Почему матч-рейс называют шахматами на воде, что такое «гудини» и «фиш-теллинг» и почему матчевики занимают призовые места на других соревнованиях, нам рассказал основатель и председатель Клуба матчевых гонок Денис Шаповалов.
Что такое матчевые гонки
Матчевые гонки — поединок двух яхт. Похоже на спринтерский бег по пересеченной местности, где главное — контроль над противником. Гонка длится всего 15 минут, и за это время нужно полностью выложиться. В Риге, например, дистанция проходит между двумя мостами на расстоянии около 300 метров. Сидеть некогда — за очень короткое время происходит очень много событий. Здесь выигрывает команда и профессионализм, а не везение или знание прогноза погоды. Все находятся в равных условиях: яхты предоставляются организаторами, есть ограничения по весу — он влияет на крен. Одна единственная ошибка может стоить победы.
Главная задача — вынудить соперника нарушить правила, самому оставаясь в рамках дозволенного. Можно, например, «подрезать» яхту. За гонкой следят судьи на катерах, ампайры, но обычно нарушение правил замечают сами соперники и подают протест — голосом и поднятием специального флага. Наказание (матчевики говорят «повесить пенальти» или «баранку») — это поворот на 270 градусов. Штраф можно аннулировать, заставив вторую команду тоже нарушить правила. Это важный момент, потому что яхта имеет право идти с отложенным наказанием вплоть до финишной линии. А иногда игроки осознанно пренебрегают правилами, если это поможет им выиграть гонку.
Самое важное в матчевых гонках — тактика
Матч-рейс — это шахматы на воде, здесь идет ежесекундная контактная борьба. Контактная, потому что лодки сходятся на расстояние до 10 см и даже сталкиваются. Интересно, что соперничество начинается еще до старта: рулевой должен занять выгодную по отношению к ветру позицию и не дать противнику выйти на стартовую линию. Выглядит это очень эффектно: лодки крутятся вокруг своей оси, не сбавляя ход, — это называется «волчок». В этом спорте вообще много ловушек, и все в рамках правил. Заблокированная яхта может проскользнуть вперед, использовав прием «гудини» или сделав вид, что собирается повернуть. Ведущая лодка способна перекрыть дорогу, маневрируя с помощью руля, — это называется «фиш-теллинг». В такие моменты важна сыгранность: каждый член команды должен знать свою роль и выполнять работу на автоматизме, практически с закрытыми глазами. Навыки отрабатываются на тренировках: по два часа 2–3 раза в неделю.
Как проходят тренировки по матч-рейсу
В отличие от стандартных тренировок, на них очень быстрый темп: «3–2–1 поворот, поднять спинакер, опустить спинакер, 30 секунд до старта». Тут некогда объяснять, как управлять парусами, никто не доверит новичку порулить яхтой, поэтому я советую сначала освоить азы яхтенного спорта и только потом приходить к нам, в Клуб матчевых гонок. Много внимания мы уделяем правилам: после каждой тренировки устраиваем разбор нарушений, отвечаем на вопросы. Зимой приглашаем всех желающих на бесплатные семинары по теории.
Что дают занятия матч-рейсом
Матчевые гонки — это вершина парусного спорта. Матч-рейс позволяет досконально разобраться в правилах гонок и довести работу с парусами до автоматизма, учит занимать наиболее выгодное предстартовое положение и быстро принимать решения. В какой-то момент мы с Владимиром Липавским, который и познакомил меня с матч-рейсом, стали побеждать на всех значимых регатах — все за счет отработанной техники. На нас даже пытались подать протест из-за то, что мы будто бы мошенничаем с лодкой. Вообще многие победители гонок флота вышли из участников екатеринбургского «ЯВА-Трофи», первого российского соревнования по матч-рейсу.
Как возникла идея создать Клуб матчевых гонок
Клуб родился из желания устраивать спарринги — это было уже после поездок на «ЯВА-Трофи», участия в гонках в Италии и Бахрейне. Мы хотели создать клуб по интересам, а за основу взяли идею друзей из Хельсинки. Как и они, проводим тренировки дважды в неделю, по средам и субботам, организуем соревнования.
Соревнования по матч-рейсу
В 2017 году мы первый раз провели Чемпионат России. Несколько лет подряд организуем Кубок «Парусной Академии», следующий этап состоится в октябре. Это соревнование третьего грейда, выше только Чемпионаты Европы и Мира. Считается, что для успеха в матч-рейсе нужно каждый месяц участвовать в гонках. Мы видим, что команды Клуба уже пора выпускать на зарубежные соревнования, это в ближайших планах.
Как стать членом Клуба
У нас действует абонементная система, но можно прийти на одну тренировку, она стоит 2500 рублей. Если оплатить год, получится еще дешевле. Для матч-рейса не нужна своя яхта, соревнования проходят по выходным — это доступный вид спорта. Чтобы новички быстрее осваивались, мы собираем их в одну команду и выделяем им отдельного инструктора. Когда человек достигает определенного уровня, профессиональные команды забирают его к себе, сначала на самую простую роль — шкотового. Часть людей отсеивается: чтобы добиться результатов, нужно регулярно тренироваться. В Клубе остаются только те, кто относится к занятиям серьезно. Это как секта: наш костяк — около 20 человек, они ходят каждую неделю и постоянно общаются в Фейсбуке. Матч-рейс — это как наркотик, но чтобы его прочувствовать, нужно попробовать несколько раз. Удовольствие появляется, когда ты начинаешь понимать правила, разбираться в тактике борьбы. Управлять лодкой, которая идет задним ходом на пяти узлах — это очень бодрит.
Запишитесь на первую тренировку по матч-рейсу
Попробовать матч-рейс очень просто — приходите на первое занятие и вперёд. Если понравится, можно стать членом клуба: регулярно тренироваться, получать скидки на обучение, а самое главное — гоняться вместе с опытными спортсменами.