Рулевая модель: о легкости Open-800 и тренировок с полюбившимся инструктором

Преподаватель судомоделизма Алексей Шурупов рассказал про занятия с Павлом Филипповым и дал характеристику лодкам в Ореховой бухте.
14 июля 2025г.

Нашел своего и успокоился – Алексей Шурупов пришел в «Парусную Академию» три сезона назад, встретился с инструктором Павлом Филипповым, остановился на нем и объяснил причины

Текст: Эда Адал.

Алексей, зачем Вам тренировки на парусных лодках?

Это тяжелый вопрос. Во-первых, это красиво. И во-вторых, и в-третьих – просто красиво. В детстве мы были на лодках: папа в советские времена в яхт-клубе «Водник» занимался, когда клуб и яхта были еще относительно демократическими объектами. Мы достаточно много с ним были на воде. Не столько участвовали в ремонтах и походах, сколько просто там находились. Это и мою работу в некотором смысле определило: по специальности я учитель, занимаюсь судомоделизмом.


Создаете модели парусных судов?

Нет-нет, я по копиям на стыке скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Даже больше на стыке искусства и техники.

Как вернулись в яхтинг в более зрелом возрасте?

Я немножко упустил момент рождения такого формата, который предлагает «Парусная Академия», лет на пять. Я бы и раньше подключился. А так просто случайно в поисках развлечений на день свадьбы на сайт наткнулся. Захотелось походить на яхте снова, все вспомнить.

Один ходите на тренировки, с супругой или еще кем-то?

С супругой покатались, и она вышла, а я остался дальше. Я пытался привлечь людей, но все соскакивают. Получается, что пока хожу один.

А почему Вы так же не соскочили? Что Вас держит, помимо детских воспоминаний?

Глубина темы большая очень. Есть куча вещей, которые можно описать фразой: «Ждите ответ в следующей серии». Это такой захватывающий сериал, потому что каждый выход – что-то новое. Иногда не получается, а хочется, чтобы получилось, чтобы не все из рук валилось. Думал, что приду и все вспомню, а ничего подобного. Сравниваешь скорость реакции на ситуацию свою и у инструкторов, Павла Николаевича в частности, и понимаешь, что тебе еще расти и расти.


Почему Вы все время ходите к шкиперу-инструктору Павлу Филиппову?

Он мне больше по душе. И методы его, и большой опыт, и отношение к матчасти. У него ясная постановка, он достойный капитан, отчетливый. Поскольку я тоже учитель, я могу это оценить. У него очень хороший педагогический стиль для людей, которые еще не в теме: все понятно, четко, без всяких интерпретаций. И его отношение к лодкам очень мне импонирует. Я утром на тренировки приезжаю первым, а он уже там. Никого в яхт-клубе еще нет, лодки все стоят пустые, только Павел Николаевич уже моет свою ласточку со шваброй. Причем никому это не доверяет. Я пробовал у него как-то эту эстафету перехватить, но он, видимо, считает, что это его миссия. Это уникально.

Какая у Вас судовая роль?

Особой роли у меня нет, потому что экипаж на тренировках, так получается, формируется стихийно, и ты все время попадаешь в разный коллектив с разным опытом. Павел Николаевич меня «крутит» по кругу: то баковый, то шкотовый, то рулевой, по ситуации. Если бы был устойчивой экипаж, тогда можно было бы специализироваться на чем-то конкретном.

Может, быть универсалом в экипаже – это лучше? Или Вы не согласны?

Нет-нет-нет. Я тоже считаю, что, конечно, в любом случае лучше быть универсалом, чем заточенным на что-то одно. Но у тебя может что-то лучше получаться, что-то хуже. Я чувствую, что мне сейчас не хватает физических сил ходить под геннакером или уверенности и контроля на руле. Поэтому пытаюсь на каждой позиции немножко «подтянуться», насколько возможно.

А почему Вы еще не сходили на любительские регаты? 

Тут две, наверное, причины. Во-первых, балластом не хочется быть…

Вы как-то очень критично к себе относитесь. У Вас уже есть опыт.

Во-вторых, меня не очень привлекает формат матч-рейса, когда лодки ходят по короткой дистанции.


У нас ведь есть не только матч-рейс, но и гонки флота – любительская регата Open Race каждые выходные. Еще маршрутные гонки или закатные «Огни Москвы», тоже не матчевые.

Я подключусь обязательно. Надо будет попробовать. Мне это интересно, это же другие ощущения наверняка. К сожалению, у меня пока нет возможности прикупить лодочку, поэтому сейчас я больше для удовольствия, для практики хожу. А гонки – это другой уровень опыта и следующая ступенька. Возможно, формат тренировок исчерпывается, если нет своей команды и часто попадаешь в неопытный экипаж, где вы делаете все не так динамично, как я уже готов. Придется переключаться на гоночный вариант.

Как человек, который занимается судомоделизмом, что думаете про лодку Opеn800?

Не мне судить. Об эксплуатационных качествах должен говорить тот, кто на ней присутствует постоянно. Но как клиент могу сказать, что эти лодки очень хороши для маневрирования. На «Четвертьтоннике» так не покрутишься. Есть свои ограничения по мореходности: видно сразу, что она «плюхает» на любой волне. Ну, понятно, длина вытянута, и в носу не сделаешь развал – это у всех современных лодок такая проблема.

В море на ней было бы не очень комфортно, а здесь она прям шикарна. Яхта SV20, мне кажется, для такого же экипажа слишком тесная и требует больше проворства. А для учеников все-таки важно, чтобы был лишний сантиметр, куда можно наступить. Open800 удобная, сбалансированная лодка, очень хорошо руля слушается и практически на месте поворачивается.

Своего парусного преподавателя Вы хотели бы на время поменять, сходить к другому инструктору, или Вы окончательно остановились на Павле?

Конечно, пойти к кому-то другому – это не табу, можно в качестве эксперимента. В принципе, я в лицо всех уже знаю. Но, опять же, мне просто импонируют стиль Павла Николаевича и его методы. Спрыгивать с автобуса на ходу иногда не очень удобно. Пока меня все устраивает. Видно, что человек работает не чтобы просто отработать время. Ему самому интересно лишний раз задержаться на воде – полчаса лишних для Павла Николаевича не вопрос. И ты приходишь в яхт-клуб, а он уже там. Хотя я приезжаю в полдевятого утра, а он часам к восьми уже там, подъезжает на своем велике.


Что-нибудь познавательное или смешное можете вспомнить с совместных с ним тренировок?

По-моему, со мной все смешно: тут человека не поймал, там фордевинд сделал, так сказать, непроизвольно... Из собственных ошибок все смешно. Самое известное – это рекомендуемая Павлом Николаевичем литература по изучению свойств парусной яхты. Знаете? Не слышали? Братья Стругацкие создали труд по аэродинамике, который называется «Трудно плыть боком». 

Записаться на тренировку к Павлу Филиппову и другим инструкторам на базу в Ореховую бухту или Строгино можно через сайт: https://payment.yachtingacademy.ru/

Сделать шаг вперед и поучаствовать в регате: https://yachtingacademy.ru/sport-sailing-regattas/

По всем вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 946-8330



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

Программа интенсивного курса «Введение в яхтинг»
Интенсив, включающий в себя не только теоретические знания, но и делающий максимальный акцент на практический опыт.
Яхтинг в Москве. Приходите на тренировки на яхтах классов OPEN 800 и Четвертьтонник.
Подходит как для новичков, так и для более опытных яхтсменов.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования