Парусный спорт в период Великой Отечественной войны

Многие яхтсмены в годы войны воевали в подразделениях Советской Армии и военно-морского флота.
9 мая 2020г.
Многие яхтсмены в годы Великой Отечественной войны уходили на фронт по призыву или добровольцами и воевали в подразделениях Советской Армии и военно-морского флота. Они помогали в создании «дороги жизни» на Ладожском озере, чтобы освободить людей из осажденного Ленинграда, многие участвовали в разведоперациях и разминировании фарватеров. Сегодня расскажем о подвигах яхтсменов в это тяжелое время.

Всем врагам назло!

22 июня 1941 года на Клязьминском водохранилище проходил Чемпионат Москвы по парусному спорту. Соревнования шли в штатном режиме, но после двух гонок над водной гладью пронеслось радиосообщение от руководителя яхт-клуба о том, чтобы яхтсмены срочно вернулись на берег. Недоумевая они зашли в яхт-клуб, где и узнали, что началась война. Было принято решение назло врагам провести соревнования до конца, и еще семь гонок были завершены. Затем последовало молчаливое прощание, сухие рукопожатия и тишина. Многим не суждено было вернуться…

Был отдан приказ, который гласил, что все яхт-клубы должны были уничтожить свой парусный флот. Но даже в этих условиях удалось сохранить несколько десятков яхт. Многие пытались спасти свои лодки, заводя их в чащу леса, пряча под листьями, ветками, еловыми лапами, а снасти заворачивали в ткань и закапывали.

Москва не сдается!

 «Осень 1941 года. Немцы рвутся к Москве. Захвачена Лобня. По каналу Москва-Волга проходит вторая линия обороны. На берегах возводятся оборонительные сооружения, огневые точки. При выходе из Хлебниковского затона, справа, невдалеке от яхт-клуба "Водники" находилась Центральная спасательная станция ОСВОД. Дебаркадер и крупные суда со станции были выведены на середину фарватера и затоплены. Москва готовилась к обороне.

Одной из основных задач ставилась моральная поддержка населения страны, что враг не пройдет и будет разгромлен.

На Клязьминском водохранилище в течение всей Великой Отечественной войны, регулярно проводились Чемпионаты СССР и Москвы.



Фото с сайта www.fps-nn.ru

Проведение этих соревнований имело огромное политическое значение. Отчеты о них регулярно печатались во всех центральных газетах и в журнале «Огонек». И когда во фронтовых окопах бойцы получали свежие номера газет с сообщениями о том, что в Москве состоялся очередной чемпионат СССР или столицы по парусному они были уверены: «Москва стоит, тылы крепки. Родина одолевает врага. Победа будет за нами», - так пишет в своей книге "Спартак! Правый Галс!" известный яхтсмен Олег Голобородько.

Ленинградские яхтсмены

Не дожидаясь повесток, многие ленинградские яхтсмены пришли на призывные пункты. Кого-то отправили на фронт, а многие получили форму военно-морского флота и остались в родных яхт-клубах.  Для прикрытия Ленинграда от воздушных налетов со стороны Невского залива необходимо было установить зенитные батареи на баржах. Для этих целей была создана специальная База обеспечения ПВО Невской губы. Руководство Базы, памятуя о том, что боевые корабли, имеющие большую осадку, могут ходить не везде, решили передать процесс выбора места для «зениток» именно ленинградским яхтсменам. Спортсмены на клубных катерах и маленьких речных буксирчиках помогли поставить около пятидесяти озерных и речных барж с орудиями в тридцати точках Невской губы.


В начале августа 1941 года в системе флотской разведки был сформирован разведотряд, в который специально включили опытных яхтсменов-добровольцев. Первоначально флот разведотряда составили пять швертботов-«эмок», несколько мелких моторных катеров и две другие 38-тонные крейсерские яхты «Пионер» и «Стахановец», используемые в качестве плавучих баз разведотряда.

Из воспоминаний ветеранов-яхтсменов

«Задания выполняли самые разнообразные — от высадки в тылу врага разведывательных и диверсионных групп до эвакуации своих частей. Приходилось «выяснять обстановку», заходя в занятые врагом бухты, вызывать огонь на себя, засекая положение береговых батарей... Обычно разведчиков забрасывали на открытых катерах типа КС или на мореходных мелкосидящих швертботах М20. Обратно разведчики «по зеленой», как у нас говорили, самостоятельно выходили к линии фронта или в назначенное время мы приходили за ними. Вот тут и пригодилось хорошее знание акватории, приобретенное за годы мирных крейсерских походов.»

Подвиги яхтсменов-буеристов

Буер (голл. boeier) - кабина (или платформа), установленная на коньках или колёсах, передвигающаяся по льду или суше с ровным рельефом при помощи парусов и применяемая для спортивных и туристических целей. Первые буера появились в России в 18 веке, а первые гонки на них в России состоялись в 1890 году в известном в свое время петербургском речном яхт-клубе.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. буера использовались как средство разведки, связи и транспорта, в частности при поддержании связи с осажденным Ленинградом по «дороге жизни» через Ладожское озеро.

В Ленинграде на базе яхт-клуба «Водник» был сформировано два отряда по сто человек по охране водного района города. Их флот состоял из спортивных катеров и яхт, экипажи которых были вооружены стрелковым оружием. Была у отряда и группа разведчиков со швертботами, чьи паруса были выкрашены в черный цвет. Ночами они уходили в разведку и ни разу не были замечены немцами.


Буера в разведке стали использовать в тот момент, когда Финский залив сковало льдом. Один из рекордсменов по выходам на задания командования был буер знаменитого яхтсмена старшего лейтенанта Ивана Матвеева.

Иван Петрович Матвеев (19 июля 1914 - 5 июля 1984 года) — советский яхтсмен, заслуженный мастер спорта СССР (1940), капитан 2-го ранга, участник обороны Ленинграда на акваториях Финского залива и Ладожского озера, участник двух Олимпийских игр: 1952, 1956, многократный чемпион СССР, организатор парусного спорта в СССР.


Военное командование было удивлено возможностями буеров: огромная акватория может легко контролироваться двумя-тремя буерными дозорами, и при этом вопросы радиосвязи также были под контролем. Благодаря буерам отпала необходимость в воздушной разведке над озером. Это не только экономило топливо, но и оставляла процесс разведки максимально тихим и скрытным. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника.

С началом снегопадов буеристы перебазировались на Ладожское озеро. Яхтсмены внесли огромный вклад в спасение людей во время блокады Ленинграда. Первые мешки в город по непрочному льду доставили именно на буерах. Буера несли службу связи, разведки, доставляли через Ладожское озеро топливо машинам, застрявшим на ледовой дороге, на них же вывозили из блокадного Ленинграда женщин и детей. Уникально, но ни один буер на Ладожском озере не был подбит.

Вспоминая те дни, буеристы рассказывают, что самое сильное впечатление оставила у них перевозка на Большую землю обессилевших от голода ленинградцев и особенно детей. Перелетев на буере через озеро, если ветер был хороший, за какие-нибудь полчаса, спасенные просто не верили этому. Не один десяток жизней спасли наши яхтсмены. 


Для «дороги жизни» был создан специальный отряд, в который вошли 75 моряков-спортсменов во главе с известным яхтсменом лейтенантом Иваном Ивановичем Сметаниным. В их распоряжении было 19 ледовых яхт.

Иван Иванович Сметанин (1917-1983) - командир специального, сформированного на базе яхт-клуба ВЦСПС отряда и матросов ОВРа, знакомых с парусом. Был награжден медалью «За отвагу».

Ледовая трасса длиной 35 км, была проложена всего в 16 км от линии фронта. То есть простреливалась как с земли, так и с воздуха. В полыньи, возникавшие на местах взрыва, то и дело проваливались грузовики и сани. Полынью тут же маскировал ледок, который делал водную ловушку совершенно незаметной. Остановка колонны часто заканчивалась трагически: неподвижные цели тут же подвергались воздушному или огневому налету.

Малые размеры, парус и высокая скорость перемещения обеспечивали буерам отличную маскировку, и именно поэтому их не могли заметить с воздуха немцы. Скорость этих спасительных ледовых яхт была такова, что переброшенные на Большую землю женщины устраивали истерику, когда следовала команда на выгрузку. Измотанные до предела люди думали, что их бросают на произвол судьбы посреди озера. Они не могли поверить в то, что дорога от смерти к жизни занимает всего 20 минут, за которые было пройдено 5 км ледовой трассы.

Из воспоминаний ветерана  Великой отечественной войны  В.И. Хромцова

«Однажды приказали нам срочно перекинуть через озеро группу офицеров. Очевидно, задание было важным, поскольку нам обещали даже прикрытие с воздуха, что было редкостью по тем временам. Дуло хорошо, идти предстояло в полветра. Рассадили мы с моим напарником офицеров — по 6 человек на буер — и пошли. Швыряло мой буер страшно — обнаружился сильный люфт в рулевой трубе. Кричу своим офицерам — «Держитесь крепче!» Уже показалась река Кобона, когда налетели «мессера» — штук восемь-девять, а наших-то истребителей нет как нет! Прошлись немцы первыми очередями — только стена ледяной пыли встала. Заложил поворот. И начали мы с напарником крутить, уходя от пикирующих на буера самолетов, так, что шапки с наших пассажиров послетали. Только бы, думаю, в штопор не занесло. Ничего с нами немцы поделать так и не смогли. Да и вообще я не знаю случая, чтобы им удалось уничтожить буер.» 

Разминирование Морского канала

Самой яркой боевой операций буеристов называют разминирование Морского канала, который связывает Ленинград с Кронштадтом. Немцы заминировали канал, и после их ухода буера вышли на лед. У саперов были с собой глубинные бомбы малой мощности. Буера обходили выкопанные немцами лунки, сапер бросал под лед «глубинку» и яхта быстро уходила. «Глубинка» детонировала заложенные немцами бомбы. Таким образом, фарватер был очищен практически полностью, и, хотя несколько подрывов впоследствии произошло, все суда остались целыми.

Парусный спорт после Великой Отечественной войны

Развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительным темпом. Довоенный парусный флот был не только восстановлен, но значительно пополнен судами новых национальных и международных классов. Уже в 1945 г. было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики. Большое значение имел переход к Международным правилам гонок, начатый еще в 1939 г. и завершенный в 1952 г. Он существенно облегчил советским яхтсменам участие в международных состязаниях.

В послевоенные годы крейсерские плавания и маршрутные гонки прочно утвердились в работе яхт-клубов. В 50— 60-х годах советские яхтсмены выходили в плавания в отечественные морские и внутренние воды, ходили и за границу, посещали порты братских социалистических стран — Польши, ГДР, Болгарии, Румынии, участвовали в крейсерских гонках за рубежом, в частности в Варнемюндских регатах.


Зачем мы рассказываем об этом сегодня? История нашей страны – это то, что необходимо помнить и передавать из поколения в поколение. Героические подвиги советских людей во время Великой Отечественной войны, таких же простых, как мы с вами, не должны кануть в лету.

Мы рассказали об обороне Москвы и Ленинграда.

Помогите нам поведать о подвигах наших яхтсменов в этот сложный период и в других городах: присылайте ваши истории и фотографии к нам в редакцию журнала #climbonboard на press@yachtingacademy.ru, мы опубликуем рассказы о событиях тех лет, чтобы вместе напомнить о героях страны.

Никто не забыт и ничто не забыто!

 


Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Пройти курс Яхтенный Рулевой Дневного Плавания
Узнайте все азы парусного спорта и яхтинга. Этот курс — одна из базовых ступеней к вершинам мастерства при управлении парусной яхтой.
Пройти курс Yachtmaster Coastal IYT (шкипер прибрежного плавания)
Новый уровень квалификации яхтсмена позволит вам существенно расширить акваторию и условия плавания по сравнению с курсом Bareboat skipper IYT за счёт возможности круглосуточного плавания и разрешённого удаления от берегов до 60 миль.
Права позволят управлять экипажем парусной яхты до 54 футов длиной в светлое время суток на морских путях (МП) с удалением от места убежища до 20 м.м.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования