«Мы отшвартовались, подняли паруса, и я понял, что погиб»

Опытный яхтсмен-инструктор рассказывает о своей любви к парусам и жизни в море.
19 июля 2019г.

Нас часто спрашивают – «как вы пришли в парус, почему связали свою жизнь с яхтингом и как стать такими как вы». Рассказываем биографии инструкторов, пришедших в парусный спорт и яхтинг.

Помню, как сидел дома и размышлял, что живу неправильно, занимаюсь не очень интересной мне работой, а хочу только ходить под парусом. Подумал: «Ну его нафиг!», за месяц закончил все дела и закрыл бизнес. Тогда я принял однозначное решение: помру с голода, но обратно не вернусь. Это было в июне 2007 года, к тому моменту на яхтах я ходил уже 30 лет.

О детской мечте 

О море я мечтал с детства: читал «Красного корсара» Фенимора Купера, «Морского волка» Джека Лондона, «Алые паруса» Александра Грина. Родители ходили в походы, увлекались горными лыжами, но парусом у нас в семье никто не занимался. Правда, у мамы был друг, Минаев Виктор Алексеевич, чемпион Советского союза по парусному спорту. Когда мне было 22 года, я с ним познакомился. Сказал, что я с него живого не слезу, пока он не возьмет меня в экипаж. 

Первое впечатление от встречи с яхтой невозможно ни забыть, ни описать. Я был переполнен эмоциями от кайфа, от исполнения мечты. Мы отшвартовались, подняли паруса, и я понял, что погиб.

О яхтинге как профессии

У меня было много профессий и бизнесов. После окончания химфака МГУ я 10 лет работал по специальности, после Чернобыля ликвидировал последствия. В 1989 году, когда в НИИ перестали платить зарплату, я уволился и ушел в предпринимательство. Но полученные в университете знания применяю до сих пор: каждый химик знает физику, а она нужна для хождения под парусом. 

Я не очень верил, что яхтами можно заниматься профессионально. Весь мой опыт подсказывал, что на них можно только тратить деньги, а не зарабатывать. Поначалу было тяжело: доход сократился, я влез в долги, набрал кредитов. Но оказалось, что моего уровня квалификации достаточно, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни. Меня стали приглашать на регаты в качестве шкипера, потом позвали руководить парусной школой

С Денисом Шаповаловым мы познакомились на гонках в 2000 году. Мы были соперниками, а все соперники дружат. Потом мы почти одновременно приобрели свои первые яхты и вместе готовили их к навигации: штукатурили, красили.

У меня нет определенного распорядка дня. Я тренирую студентов и провожу теоретические занятия, в свободное время чиню яхту или выхожу в море. Мне нравится ходить на яхтах: простор, скорость, тишина, преодоление трудностей и кайф от того, что лодка тебя слушается. Я занимаюсь любимым делом.

Об учениках 

Существует два вида яхтинга: круизный для удовольствия и спорт. Первый доступен любому человеку, есть даже класс яхт для инвалидов. Необучаемые люди встречаются очень редко, большинство сложностей можно обойти. Например, если человек путает право и лево, я объясняю, куда крутить руль, не пользуясь этими понятиями. Сложнее с теми, кто нахватался по верхам и лучше тренера знает, как его нужно учить.  

В последнее время круизный яхтинг становится семейным увлечением. У людей происходит такой же перелом в сознании, как когда-то с горными лыжами: из категории спорта, доступного только для элиты, он переходит в разряд массового. Заниматься яхтами можно с любым уровнем дохода — для людей со средней офисной зарплатой он более чем доступен. Олигархи в «Парусную Академию» приходят редко, в основном у нас занимаются обычные семьи, которые откладывают деньги на отпуск.

Мы продолжаем общаться с очень многими выпускниками. Те, кого я обучал в 2008–2009 годах, еще до «Парусной Академии», стали известными опытными капитанами, некоторые сами работают инструкторами. Безумно приятно случайно встречаться со своими учениками и яхтенными друзьями в разных морях. Яхтинг хорош тем, что самых неожиданных людей можно увидеть в самых неожиданных местах. 

О системе обучения в «Парусной Академии»

В отличие от других школ, где инструкторы учат сами по себе и все зависит от того, к кому именно ты попадешь, в «Парусной Академии» есть стандартная система: строгий учебный план лекций и практика, расписанная по часам. Не важно, кто ведет занятия — все навыки будут отработаны. Шестнадцати уроков теории и одной недели практики достаточно, чтобы освоить азы и понять, как поступать в нештатных ситуациях. Дальше нужно нарабатывать навыки — ни одна школа не воспитает опытного шкипера. 

Буквально три дня назад я встретил яхту под управлением семьи: люди получили права и пошли через океан, где встретили наших студентов. И мужчина с этой яхты мне сказал: «Жаль, что мы не учились в «Парусной Академии», ваши выпускники на голову выше нас и по мастерству, и по пониманию». 

Чтобы понять, стоит ли заниматься парусным спортом, я советую записаться в экипаж или сходить на тренировку для новичков в  «Парусную Академию». Это совершенно доступно, и так вы поймете, ваше это или нет, поет ли у вас душа от яхтинга. 

Об интуиции

Я учу студентов доверять интуиции. Это не чудо, так наше подсознание делает выводы из опыта. Приучите себя слушать внутренний голос, обращать внимание на всплывающие мысли, даже если они кажутся нелогичными.

Так в прошлом ноябре я избежал торнадо. Мы со студентами были в Мармарисе, накрапывал дождик. Утром мы задержались с теорией и решили не обедать, а захватить бутерброды. В какой-то момент я посмотрел на часы и подумал, что столовая еще не закрыта — надо бы накормить ребят нормальной едой. Дал команду уходить внутрь марины, и не успели мы привязать лодки, как торнадо прошло по морю — центром через то место, где мы только что были. 

О регатах 

Невозможно сосчитать, в скольких регатах я участвовал: только на Чемпионат России ходил 7 раз. Любая победа значима, но главным достижением я считаю первое место на Чемпионате Москвы и второе на Чемпионате России. Приятно, что в Кубке Родоса мы с учениками соревнуемся на равных с серьезными соперниками и занимаем призовые места. Участвовать в регате мне интереснее, чем судить, но от этого я тоже получаю большое удовольствие, когда удается составить интересный маршрут.

«Парусная Академия» сейчас организует регаты на Пироговском водохранилище: у нас большой флот одинаковых яхт. Участвовать в регатах могут и новички: чтобы быть полезным команде, достаточно одного дня тренировок. Правда, учиться во время самой регаты неэффективно — тут нужно не набирать опыт, а применять. Лучше 20–30 раз поставить и снять спинакер на занятии, чем сделать это два раза за регату и проиграть гонку из-за того, что он завяжется узлом. 

О дальних походах 

Я прошел все Средиземное море от Турции до Гибралтара, два раза проходил вокруг Европы из Балтики в Средиземное море. Один раз пересек Атлантический океан от Канарских до Карибских островов, это заняло 15 дней. Люблю дальние походы. Самое сложное тут — подготовка: запастись водой и едой и подготовить лодку, чтобы в море ничего не случилось, например, не упала мачта. И нужно знать, что делать в ситуации, когда возможен неприятный исход, — тогда не будет страшно. 

Мечтаю пройти по шкерам в Финляндии, побывать на Галапагосских островах и в Новой Зеландии, еще раз принять участие в Rolex Middle Sea Race, отправиться, наконец, в кругосветку. Хочу, чтобы  «Парусная Академия» развивалась и количество курсантов с каждым годом росло.



Заполните форму, чтобы записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования