Осторожно пираты!

Рассказываем, как обезопасить себя во время путешествия.
19 июля 2019г.

Как не стать жертвой пиратов. Основные правила безопасности:

  1. Будьте в курсе: отслеживайте случаи нападения, общайтесь с местными шкиперами;
  2. Избегайте опасных регионов: 71% всех атак приходится на Нигерию, Венесуэлу, Китай, Гану и Индонезию;
  3. Сохраняйте бдительность даже в водах, где нападений обычно не происходит: рыбацкая лодка вдали от берега скорее всего принадлежит пиратам;
  4. Если вы заметили подозрительную лодку, сразу подавайте сигнал тревоги;
  5. Постарайтесь оторваться от преследователей;
  6. Если пираты уже на борту, подчиняйтесь всем требованиям и не вмешивайтесь в конфликты между захватчиками;
  7. Не паникуйте: цель пиратов — получение выкупа, а не причинение вам вреда.
 

Где обитают пираты 

Доклад ММБ за первый квартал 2019 года свидетельствует: самым опасным регионом по-прежнему остается Африка. Из 38 атак, зафиксированных с января по март, на этот континент пришлось 22. Правда, сомалийских пиратов, кажется, удалось победить: в прошлом году они участвовали всего в трех нападениях, а в 2019 с ними и вовсе не было ни одного столкновения.

Кроме Африки пираты также орудуют в Америке, Юго-Восточной и Восточной Азии, на Индийском субконтиненте. 71% всех случаев распределяется между пятью странами: Нигерия, Венесуэла, Китай, Гана и Индонезия. 

Чтобы быть в курсе происходящего, регулярно проверяйте сообщения о нападениях на суда. Добавьте в закладки карту пиратства на сайте ММБ — она обновляется в режиме реального времени.

По словам бывшего офицера ВМФ США Мэтта Брэкена, которые приводит Fox News, безопасность начинается с осведомленности. Эксперт советует общаться с другими шкиперами и сотрудниками марин, чтобы понимать, угрожает ли вам опасность. 

Дмитрий Вольперт, капитан-инструктор «Парусной Академии»: «Пиратство — хоть и серьезная, но редко встречающаяся проблема. Ее лучше избегать, а не преодолевать. Обходите регионы, где есть пираты: Юго-Восточную Азию, восточное и западное побережье Африки. В 2011 году организаторы знаменитой Volvo Ocean Race даже изменили маршрут регаты, чтобы не подвергать экипажи риску. По международным правилам на яхте запрещено иметь оружие, а вооруженная охрана применяется в основном для защиты торгового флота. Для чартера лучше выбирать регионы, где нет социально-экономических причин для пиратства: Турцию, Грецию, Хорватию».

Как предотвратить атаку 

Даже если вы не заходите в опасные воды, нужно быть начеку: ситуация может измениться в любой момент. Так, по данным ММБ, в этом году у берегов Доминиканской Республики произошло нападение, первое за пять лет. В Венесуэле количество атак за последние годы выросло на порядок: с одного случая в 2015 году до одиннадцати в 2018.

Отличить опасное судно от мирного не всегда получится: пираты используют обычные танкеры или дау в качестве базы и катера или лодки — для атаки. Если вы заметили лодку в открытом море, это должно вас насторожить: рыбаки держатся ближе к берегу. Чтобы понять, дрейфует ли судно или целенаправленно движется в вашу сторону, резко смените курс. 

Международная морская организация (IMO) предписывает подавать сигнал бедствия по радио и всеми другими доступными способами. Если яхта оборудована Автоматической идентификационной системой (AIS), стоит убедиться, что она включена.

Напугать пиратов получится, если это вчерашние рыбаки, а не хорошо организованная банда. Отличить первых от вторых можно по судну: рыбаки используют лодки с подвесным мотором, а «профессиональные» пираты — быстроходные катера.

Светлана Юдина, яхтсменка, пережила нападение пиратов: «Полтора года назад нашу яхту в Карибском море атаковали пираты. В этом регионе случаются нападения, но на сайте Caribbean Safety and Security Net давно не было новых отчетов, и мы с подругой понадеялись на русское авось — решили идти более простым с точки зрения погоды, но теоретически более опасным путем.

 

Около мыса Трес-Пунтас, когда бо́льшая и самая опасная часть пути была пройдена и мы было вздохнули с облегчением, к нам стала приближаться рыбацкая плоскодонка. Она сразу показалась нам подозрительной — это слишком далеко от поселений. Мы решили уходить в открытое море — яхта легче справится с сильным ветром и волнами, чем маленькая лодка пиратов. По рации не удалось вызвать ни одно судно. Я спрятала ценные вещи. Дальше была чистая импровизация: я достала IPhone и притворилась, что разговариваю по спутниковому телефону, вызывая подмогу. Когда пираты нас догнали, мы поняли, что у них в руках автоматы и они стреляют. Тут мы вспомнили, что у нас есть сигнальная ракетница. Прицелиться из нее невозможно, но мы надеялись, что преследователи испугаются.

После того как выпущенная подругой ракета прошла в паре метров от их мотора, они действительно перестали приближаться и пошли параллельным курсом. В этот момент я заметила облако со шквалом и дождем, и мы повернули в его сторону — чем неспокойнее море, тем сложнее пиратам будет за нами угнаться и подняться на борт. Сначала они пытались отрезать нас от облака, но наконец отстали и повернули к берегу.

 

Нам по-настоящему повезло: в этот момент двигатель перегрелся, и нам пришлось его заглушить. Хорошо, что мы уже вышли в зону, где есть ветер, поэтому быстро поставили паруса и стали удаляться от опасного берега».

 

Что делать, если пираты захватили ваше судно

К сожалению, заметить пиратов вовремя не всегда возможно. Часто нападения происходят ночью, а две трети атак приходится на суда, стоящие на якоре.

Когда пираты уже на борту, сопротивление бесполезно и даже опасно. Нельзя провоцировать агрессию: движения должны быть медленными и предсказуемыми, а руки — оставаться на виду. Основное правило — подчиняться всем требованиям захватчиков.

Международная федерация транспортных рабочих дает и другие полезные рекомендации. Показывайте готовность идти пиратам навстречу и не вмешивайтесь в конфликты между ними. Чем лучше у вас будут отношения с преступниками, тем меньше шансов подвергнуться насилию с их стороны.

Как бы страшно ни было, важно сохранять спокойствие. По данным ММБ, чаще всего речь идет о захвате заложников — за последние пять лет от рук пиратов погибло только восемь человек.

Угроза пиратства реальна, но не переживайте — риск невелик. Небольшие суда привлекают преступников гораздо меньше, чем танкеры или балкеры: по сравнению с ними яхты стоят недорого, ценных грузов на них нет, а большой выкуп за обычного путешественника не получить. Избегайте опасных районов и скорее всего вы никогда не столкнетесь с пиратами.

И помните: далеко не каждая встреча с ними заканчивается нападением. Скорее всего вам вовремя придут на помощь, и все хорошо закончится.

Мы перезвоним вам в течение рабочего дня