На службе у ветра: учеба и самореализация под прикрытием ярких ощущений

История одной тренировки на парусной яхте в Ореховой бухте с Константином Макаровым.
13 октября 2023г.

История одной тренировки на парусной яхте в Ореховой бухте с Константином Макаровым о том, как проходят практические занятия на воде и почему кинематографичный яхтинг может стать выходом в реальную жизнь.



Текст: Эда Адал.

Знакомство с экипажем


Это было первое по-осеннему прохладное утро уходящего сезона. Ранняя воскресная тренировка на парусной яхте прошла под дождем. После нее Константин пришел снять свой промокший насквозь 15-летний непром. Успевая пошутить с коллегами, он бежит перекусить перед следующим выходом на лодке с учениками – последний раз он ел вчера. Он признает, что кто-то может косо посмотреть на промокшего, замершего и жертвующего чем-то яхтсмена, но искренне не понимает, как яхтинг может не нравиться. Человек, пришедший на базу впервые, примет Константина, с его вихрем неутихающей энергии и вечно растрепанными от ветра волосами, за сумасшедшего ученого в комбинезоне – возможно, так и есть. 

*В раздевалке в это время играет Gnarls Barkley – Crazy: «Does that make me crazy? Possibly…»*

Константину 55 лет, из них более 38 он провел под парусом: яхтингом он начал заниматься с 12 лет, а всерьез погрузился в него в студенчестве. Яхтсмен – профессиональный преподаватель, доцент. Помимо Парусной Академии, сейчас он преподает гидравлику, механику жидкостей и газов в МГТУ имени Н. Э. Баумана, где студентам часто придумывает задачки из яхтинга. А своих учеников под парусом он называет курсантами. Несмотря на многолетний и разносторонний опыт в качестве капитана и матроса (или командира и подчиненного, как он сам шутит), гонщик-доцент часто чувствует себя новичком – в лодке каждая ситуация индивидуальна, и ему всегда есть чему удивиться. Это помогает инструктору ставить себя на место приходящих на тренировки людей: думать за них, чувствовать и следить, что они делают, поддерживать и включаться, если нужна помощь. Хотя сам он шутит, что ничего не делает, а только руководит.

Тренер поел, дождь закончился, ветер не стих. К назначенному времени на пирсе собрались члены экипажа на ближайшие пару часов.

Максим – банковский служащий с образованием военного радиоинженера, который в 57 лет наконец заставил себя найти свободное время заняться видом деятельности, к которому у него всегда была тяга. Направить нереализованную энергию в нужное русло он считает своим долгом. В Парусной Академии Максим всего две недели, но уже успел прослушать 4 лекции Константина по яхтенной теории. В процессе обучения ему с трудом дается восстановление школьных знаний по физике. Это будет его вторая тренировка на парусной яхте.


Тимофей – 19-летний студент 3-го курса Бауманки, факультета робототехники и комплексной автоматизации. Изучение динамики, прочности машин, приборов и аппаратуры, кажется, завораживает его не так, как яхты. Еще в детстве он читал Лондона, Мелвилла, Грина. Обилие непонятных слов морской терминологии его сначала отталкивало, а потом, наоборот, зацепило – так он понял, что из всех стихий ему нравится вода. Себя Тимофей называет экспериментатором и первооткрывателем паруса среди знакомых. Многих он пытался пригласить на тренировки на парусных яхтах, но друзья предпочитали яхтам бары. С сентября студент учится на курсе Bareboat Skipper IYT. Он уже прочитал «Яхтенного капитана» и имеет за плечами 5 тренировок. Тимофей был заинтересован связью Константина с Бауманкой и на воде решил заниматься только с ним. Сегодня утром они уже успели потренироваться.

Алексей, однокурсник и ровесник Тимофея, был первым, кто принял его приглашение и впервые в жизни пришел на яхту. Сподвигли его на это рассказы одного друга, семья которого постоянно пробует новое, от походов на байдарках до путешествий на лодках, и даже участвует в регатах на яхте. Алексей скорее интроверт, читающий и занимающийся спортом дома во внеучебное время. Но и он любит новизну: в побеге от надоедающей рутины и скучных пар в университете, студент иногда принуждает себя получать запоминающиеся впечатления и новый опыт. Все это заставило его согласиться на авантюру Тимофея.

На воду!


Капитан присоединяется к команде и формирует экипаж. Судовые роли распределяются по желанию учеников – в процессе тренировки на парусной яхте, в отличие от настоящей гонки, ими можно меняться по очереди. Делается это для закрепления новичками яхтенных навыков на каждой позиции, за рулем и на парусах (гроте, стакселе и генакере). Если лодка вооружена, на берегу тренер объясняет ветровую обстановку и технологию отхода из бухты, а остальные процессы – уже на воде.

Ветер дул отжимной. Было принято решение ставить грот на месте швартовки, пока лодка стояла против ветра и была привязана, и выполнить отход кормой: оттолкнуться от берега, увалиться, зарулить кормой к берегу и, не добирая грот и разворачивая перо лагом к ветру до возникновения тяги вперед, выйти в галфвинд, а затем добрать грот и разогнаться... – Максим и Тимофей уже неплохо понимают эту терминологию. Но Константин поэтапно, детально и многократно описывает экипажу каждое действие, отдельно делая ремарки для новичка Алексея о принципах работы парусов и напоминая всем особенности руления на заднем ходу. После постановки грота, с предшествующей отдачей грота-шкота и кенингхема, курсанты готовы к отходу. Тимофей, со знанием дела, вызвался отвязывать и отталкивать лодку с носа. Максим пошел на руль. Экипаж выполняет команды Константина: буксирный узел развязан, швартов потравлен и отдан, муринг брошен. Максим выруливает между буйков, Тимофей запрыгивает на борт, Алексей наблюдает и вникает.


Вначале на воде отрабатываются базовые вещи, например, как правильно сидеть. К эргономике и правильному поведению тела на яхте нужно привыкать сразу, чтобы потом сосредотачиваться на других задачах. Так, тренер исправляет Максима и заставляет рулевого поменять руки, расслабить плечи и забыть о положении руля, спокойно работая по реакции лодки и береговой линии: «Парусный спорт – это спорт джентльменов. Румпелем надо играть, как Шерлок Холмс на скрипке. Расслабьтесь!» По мнению Константина, важно не смотреть под руки: «Вы же не рассчитываете движения, когда ложку ко рту подносите. На лодке у вас должно быть то же самое – воспринимайте ее, как свое тело».

Пришло время ставить стаксель. Тимофей выбирает фал и шкоты, фиксирует снасти. Следующее задание – привестись к ветру и пойти в лавировку к бую. Ветер с попутного сменился на встречный. В процессе Константин описывает работу колдунчиков и поведение шкаторин, рассказывает про угол атаки, хорошее обтекание паруса, подъемную силу и теорему Бернулли о перепаде давления и скорости потока. Яхтенная теория кажется сложной, но капитан старается подкреплять объяснения научных явлений простыми словами, сразу показывая все на практике.

В это время Тимофей, опершись на леера, любуется многочисленными проплывающими лодками, а Алексей, пытаясь, как более опытные попутчики, не обращать внимание на возникающий крен, с приоткрытым ртом продолжает внимательно слушать яхтсмена. Максим сосредоточен – он разбирается с курсом: «Парусный спорт – это сложнее, чем я думал. Я готовился к более легкому, игривому варианту. Но, если тебе тяжело, значит, ты поднимаешься в гору. Поэтому то, что мне тяжело, – это хорошо».

Удача любит смелых


На тренировках многократно отрабатываются базовые маневры – повороты оверштаг и фордевинд (пересечение линии ветра носом и кормой). Каждый ученик проделывает маневр несколько раз, пока не закрепит результат, после чего на его позицию приходит следующий. Экипаж начинает с оверштагов: Константин учит Тимофея и Алексея вовремя скидывать и добирать стаксель-шкоты, а Максима – правильно перепрыгивать на другой борт, не теряя управление и береговой ориентир. Все получается не сразу, и это нормально. Для координации и сплочения экипажа яхтсмен повторяет, по его мнению, единственную дельную фразу из «Пиратов Карибского моря»: «Часть корабля, часть экипажа!» А в моменты совершения курсантами ошибок капитан Константин даже цитирует немецкий военный устав: «Лучше ошибка, чем нерешительность, лучше опрометчивость, чем бездействие». Снимая общее напряжение, он часто шутит и применяет забавные приемы, например, вручает Максиму сигарету, чтобы тот лучше вел лодку одной рукой, – и это работает.

Максим иногда тоже называет яхты кораблями. Его отец служил капитаном 1-го ранга на подводной лодке и отвечал за минно-торпедную боевую часть во Владивостоке – это был его единственный источник, приближенный к морю. Он все время отсутствовал, что болезненно переживала семья Максима, и залихватских историй отец не рассказывал. При всем этом, банкира с первым военным образованием манят яхты, хотя на них он ранее никогда не ходил. Он говорит, что темпераментного романтика паруса Константина и его отца-меланхолика объединяет только водная среда. Яхтсмен, по мнению Максима, много требует, но этот подход помогает научиться реагировать адекватно и спокойно, но быстро.


Яхтинг тренирует привычку к мультизадачности и способность отслеживать мелочи на рефлекторном уровне. Константин параллельно успевает подмечать и комментировать ситуации на акватории, например, неправильность действий попавших под ветровую тень от нашей лодки гонщиков. «Кто-то хорошо сказал, что яхтинг – это шахматы на качелях под дождем с гирей в руке. А я бы уточнил, что не шахматы, а покер, потому что там есть элемент удачи, многое зависит от раздачи», – убежден Константин. Про себя он говорит, что азартен только там, где может на что-то повлиять.

После Максима за руль встал Алексей, и удача точно была на его стороне. «Вы слышите, как я молчу? Я очень громко молчу. Значит, все в порядке», – хвалит Константин новичка. «Красавчик!» – Тимофей подбадривает впервые крутящего оверштаги однокурсника и помогает Максиму со шкотами.

Век плыви – век учись


Обучение яхтингу будущего инженера-прочниста Тимофея, несмотря на наличие на борту преподавателя Бауманки, радует непохожестью на пары в университете и обилием прикладного: «Теория теорией, а здесь тренер говорит, и ты сразу все делаешь сам». Алексей соглашается с однокурсником: «Когда образно говорят и рисуют – это одно. Тут ты тоже сидишь и как будто ничего не понимаешь, но начинаешь гораздо быстрее осознавать термины, выполняя команды».

Хотя Константин во время своих лекций переводит теорию на образный уровень, словно древний грек, фиксирующий теоремы в рисунках, под парусом он призывает ориентироваться на очень конкретные ощущения: «Люди не машины. На лодке мы формулы не пишем». Именно ощущения показывают, что происходит с яхтой, какой идет процесс и как действовать при определенных закономерностях – в идеале эта цепочка должна выстраиваться быстро на уровне рефлекса. Однако понимать теоретическую суть всех процессов тоже важно – физику не обманешь.


Тимофей смело ползает по баку, где ему понравилось больше всего, успевает откренивать лодку свисающими ногами и пытается помогать другим. Хотя сам он еще совершает ошибки, например, заводит шкоты против часовой стрелки на лебедки, они его не пугают. Яхтинг ему безумно нравится и сложным совсем не кажется. Оценивая свои промахи, он говорит: «Трудности – это прикольно. Мы живем, чтобы справляться с трудностями». Этим и отличается хороший гонщик от плохого, отмечает Константин: ошибки делают все, но хороший яхтсмен не боится, собирается и быстро вылезает из них без серьезных последствий. А безграмотные и неэффективные маневры есть и в работах профессионального моряка-классика с богатым опытом Джека Лондона.

Себе же логические ошибки, совершенные под влиянием эмоций, Константин прощать не умеет. Как, например, случай 15-летней давности в Онеге с человеком за бортом в худшем, по его словам, варианте – ребенком, не умеющим плавать. Прыгать за ним было колоссальной ошибкой: лодка быстро уходит, на борту не остается рабочих рук и наблюдающих глаз, а самая прозрачная вода под углом становится бликующим зеркалом и не дает паникующему капитану найти утопающего. К человеку необходимо подойти, остановиться и вытащить, установив контакт с лодкой и обвязав себя. Тогда, к счастью, все обошлось, но эту историю Константин рассказывает с намокшими, как его старый непром, глазами. Подобные антипримеры он приводит курсантам не для запугивания, а поскольку чувствует ответственность и хочет их предостеречь.

На капитана надейся, а сам не плошай


Экипаж снова меняется ролями. Пришло время отрабатывать фордевинды. Ветер несильный, но дополнительный парус экипаж не ставит, а пока учится идти на основных. На поворотах Константин сам бережно перекидывает летающий грот за гик – капитан отвечает за безопасность всех на борту. В такие моменты яхтинг может показаться рискованным. Но с опытом граница риска отодвигается, и все делается более смело. Однако на море никакого героизма и понтов – это главное капитанское правило. «Не уверен – не обгоняй. Даже если проигрываешь гонку, важна цена вопроса», – настаивает тренер. В водном мире платят за все, и понимание этого прививается на самых первых тренировках.

В процессе лавировки вниз по ветру ученики под парусом восторженно смотрят на яхтсмена. Его байки про коллег в перерывах между маневрами подогревают интерес начинающих матросов: в их глазах он и морской волк, и капитан корабля, и суперагент, вытягивающий миссию по спасению подлодки, словно офицер военно-морской разведки Ян Флеминг и его литературное детище Джеймс Бонд (кстати, курит Константин одноименные сигареты). Но и у профессиональных яхтсменов бывают слабости.


В юности Константин лазил на мачту, на спор и ради хохмы. Но в 40 лет, когда во время гонки на полутораметровой волне и попутном ветре надо было залезть на краспицы, у него появился страх высоты, который он до сих пор не может проанализировать. С тех пор экстремалов, подобных альпинисткам из фильма «Вышка», он осуждает, называя их адреналиновыми наркоманами с психическими патологиями. А потом ставит себя как яхтсмена на их место и, улыбаясь, находит много общего. После того случая он еще забирался на мачту, но уже не в таких суровых условиях.

Пытаясь быть всегда в строю, Константин эмоционально требует от себя и курсантов компьютерной хладнокровности: «Разум на то и дан, чтобы над инстинктами господствовать. Быть не их рабом, а повелителем». Но даже опытные яхтсмены не идеальны – несмотря на логический склад ума, второе образование по логике и повсеместной тенденции к сухому анализу, эмоции и страх на лодке могут иногда брать верх. И это, опять же, нормально. «Страх помогает, предупреждает, держит в тонусе, но главное не допускать, чтобы он парализовал», – для этого капитан методично учит курсантов большую опасность или проблему на лодке разбивать на несколько мелких и, по мере возможности и при наличии желания, преодолевать себя.

Все только начинается


После лавировки на акватории мы медленно возвращаемся в бухту. Капитан проговаривает процесс подхода на швартовку. Майнаем стаксель, гик на ветер, ориентир между буев – все проходит успешно. Все благодарят Константина и друг друга за опыт и прощаются.

Максиму уже пора бежать: помимо яхтинга, у него много дел, даже в воскресенье. Хотя он успевает воодушевленно, но вдумчиво отрефлексировать свои действия. Максим довольно критичен: его огорчает неуверенность в себе из-за шока от нахождения на «кренящемся корабле», напряженность и растерянность за рулем. Он надеется, что все еще впереди. В глубине души Максим мечтает купить свою яхту и путешествовать, но, опуская себя с небес на землю, настаивает, что главная цель обучения – понять, его это или нет: «Я думаю, что одна из задач приходящих сюда людей – поставить себе яхтинг на службу. Если ты смог получать от этого делать удовольствие – ты уже победил. Моя задача – сделать это дело привычным и понятным для себя».

Студенты же взяли перекус и отошли, чтобы спокойно поделиться впечатлениями. У Тимофея в глазах легкая грусть (две тренировки на сегодня закончились), в словах – азарт. В будущем он мечтает поплавать ближе к Австралии и Океании: эти места для него интересны особой культурной аутентичностью, смесью прогресса и дикарства. Алексей же поочередно смотрит то на воодушевленного и более опытного друга, то на свои пальцы (перчаток у него не было) и думает, что ему пока хватило эмоций. Но вскоре добавляет, что теперь ему хочется привести сюда друзей, чтобы пережить этот опыт вместе. По его мнению, полноценно совмещать студенческий образ жизни и яхтинг непросто, но все зависит от желания – заряженный Тимофей кивает в ответ.

О дивный водный мир!


Зачем же заниматься яхтингом? На этот вопрос Константин отвечает словами из «Военного летчика» Экзюпери: «Самолет не цель, а средство. Не ради плуга пашет крестьянин». Это особый мир и определенные человеческие отношения. Как капитан он верит, что на яхте воплощается великая мечта человечества – идеальный коллектив, а парусный спорт заключается в том, чтобы чувствовать лодку как воплощение единства экипажа. 

Яхтинг для Константина, как и для любого яхтсмена, – это выход в реальный мир. Даже крейсерские походы для гонщика – определенное эмоциональное состояние, схожее с нирваной, помогающее ему «слушать звуки мира». В этих рассуждениях ученый-яхтсмен наконец становится иррациональным: в качестве аргумента, он приводит свои эмоции от одного похода со вдовой, полностью созвучные мировоззрению морехода из фильма его юности «Водный мир» о том, что на воде – настоящая жизнь, а на суше – ее симулякр. Из многочисленных батальных сцен кинокартины Константину больше всего нравятся редкие умиротворенные кадры с фантастическим тримараном на фоне Луны – в душе преподавателя точных наук и, по совместительству, «неазартного» гонщика есть место лирике, как у и всех его курсантов под парусом.


В первую очередь, яхтинг – это про людей. На фоне стихии на первый план выходят именно люди с разными, но схожими устремлениями. В общих чертах и противоречиях – вся красота яхтинга: в симбиозе теории и практики, формул и ощущений, свободы и ответственности, страха и бесстрашия, рационализма и романтики. Как шутил яхтсмен на борту, это спорт вальяжных джентльменов, но только снаружи: кажется, внутри каждого человека под парусом, от опытного спортсмена до растерянного новичка (вне зависимости от возраста, пола, количества жизненного и парусного опыта), сидит юный мечтатель, когда-то увидевший море, услышавший или прочитавший что-то про паруса и желающий прикоснуться к этому миру, став героем пусть если не подвига, то хотя бы собственной увлекательной новеллы.

Начать писать свою морскую историю легче, чем кажется – достаточно прийти на яхтенную тренировку на ближайшую базу Парусной Академии. А дальше сюжет, самым неожиданным образом, завлечет вас сам. Главное не бояться первых впечатлений и ошибок, следовать искреннему желанию и ощущениям.

Записаться на тренировку можно через сайт: https://payment.yachtingacademy.ru/category/trenirovki 
До встречи на воде!



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования