Гуляющий ветер, разношерстные команды, повторное победное везение экипажа из Ростова-на-Дону и даже гонки на суше – то, чем запомнился Открытый студенческий Кубок Москвы 2023.
Завершился 13-й Этап Студенческой парусной лиги – Открытый студенческий Кубок Москвы 2023 года в формате гонок флота. Межрегиональное соревнование проходило с 20 по 23 октября на ВСБ Строгино в учебном центре «Парусной Академии» на яхтах класса MX-700. Всего собралось 24 команды, которые представляли вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Калининграда.
«Парусная Академия» проводит гонки СПЛ при поддержке Всероссийской Федерации Парусного Спорта, Москомспорта и Ассоциации Студенческой парусной лиги с прошлого года. На этот раз в Строгино, по словам участников, на лодках можно было встретить соперников от практически «нулевых» до достаточно сильных, говоря об уровне подготовки студентов. Для многих это было повторное участие в гонках СПЛ и уже не первая встреча со знакомыми экипажами.
Межклассовая толерантность, или лучисты за рулем
Открывающая гонка этапа – и фальстарт. О таком начале соревнований уже на берегу не сразу вспомнит Лев Якушкин, шкотовый экипажа Федора Терехина и с недавнего времени инструктор «Парусной Академии». Быстрому проживанию ошибок и их восприятию с улыбкой есть объяснение – студенты делают все, что могут, в данных условиях и на своих местах.
На этот раз команда Терехина, профессионального рулевого-лазериста, собралась в последний день – экипаж заболел, и состав пришлось быстро менять. Лев, будучи лучистом с опытом рулевого, присоединился в роли шкотового к Федору на его первой регате на килевой яхте. Так наспех сложилась команда студентов из МГУ, Политеха и Губкинского университета – по положению гонок СПЛ, сборный состав к участию допускается.
Несоответствие судовых ролей и опыта – частый конфликт интересов на студенческих гонках, который, однако, участников особо не деморализует. Разная масса лодок, особенности инерции и другие различия крейсерско-гоночных яхт и одиночных швертботов молодых яхтсменов на борту не пугают. О своем рулевом без долгой истории взаимодействия с килевыми яхтами Лев говорит: «Я его хорошо понимаю. Когда я сам впервые гонялся на этапе СПЛ два года назад в качестве рулевого, у меня тактиком был опытный капитан «Четвертьтонника». Наверное, он смотрел на меня так же».
Во время гонок, смотря на студентов и их поведение на разных позициях, становится заметно: профессионалы других классов лучше чувствуют тактические моменты. Например, судьи верно отмечают у некоторых участников закалку опытных оптимистчиков, не любящих отходить далеко от судейского судна до старта. У спортсменов с детства менее опытные в яхтинге студенты учатся прямо во время соревнований – можно сказать, для них это тренировка в режиме интенсив.
В последнее время Лев, как и некоторые ребята, стал гоняться меньше. Он шутя называет себя дедом, переросшим возрастной барьер гонок СПЛ для рулевых: по правилам Открытого Кубка СПЛ, участники должны быть 1998-2005 годов рождения. До недавнего времени ему было непонятно, где продолжать, но СПЛ учредила новые соревнования – Открытый Кубок студенческих клубов. Главное его отличие от Открытого студенческого Кубка в том, что принимать участие здесь могут студенты, преподаватели, выпускники, аспиранты и работники вузов, то есть члены студенческих спортивных клубов разных возрастов. Это два самостоятельных мероприятия, которые, однако, имеют общий итоговый рейтинг – в открытом зачете СПЛ и Кубка Студенческих Клубов можно встретить большинство участников сегодняшнего этапа.
«В студенческом яхтенном сообществе можно гоняться с людьми с похожей историей прихода в парусный спорт, и именно поэтому это интересно», – считает Лев. Сам он, аспирант физфака, пришел в яхт-клуб МГУ в 2016 году по стопам папы, который попал туда во время учебы в 1970-х. Там студент начал гоняться и участвовать в открытых регатах на швертботах. И только с конца 2021 года Лев стал принимать участие в студенческих соревнованиях на килевых яхтах в роли рулевого: его первая такая регата была в Севастополе, как раз на гонках Кубка СПЛ.
Кружат ветра
В выходные погода удивляла всех своей нестабильностью. Судья соревнования Евгения Куликова призналась, что ей нечасто приходится так активно использовать все знаки – ветер был несильный, но очень меняющийся, крутящий. Дождя не было, как и предвещали низкие светлые облака, зато одним утром пошел снег.
Первый день соревнований запомнился плотными выходами, редкими контактами и небольшим количеством протестов на верхних знаках. Последнюю 14-ю гонку дня с одним финишем практически мимо линии провели после заката – этому предшествовали самая длинная пересадка и долгая замена генакера.
По предварительным результатам, с четырьмя баллами лидировал экипаж Максима Токарева из РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Второе место с восьмью баллами разделили экипажи Алексея Потапенко из Донского государственного технического университета и Всеволода Смирновского из Санкт-Петербургского горного университета. Последнему начислили очки по среднему баллу из-за одной недостающей гонки.
«За счет того, что много экипажей гонялись на небольшом количестве лодок, каждая гонка была важна. Любая ошибка может быть фатальной. Такие гонки в Москве нацелены на то, чтобы выявился самый сильный экипаж, который допускает меньше всего промахов», – анализирует ход соревнований Всеволод Смирновский, рулевой «Горного». Ему, как и другим студентам из разных городов, было непривычно ходить именно в Строгино. «Столичная акватория достаточно закрытая, как деревьями, так и зданиями. Надо больше здесь тренироваться, чтобы понимать, какие ветра тут преобладают, какие направления и заходы, как здесь гоняться», – считает Всеволод. Из-за этого по окончании первого дня борьбы, несмотря на хороший балл экипажа, рулевого терзало непонимание промежуточных результатов. Хотя в прошлом году у его команды получилось подняться на пьедестал.
По словам главного ампайра Максима Гершковича, не все студенты чувствовали стартовую линию, в том числе, в силу незнания особенностей местных ветров: было много фальстартов, не все экипажи это замечали, а некоторые даже выполняли наказания за других. Поэтому перед началом второго соревновательного дня ампайр разъяснял участникам предыдущие спорные моменты. Но холодным утром воскресенья судьям снова пришлось удивляться, откуда у студентов столько нетерпеливости на старте: из-за азарта или энергетиков? На самом деле, участники между пересадками заряжались общением друг с другом. Правда, энергетиками тоже.
Вуз в помощь
Некоторые университеты активнее других предоставляют своим студентам базы, лодки и выделяют средства для поездок на парусные соревнования. В их числе, например, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Соперники студентов этого университета отмечают их нереально быстрый рост. Губкинцы «раскрутились» буквально за полтора года: «Только что их было полтора человека, а сегодня половина гонок – это экипажи РГУ».
Василий Солодов – рулевой, представляющий один из нескольких экипажей вуза. Он считает, что финансирования всегда может быть больше, но соглашается с тем, что поддержка университетом очень помогает. Даже при наличии помощи, организации тренировок, огласки и привлечения студентов в сообщество, на практике в гонках бывает непросто. Поэтому для роста профессионализма у студентов, помимо прямого судейства непосредственно на воде, Василию хотелось бы наличия протестов и больше разборов на берегу.
Именно из-за непостоянства ветра и постоянных заходов гонки получились очень интересными. Это то, что понравилось Василию в данном этапе СПЛ, несмотря на участие в относительно опытном, но крайне неоднородном коллективе: у рулевого за плечами – девять лет парусного опыта, у его тактика – более 15-ти, один матрос начал заниматься в этом году, а второй сейчас вышел на воду в четвертый раз. Сам рулевой крайне точно улавливает малейшие изменения местной ветровой обстановки и отлично ориентируется в круглом пространстве поймы. «Во время соревнований ветер был разный: в первый день он дул с северо-востока, а во второй – с юго-запада. В субботу дул сильно и потом пошел на спад, а в воскресенье, наоборот, сначала слабо, а затем постепенно усиливался», – комментирует погодные условия Василий.
Оценивая свои знания Строгинской акватории, Василий говорит, что она ему знакома «немного»: подумаешь, периодические тренировки, да и гонялся тут всего пару раз. Скажи это другим соперникам, не имеющим таких возможностей, опоры в лице вуза или вообще побывавшим здесь впервые, – сочтут за снобизм.
Об искусстве выходить сухими из воды
Особенность студенческих парусных соревнований заключается в особом восприятии происходящего участниками – это одновременно и сильное желание победить, без оглядок на собственный парусный опыт, и удивительно легкое отношение к промахам. За редкими исключениями.
Самым эмоциональным моментом финального дня, помимо борьбы намечающихся лидеров, стал протест экипажа Мариам Байрамовой из СПбГУ на действие судейского комитета. После первой петли из-за направления ветра поменяли верхний знак. Судьи обозначили это звуковым сигналом, но главный судья Андрей Переславцев вовремя не переставил флаг дистанции. Другие яхты не обратили на это внимания и пошли на огибание, согласно сигналу. А отстающий до этого экипаж Байрамовой в итоге обогнул два знака и прошел лишнее расстояние. Бойкая рулевая пошла отстаивать мнение команды на судейское судно. Еще немного собранности, и студенты-петербуржцы, возможно, могли бы отстоять свое мнение перед опытными судьями. Однако ампайр, увы, объявил исход не в пользу экипажа – тому виной отсутствие поднятого красного флага во время протеста и значимости требуемых изменений для итоговых результатов гонки.
Студентам, как на сессиях, так и во время гонок, приходится часто выкручиваться из неловких ситуаций. Но на воде на одной уверенности в себе далеко не проплывешь. Возможно, для лучшего применения знаний и отстаивания своих прав во время гонок некоторым участникам не хватило понимания гоночной инструкции. И однозначно совместных тренировок. Несмотря на это, по отзывам более опытных студентов-яхтсменов, борьба была насыщенная и плотная.
За все время было достаточно мелких поломок кареток, бушпритов и замен поврежденных генакеров. Но осторожничающие студенты очень ответственно и серьезно подходили к безопасности и оборудованию, при неимоверной импульсивности на воде. Именно эмоциональность участников создавала особую атмосферу выходных. Еле проглядываемое через серое небо предзакатное солнце в субботу и паруса под первым снегом следующим утром были лишь ландшафтным фоном, ушедшим на второй план.
Достаем зачетки
Интрига сохранялась до последнего. На протяжении соревнований участники никуда не расходились до самой темноты. Они разговаривали, обсуждали тактику и, в целом, гонки на берегу. На базе «Парусной Академии», ожидая пересадок, студенты смотрели то мультфильмы «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля», то сохранившиеся на YouTube онлайн-трансляции Олимпийских регат (правда, с перерывами на женскую художественную гимнастику). Разговоры о гонках на пирсе, просмотр гонок на суше – в общем, гонки были везде.
По итогам двух соревновательных дней победителями Открытого студенческого Кубка Москвы 2023 стали следующие экипажи:
1 место – экипаж Алексея Потапенко, 13 баллов, ДГТУ (Донской государственный технический университет);
2 место – экипаж Кирилла Шуненкова, 14 баллов, СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет), РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта);
3 место – экипаж Максима Токарева, 16 баллов, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
Рулевой одержавшего победу экипажа Алексей Потапенко отметил, что в этом году соревнования были интереснее из-за роста уровня участников, в частности, экипажа его главного соперника Максима Токарева. Но команда Потапенко, по его словам, сделала все, что могла, победив за счет везения и стабильного хождения под нестабильным ветром Строгинской акватории. Не помешал даже узел на генакере, спуск и подъем паруса по ванте в гонках второго соревновательного дня.
Четвертое место дважды стабильно занимал еще один экипаж губкинцев рулевого Артема Кузьмина, набравший всего 16 очков. Но судьи пустили на подиум экипаж Токарева, у которого было четыре лучших прихода (всего на один больше, чем у соперников).
Список участников-победителей:
Участник |
Роль |
Алексей Потапенко |
рулевой |
Кирилл Шуненков |
рулевой |
Максим Токарев |
рулевой |
Помимо вузов-победителей, в гонках принимали участие студенты из МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского горного университета, Московского политехнического университета, Московского физико-технического университета, Московского авиационного института, Российского университета дружбы народов, БФУ им. И. Канта, Калининградского государственного технического университета, Национального исследовательского университета ИТМО, Университета Синергия.
Руководитель Ассоциации Студенческой парусной лиги Василий Кравченко похвалил «Парусную Академию» за хорошую организацию соревнования. По его мнению, это большое подспорье для роста интереса к парусному спорту среди молодой аудитории и развития уровня профессионализма у студентов-яхтсменов.
С организацией все замечательно, цены отличные, время проведения регаты удобное –отзывчиво делились рулевые. Тем не менее, многим из них не хватает популяризации движения в самих вузах, а именно тренировок и сотрудничества с департаментами физической культуры и спорта в университетах и местных администрациях. В качестве мотивации для вузов они предлагают для них получение особых бонусов и званий, если студенты занимают призовые места.
Старый друг? Лучше новых дух!
Артем Шляпин, рулевой сборного экипажа из МГУ, МФТИ и Синергии, в одно время занимал должность члена Управляющего совета парусного клуба «Физтех». Он был одним из тех, кто, по его словам, стоял у истоков СПЛ и активно продвигал парусный спорт в альма-матер. Потом Артем отвлекся и сейчас пытается вернуться в сообщество. На этот раз «Физтех», признает Артем, на гонках не очень представлен – спрос упал, потому что многие разъехались. Однако интерес к занятиям (не в стенах вуза, а на воде) остается.
Артем считает свою команду довольно слаженной. Это при том, что на генакере у него стоит виндсерфер, и таким составом они вместе гоняются на соревнованиях второй раз, включая предыдущий этап СПЛ в Санкт-Петербурге. «Чувствуется общий недостаток нахоженности и опыта, но отсутствие совместных тренировок на воде на нас не влияет», – считает Артем.
У рулевого Шляпина четыре года парусного опыта, и он уже знает наизусть практически всех своих главных соперников, следит за их действиями в гонках: на этом этапе ему особенно мешали хорошо знакомые экипажи губкинца Максима Токарева и сильнейшего экипажа Алексея Потапенко из ДГТУ. Артем знает, что ростовские соперники, в отличие от его экипажа, тренируются регулярно, но оценивает работу своих матросов достаточно высоко. В общем, все познается в сравнении – на неоднородность экипажа все рулевые смотрят по-своему.
Действительно заинтриговать Артема смогли новички. «Бывает, сидим на финише и думаем, кто это вообще такие, и как они нас объехали?» – говорит рулевой Шляпин о неизвестных ему экипажах. В своем азарте Артем двойственен, но рассудителен: «С точки зрения победы, лучше гоняться со знакомыми студентами: мы знаем их маневры, тактику, с кем можно по-дружески договориться на старте – в целом, получается меньше непредсказуемости. А с точки зрения спортивного духа, конечно, лучше, чтобы были новые лица, и СПЛ только разрасталась».
Молодость все простит
Ранее парусный спорт был очень развит среди студенческого сообщества, особенно в Москве. В том же Строгино были лодки вузов, например, НИУ ВШЭ, МАИ и разных студенческих яхт-клубов. А почти полвека назад на Клязьминском водохранилище существовал Центральный студенческий яхт-клуб «Буревестник», и там тоже были активно представлены секции еще советских вузов. Сейчас старейший яхт-клуб на Клязьме – это место с политикой элитной закрытой марины, которая «задает тон светской жизни столичной акватории». Появилось много коммерческих парусных организаций, а вузы, по разным причинам, остались без собственных баз и стали хранить «матчасть» в сторонних яхт-клубах. Казалось бы, можно затаить обиду или уйти в ностальгию по светлому парусному прошлому. Но узкий костяк яхтсменов из ряда сохранившихся, в том или ином виде, студенческих парусных секций, не взирая на формальные ограничения, продолжает по возможности передавать опыт следующим поколениям.
Помимо Студенческой парусной лиги, которая существует с 2013 года, есть и другие клубные вузовские регаты. Но именно на гонках СПЛ уже образовался понятный круг соперников – это для них интереснее, причем не всегда в соревновательном смысле. Да, новички на этапах СПЛ иногда оказываются мастерами спорта и ходят гораздо лучше. Однако студенческие гонки – это скорее про атмосферу. Профессионализм и разборы теории – дело полезное, но полезное (в особенно студенчестве) хочется по максимуму совмещать с приятным. Поэтому большинство студентов предпочитают гоняться своей компанией.
Благодаря СПЛ, студенческий яхтинг, несмотря на внешние обстоятельства, постепенно заново набирает обороты. Набор соревнований в течение года позволяет студентам регулярно выезжать и гоняться друг с другом: не только зарабатывать своим вузам рейтинг, но и развиваться в личностном плане. Хотя официальными целями и задачами соревнований Студенческой парусной лиги глобально являются развитие студенческого парусного спорта в стране и пропаганда здорового образа жизни, для студентов гонки, в первую очередь, – это отличные воспоминания пускай не всегда самого важного, но определенно особенного этапа в жизни.
«До встречи в Геленджике!» – так участники 13-го Этапа СПЛ прощались друг с другом, договариваясь встретиться на Финальном этапе 2023 года. Гонки на черноморском побережье пройдут уже с 10 по 12 ноября.
Текст: Эда Адал.