Путешествие с семьёй – это уже цель

Интервью со шкипером уровня Yachtmaster Coastal Дмитрием Борисовым о яхтинге с детьми.
27 февраля 2024г.

Как и зачем в семейном отдыхе под парусом сочетать комфорт и жесткую вертикаль власти? Почему если и играть с детьми на лодке, то в настольные игры, а не в демократию? Шкипер уровня Yachtmaster Coastal Дмитрий Борисов поделился с «Парусной Академией» своим видением семейного яхтинга, а также практичными советами для родителей-яхстменов.

Текст: Эда Адал.



Дмитрий – 42-летний шкипер со стажем и внушительным списком воспоминаний о морских путешествиях. В свободное от моря время он занимается бизнесом в сфере настольных игр. Его супруга Наташа – переводчица, любящая осваивать разные языки и учиться новому: она получает образование в области дизайна интерьеров и вслед за мужем-шкипером осваивает морское дело. У них трое детей-школьников: сейчас им 12, 13 и 17 лет. Но путешествовать они начали еще в раннем возрасте.

К семейным переходам на яхте требуется особая подготовка как детям, так и взрослым. Многолетний опыт самостоятельных круизов по Турции, Греции и Хорватии открыл активным родителям Дмитрию и Наталье горькую правду: каникулы у бабушки в деревне ребенку могут иногда зайти больше, а безлимитный wi-fi на лодке детям так же необходим, как и маски для снорклинга. Но, несмотря на подобные моменты и трудности, которые возникают, как правило, из-за завышенных ожиданий у взрослых, разделять эмоции и морские впечатления с детьми – это осознанный жизненный выбор яхтсменов. К тому же, с опытом приходит особая сноровка, требования к детям снижаются, все становится легче.


Дмитрий, что Вас привело в яхтинг и когда?

Однажды в 2016 году друзья пригласили нас на парусную яхту в Грецию. После той поездки для нас мир стал другим – почему мы раньше не пробовали так отдыхать? Мы стали чаще бывать под парусом в море. А в 2018 году я случайно оказался рядом с дверью «Парусной Академии» и понял, что это не просто так, позвонил и записался на ближайший курс обучения Bareboat Skipper IYT. Я люблю управлять разной техникой, и паруса меня сильно влекут. А детям нравится купаться в море. Так наши интересы совпали, и каникулы стали яхтенными.


Как для Вас проходило обучение на Bareboat Skipper?

На теоретическом курсе я старался всё запомнить, всё записывал и был очень внимателен к деталям, поскольку мне не было ясно, что именно из этого реально понадобится. Моя морская практика проходила в ноябре 2018 в Турции. У нас была очень слаженная команда: все будущие шкиперы оказались очень интересными людьми, а поскольку ты проводишь с ними целую неделю на небольшой лодке, это сильно сближает. Наш кэп Александр Ермолаев, на мой взгляд, – лучший тренер и наставник. Он даёт нужные навыки управления лодкой и важные житейские советы из хорошей морской практики.


Каким был Ваш первый чартер?

После получения лицензии шкипера, как только потеплело в мае 2019 года, мы отправились двумя семьями в Турцию. Я спешил поскорее взять лодку самостоятельно, чтобы закрепить полученные навыки. Перед приёмкой лодки я несколько дней повторял и вспоминал всё, чему учили в «Парусной Академии». Я решил, что необходимо минимизировать все новые неизвестные факторы, поэтому забронировал ту же самую лодку, на которой проходил практику. Во-первых, я уже знал, где что располагается, как она управляется. Во-вторых, мне не надо было думать о том, что это за чартерная компания, и что за проблемы могут быть на лодке. Ведь если её регулярно берёт для обучения «Парусная Академия», которую чартерная компания уважает, значит лодка в порядке. Наша яхта стояла на том же месте в марине, где мы брали её на практике. Всё было максимально знакомым. Более того, в тот раз мы пошли ровно по тому же маршруту в Фетхийском заливе, где я был на практике. Всё это придавало мне уверенности, и всё получилось. Мы вернули лодку в полном порядке и получили обратно первый страховой депозит. Ощущения были феерические.


Почему Вы решили перейти на следующий уровень Yachtmaster Coastal? Была ли особая мотивация?

После первого похода мы не упускали возможности отдыхать под парусами, были много в Греции, Турции и в Хорватии. Столкнулись с неудачными моментами: где-то в шторм попали, где-то лодку царапанули. Стали появляться вопросы «со вторым дном», которых поначалу не было. Нужно было вновь попасть на обучение, чтобы обсудить это со знающим кэпом. И я вновь записался на курс повышения квалификации к Александру Ермолаеву. Так я получил Yachtmaster Coastal, но на морскую практику поехал не один, а с супругой, поскольку она тоже активно участвует в управлении лодкой на швартовках, при смене галсов – это оправданный шаг для общей пользы.


Какие возможности Вы как Yachtmaster Coastal получили?

Yachtmaster Coastal позволяет ходить в ночное время. А так как у нас уже не раз случалось, что мы, в силу разных обстоятельств, затемно приходили к месту стоянки, то это важный плюс. В будущем это позволит делать прямые переходы на больших удалениях от берега, что сократит время в переходах. Но, в целом, для нас паруса – это вид отдыха и путешествия, а не состязание в скорости и смелости.


Какие переходы Вы уже совершили после этого, можно сказать, повышения шкиперской квалификации?

В 2023 году мы были в Турции и Греции. Мы всё больше стараемся экспериментировать с новыми маршрутами и заплывать туда, где ещё не были. Но всегда стараемся руководствоваться безопасностью и погодными условиями. Нам важнее получить удовольствие, чем забраться «на самую высокую гору». Ходили мы, например, следующими маршрутами:

Греция: Афины, Сунион, Эгина, Парос, Афины.

Греция: Лефкас, Кефалония, Итака, Кастос, Каламос, Левкас.

Турция: Фетхие, Экинджик, Дальян, Гёчек, Фетхие.

Турция: Фетхие, Мармарис, Олюдениз, Гемилер, Фетхие.

Хорватия: Сплит, Шолта, Вис, Бишево, Хвар, Стари-Град, Брач, Сплит.



Вы ходите на яхтах только семейным составом?

Преимущественно своей семьёй – нас и так в общем-то не очень мало для лодки. Но строим планы и на совместный отдых с друзьями из разных совместных путешествий: из Дагестана и Карелии, с Алтая и Байкала. В 2023 году у нас был поход на моторной лодке по всему Байкалу, это было неописуемо круто. Байкал – это теперь одно из любимейших нами мест, мы обязательно будем туда возвращаться. Летом этого года наши старшие дети летят по своим интересам отдыхать отдельно от нас, поэтому мы планируем три похода в разных составах.


Когда Вы впервые начали путешествовать семьей? С детьми это делать спокойнее или тревожнее?

Однажды мы месяц колесили на машине до Италии, прямо из Москвы поехали. За месяц поменяли около семи локаций: побывали в Венеции и на Амальфи, ходили на Везувий и гуляли по Помпеи, жили в Риме и Неаполе. В какой-то момент голова идёт кругом от калейдоскопа видов и ощущений. Дети сказали: «Стоп, мы больше не можем так, мы хотим домой». «О-ой, а мы ещё должны попасть на обратном пути в намеченную дату в Лего-Лэнд в Германии на День Рождения сына…», – мелькало в голове. Мы с супругой в какой-то момент оказались в прострации, потерялись и не понимали, где и «когда» мы находимся.

А яхтинг с детьми – это вообще повышенная ответственность. Дети явно не добавляют комфорта в путешествии: «я это не ем», «а чё так долго», «дай я, дай я» и так далее. Их надо вовлекать в процесс, а это не всегда уместно на лодке. Голова кипит от этих детей. Но путешествие с семьёй – это уже цель.


В каком возрасте ребенку стоит начинать морской опыт, на Ваш взгляд?

К первому нашему походу на лодке с детьми младшему ребёнку было семь лет – на мой взгляд, это тот возраст, когда можно начинать брать детей на лодку. Они уже начинают всем интересоваться и вникать. В шесть лет многие вещи ребенок не может сделать самостоятельно, и родителям надо быть с ним в постоянном контакте, а это невозможно, когда ты управляешь лодкой.


Как дети переносят нахождение на яхте?

С нашими детьми, пожалуй, относительно легко – они давно поняли всё про своих родителей… Младшие дети любят купаться в море, им очень нравятся зелёные стоянки, и лучше уединённые, чтобы вокруг были семейные лодки, а мы были самыми шумными в бухте. Старшая дочь со временем начала говорить, что ей «надоели эти лодки», «купаться не хочет, туда рыбы писают», жарко и делать нечего. Но супруга нашла на неё ключик – безлимитный wi-fi на лодке. И дочь в ту же секунду поменяла свою точку зрения. Комфорт на лодке для всех очень важен, его там не всегда достаточно.


Приучали ли Вы детей к особому поведению на лодке?

Мой совет начинающим шкиперам – при заезде на лодку всегда проводите инструктаж по правилам поведения и безопасности и по пользованию всеми удобствами и детям, и взрослым членам экипажа. На яхте власть капитана непререкаема, там жёсткая вертикаль власти. Это важно донести до детей, особенно до своих. Мы можем на суше спорить и играть в демократию, но на лодке папа – капитан, и его команды должны выполняться быстро и без обид. Об этом стоит поговорить с детьми заранее, до выхода в море.


Случались ли у Вас чрезвычайные или стрессовые ситуации с детьми на яхте?

Однажды мы попали в шторм на длинном переходе между Фетхие и Экинджик. Место было недружелюбное: негде было прятаться, да и поздно. Не то чтобы волна была большой, но сочетание ветра и волны завалило лодку набок, было очень страшно за детей. Тот переход против волны длился девять часов. Мы часто вспоминаем его, чтобы держать себя в трезвом уме. Если вы вышли в море, и оно вас не приветствует, значит вам надо вернуться в бухту, на пляж, идти купаться и загорать, чтобы потом пойти в ресторан, заказать рыбу, белое вино и радоваться, что вы сейчас не в море.


Что посоветуете брать с собой на борт для детей? К чему родителям надо быть готовыми в чартерах?

Надо помнить, что дети реально не всё едят в ресторанах и кафе. Особенно это касается Турции, где еда почти всегда острая и не привычная на наш вкус. Мы чаще готовим завтраки и ужины сами по привычным рецептам. Готовить что-то вкусное на яхте – это уже само по себе фишка.

Берите с собой маски для снорклинга и, если есть, камеру gopro для подводной фотоохоты. Чтобы выход на пляж по камням был в радость, возьмите аквасоки для всех, обычную швейную иглу и перекись, если кто-то наткнётся на морского ёжика. Ещё лайфхак – брать sup-борд в аренду у чартерной компании, и тогда дети на якорных стоянках будут счастливы. Для вечерних посиделок обязательны настольные игры, что-то компактное, не требующее много места. У нас очень хорошо заходят игры на ассоциации, карточные и разговорные, типа «Да-нет» и «Крокодила».


Так стоит ли брать с собой на яхту детей?

Я считаю, что детям можно показать этот вид отдыха в том возрасте, когда они уже осознанно запомнят полученный опыт. Надо быть готовыми к тому, что дети могут не сразу проникнуться яхтенным круизерством, и вообще какой-нибудь отдых у бабушки в деревне им может показаться лучше. В таком случае, не расстраивайтесь, вам будет значительно экономичнее отправлять детей к бабушке, а сами вы сможете «йё-хай» с друзьями на фоне парусов и пилить фоточки для запрещенной в России соцсети. Но, если дети всё же с вами, всегда исходите из безопасности вашей локации, следите за погодой и не поддавайтесь желанию сделать то, что «воо-н те» делают. Почаще смотрите на воду: в море часто встречаются морские черепахи и дельфины. Однажды семья дельфинов решили поиграть с нами и минут десять плыли перед носом лодки по ходу нашего курса, кувыркались, выпрыгивали из воды и издавали звуки. Вода была настолько прозрачной, что мы видели всё на глубину нескольких метров. Для детей это было самое незабываемое впечатление – свидание с дельфинами в их естественной среде обитания! Вот ради таких моментов в жизни надо брать детей с собой на лодку. Скоро они уже будут самостоятельно путешествовать. Видимо, тогда мы будем к ним проситься.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

27 апреля – 4 мая 2024 (7 ночей)

Мармарис – Капи-Крик – Гечек – Сарсала – Чифтлик – Мармарис
Пройти курс Yachtmaster Coastal IYT (шкипер прибрежного плавания)
Новый уровень квалификации яхтсмена позволит вам существенно расширить акваторию и условия плавания по сравнению с курсом Bareboat skipper IYT за счёт возможности круглосуточного плавания и разрешённого удаления от берегов до 60 миль.
Права позволят управлять экипажем парусной яхты до 54 футов длиной в светлое время суток на морских путях (МП) с удалением от места убежища до 20 м.м.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования