Пауль Эльвстрем: История из жизни

Ты не можешь считать, что выиграл гонку, если во время соревнований утратил уважение своих соперников.
29 мая 2020г.

Пауль Эльвстрем: «Ты не можешь считать, что выиграл гонку, если во время соревнований утратил уважение своих соперников»

История из жизни четырехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира и Европы, многократного участника Олимпийских игр.


Пауль Эльвстрем участвовал в восьми Олимпийских играх с 1948 по 1988 год, будучи одним из шести человек в мире, выигравшим четыре золотые медали подряд (остальные - яхтсмен Бен Эйнсли , пловец Майкл Фелпс, борец Каори Ичо и спортсмены Карл Льюис в прыжках в длину и Аль Оертер в метании диска) .

Пауль Эльвстрем – датский яхтсмен, родился зимой 1925 года в пригороде Копенгагена - Хеллеруп в семье каменщиков. Пауль с детства знал свое предназначение - секреты мастерства каменщиков у скандинавов передавались из поколения в поколение. Пауль перенимал семейное мастерство и помогал выполнять заказы.

Пауль с раннего детства был рядом с водой и увлекся парусным спортом, а в юности к яхтингу стал относиться серьезно.


В 1948 году двадцатилетнего Пауля пригласили в олимпийскую сборную Дании по парусному спорту. Это событие стало знаковым для него – парусный спорт стал полноценной профессией, которая позволила Паулю оставить семейное дело.

В этом же году состоялись первые послевоенные Олимпийские игры в Лондоне, на которых Эльвстрем выиграл золото в классе “Файрфлай”. В народе их прозвали “Суровыми играми”, так как, фактически, соревнования проходили в обстановке послевоенной разрухи, и спортсмены соревновались буквально в спартанских условиях. Золото датчанин завоевал не только благодаря прекрасной морской выучке, но и собственным нововведениям. 

Одним из его самых успешных нововведений был новый тип автоматического шпигата для откачки воды, закрепленного в нижней части яхты, который сейчас используется на яхтах класса “Финн”, “Звездный” и других гоночных классах яхт.


Эльвстрем был новатором в тренировочном процессе по парусному спорту. Например, он использовал технику “откренивания” или вывешивания за борт с использованием ремней для откренивания в большей степени, чем это использовалось ранее, перенося вес всего тела выше колен за борт лодки, обеспечивая тем самым дополнительный вес, чтобы позволить лодке оставаться на ровном киле в сильный ветер, тем самым позволяя яхте идти быстрее, чем его конкуренты. Эта техника требовала большей силы и физической подготовки, поэтому Эльвстрем построил в гараже тренировочную скамью с ремнями для откренивания, чтобы тренировать технику. Сначала он думал, что сможет научиться откренивать, чтобы колени были за бортом, но после полутора лет тренировок был вынужден от этого отказаться. В гонке в таком положении было невозможно удержаться более шести минут, и это было так утомительно, что пропадал гоночный стимул, а сосредоточиться на тактике было невозможно.  Поэтому он выбрал положение, когда колени находятся над средней частью палубы борта - так физически было легче удержаться.

Без внимания датчанин не оставил и безопасность яхтсменов. В то время почти никто не пользовался спасательными жилетами – они были громоздкими, сковывали движения и делали яхтсмена неуклюжим. В таких жилетах невозможно было быстро двигаться или забираться в лодку через борт. Эльвстрем предложил сделать их приталенными и уменьшенными. Новые спасательные жилеты не сковывали движения и подбирались под размер спортсмена. Эльвстрем также придумал удобную яхтенную обувь на нескользящей подошве.


Эльвстрем много тренировался и постоянно совершенствовал яхтенное оборудование – он понимал, что на скорость и результат оказывает любая мелочь.

Пауль продолжил свое олимпийское господство, получив еще три золотые медали на Олимпийских играх на новом классе яхт “Финн” в Хельсинки в 1952 году, Мельбурне в 1956 году и Риме в 1960 году. Его рекорд смог повторить только Бен Эйнсли, другой выдающийся яхтсмен родом из Англии.

Жизнь олимпийского чемпиона была непростой. Парусный спорт требовал полной самоотдачи, но, судя по всему, иначе Эльвстрем и не мог. Правда, в 1960 году произошел трагический переломный момент в  успешной карьере датчанина, о котором мало кто знал. Пауль вместе с супругой Анной попали в аварию, в результате которой его любимый финн был разрушен. Их машина, перевозившая трейлер с яхтой перевернулась и Анна оказалась в критическом состоянии, из которого чудом смогла выбраться, но навсегда утратила способность воспринимать вкусы и запахи.


Тогда Эльвстрем принял решение, что выступит в последний раз на Олимпиаде в Неаполе. Но спустя некоторое время, его супруга стала восстанавливаться и Пауль вернулся в парусный спорт и продолжал выступать еще 24 года.

Успехи датчанина связаны не только с Олимпийскими играми - Эльвстрем выиграл 13 Чемпионатов мира и 8 Чемпионатов Европы в семи разных классах яхт: 505, Снайп, Летучий Голландец, 5.5 метров, Звездный, Солинг. 

На выигранные в соревнованиях деньги, в 1954 году Эльвстрем открыл верфь Elvström Dinghy Sails, где строил гоночные яхты и швертботы, которые пользовались высоким спросом.  Он сам разработал отличительный логотип с красной короной, который сегодня остается визитной карточкой компании. К тому моменту его уже называли «Моцартом парусного спорта», способного виртуозно «играть» на любой яхте. 


Настоящей визитной карточкой и гордостью Эльвстрема стали паруса, сделанные своими руками. Он был так быстр на воде, что конкуренты пытались перекупить копии его парусов. Спрос увеличивался, так что через какое-то время его компания стала изготавливать паруса
Elvström Sails. Сегодня это один из самых известных брендов с 50 филиалами в разных странах мира, в линейке которого есть круизные и гоночные паруса на все случаи жизни. Отличительный логотип короны по-прежнему выбит на каждом изделии Elvstrøm sail.

Эльвстрем был вынужден заниматься больше времени бизнесом и меньше - парусным спортом. Бизнес серьезно ударил по его спортивной карьере - в 1972 году у Эльвстрема на играх в Мюнхене произошел нервный срыв, из-за чего он не участвовал в двух последних гонках регаты, в связи с чем и провалил Олимпиаду.

В 1984 году, после 12-летнего перерыва, 56-летний Эльвстрем принял участие в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе вместе  со своей дочерью Трине в классе “Торнадо”. Бронзовую медаль они проиграли австралийскому экипажу - им не хватило 0,7 балла. Последней Олимпиадой в карьере Эльвстрема стали игры в Сеуле - в возрасте 60 лет он выступал со своей дочерью в том же классе. Им удалось занять 15-е место. 


Датчанин является одним из пяти спортсменов, между выступлениями которых в Олимпийской истории прошло не менее 40 лет (1948 - 1988) вместе с фехтовальщиком Иваном Джозефом Мартином Осьером, шоу-джампером
Яном Милларом, яхтсменом Магнусом Коноу и яхтсменом Дарвордом Ноулзом.

Морской опыт и накопленные знания Пауль Эльвстрем изложил в своих книгах и внес существенные изменения в правила парусного спорта. Одна из книг - «Искусство плавания под парусами» была переведена на русский язык, и в электронной версии есть в свободном доступе в интернете.

Его книга по-прежнему остается настольной книгой для многих гонщиков, а под парусами его бренда Elvstrøm Sails выступают на престижных регатах сильнейшие команды.

Пауль Эльвстрем оставил за кормой множество соперников, стойко переносил любые трудности, но своего главного противника победить не смог. 7 декабря 2016 года болезнь Паркинсона окончательно одолела 88-летнего гонщика, и он скончался во сне.

 


Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования