распространяться «характерный» запах и прочее )))

К огромному сожалению это действительно так. Уверяю вас,  причина этого не в том, что туалеты на яхтах какие-то не надёжные, как-то плохо и неудачно спроектированы. Вовсе нет. Как я говорил в самом начале — на яхте всё предельно чётко продумано и функционально. Дело как всегда в человеческом факторе. Тут одно из двух — либо капитан не очень понятно объяснил как пользоваться унитазом, либо кто-то особо “умный” (в девяносто процентов случаев из ста всегда в экипаже один такой есть) решил что он и без объяснений прекрасно знает как сесть на унитаз и сделать своё дело и не нужно его учить этому.

Чтобы избежать неприятностей с туалетом, прошу вас, не стесняйтесь, а попросите капитана перед началом вашего путешествия подробно всё показать и объяснить и старайтесь следовать инструкциям. К тому же ничего особо сложного в этом нет, но так будет лучше и вам, и вашим попутчикам и туалету.

Так как же всё-таки правильно пользоваться унитазом, чтобы его выход из строя не омрачил своими “ароматами” ваш отпуск?

1) Первое правило самое главное, самое простое и самое очевидное. Если вы стоите в марине, то в туалет лучше всего ходить в марине и гальюном на яхте в это время не пользоваться.

2) Независимо от пола и возраста пользуемся унитазом только сидя. Это гарантирует попадание всего того, что из нас выходит чётко в чашу унитаза, а не вокруг него (помним про главное правило взаимоуважения).

3) В унитаз должно попадать только то, что попало в наш организм через рот, т.е. ранее было съедено или выпито. Ничто другое в унитаз попадать не должно. Ни туалетная бумага, ни прочие средства личной гигиены, тем более просто посторонние предметы, косточки, твёрдые остатки пищи и тому подобное. Трёрдые предметы могут серьёзно повредить клапана помпы (устройства, которое качает воду из унитаза в бак для отходов) и их замена возможна только силами сотрудников чартерной компании. Ремонт может обойтись от ста до шестисот евро в зависимости от серьёзности повреждения.

4) Чётко соблюдайте последовательность действий и манипуляций с “органами управления унитазом”:

а) Переведите переключатель на помпе в положение “забор воды и откачка” и наполните чашу унитаза забортной водой хотя бы на треть.



b) Сядьте на унитаз и выполните то, в чём нуждается ваш организм.

с) Сохраняя переключатель в положении “забор воды и откачка” совершите не менее десяти качков, тем самым полностью наполнив забортной водой трубу, ведущую от унитаза к резервуару для фекалий (Waste tank). Это избавит Вас и ваш экипаж от неприятных запахов из «белого друга».

d) Выдержите паузу несколько секунд, переведите переключатель в положение “откачка” и осушите полностью чашу унитаза.

e) Сохраняя переключатель в положении “откачка” поверните ручку помпы в положение “закрыто”, перекрыв тем самым самопроизвольное поступление забортной воды в унитаз.

5) Не прикладывайте чрезмерных усилий при откачивании отходов. Если откачка идёт очень туго, то возможно бак для фекалий уже переполнен и нуждается в опустошении. Проверьте уровень заполненности бака на индикаторе уровня Waste Tank на приборной панели (она располагается в районе капитанского места) или просто сообщите капитану о своих подозрениях.

Варианты исполнения индикаторов могут быть разными, но суть у них одна — они показывают уровень заряда батарей и уровень заполненности танков с пресной водой и фекальных баков и всегда находятся у капитанского места.



Был у меня один случай — крепкий физически парень так переусердствовал в качании помпы, что избыточным давлением сорвало с хомутов нижнюю трубу фекального бака (ту, что ведёт к сливному кингстону) и весь бак опорожнился под пайолы. Бедолага пол-ночи занимался уборкой.



Если же бак не полон, то скорее всего вы стали свидетелем засора. Бинго! Решение проблемы — разбирать и чистить трубы. Кто унитаз засоряет, тот его и чистит — таковы правила. У сотрудников чартерных компаний на прочистку труб обычно стандартная такса от ста до ста пятидесяти евро.

6) Самое главное помнить: если что-то пошло не так, или даже вам просто показалось, что что-то пошло не так, не занимайтесь самодеятельностью. Обязательно сообщите о случившемся вашему капитану!

Далее приведу ещё немного общих рекомендаций, желательных к соблюдению, но они уже относятся скорее к хорошей морской практике и общечеловеческим нормам поведения.

1) Перекрывайте сливной кингстон бака для фекалий (Waste tank) до подхода к марине или якорной стоянке. Вокруг вас находятся другие лодки. Люди могут купаться и совсем не будут рады, когда мимо них поплывут ваши “продукты жизнедеятельности”.

2) Опустошить бак можно в специальных пунктах откачки на заправках. Это стоит некоторых небольших денег, но делать это обязательно не реже, чем один раз в две недели. Если вы “просрочили” откачку, готовьтесь к очень серьёзному штрафу за загрязнение окружающей среды.

3) Опустошить бак можно и в море, но делайте это как можно дальше от берега (не менее пяти-шести миль) — так гарантировано содержимое ваших танков не доберётся до берега, и вдали от других судов — поверьте, никто не рад вдыхать аромат свежеслитого танка.

4) Пользуйтесь ёршиком и освежителем воздуха. “Яхта, парус, в этом мире только мы одни” — лишь строчка из песни и фантазия её автора.

Многие современные яхты, оснащаются электрическими помпами на унитазах. Они избавляют вас от необходимости что-то качать и переключать. Но и они не избавляют вас от того, чтобы в унитаз попадало только то, что вошло в вас через рот. Даже более того, они ещё более капризны к составу попадающего в унитаз содержимого, и если случайно попавшая в небольшом количестве туалетная бумага может быть прокачана ручной помпой, то электрическая помпа точно на этом умрёт. А ремонт электрической помпы самостоятельно не возможен и может обойтись вам в пол-депозита. Так что, аналог лучше цифры, а механика надёжнее электроники).

Хорошая новость в том, что рассказ про туалет был самым сложным, длинным и неприятным из всех. Дальше всё будет проще и интереснее.

Душ. Тут всё просто. Если это отдельная душевая кабина, то она мало чем отличается от душевой кабины в вашей квартире или в отеле. Если же это совмещённый с гальюном душ, то разница лишь в том, что у вас немного меньше места для принятия душа и может быть душевую лейку придётся держать одной рукой, ополаскивая себя струями тёплой воды. Какие тут могут быть нюансы?

1) В душе, да и вообще на яхте, горячая вода горячая только тогда, когда работает или ещё не остыл после работы двигатель. Если не вдаваться в дебри инженерных разъяснений, то можно сказать, что трубы от танка с пресной водой, идущие в душевые кабины и в мойку на камбузе проходят через систему охлаждения двигателя и за счёт этого вода нагревается. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг утром вы пошли принимать водные процедуры, а вода в душе холодная. Правильно, вы всю ночь стояли с заглушенным двигателем — откуда ей нагреться? Горячий душ можно гарантированно принять во время переходов от стоянки к стоянке под мотором. Если же вам неймётся — попросите капитана запустить двигатель на холостых оборотах и наслаждайтесь горячей водой. Но только помните, что рано утром, стоя в марине, когда справа и слева от вас стоят такие же яхты, звук работающего двигателя и выхлопные газы могут испортить им самый интересный утренний сон. Нет, есть, конечно же яхты, которые для обеспечения горячей водой оборудуются специальными бойлерами, где вода подогревается от электричества. Но это скорее экзотика для того класса яхт, на которых мы обычно ходим.

2) Само собой, вода, которой вы моетесь, течёт прямо на пол. В полу душевой кабины есть сливное отверстие, через которое с помощью специальной электрической помпы можно её откачать. Нужно просто заранее найти, где расположена «та самая» кнопочка, чтобы с намыленными волосами и с закрытыми глазами не искать её на ощупь по всей душевой кабине. В некоторых более современных яхтах душевые кабины оборудованы автоматической помпой. Т.е. вода сама начинает откачиваться, когда достигает определённого уровня. Но и в том и в другом случае в сливном отверстии кроется очередная “засада”. Слово “помпа” вас всегда должно настораживать, поскольку это устройство очень не любит посторонних твёрдых предметов и не любит их через себя прокачивать. Т.е., моясь в душе, следите за тем, чтобы в сливное отверстие на попадали всевозможные салфетки, ватные диски и палочки и тому подобное.

3) Если вдруг вода начала литься урывками, плеваться или вообще прекратилась её подача, значит она закончилась в основном баке для пресной воды и нужно немедленно прекратить пользование душем и попросить кого-то переключить подачу воды на резервный бак. Иначе можно вывести из строя основную помпу (опять это проклятое слово), подающую воду в водопроводную систему. А это уже от пятисот евро начинается ).

Ладно, с душем разобрались. Дальше пойдёт речь о месте, где «творится таинство» кулинарных шедевров — о камбузе.

Камбуз. Не будем заново описывать всё, что там есть. Остановимся только на тех моментах, на которые стоит обратить внимание, чтобы ваши безопасность, настроение и депозит не пострадали.

1) Шкафчики. Перед тем, как выйти в море, обязательно проверьте, что все шкафчики закрыты и стопорные замки на них утоплены.



Особенно это касается момента, когда вы собираетесь поставить паруса. Это необходимо для того, чтобы во время движения, когда возникнет качка или крен (а он обязательно будет при движении под парусом), изо всех этих ящичков не попадало всё на пол.

Не допустите ситуацию, когда на полу смешались в кучу кони, люди, крупы, соль, сахар, макароны, всё это полито обильно маслом и прикрыто сверху столовыми приборами и посудой. Приятного мало. Все продукты придётся выбросить, посуду перемывать, выметать всё не только с пола, но и под пайолами. А если прольётся масло, то пару часов с Fairy и губкой на полу вам обеспечены. И упаси вас бог разбить что-то стеклянное! До конца путешествия босиком в кают-компании лучше не появляться. Стекло имеет свойство всегда оставаться на полу. Хотя бы один маленький осколок, но обязательно найдёт вашу босую ногу. Может через день, может через неделю, но найдёт.

Именно поэтому старайтесь запасаться продуктами только в пластиковой или металлической таре, а шкафчик со стеклянными фужерами для шампанского всегда проверяйте особо тщательно. Вино и прочий алкоголь храните или в холодильнике или в специальном винном ящике.

2) Мойка. Пользуясь мойкой обязательно прислушивайтесь к жужжащим звукам помпы, которая подаёт вам в кран воду. Пока вода течёт, она говорит ж-ж-ж-ж. Как только вы перекрыли воду, она ещё делает ж-ж-ж-ж несколько секунд, а потом стихает. Если же ж-ж-ж-ж не прекращается, значит у вас закончилась вода в основном баке и нужно срочно переключить его на запасной. Иначе - сгоревшая помпа, отсутствие воды в кранах и в душе и пятьсот евро за ремонт помпы. А значит гора грязной посуды, невозможность помыться и минус четверть депозита. Я же говорю, слово “помпа” - это всегда зона особого внимания, где бы она ни находилась ).

3) Холодильник. Один из самых, если не самый прожорливый потребитель электроэнергии на борту. Если к нему относиться без внимания, не общаться с ним посредством переключения режимов, то он может высадить вашу сервисную батарею за несколько часов и она начнёт жалобно, но очень противно пищать через приборную панель. Лайфхаков по пользованию холодильником есть несколько:

a) Не оставляйте открытыми дверцу холодильника и морозильной камеры или не заглядывайте туда слишком часто. Не переживайте, всё, что вы туда положили — лежит там, нет нужды каждые пять минут туда заглядывать. Так вы дольше сохраните внутри холод и компрессор будет реже включаться.

b) Ставьте режим холода на максимум, когда вы идёте под двигателем или стоите в марине и подключены к внешнему источнику питания. Так содержимое холодильника сильнее остынет и будет работать как хладагент.

c) Идя под парусом, болтаясь в дрейфе во время купания или стоя на якоре, когда двигатель заглушен, переключите режим холода на меньшие значения. Ранее замёрзшие продукты обеспечат дополнительный холод внутри и сервисная батарея меньше разрядится.

d) Закупая продукты не поленитесь, купите 2-3 пакета с кубиками льда. Во-первых — это прекрасно для виски или апероля, а во-вторых — лёд будет вам дополнительным источником холода какое-то время.

4) Плита. В девяносто процентов случаев яхта оборудована газовой плитой и лишь в некоторых моделях устанавливаются электрические плиты. Причина проста — электроплита является прожорливым нахлебником для вашей сервисной батареи. И если у вас на лодке нет дополнительного дизель-генератора и инвертора, то установка электрической плиты — путь к постоянно разряженным батареям. И тогда самым комфортным плаванием для вас станет стояние в марине на береговом источнике электричества.

Газ дёшев, удобен, привычен и безопасен, если вы соблюдаете обычные стандартные меры безопасности по использованию газового оборудования. Всего-навсего нужно:

a) Зажигая конфорку, удерживайте несколько секунд рукоятку в нажатом состоянии. Убедитесь, что конфорка полностью загорелась по всему кругу и нет пробелов в язычках пламени. Только после этого отпустите рукоятку. Особенно это касается духовки.

b) Пользуясь плитой во время движения, обязательно снимите её подвеску со стопора, чтобы варочная поверхность всегда могла находиться в горизонтальном положении, не взирая на качку и крен. Так вы обезопасите себя от проливания кипящего, варящегося, жарящегося содержимого кастрюль и сковородок на плите и на себя и на пламя конфорок.

c) Если вдруг так случилось, что что-то случайно упало на открытое пламя конфорки и загорелось, ни в коем случае не пытайтесь это задуть, потушить руками, и уж тем более не смахивайте это с плиты на пол. Просто спокойно закройте конфорки, а горящий предмет накройте специальным асбестовым покрывалом. Оно всегда расположено на полочке в непосредственной близости от плиты. Доступ кислорода к горящему предмету прекратится и он погаснет.

d) Закройте во время движения иллюминаторы над плитой и потолочный люк. При сильном волнении брызги могут залетать на камбуз и погасить плиту.

e) Не оставляйте зажжённую плиту без присмотра. Следите за тем, чтобы пламя не потухло и газ не начал поступать в кают-компанию.

f) Если вы не используете плиту и не планируете это делать в ближайшее время, то перекройте кран подачи газа в плиту. С газом всегда такое дело — чем больше кранов перекрыто, тем меньше шансов на его утечку.

g) Периодически проверяйте своё обоняние, пытаясь уловить запах газа. Если не получается, значит всё в порядке. Если же вдруг вы почувствовали запах газа, закройте все конфорки, перекройте кран подачи газа из баллона в плиту, откройте все потолочные люки для проветривания и немедленно покиньте помещение. О случившемся обязательно сообщите капитану.

Приятным бонусом к особенностям яхтенной плиты является её независимая карданная подвеска.




На плите можно спокойно оставить сваренный ранее, но ещё не съеденный суп, чайник с кипятком или кофейник с вкуснейшим кофе. Стоя на плите ничто из этого не упадёт и не разольётся.

Уф… Самые большие описания подошли к концу и нам осталось совсем немного. Всего лишь кают-компания и кокпит и мы закончим с нашими бытом и комфортом. И вот об этом дальше.

Кают-компания. Ну, с этим помещением хлопот меньше всего. Просто не забывайте закрывать иллюминаторы и потолочные люки во время движения, чтобы брызги волн не залили мягкие подушки на сиденьях.

Кокпит. Ну а тут-то что может пойти не так? Оказывается и тут есть место для неприятных нюансов.

1) Пол кокпита обычно покрыт красивым натуральным тиком. Выглядит невероятно красиво и дорого. По нему приятно ходить босиком.



Но натуральный тик очень жаден до масла и красного вина. Быстренько впитывает и не отдаёт. Поэтому, если вы вдруг, во время тёплого застолья пролили на пол красное вино, уронили бутерброд (а он всегда падает маслом вниз), раздавили случайно ногой упавшую фисташку, то лучше на время прекратить посиделки, взять мягкую губку (только не твёрдую щётку!), моющее средство и хорошенько вымыть появившиеся пятна.




Лучше десять минут потратить на уборку, чем потом встретиться взглядом с сотрудниками чартерной компании. Восстановление или замена тикового напольного покрытия будет вам стоить ну оооочень дорого.

2) Мягкие спинки и подушки на лавках кокпита нужны вам для комфорта, когда вы в кокпите отдыхаете. Когда же вы идёте под парусами, а особенно, если вы участвуете в какой-либо любительской регате, то кокпит превращается из места отдыха в рабочее место экипажа. Всегда возникает необходимость сбегать на бак и обратно, встать ногами на лавку при работе с лебёдками, шкотами и фалами. Подушки вы в любом случае затопчите или вообще порвёте. Плюс они, как показывает практика, очень хорошо умеют летать при порывах ветра и летят почему-то обычно за борт. А стоят они не дёшево. Так что лучше перед тем, как поднять паруса, снимите подушки и спинки с лавок и отправьте их отдохнуть в кают-компанию. Так и им и вам будет спокойнее и вы не будете друг другу мешать.

3) Бимини. Тент, который защищает нас от палящего солнца, дождя и ветра. Очень полезная штука. Легко убирается и также легко ставится обратно. Но есть у бимини одна конструктивная особенность. При постановке или уборке он всегда в одном из положений упирается в гик (горизонтальная палка, на которой держится нижняя сторона основного паруса). Немного, каких-то там пять-десять сантиметров, но они мешают спокойно поставить или убрать бимини. Не нужно с силой давить вниз на каркас бимини, чтобы прогнуть его под гик. Так вы просто поломаете всю конструкцию. Просто снимите со стопоров гика-шкоты (спросите у капитана что это ))), отведите руками гик немного в сторону и спокойно завершите то, что вы хотели сделать и верните гик в исходное положение. Но тут тоже есть один нюанс. Проверьте, что гик не касается бимини. Иначе при качке (а качка бывает и в маринах) он просто протрёт ткань тента сверху и вы опять лишитесь части депозита. Ослабьте оттяжку гика, подвяжите к ноку (свободному торцу) гика топинант (специальная верёвка, поддерживающая гик в горизонтальном положении, когда паруса убраны) или любой свободный фал (например фал генакера) и приподнимите гик над бимини сантиметров на десять — пятнадцать. Так вы точно сохраните ткань тента и будете спать спокойно.



4) А, ну и помните про того доблестного члена экипажа, который с утра пораньше начал драить палубу? Если Вы — это он, то прежде чем поливать кокпит из шланга направо и налево, посмотрите, не открыты ли люки кормовых кают. Не устраивайте холодный душ вашим соседям по лодке.

Платформа для купания и дайвинга. В небольших, до сорока футов, лодках она не очень тяжёлая и поднимается и опускается вручную за специальную верёвочку (наверное это единственная верёвочка на яхте, которая не имеет своего специального названия) через нехитрую систему блоков. У лодок побольше этот процесс отдан электродвигателю. И если с ручной системой всё более-менее просто, то с электрическим приводом стоит быть внимательнее. Следите, чтобы ничто не мешало поднятию и опусканию платформы. Ни леерное ограждение, ни ваши пальцы рук и ног. Телефон тоже не стоит класть на верхнюю часть поднятой платформы. При опускании он прекрасным образом окажется в воде и вы до него не донырнёте.

Также стоит помнить о том, что, хоть и выглядит платформа достаточно солидно и прочно, но всё же она не рассчитана на вес более, чем двух взрослых человек. Так что прыгать по ней и танцевать на ней всем экипажем не стоит. Пластик в районе крепления петель платформы может треснуть и опять — прощай депозит. Ну и наконец, купальная лесенка. Во-первых, прежде чем опустить её в воду, привяжите её любым шкертиком (так называются все полезные коротенькие и тоненькие верёвочки) хотя бы к петле платформы. Так вы её не утопите, если вдруг промахнётесь мимо пазов для её установки.

Да, и прежде чем начать движение после купания, посмотрите, не забыли ли вы её поднять и убрать.

Заключение

В заключении хочу ещё раз вкратце сказать несколько слов о том, что относится к общим советам и хорошей морской практике, чтобы ваше пребывание на яхте было комфортным.

1) Если вы стоите в марине, то ходите в туалет на берегу;

2) При подходе к марине или к якорной стоянке закрывайте сливные кингстоны баков для фекалий;

3) Стоя в марине, не забывайте заряжать сервисные батареи от электрической колонки и пополнять запасы пресной воды;

4) Выходя из марины не забывайте отключить и убрать в рундуки кабель для электричества и шланг для воды;

5) Относите мусор в отведённые для этого места. Не оставляйте его на пирсе или на пороге ресторана;

6) Спускайтесь вниз из кокпита в кают-компанию “кормой вперёд”, придерживаясь за поручни. Ступени и пол внизу у ступеней могут быть мокрыми и скользкими - не проверяйте это своим копчиком или затылком;

7) Если вам очень нужен интернет и тариф вашего телефонного оператора не позволяет им пользоваться, или очень дорог, не забудьте перед выходом из домашней марины попросить у чартерной компании роутер. Обычно это предоставляется по просьбе экипажа за отдельную плату. Штатного роутера на яхте, как правило, нет.

8) Сушите одежду и полотенца на леерах только на стоянках и не забывайте пользоваться прищепками. Не стоит развешивать всем на обозрение ваше постиранное нижнее бельё — лучше иметь с собой достаточный запас сменного. Во время движения висящие на леерах вещи даже с прищепками прекрасно улетают за борт.

9) Соблюдайте режим тишины в ночное время. Не мешайте соседям громкими песнями, музыкой и разговорами — люди на соседней лодке могут быть этому не рады.

10) Относитесь друг к другу с вниманием и уважением. Помогайте друг другу. Ищите друг в друге плюсы, а не минусы.

11) Если вам кажется, что что-то идёт не так, обязательно сообщите об этом вашему капитану. Скорее всего для него эта ситуация не нова и он знает как решить проблему.

Желаю всем комфортного пребывания на круизной парусной яхте. Надеюсь, что всё прочитанное поможет вам в полной мере насладиться путешествием и вы полюбите яхтинг так, как когда-то полюбил его я.

Текст: Евгений Фонин



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования