Winter Trophy приближает сезон

Заметки зимней серии – не менее увлекательной, чем та самая телеигра.
7 апреля 2025г.

Что наша жизнь? Моря! А точнее морские яхтенные гонки – ответ не универсальный, но довольно точный для многих знатоков паруса.





За прошедшую зиму приверженцев этого мнения и друзей у парусного спорта точно стало на несколько человек больше.





Об интересных фактах главной средиземноморской турецкой регаты межсезонья Winter Trophy и том, как первая в жизни «зимняя» гонка растопила сердца круизеров Александра и Анастасии Палашевских – репортаж из Мармариса.

Текст: Эда Адал.


Что? Где? Когда? – числа, гандикап, команды 

Календарная зима закончилась, и вот-вот завершится главная регата межсезонья в Турции Winter Trophy, в народе называемая зимней серией – не игр, но солидных тренировок ума и тела для эрудитов паруса. Гонки Winter Trophy регулярно проходят в разных городах Средиземного и Эгейского побережья. В частности, в 2025 году гонщиков принимают яхт-клубы в Бодруме, Мармарисе, Геджеке и Чешме. «Парусная Академия» приняла участие в зимней серии в Мармарисе.




Шесть этапов с января по апрель, по три заявленные гонки в каждом – таковы условия организаторов из Международного яхт-клуба Мармариса (MIYC). Marmaris Winter Trophy они проводят в 16-ый раз. В этом году до полусотни лодок и несколько сотен яхтсменов встречаются в заливе по выходным. Среди них стабильно как местные, так и иностранные участники, большинство из которых хорошо знакомы друг другу. На воде можно увидеть и популярные профессиональные команды Турции: экипажи Vakkorama из Стамбула, Mersin Yelken Akademisi из Мерсина, смешанные Wings Racing, Gino Yachting, Nissan Sailing Team и многие другие.




Привычная программа: два гоночных дня, ужин-награждение за предыдущий этап по субботам в яхт-клубе и предсказуемые, в силу локальных ветров, прибрежные маршруты. Так, для сообщества яхтсменов название самой часто устанавливаемой дистанции уже стало притчей во языцех – речь про легендарный в узких кругах маршрут номер пять (на турецком «rota beş») в примерно шесть миль по генеральному курсу с двумя петлями или, как говорят турки, «сосисками». Живописные маршрутные гонки в 12-16 миль с огибанием ближайших островков здесь редкость.




Все очень гладко, стабильно, но интересно. Даже дождя за зиму во время серии еще ни разу не было, в заливе показывались дельфины.

Тем не менее, недавно спокойный соревновательный уклад здесь был нарушен: нововведением года, наделавшим определенное количество суеты, стал полный переход на единую систему гандикапа, в числе активных популяризаторов чего является и сам MIYC.




Гандикап – математический инструмент, теоретически позволяющий яхтам разных классов честно соревноваться друг с другом. Для этого перед регатами проводится обмер лодок по строгому регламенту с целью зафиксировать подробные конструкционные особенности, чтобы далее учесть их влияние на скорость лодок и привести разные спортивные «снаряды» и их возможности к общему знаменателю.




Цель всего этого мероприятия – «уравниловка», но такая, где соперникам все же крайне важно выделяться, по максимуму достигая свои целевые показатели и как бы идя на грани возможностей. 




В гонках с применением гандикапа фактические результаты не являются финальными: время прохождения дистанции корректируется «правилами игры» той или иной системы обмера. Иными словами, на полученный в этом процессе индивидуальный балл лодки влияет определенная формула, и это уже и есть конечный результат. Чем больше коэффициент, тем хуже – он увеличивает итоговое время. Поэтому перед обмерами гонщики занимаются улучшением парусных яхт, стараясь при этом незначительно повлиять на балл: облегчают лодки, подбирают более эффективные паруса и так далее.


Черный ящик Пандоры и дополнительные минуты

В разных регионах популярны разные системы, проводящие обмеры яхт по своим уникальным формулам. В Турции наиболее распространенными являются IRC (International Rating Certificate) и ORC (Offshore Racing Congress). Одно из их основных отличий между ними – степень открытости формулы гандикапа: в IRC она секретная, а в ORC – открытая, как и база данных обмера по всем лодкам. Однако с 2025 года было принято решение полностью отказаться от IRC и перейти на ORC везде, кроме Стамбула и Геджека, где все еще успешно функционируют обе системы. В связи с этим, к Marmaris Winter Trophy допускались лодки только c ORC-сертификатами.




С первых чисел января яхтсмены и владельцы лодок в Мармарисе думали не о новогодних праздниках, а о том, как бы поскорее приобрести необходимые для участия в регате новые документы. Для облегчения жизни яхтсменам им было официально дано время на адаптацию – переходный период, в течение которого все еще разрешено гоняться с данными прежних обмеров. Участникам регат этого года, поддерживаемых ORC, дали выбор между двумя видами сертификатов – ORC Club и ORC International, где первый подразумевает использование данных IRC, а во втором присутствует только информация обмеров ORC.




Некоторые яхтсмены выберут первый более легкий путь, дав себе время на раздумье перед поспешными «махинациями» с лодкой, чтобы приноровиться к системе и сделать выводы после получения опыта игры по новым правилам. Но попросту адаптировать уже имеющиеся сертификаты IRC окажется не самым простым делом – об этом сразу скажут первые протесты с сетованиями участников на наличие в сертификатах ORC Club у соперников опечаток, появившихся при переносе данных. Другие же яхтсмены войдут в новый гоночный год сразу с головой, оперативно совершив полный переобмер. Его проходила и лодка, на которой гоняется «Парусная Академия».




Три этапа обмера в две сессии – от точных вычислений крена и длины ватерлинии до размеров каждого из заявленных парусов. Для процедуры получения ORC International нужно было терпеливо ждать не только авторизованных специалистов, но и подходящей погоды: по стандарту, вода во время обмера должна быть, как зеркало.




Но самое веселое в процессе – перед каждой сессией требуется выносить с лодки все лишнее, в самом прямом смысле и без преувеличений: от кранцев, матрасов и кокпитных рундуков до ножей, флагов и зубных щеток. Действительное правило от ORC-обмерщиков звучит так: вынесите на берег все, что может упасть вниз, если лодку поднять за киль вверх днищем и потрясти, и слейте воду. Из предметов яхтенного быта на борту во время обмера не должно быть даже спасательных средств.




По итогам обмеров лодки разделили на четыре дивизиона – ORC A, B, C и D – грубо говоря, от самых больших и быстрых к менее скоростным. В этой зимней серии в дивизионах ORC А и ORC B, например, регулярно соревнуются лодки верфей Farr, Melges, Swan, Dufour, Salona, Bénéteau и Dubois, а в дивизионах ORC C и ORC D чаще встречаются лодки X-Yachts, Elan и упомянутые Bénéteau.




Сразу после первых гонок Marmaris Winter Trophy появились и неприятные последствия принятого нововведения. Особенности применения ORC вызвали немало вопросов со стороны даже опытных гонщиков. Ответы на некоторые из них сможет дать официальный представитель Комитета по обмеру ORC, приехавший в Мармарис из Бодрума лишь к четвертому этапу. В частности, не самым ясным для гонщиков стало то, как коэффициент применяется на практике в зависимости от силы ветра – такого в IRC не было, как и варьирования коэффициента в зависимости от курса к ветру. Это, пожалуй, главное уникальное отличие ORC.




Теперь у лодок, гоняющихся в Мармарисе, есть не только постоянный индивидуальный коэффициент, какой был ранее в IRC, а полярная диаграмма вариабельности коэффициента PCS (Polar Curve Scoring) при различных скорости ветра и угла к нему. По идее с ней, опираясь на ветровой прогноз и известные скорости соперников по дивизиону, гораздо легче, например, выбирать используемые в гонке паруса.




Можно заранее предугадать расстановку сил: ты точно знаешь, на сколько секунд в милю отстаешь от конкретного соперника или обгоняешь его в разную погоду на полных и острых курсах. Прямо на воде можно включить секундомер не только на старте, но и в момент финиширования лодок, чтобы попробовать самостоятельно пересчитать итоговый результат еще до публикации турнирной таблицы. Но не все так просто.




Активные дебаты, добавив азарта регате, перенеслись на берег и в онлайн. Турецкие яхтсмены анализируют результаты с судьями и пишут в соцсетях эмоциональные посты, где задают вопросы представителям ORC, которые буквально сами открыли этот ящик Пандоры. А русскоязычные участники почти с лупой проверяют данные из сертификатов друг друга и даже пускают в бой едкие мемы на грани fair play (принципа честной борьбы) на тему несоответствия обмеров с реальной картиной игры. И все потому что размеры и цифры как никогда имеют значение: решает каждый миллиметр – на воде и на бумаге. И никаких «дополнительных» минут (в виде излишек коэффициентов или других просчетов) себе брать никто не намерен.


Команда новичков

Александр и Анастасия Палашевские – руководитель в крупной IT-компании и врач функциональной диагностики и превентивной медицины.




Под парус они попали благодаря Саше. Настя с энтузиазмом поддерживает супруга в его парусных начинаниях: «Где-то нам пока не просто, но эта открытость новому и желание сделать парусное дело семейным не может не покорить». Саша же говорит о поддержке жены так: «Она чинит людей и мне не дает выходить из формы, делая меня счастливым».




Пара родом из Волгограда. До переезда в Москву Александр водил моторный катер на Волге и занимался виндсерфингом в России и Турции, но потом ушел в работу и семью. В сентябре 2022 года, когда шла мобилизация и чувствовалась общая тревога в воздухе, он увидел рекламу «Парусной Академии» у себя в почте и пошел на День открытых дверей, назначив там деловую встречу и не ожидая никакого продолжения – просто хотелось отвлечься. И пошло-поехало. Через неделю Саша записался на курс Bareboat Skipper IYT и до конца года прошел теорию. Больше всего ему запомнились уроки с Константином Макаровым о физике яхтинга.




На морскую практику BBS с инструкторами Ильей Денисенко и Сергеем Аваковым Саша отправился с Настей в августе 2023 года. Тогда они впервые побывали на лодке: «Незабываемый опыт. Жара, занятия каждый день, все непривычно. Взволнованный голос Ильи, с надрывом, когда я въезжаю кормой в деревянный причал ресторана… Снится до сих пор».




В отличие от мужа, Настя проходила теорию потом. Приобретенное на практике знание о приверженности морской болезни ее не спугнуло, как и другие особенности парусного быта: «Лодка – это суровый мужской мир: живешь на воде, а потом сходишь на берег морской походкой, и в помещениях на тебя «нападают» стены. Обгораешь, устанавливая паруса, прокладываешь в качке маршрут… Но в этом и романтика: вид неба, луны и огней по ночам. Закат из моря совсем другой, а морской ветер хорошо проветривает ум».




В конце ноября того года Александр поехал в Мармарис на Level Up. Тогда были шторма во всем регионе. Саша вспоминает: «В долгом переходе в районе Фетие я был за рулевого. Волна больше метра, крепкий ветер, небо в тучах... Сильные впечатления. Отвалилась шкотовая лебедка – все было контролируемо, конечно, я потом понял, что это часть испытания».

Все прошлое лето пара тренировалась на Пироговке, и в октябре они с семилетним сыном Владимиром впервые взяли в аренду лодку и провели незабываемую неделю в Геджеке: «Вместо отеля – яхта, а вместо «все включено» – марины разных городов, бухты, остров Гемилер. Места и события мы выбирали сами. Как яхтенные путешественники мы вполне готовая команда!»

Так они постепенно подобрались к новому этапу – решили испытать себя как команду яхтенных гонщиков.

Помощь клуба

Один из бывших начальников Александра гонялся в классе «Дракон» и развешивал в офисе эффектные фотографии. С тех пор Саше стало интересно, что же стоит за красивыми кадрами с парусных регат.




В гонках Саша с Настей участвуют впервые. «Наша цель – понять, как все проходит, и подходит ли для нас такое направление яхтинга, почувствовать азарт и посмотреть, справимся ли и будет ли это нам в кайф», – объяснил Александр. И с гонками у них, как с морской практикой: он сначала погрузился в теорию, а она сразу попала на воду. Хотя Саша рассказал, что, правила проведения яхтенных гонок они оба изучили заранее, Настя призналась, что этого не делала: «К счастью, не читала Правила парусных гонок. Иначе бы очень волновалась! Пусть это будет для меня пока не покоренной вершиной. Я просто доверилась команде».




Приехав в Мармарис на Winter Trophy, Александр столкнулся с несоответствием: «Есть разница между тем, как это описано в паре лекций курса рулевого, и тем, как это проходит наяву. У нас не было штаба, долгих инструктажей, а просто два тренировочных дня, день на отдых... и в бой!» Все оказалось проще: на первой тренировке члены экипажа встретились в назначенное время на яхте, осмотрелись, разобрали роли – и в море. Так как супруги присоединились к экипажу на четвертом этапе, у постоянных членов команды уже были свои задачи. Настю отправили помогать на шкотах и откренивать лодку, а Сашу поставили на стаксель-шкоты и гай, чтобы управлять реей для несения спинакера. Поначалу они еле справлялись, мешали друг другу, но быстро сработались.




«Опыт у всех разный, разные страны проживания, но общение было на одном языке», – рассказала Настя. Легко с погодой и командой, но сложно со спинакером – так она описала гонки и вдобавок оценила работу экипажа как врач: «С точки зрения медицины, это очень похоже на организм: если плохо сработало что-то одно, то все пошло не так –  формируется порочный круг. Хорошо, что на лодке все можно быстро исправить, но это уже влияет на скорость и качество. Все как в жизни человека».




Хотя что-то для участников осталось не ясным, всего за несколько дней ребята прониклись парусными соревнованиями и осознали существенную разницу между круизным сейлингом и рейсингом. Во-первых, гоночная яхта управляется совсем не как чартерная лодка. Во-вторых, в гоночном режиме в попытке укротить ветер на максимально возможной скорости только и приходится что помогать друг другу, притом что опыт и цели на борту у всех часто разные: от получения кубков до простого желания ощутить чувство полета на крейсерской яхте. И в-третьих, как успела подметить Настя, на прибрежных регатах не укачивает – на это просто нет времени.

Суперблиц

На три вопроса, волнующих всех приезжающих на морские регаты, отвечает капитан нашей команды на Winter Trophy Сергей Аваков:




Обязательно ли каждому на борту знать ППГ и вникать в тактику перед гонками?

Всем нет. Достаточно знаний у двух человек, которые занимаются тактикой и рулением. Но если хочется вникать в то, почему что-то происходит на воде в данный момент, то, конечно, желательно их прочитать.

Стоит ли рассчитывать на достойный результат, если до гонок члены экипажа не были знакомы и не тренировались друг с другом?

Рассчитывать сто процентов стоит! Потому что для каждого человека достойный результат разный, каждый едет на гонки за чем-то своим. Все зависит от настроя, но и от регаты тоже. Умение экипажа управлять лодкой и парусами в разных ветровых условиях всегда далеко не последний фактор. Но в оффшорных и маршрутных гонках зачастую решает везение, а в олимпийских дистанциях, гонках по буям, влияние локальных особенностей ландшафта более нивелировано. Хотя на любой регате бывают исключения. В любом случае, в гонках мы всегда хотим кайфануть, насладиться азартом и тем, что, витает в воздухе – это на современном языке называют вайбом. Финальный результат в турнирной таблице архиважен, но надо придерживаться идеи, что он вторичен. Первичным должно быть то, что ты идешь в море под парусами, и это особая атмосфера.




Можно ли отправляться на регату, если до этого ни разу не был(а) на яхте?

Все опять же зависит от конкретного класса гонок. Для участия в одних в экипаж можно взять хоть семь новичков, в других – максимум одного-двух. Бывают регаты, куда мы собираем всю команду из тех, кто ни разу не был на яхте – мы едем учиться и познавать азы парусного спорта. Поэтому я думаю, что можно.


Финал

Winter Trophy – это только начало. Точнее конец межсезонья и начало еще более активного и богатого на соревнования и эмоции периода! И внимание, вопрос: а вы готовы принять участие в наших регатах и стать знатоком парусного спорта?

Впереди у «Парусной Академии» много спортивных событий как на море, так и в Москве. Узнать о них больше можно в разделе «Регаты» на нашем сайте: https://yachtingacademy.ru/sport-sailing-regattas/





«Прекрасное путешествие. Спасибо команде «Парусной Академии»! Жаль, что пока не удалось вникнуть в полном объеме в стратегию и по-настоящему осознать тактические действия, но дойдем и до этого. Мы обязательно вернемся!»
Александр и Анастасия Палашевские.

Чтобы присоединиться к одной из регат, получить информацию о наборе в экипаж или стать постоянным гонщиком «Парусной Академии», звоните по телефону: +7(495)946-83-30.




Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

Marmaris Winter Trophy 2025
Мармарис, Турция
Rixos Sailing Cup 2025
8 ноября — 15 ноября 2025 (7 ночей)

Гёчек, Турция
25 – 31 октября 2025 (7 ночей)

Мармарис, Турция
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования