Сейлинг и гейминг – вещи не просто созвучные, но и очень даже совместимые (хотя может казаться, что настоящий яхтсмен все время находится оффлайн и в руках держит, в основном, снасти, а не гаджеты). Если выбирать способ и место для практики яхтинга в онлайне, бесспорно лучшим вариантом будет игра Virtual Regatta. Но насколько она имеет отношение к реальному спорту? И что это, в действительности: ленивый яхтинг на диване или серьезный киберспорт?
Спойлер: скоро вы сможете поучаствовать в регате «Парусной Академии», не выходя из дома, и ответить на эти вопросы самостоятельно.
Текст: Эда Адал.
О парусном симуляторе и его рулевом
Регаты бывают виртуальными, и это не просто вынужденная мера для яхтсменов в межсезонье. Virtual Regatta – пионер парусного спорта в мире цифровых технологий и лидер в области симуляторов яхтинга. Это самая популярная и массовая игра для всех любителей парусного спорта, доступная бесплатно в AppStore, Google Play и на официальном сайте компании.
История Virtual Regatta берет свое начало в 2010 году – еще задолго до пандемии коронавируса, ставшей временем настоящего расцвета всевозможных онлайн-активностей. Тогда команда дизайнеров, инженеров и предпринимателей объединились вокруг идеи о том, что профессиональные шкиперы могли бы найти реализацию своей деятельности в виртуальном пространстве. Кроме того, создатели игры верили, что спортивным соревнованиям следует идти в ногу со временем и технологиями, продвигая свои бренды и спорт в массы.
Игра была придумана и разработана во Франции: головной офис Virtual Regatta находится в городе Исси-ле-Мулино в регионе Иль-де-Франс немного западнее Парижа. В разные времена разработчиками и вдохновителями платформы были как опытные моряки, так и инженеры, программисты и ученые из медиасреды, не связанные до этого напрямую с яхтингом. Однако главным создателем Virtual Regatta стал профессиональный яхтсмен и геймер-любитель – успеху предприятия, во многом, помогло именно такое сочетание в биографии его основателя.
«Я терпеть не мог слушать о каннингхемах…»
Филипп Гинье – яхтсмен из Франции, принимавший участие в национальных и международных соревнованиях по парусному спорту. Так, в 1997 году он выиграл знаменитую регату Tour de France à la Voile. Помимо спорта, он увлекался видеоиграми. Еще в юности Филипп был убежден, что в будущем они позволят организовывать масштабные соревнования в сети – впоследствии он сам воплотит свои же мечтания в жизнь.
Филипп родился в семье предпринимателей, помешанных на лодках, и рос вблизи портового города Ла-Рошель на атлантическом побережье Бискайского залива в регионе Новая Аквитания. Он учился в инженерных и бизнес-школах Парижа, параллельно активно участвуя в регатах и общаясь со звездными яхтсменами. Будучи студентом, больше времени он проводил под парусом, чем за партой. Тем не менее, яхтинг ему вдруг наскучил: «Я терпеть не мог слушать о каннингхемах и других подобных терминах… я прекрасно знал, что у меня не тот уровень, чтобы выиграть «Кубок Америки»». Постепенно Филипп начал углубляться в сферу киберспорта – тогда еще не было такого термина.
Уже в 2000-м году, до появления доступных мобильных телефонов и широкополосного доступа в Интернет, Филиппа преследовала интуиция, что Всемирная сеть произведет революцию в гейминге и подарит видеоиграм прогрессивное и демократичное будущее. Тогда это было видно по росту онлайн-пользователей, предпочитавших покер, шахматы или игры по типу Mario Kart. Кроме чутья, мало что располагало лично Гинье к потенциальному успеху в отрасли: он не умел программировать и грамотно вести денежные дела, в соответствии со строгим французским законодательством. Но отсутствие конкретных навыков не помешали ему написать первый сценарий парусного симулятора с видом от первого лица Virtual Skipper для всемирно известной французской гейминг-компании Ubisoft, узнаваемой сегодня по играм Assassin’s Creed, Just Dance, Far Cry и многим другим. Так Филипп приобрел первый профессиональный опыт в диджитале.
Собственный игровой бизнес для Филиппа Гинье начался с футбола и компании Many Players: эмоционально зарядившись негодованием от сложного доступа к игре FIFA, в 2002 году он создал свою первую футбольную игру Click & Shoot. Тогда же Филипп понял, что получать прибыль в этом деле в то время было крайне сложно. «Я боялся сойти с ума, как и все энтузиасты, строящие свой бизнес на парусном спорте», – к ведению подобного бизнеса Филипп был настроен скептично, но все еще верил, что время покупок картриджей и походов в интернет-клубы должно уйти. Пришлось продавать IT-услуги и решения, по многочисленным просьбам переводя на виртуальные просторы другие виды спорта, например, регби.
В 2006 году с предложением о сотрудничестве к Филиппу Гинье пришли местные телеканалы France TV и France Télécom, партнеры Route du Rhum – легендарной трансатлантической соло-регаты родом из Франции, существующей с 1978 года. Филипп не сразу, но все-таки согласился сделать специальное издание гонки. Так и родилась 2D Flash-игра о парусном спорте: не самая первая в своем роде, но впервые нацеленная не только на профессиональных моряков. Это была первая полноценная виртуальная регата для Гинье. Route du Rhum и, в частности, Филипп притянули на себя пристальное внимание.
Два года спустя был объявлен конкурс проектов для создания игровой версии Vendée Globe – крупнейшей одиночной нон-стоп кругосветки без ассистирования, называемой среди яхтсменов «парусным Эверестом». В 2008 году онлайн-версия Vendée Globe собрала 340 000 игроков – это был грандиозный успех.
После этого Филипп и его команда стали активнее производить игры для всевозможных спортивных соревнований. Онлайн-версии получили, например, автомобильные ралли Dakar и 24 Heures du Mans, а также Открытый чемпионат Франции по теннису Roland-Garros. Но ни одна из игр по достигнутому успеху не могла сравниться с парусными регатами Route du Rhum и Vendée Globe. Поэтому Гинье забросил свои малопопулярные разработки и сосредоточился на яхтинге – спорте, с которого все началось в его реальной жизни.
Появление iPhone в 2007 году и его дальнейшее распространение превратили игры с доступом с мобильных гаджетов еще более востребованным занятием. В 2010-х годах команда разработчиков делала игру, которая в полной мере отражала бы истинную страсть Гинье к парусному спорту. И уже в 2012 году родилась Virtual Regatta – игра, которая покорила сотни тысяч игроков из разных стран своими возможностями и беспрецедентными коллаборациями в мире спорта.
Совсем недавно, в мае 2023 года, Филипп Гинье ушел из руководства Virtual Regatta, предварительно продав ее ведущей компании в сфере онлайн-игр 52 Entertainment. К своим 53-м годам он решил начать наслаждаться жизнью и все-таки наконец перейти в оффлайн: ходить и предоставлять цифровые решения для сфер судоходства и парусного спорта, востребованных непосредственно на воде. Но его виртуальное детище как было, так и является бессменным, в своем роде. Правда, теперь оно формально соседствует на полках в онлайн-магазине нового владельца с солитером, бриджем и домино – с играми, цифровым успехом которых он вдохновлялся почти четверть века назад.
Virtual Regatta: Inshore & Offshore
Не все виды спорта одинаковы в онлайн-проектировании. Грубо говоря, в том же футболе человек управляет всего одним игроком, в то время как компьютер должен играть остальными десятью, что существенно усложняет процесс моделирования. Парусных виртуальных игр этот фактор не касается – тут главное и самое сложное состоит в другом, и это не стратегии и даже не всевозможные тонкие настройки такелажа. Правдоподобное моделирование локальных ветров, с изменениями и порывами, и корректная реализация гоночных правил – пожалуй, базовый аспект для создателей симулятора парусных гонок.
Разработчики Virtual Regatta хотели по максимуму приблизить игровой опыт к реальному нахождению в соревнованиях под парусом. В процессе проектирования парусных онлайн-гонок они учли описанную выше техническую особенность виртуального яхтинга и динамику разных типов гонок. В результате создателями было принято решение сконцентрироваться на базовом различии яхтенных регат и разделить игру на гонки в прибрежье и в открытом море.
В рамках Virtual Regatta, существует две версии для игры с компьютера и мобильных устройств: Inshore и Offshore. Интересно, что спрос на каждую коррелирует с популярностью того или иного типа гонок в реальной жизни: Inshore более успешен на международном уровне, в то время как Offshore – в регионах с культурой оффшорных гонок и среди местных спортсменов (например, новозеландцев, итальянцев, турок, бразильцев и американцев).
Virtual Regatta Inshore подойдет тем, кто хочет ознакомиться с механикой парусного спорта и научиться переносить уже приобретенные на воде навыки на виртуальный лад. А стать шкипером собственной лодки, принимающим участие в известных гонках и соревнующимся с большим количеством соперников в реальном времени, позволит Virtual Regatta Offshore. В этой версии ежегодно проходит 50 регат – это гонки против сотен тысяч онлайн-шкиперов разных уровней. Но никаких четких ограничений нет – можно играть там, где захочется, по желанию. В каждой версии Virtual Regatta есть обучающие пошаговые туториалы – уроки с подсказками о том, как научиться играть и вообще понимать логику яхтинга: выбирать и менять паруса, лавировать, подбирать лучший курс, стратегию перемещения и так далее.
В игре, от погоды до лодок, все крайне реалистично. Правила соответствуют официальным регламентам парусных гонок. Кстати, гоняться можно на разных известных парусниках: скоростных фойловых катамаранах, современных однокорпусных яхтах и классических динги. Так, например, в Virtual Regatta Offshore представлены популярные классы Imoca, Figaro, Class 40, Ultim, Caravelle, Ocean 50, Offshore Racer. Зарабатывая очки в регатах, можно апгрейдить свою лодку и продвигаться в общем рейтинге.
По данным исследования World Sailing eSports, в рядах своих пользователей Virtual Regatta имеет около 1,5 миллиона уникальных игроков, половина из которых не являются профессиональными яхтсменами. Средняя продолжительность времени, проведенного ими в игре, составляет 20 минут ежедневно. Virtual Regatta регулярно обновляется, чтобы поддерживать растущее число игроков: на виртуальную на карту и в онлайн-флот стабильно добавляются новые водоемы и лодки. Над этим трудятся не только программисты, но и дизайнеры с исследователями местности.
Конечно, существует и платная подписка на три, шесть и 12 месяцев, со своими бонусами, расширенным доступом к яхтенным дизайнам и другим фичам. Но и в бесплатной версии есть море возможностей – самое время окунуться.
Виртуальные регаты в мировом киберспорте
Крайне низкий порог входа в яхтинг, предоставляемый создателями Virtual Regatta, навевает мысль о том, что овладеть знаниями по спортивному яхтингу и даже некоторыми более или менее осязаемыми успехами в этой деятельности стало проще некуда. В этом есть огромная доля правды, но не стоит упускать из вида жуткую конкуренцию – парусных гиков (от слова geek, a не boom) в мире хватает.
Сегодня Virtual Regatta является эксклюзивным партнером Международной федерации парусного спорта World Sailing (бывшей ISAF) и крупнейших парусных соревнований в киберспорте. В нем почти все, как в спорте реальном – уже есть и виртуальный Чемпионат мира, и своя Олимпиада. Правда, количество участников на международных онлайн-регатах, в отличие от оффлайн-гонок, измеряется тысячами.
Одно из самых популярных виртуальных соревнований по парусному спорту – eSailing World Championship. Чемпионат мира проходит с 2018 года. Тогда же он стал официальной игрой под эгидой World Sailing. Данная онлайн-регата, в отличие от любой регаты на воде, ориентирована на крайне широкий круг участников, по опыту, возрасту и другим параметрам. Еще в первом сезоне собралось 170 000 уникальных игроков из 74 стран мира, которые сражались в течение трех месяцев.
Благодаря сотрудничеству с World Sailing, Inshore- и Offshore-сообщества в последние годы стали заметно расширяться. Еще в период COVID-19 количество загрузок Virtual Regatta увеличилось, по словам самого Филиппа Гинье, в шесть раз. Растущая популярность игры и способствующие тому обстоятельства времени повысили интерес к eSailing World Championship и заставили национальные федерации парусного спорта разных стран мира активнее проводить свои онлайн-регаты на платформе: сначала делать это ради развлечения спортсменов во время карантина, а затем – для продвижения профессионального спорта среди обывателей и объединения яхтсменов в виртуальном поле.
Не менее важная регата на полях Virtual Regatta создана в сотрудничестве с Международным олимпийским комитетом (МОК) и представлена в соревнованиях Olympic Esports Series. К участию в квалификационных раундах виртуальной парусной Олимпиады открыто приглашаются игроки со всего мира, причем как профессионалы, так и любители. В этом году, к примеру, соревнования проводились в двух категориях: это были 30-дневная оффшорная регата на выносливость на классах типа Ultim и прибрежные гонки среди различных классов, включая ILCA, Nacra 17 и 49er. Кстати, не стоит думать, что онлайн-участие в крупнейших регатах и даже на Олимпиаде проходит скучно. Во время Olympic Esports Series 2023 были проведены очные финалы: игроки сражались за компьютерами на виду друг у друга в Сингапуре, после чего там же состоялась церемония закрытия Olympic Esports week 2023.
В этом году World Sailing и Virtual Regatta был заявлен новый формат – eSailing Nations Cup, регата с раунд-робинами между игроками из восьми команд двух групп: Франция, Германия, Япония, Швейцария в группе А и Италия, Польша, Швеция и Турция в группе B. Пять гонок предусмотрено в каждой регате на групповом этапе, девять – в стадии плей-офф. Раунды будут проводиться между флотами разных классов и размеров.
Кстати, почти все знаковые гонки Virtual Regatta транслируются на YouTube-канале игры. А если речь идет об Olympic Esports Series, прямые трансляции и записи соревнований можно смотреть на канале Olympic channel. На некоторые онлайн-мероприятия и финалы гонок Virtual Regatta можно даже приобретать билеты.
Помимо крупнейших вышеперечисленных регат, в игре всегда есть огромное количество интересных соревнований с разными условиями: календарь спортивных событий всегда открыт как в приложении Virtual Regatta Inshore, так и в Offshore версии игры.
Подрыв традиционных спортивных устоев не является целью международных федераций и других авторитетных организаций мира парусного спорта, решающихся на сотрудничество с Virtual Regatta. Не конкуренция с реальным спортом и не создание ему аналога в пресловутом Web 3.0 – игра скорее популяризирует такое явление, как яхтинг, по-прежнему знакомое за пределами яхт-клубов, увы, далеко не всем.
VR – виртуальная реальность под парусом
В марте этого года Virtual Regatta совместно с кругосветной гонкой The Ocean Race и консалтинговой компанией Accenture запустили пилотную метавселенную. Проект нацелен на предоставление платформы для эксклюзивных мероприятий парусного сообщества геймеров и яхтсменов. У данного пространства виртуальной реальности, наряду с коммерческими целями, также была философско-практичная миссия – придать гласности стратегию The Ocean Race по защите морей и океанов.
Подобные инициативы показывают, как грань между реальной жизнью и виртуальной может сдвигаться или вовсе стираться. Хотя, безусловно, никакие технологии не смогут (по крайней мере, в ближайшее время) воссоздать непередаваемые ощущения от нахождения на лодке, переживаемые на воде. Но для тех, у кого нет возможности окунуться в мир яхтинга живьем, парусные симуляторы – это отличный вариант досуга. Как и для тех, кто нацелен научиться мгновенному принятию решений и реагированию и желает подтянуть свои шкиперские навыки новым для себя методом.
Благодаря Virtual Regatta, люди, зачастую далекие от статусов яхтсменов в реальной, а не диджитальной жизни, гоняются на самых известных регатах мира: от Vendée Globe, Volvo Ocean Race и America’s Cup до Route du Rhum, Star Sailors League и многих других. Более одного миллиона новых пользователей ежегодно открывают для себя спортивный яхтинг с доступом с личного гаджета. Любители, опытные яхтсмены, спортивные геймеры – таких разных участников можно встретить на гонках Virtual Regatta.
Игра Virtual Regatta не является монополистом парусной игровой индустрии, но именно она уникальна тем, что дает возможность каждому, без преувеличения, пользователю из любой страны мира и любого возраста дойти от любительских сессий до легальных онлайн-соревнований уровня Олимпиады. Главное – желание и практика.
Хотите принять участие в онлайн-гонках «Парусной Академии» на водных просторах игры Virtual Regatta? Скачивайте приложения и начинайте тренироваться – онлайн-регата состоится после Нового года. Ветер и брызги в лицо не обещаем, зато адреналина будет много.
Скачать версии игры Inshore и Offshore для iPhone и Android можно по ссылке: https://www.virtualregatta.com/en/