Для тех, кто хочет повысить свой шкиперский уровень до Yachtmaster Coastal в рамках международной программы IYT, мы постарались собрать всю самую важную информацию – от объективных квалификационных требований самого IYT до субъективных примечаний одного из принимающих экзамен шкиперов-преподавателей «Парусной Академии» Дмитрия Вольперта.
Текст: Эда Адал.
«Лучше выяснить огрехи в багаже знаний в теплой аудитории, чем в море. Море – самый главный экзаменатор»
Кто может получить лицензиюYachtmaster Coastal IYT?
Согласно документам IYT (Recreational Yachtmaster Coastal. Course syllabus, framework and depth of knowledge), кандидат на уровень данной шкиперской лицензии должен: иметь в логбуке не менее 800 пройденных морских миль, провести в море в общей сложности не менее 25 ходовых дней (включая не менее 12 часов ночных переходов и 2 дней в роли вахтенного начальника или капитана), иметь сертификат радиооператора и медицинскую справку о подобающем здоровье. Это минимальные формальные требования.
Что дает сертификат Yachtmaster Coastal IYT шкиперу?
Он позволяет управлять 24-хметровой (80-футовой) однокилевой яхтой, уходить на удаление до 60 морских миль от берега, выходить в море в дневное и ночное время при умеренных погодных условиях.
«Нужно учитывать, что 60 миль – это расстояние не столько от берега, сколько от места надежного укрытия от непогоды. То есть в случае резкого ухудшения погодных условий судно будет идти к укрытию, в среднем, от 6 до 10 часов!»
Что означает «умеренные погодные условия»?
В упомянутом выше документе IYT написано: «Moderate wind and sea conditions». Согласно шкале Бофорта, это приблизительно 5-6 баллов.
«Если учесть, что экстренные погодные предупреждения (а не регулярные по расписанию) выходят за 4 часа до приближения шторма, то подход к берегу будет уже заведомо в реальных штормовых условиях. А если предупреждение пришло вечером или в ночи? Хорошо, если в относительной близи есть надежное укрытие от ветра и волны. В противном случае остается рассчитывать только на ночное штормование. По опыту скажу, что выстоять даже 6 часов дневного штормования на штурвале – это ой как не просто! Физически тяжело! Самое верное решение – не попадать в такие ситуации. Но если шторма не избежать, то Yachtmaster Coastal должен обладать четкими знаниями, как подготовить яхту и экипаж к таким условиям, в каком направлении следует вести судно, какую тактику штормования выбрать, как обезопасить команду и лодку от непредвиденных ситуаций».
Из чего состоит экзамен на Yachtmaster Coastal IYT?
Процедура сертификации состоит из 2 частей: практической и теоретической. Практическая часть проходит в море, где шкиперы демонстрируют свои умения и навыки в реальных условиях в течение не менее 5 дней. Для оценки навыков судоводителя во время плавания каждый из претендентов на протяжении суток выступает в роли шкипера и полностью руководит действиями экипажа. Теоретическая часть представляет из себя тест с открытыми вопросами и последующую беседу с экзаменатором. К теоретической части претендент допускается после рекомендации инструктора о допуске претендента к теоретической части. Этот экзамен сдаётся в Учебном центре «Парусной Академии».
Как проходит и оценивается данная морская практика?
Подробный состав оцениваемых в морских условиях навыков можно посмотреть, в частности, в документе Yachtmaster Coastal. Practical Skills Exam. В общих чертах, действия кандидата оцениваются по следующим темам: подготовка яхты к выходу из марины; соблюдение МППСС-72; подача сигналов бедствия и действия экипажа, шкипера в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование погоды; навигация и планирование перехода; маневровые операции под мотором и парусами, различные типы швартовок, практика постановки и схода с якоря в различных вариантах; управление парусами, приемы управления парусами; шкиперские навыки организации работы и жизни экипажа на борту.
«Инструктор во время практики на борту выступает в роли «немого свидетеля». Не показывает и не обучает, а только непредвзято фиксирует в экзаменационном протоколе демонстрируемые претендентами навыки. По итоговому совокупному результату инструктор дает допуск на прохождение теоретической части экзамена».
Что можно ожидать в теоретической части экзамена?
Вопросы теоретического теста условно можно разделить на 2 группы: первая – конкретные практические задачи из области судоходства, вторая – вопросы на знание английских парусных и морских терминов.
После подготовки письменных ответов происходит личное собеседование с экзаменатором, где экзаменуемый уже в развернутом виде дает пояснения к своим письменным ответам на вопросы в тесте.
«Во время беседы с претендентом больший интерес представляют рассуждения шкиперов на тему первой условной группы вопросов о практическом судоходстве, основанные на собственном опыте. Считаю, что вторая группа вопросов на знание английских терминов – это чистая формальность. Когда у шкипера возникнет необходимость прочесть специальную литературу на английском языке, тогда он и выучит все эти иностранные термины. Их знание не выступает обязательным условием для безопасного плавания на яхте».
Наиболее важными на экзамене будут темы: использования морских узлов при решении практических задач по такелажному делу в различных условиях; знание и понимание возможных нюансов при организации разных видов якорных стоянок; действия экипажа и шкипера в тех или иных чрезвычайных ситуациях; понимание метеорологических явлений, признаков изменения погоды, их трактование и как нужно их использовать на практике; знание положений МППСС-72, практическое применение положений и аналитическо-графическое решение навигационных задач на карте.
Как проходит теоретический экзамен?
Длительность подготовки ответов лимитируется 3 часами. За это время экзаменуемый должен кратко написать ответы, а также решить навигационную задачу на карте.
«Не увлекайтесь написанием литературных романов. В этом нет необходимости. Пишите тезисно, чтобы во время устного объяснения не забыть основные мысли, положения, факты. Желательны рисунки, схемы.
Сами вопросы – это только тема для дискуссии, в процессе которой выясняется глубина понимания ситуации, возможные варианты её развития и пути решения. И самое главное – собственный опыт в подобных ситуациях, случаях.
Экзамен не следует рассматривать как попытку экзаменатора «завалить» претендента. Это способ выяснить свои «пробелы» в знаниях, чтобы их устранить. Лучше выяснить огрехи в багаже знаний в теплой аудитории, чем в море. Море – самый главный экзаменатор. И нельзя обольщаться, что если один или пару раз оно вас простило, то простит и в третий».
Какие критерии учитываются экзаменатором при оценивании кандидатов?
Первый критерий – полнота знаний. Знаний, демонстрирующих устойчивые, основанные на собственном опыте навыки претендента как шкипера.
Второй критерий относится к вопросам о действиях шкипера в экстремальных случаях, например, таких как: человек за бортом, встреча шквала, пробоина в корпусе, пожар, взрыв на судне, оставление судна при бедствии и тому подобное. Это одни из типовых экстремальных ситуаций на судне, и оцениваются знания претендента – знания протокола действий экипажа в критических ситуациях – по составу и порядку обязательных действий экипажа в данных условиях.
«К числу неявных критериев я бы отнес еще подспудное понимание шкипером всего того груза ответственности (юридической, репутационной, уголовной и т.п.), которую он берет на себя во время плавания. Понять это можно по той тщательности, с которой претендент подходит к проработке вопросов про действия экипажа в чрезвычайных ситуациях.
Тут важно понимать, что мы не профессиональные моряки, судоводители. Всё знать и уметь не обязаны. Поэтому к каждому выходу в море нужно тщательно готовиться. В том числе и еще раз прорабатывать вопросы борьбы за живучесть судна и действия экипажа в чрезвычайных ситуациях. Для этого я рекомендую составить и иметь в своих записях состав действий экипажа на эти случаи и каждый раз перед плаванием их вспоминать и иметь на борту. Надо помнить, что в море интернета нет, и посмотреть подсказки не получится. Можно надеяться только на себя, свои знания, опыт и «домашние заготовки»».
Какой результат необходим для зачета в теоретической части?
Набрать нужно 70% из 110 возможных баллов.
«Я бы не довольствовался этими 70%. Это может указывать на то, что, помимо английских терминов (вопросы по терминологии составляет где-то треть, и баллы за них существенно на конечный результат не влияют), вы не знаете чего-то значимого, есть пробелы в знаниях, и их нужно восполнять. Самовнушение – «потом перед плаванием все посмотрю» – не самое лучшее решение. Не посмотрите. А когда возникнет ситуация, будет уже поздно».
Сколько попыток для пересдачи есть у сдающего экзамен?
Количество попыток не ограничено.
«Мы не дети моря. Нам его законы не ведомы, и легкомысленности оно не прощает. Поэтому лучше потратить еще 3 часа времени и повторно пройти экзамен, но уже более подготовленным».
Что нужно иметь при себе на теоретическом экзамене? Можно ли пользоваться конспектами или вспомогательными материалами?
Ничем пользоваться нельзя, и ничего приносить не надо. Все необходимое вам выдадут.
«На экзамене вы себя проверяете, свои знания. Так создайте себе такие же условия, какие будут на борту яхты. Самое лучшее, что можно взять с собой, как бы банально это ни звучало – свои знания. Освежите их перед экзаменом. Можно пересмотреть материалы курса Bareboat Skipper IYT и записи лекций, которые вы прослушали ранее во время обучения в «Парусной Академии»».
Чем лицензия предыдущей ступени в системе IYT Bareboat Skipper отличается от лицензии уровня Yachtmaster Coastal?
Для большинства яхтенных путешествий с семьей, с друзьями во время отпуска возможностей сертификата Bareboat Skipper более чем достаточно. Даже если вы и уйдете в плавании более чем на 20 миль от берега, то вас тут же не оштрафуют и не накажут. Эти ограничения скорее для самого шкипера, нежели для береговой охраны или погранслужбы.
Но если шкипер осознанно получил лицензию уровня Yachtmaster Coastal, значит он планирует более длительные автономные морские переходы вдали от береговой линии, и как следствие у него больше вероятности попасть в сложные погодные условия в открытом море. А значит, что он должен всецело быть готовым к этому как в теоретическом, так и в практическом плане. Отсюда и значительно повышенные требования к шкиперу уровня Yachtmaster Coastal, по сравнению со шкипером уровня Bareboat Skipper, сертификат которого предполагает короткие дневные переходы от одной стоянки, марины, до другой при благоприятных погодных условиях.
Как понять, что тебе действительно стоит повышать уровень от Bareboat Skipper до Yachtmaster Coastal?
Следует тщательно подумать, правда ли ваши планы на путешествия на яхте сковывают ограничения, которые накладывает сертификат BBS (20 миль от берега в пределах видимости берегов). При этом ограничения на погодные условия одинаковые что для сертификата Bareboat Skipper, что для Yachtmaster Coastal.
«Повторюсь: люди – существа сухопутные. Мы, за редким исключением, не выросли в пене прибоя. Для нас море со своими законами и правилами совершенно не ведомо! У нас абсолютно идеалистическое представление о море как о нечто теплом, ласковом, дружелюбном. И только большой опыт подсказывает, что это совершенно не так. Поэтому, когда спрашиваешь кандидатов, зачем им сертификат, зачастую отвечают: «Это прикольно. Ну просто, чтобы было». Это не самый лучший ответ. Как у любой медали, у сертификата есть 2 стороны. С одной – это больше возможностей, а с другой – возросшая ответственность за экипаж, за судно, за безопасность.
Справедливости ради следует отметить, что также есть те шкиперы, которые видят себя в дальних переходах, грезят океанскими просторами или уже «отмотали» в океанах тысячи миль в составе экипажей и теперь чувствуют, что настало время самостоятельного плавания. У них есть цель, они к ней долго шли, есть необходимый морской опыт. И самое главное – они понимают свою ответственность за жизни экипажа, целостность яхты. Лицензия в идеале рассчитана именно на таких людей».
Насколько сложнее сдать на Yachtmaster Coastal, по сравнению с экзаменом на Bareboat Skipper?
«Для претендента на сертификат Bareboat Skipper очень многое в теоретическом материале новое, так как ему приходится «с нуля» познавать науку управления яхтой.
Претендент на уровень Yachtmaster Coastal по идее уже имеет в своем багаже минимальные квотируемые 800 миль, за которые он прочувствовал «все прелести» плавания и осознал, что расширение разрешенных лимитов акватории связано с кратным увеличением для него рисков плавания и наступающей ответственностью за жизни экипажа и целостность яхты. Если претендент во время прохождения практической части экзамена продемонстрировал глубокие знания по контрольным разделам практического судоходства, то теоретический экзамен сдать не представит труда, так как он только дополняет практику и призван выявить глубину и основательность знаний претендента».
Какую литературу следует прочитать для подготовки к экзамену на Yachtmaster Coastal?
Чтобы вспомнить некоторые теоретические моменты, можно воспользоваться материалом Yachtmaster Coastal Recreational, размещенном на сайте www.iytnet.com. Однако в этом буклете нет материала по радиосвязи, очень кратко изложены правила МППСС-72. По сути, необходимо прочитать всю рекомендуемую школой литературу.
«Но есть еще и практическая часть. А тут никакая книга не поможет. Только свой собственный опыт. Следует понимать, что, если вы прочитаете только инструкцию по летной подготовке, вы не сможете управлять воздушным лайнером.
Этот экзамен нужно рассматривать как самотестирование, что вы готовы к более сложным условиям плавания, и ваших компетенций и практических навыков достаточно, чтобы избежать критических экстремальных ситуаций с экипажем и яхтой в отрытом море».