Когда речь заходит о путешествиях под парусом, в голове сразу всплывают образы греческих марин и французских городков. Но ехать за три моря не обязательно: маршруты по России столь же увлекательны. А получить российские права ВФПС можно одновременно с обучением на шкипера IYT.
Как подготовиться к путешествию по родине и какой маршрут выбрать, нам рассказали Илья Родомакин и Константин Макаров, поклонники речного туризма и друзья «Парусной Академии».
Илья Родомакин
О чем подумать заранее
Первое, с чем сталкивается будущий путешественник, — это сложности с поиском яхты. У нас почти нет чартерных компаний, как в Греции или Турции, поэтому самый простой вариант — купить собственную лодку. Стоит она не так дорого, как кажется: подходящее для путешествий судно на Avito продается от 200–300 тысяч рублей. Для сравнения: прокат лодки в яхт-клубе «Водник» обойдется в 1500–3000 рублей/час в зависимости от дня недели. Еще один вариант — договориться с владельцем судна или напроситься в члены экипажа: в яхтенных клубах часто ищут людей в команду.
Яхта Neptun 20 для семейных путешествий
Гоночные яхты для путешествий не очень подходят, они как машины «Формулы-1»: максимум скорости, минимум комфорта. И небольшой крейсерский швертбот не слишком удобен для длительных путешествий: в нем мало места, даже некуда будет убрать продукты и одежду.
Разборный парусный катамаран — еще один вариант на любителя: ночевать на нем нельзя, придется каждый вечер ставить палатку. Лучший вариант — вместительный семейный круизер, оборудованным всем необходимым: диваном, столом, плитой.
Путешествовать лучше всего в составе флотилии. Это и веселее (можно погоняться), и безопаснее: вам придут на помощь в случае поломки. В России нет службы экстренного ремонта яхт — перебирать сгоревший мотор или ставить временную матчу из обломков сломавшейся придется своими силами.
Фото из личного архива Ильи Родомакина
Перед поездкой стоит запастись парой канистр бензина: мотор небольшой лодки расходует около 1,2 литра топлива в час. В России очень мало плавучих заправочных станций, поэтому канистры пригодятся и для того, чтобы пополнять запасы топлива на АЗС. Кроме бензина в дорогу стоит взять несколько комплектов одежды на разную погоду, запас непортящейся пищи и пресную воду из расчета минимум 1,5 литра на человека в день. Вода будет нужна и для приготовления пищи, поэтому в идеале на борту лучше держать хотя бы 3 пятилитровых баллона про запас.
Обязательно купите речные карты и лоции, карту Navionics (от 15 тысяч рублей) или скачайте приложение iSailor (каждая карта по России стоит до 2 200 рублей). Еще одно полезное приложение — бесплатное Windy с прогнозом погоды и приливов. Добавьте в закладки Яхтенную карту России с отмеченными клубами и верфями.
Если собираетесь проходить через шлюзы Канала им. Москвы, то заполните форму на сайте — вам присвоят регистрационный номер, который нужно будет сообщить диспетчеру. Чтобы не ждать шлюзования, нужно за день позвонить по номеру +7 (495) 491-32-64 и согласовать время. Также с диспетчером можно связаться по рации.
Как построить маршрут
Главное — определиться с целью (отдых на природе или посещение достопримечательностей) и продолжительностью путешествия. Средняя скорость лодки — 5 узлов, то есть чуть меньше 10 км/ч. Но из-за того, что выход к Волге от Москвы преграждает система шлюзов, любое путешествие за пределы подмосковных водохранилищ займет минимум два дня.
Фото из личного архива Ильи Родомакина
Одним днем получится прогуляться по Клязьминскому, Пироговскому или Пестовскому водохранилищу. А чтобы не терять время на шлюзование (оно занимает около 10 часов), можно погрузить яхту на трейлер и за два часа добраться до Волги на машине.
Если у вас в запасе есть хотя бы два-три дня, можно доплыть до Дубны: начнете проходить шлюзы в 6 утра — к 6 вечера будете на месте. Тут нет каких-то особых достопримечательностей, но прогуляться по тихим улочкам наукограда очень приятно.
Оставить лодку можно в яхт-клубе Объединенного института ядерных исследований, заплатив за сутки стоянки 500 рублей. Причал оборудован слипом — пологим спуском, с которого удобно сбрасывать яхту на воду, если вы все-таки добирались до Дубны на машине.
Семи дней хватит на путешествие до Калязина и обратно. Если у вас есть вторая неделя, можно дойти до Рыбинского водохранилища. По дороге загляните в Дубну, Углич и Мышкин. В Угличе обязательно осмотрите Кремль и Церковь Димитрия на Крови — она стоит прямо на берегу Волги. В Мышкине прогуляйтесь по новой набережной, посетите многочисленные музеи: Мыши, Русских Валенков, ретро-техники. В самом Калязине мало что сохранилось: он был затоплен ради строительства водохранилища. Символ города — колокольня Никольского собора, возвышающаяся над водой. Здесь есть яхт-клуб, цена стоянки зависит от габаритов судна и колеблется от 200 до 1000 рублей в сутки.
Тверское Верхневолжье — интересный район для путешествия на яхте
Еще один вариант маршрута от Дубны, подходящий для недельного отпуска, — уйти к Иваньковскому водохранилищу и вверх по Волге дойти до Твери. Этот город заслуживает отдельного путешествия — осмотрите Императорский путевой дворец, прогуляйтесь по набережной Афанасия Никитина и Советской улице, где расположился старинный Дом дворянского собрания.
Фото из личного архива Ильи Родомакина
Если рассчитываете на две недели пути, можно доплыть до Нижнего Новгорода, по дороге остановившись в Костроме и Ярославле. О каждом из этих городов можно написать объемный путеводитель. Кострома известна не только сыром, но и тем, что здесь зародилась династия Романовых. Загляните в торговые ряды в центре города и прогуляйтесь до памятника Ленину, стоящему на необычном постаменте — он был возведен к 300-летию императорского Дома.
В Ярославле осмотрите Церковь Ильи Пророка — она буквально светится из-за розоватого цвета стен — и загляните в художественный музей: получите удовольствие, даже если вы не поклонник живописи. Нижний Новгород — жемчужина любого путешествия: Нижегородский Кремль, Чкаловская лестница, купеческая Усадьба Рукавишниковых, Главный Ярмарочный дом — на осмотр основных достопримечательностей уйдет 2–3 дня. Рядом с Нижним расположился Городец — обязательно попробуйте местные пряники!
Фото из личного архива Ильи Родомакина
Опытные яхтсмены признают: путешествовать под парусом по России не всегда комфортно. У нас плохо развита яхтенная инфраструктура: почти нет плавучих заправочных станций, мало яхт-клубов с оборудованными стоянками. Даже взять яхту в аренду — целая проблема. Но все неудобства забываются, когда спускаешь лодку на воду и погружаешься в тихую красоту речных просторов.
Получите лицензию ВФПС и отправляйтесь в путешествие по России
Запишитесь на курс «Рулевой дневного плавания» в «Парусной Академии».
Обучение ориентировано на новичков и делится на два модуля: теоретический и практический.
Теория проходит в нашем учебном центре на Кутузовском проспекте, 36/3. Всего 11 занятий по 3 часа каждое. Практика — это 8-16 практических занятий (в зависимости от вашего опыта) в яхт-клубе «Орешка» на крейсерских яхтах Open 800 и Четвертьтонник, а также на Лучах.
После практики вам нужно будет сдать экзамен на парусной яхте в присутствии инструктора ВФПС и лицензия ваша!