Призвание яхтсвуман: женский взгляд на яхтинг

О том, каково это – заниматься яхтингом, будучи женщиной.
7 марта 2024г.

Сложно или легко быть женщиной на борту? С какими особенностями яхтинга могут сталкиваться именно женщины? И по-разному или одинаково они ощущают себя в женских и смешанных экипажах? Ответы собрали у представительниц разных профессий и возрастов, объединенных страстью к парусам: от профессиональных шкиперов до любительниц регат выходного дня. Девушки объяснили, в чем они ощущают свою силу и видят ли для себя в процессах обучения и тренировок особые гендерные преимущества.

И да, после знакомства с этими чудо-женщинами захотелось одного – ввести в обиход новый термин «яхтсвуман». Потому что у каждой яхтсменки, вне зависимости от ее взглядов, есть хотя бы одна история практически супергеройского преодоления себя.

Текст: Эда Адал.

 

Давно пора бы принять: ухоженные руки с маникюром не повод жалеть женщину и отбирать у нее шкоты, а миниатюрность и скромность девушки не означает, что ее лучше посадить наслаждаться окружающими видами, сделав запасным матросом. Тем не менее, зачастую физическая помощь и особый подход к женщинам на яхтах просто необходимы. Так как по-настоящему понять и научиться не задевать женщин, занимающихся яхтингом? Спросите у них самих. Что я, собственно, и сделала.


«С гендерными стереотипами в яхтинге я, к своему счастью, не сталкивалась»

Маша Киреева, аудитор, 34 года.

Bareboat Skipper IYT. Участница соревнований 4-го и 3-го грейда по матчевым гонкам, а также клубных гонок флота «Парусной Академии».

Хозяйка говорящей собаки породы папийон по кличке Фокстрот и кошки Васи. Освоила скорочтение и может прочитать книгу за три часа. Обожает Рим (за пасту, в первую очередь) и мечтает о домике на Пироговке с пришвартованным неподалеку РИБом.




Маша начала заниматься яхтингом в 31 год случайно: приехала за компанию покататься на лодке. После первой тренировки она была под впечатлением от постановки и несения генакера: «Потрясающее ощущение, когда держишь в своих руках порыв, который выводит на глиссер яхту весом в тонну. Наверное, теперь каждую тренировку я жду именно этого момента». Сразу после Маша записалась на шкиперский курс.




По ее наблюдениям, девушки в яхтинге более легкие, чем мужчины, во всех смыслах: и в эмоциональном (чаще улыбаются и разряжают обстановку, что может сыграть на пользу в гонке), и в прямом физическом (иногда женские экипажи легче по весу, что дает возможность взять на борт еще одного члена команды, увеличив ее эффективность). Маша утверждает, что с гендерными стереотипами в яхтинге она не сталкивалась. И уточняет, что не является сторонницей деления экипажей на женские и мужские и больше любит смешанные команды.

Напутствие Маши всем женщинам-новичкам: «Желаю всем успехов в освоении яхтинга! Ничего не бойтесь, задавайте побольше вопросов и берегите голову)))».



«Перед стихией и искусством настройки парусов все равны»

Яна Ликоренко, управленец в банке, инженер, финансист.

Bareboat Skipper IYT. Ходила дважды в круизных гонках шкипером. Любимая страна для яхтинга – Хорватия.

Помимо моря, обожает снег и горные лыжи.




На взгляд Яны, яхтинг – абсолютно равносильный вид спорта как для мужчин, так и для женщин: «Гендер не дает никаких преимуществ. Либо ты член экипажа, со всеми обязанностями, либо ты не в команде». Каждый раз, когда Яна берет в руки штурвал или румпель, она остро ощущает ответственность за каждого члена экипажа и все, что происходит на лодке. В моменты волнений (и на воде, и эмоциональных) она осознает, что, принимая на себя все риски, девушка просто обязана быть сильной. «Шкипер всегда должен демонстрировать способность справиться с любой ситуацией и вселять уверенность всем членам команды. Тут пол не имеет значения», – считает Яна.




В действительности, в яхтинге стойкость требуется от каждого члена команды в одинаковом объеме. В подтверждение этого аргумента, Яна приводит конкретный и понятный пример: в регатах и морских переходах смена вахты как ничто уравнивает всех в команде. Яна однажды участвовала в оффшорной гонке Navy Cup в Турции, где на общих правах все принимали свою смену каждые три часа: «И тут никаких поблажек. Знаете, не все парни такой ритм выдерживают», – вспоминает девушка регату.




Призыв Яны к женщинам, желающим попробовать яхтинг: «Приходите! Во-первых, это красиво!)) Давайте сделаем яхтинг массовым видом спорта! А мы, женщины, можем! Полюбите морские узлы и метеорологию. Начинайте с небольших швертботов, если хотите освоить управление».



«Иногда гендер действительно влияет»

Аня Быкова, инструктор Детско-юношеской парусной школы при Учебном Центре «Парусной Академии», 22 года. 

Имеет все три лицензии ГИМС и удостоверение по оказанию первой помощи по программе «Красного креста». «Лучший инструктор Детской парусной школы 2023».

КМС по BMX-freestyle. Маркетолог. Проехала 3000 км по России без денег с 24 баночками Red Bull в качестве валюты.

«Яхтинг покорил мое сердце», – признается Аня. Им активно занимался ее папа. Еще в детстве маленькая Аня любила смотреть его фотографии с гонок и иногда посещала регаты. «Однажды он взял меня на тренировку на яхту Open 800. До сих пор я вспоминаю, как была счастлива, вывешивая ножки в открен во время лавировки и поднимая руки вверх, чтобы почувствовать, как ветер скользит между пальцами рук», – это воспоминание позже повлияет на выбор ее карьерного пути.

С яхтингом Аня познакомилась в восемь лет. Она наивно полагала, что ее отправят тренироваться с папой, но пришлось ходить на «Оптимистах» с другими детьми: «В 2010 году девочек моего возраста было не так много, в группе нас было двое, и много внимания уделялось мальчишкам. Я трудилась изо всех сил, но высоких результатов не было. Спустя полтора года я пропиталась стереотипом «яхтинг не для девочек» и оставила этот спорт». В подростковом возрасте девушка увлеклась BMX-freestyle, пробыла в этом спорте пять лет и получила КМС. «Мне очень нравилось кататься по улицам, снимая одну руку с руля, и чувствовать проносящийся ветер сквозь пальцы рук», – подсознательно ей, видимо, очень хотелось вернуться на воду. И она это сделала, пересев с велосипедов обратно на яхты – и буквально заново переродилась, приурочив возвращение под парус к своему дню рождения. Аня боялась, что яхтинг все еще не для девочек, но после тренировки в «Парусной Академии» с Андреем Медведевым все ее сомнения развеялись. Она приняла решение вернуться: перевезла папин «Лазер» в Ореховую бухту, записалась в Детскую парусную школу, где тренировалась регулярно и выросла до инструктора – и наконец ощутила, что яхтинг и для девочек тоже.




С какими трудностями могут сталкиваться женщины на лодке? Есть ли особенности в тренировке девушек?

В первое время девушкам физически тяжеловато заниматься яхтингом. Допустим, девчонки, которые ко мне приходят заниматься на «Лучах», часто пытаются использовать механики, которые работают у более подготовленных яхтсменов. Я всегда спрашиваю, удобно ли это. Если им тяжело, я делюсь небольшими лайфхаками «умного использования веса тела». Например, необязательно каждый раз залезать «через не могу» на шверт после оверкиля – можно просто повиснуть на нем, упереться ногами в борт, и лодка сама встанет. Иногда стоит попробовать новую технику. Всегда важно задавать вопрос: «А подходит ли мне это?». И это работает не только в яхтинге).




Как гендер влияет на соревновательные процессы? 

В яхтинге женщины могут участвовать в соревнованиях как в общем зачете, так и в женском. Это несомненно большой плюс, ведь у нас всегда есть возможность выбора. Полноценно женские экипажи – это настоящая сила, советую всем посмотреть на соревнования с такими составами. Однако иногда гендер действительно влияет. В профессиональных экипажах приветствуется физическая сила, поэтому большинство команд, в основном, состоят из мужчин, хотя женщин зачастую берут рулевыми. В сильный ветер нам не всегда просто добрать шкот. Мужчинам проще быть хладнокровными в самых критических ситуациях, хотя спокойствию некоторых женщин могут позавидовать даже мужчины. Это все индивидуально, и все навыки мы, женщины, способны развить в себе. Ведь все знают, что женщины и не на такое способны.




Бывают ли проблемы с мужчинами-яхтсменами на борту?

Иногда мужчины ведут себя как настоящие сексисты, когда, например, требуется физическая помощь. Некоторые даже любят говорить фразочки по типу: «Женщине на корабле не место». Одна моя подруга красиво ответила на данное замечание: «Видишь кармашек? Там лежат мои права. Вот будет на них вместо моей фамилии написана твоя – поговорим». Всегда стоит помнить, что везде найдутся такие мужчины, и дело точно не в яхтинге. Но, говоря честно, бывают и обратные моменты. Так, соревнуясь в общем зачете на Кубке Московской области, во время старта я должна была чуть больше уступить мужчине, находившемуся на наветре. Как только он начал на меня кричать, мне стоило взглянуть на него невинным видом, и тотчас все его крики превратились в бормотание под нос. Думаю, в тот момент он понял, что кричать на меня бесполезно.




Есть что-то, что в яхтинге у женщин получается лучше, чем у мужчин?

Мне кажется, женщинам легко дается работа в экипаже. Женщины обладают эмпатией. Нам несложно попросить прощения за грубо сказанное слово во время огибания знака. Если мы радуемся, то показываем это открыто и делимся своими эмоциями, заряжая всех вокруг положительным настроем. В отличие от мужчин, мы держим в голове одномоментно колоссальное количество информации: что было вчера, какой флаг вывесили, что приготовим на романтический ужин завтра, во сколько праздник у ребенка в школе. Однако и абстрагироваться во время гоночного процесса, думать о ППГ, связанности, секундах до старта и тактике, одновременно отдавать команды экипажу также не составит труда любой женщине! Мы сильные духом и не отчаиваемся, если что-то не получается, ведь знаем: у целеустремленной женщины все получится!

А когда именно Вы, занимаясь яхтингом, чувствуете себя сильной духом?

Когда без посторонней помощи поднимаю мачту «Лазера» со стандартным парусом и ставлю ее в стакан. Когда после ежедневного в течение двух месяцев изучения билетов ГИМС сдала экзамен с первого раза. Каждый раз, когда справляюсь с управлением яхты в сильный ветер. Когда удается перебороть страх перед силой ветра, адаптироваться и начать наслаждаться скоростью. После того, как поставила яхту после двадцатого оверкиля. Когда кажется, что сил уже не осталось, но ты встаешь и идешь дальше. Когда у моих учеников получается побороть свои страхи или сделать что-то впервые. Когда они радуются своим успехам и маленьким победам.

Мнение Ани о женщинах под парусом: «В яхтинге очень дружное женское комьюнити. Я еще не встречала девчонок, которые могут косо на тебя посмотреть, потому что ты делаешь что-то неправильно, или обсуждать тебя за спиной. Все очень положительно настроены, всегда отзывчивы и готовы помочь советом. Возможно, это оттого, что вода на нас так влияет, или просто яхтингом занимаются только хорошие люди :)».


«Для современных девушек нет ничего невозможного»

Лена Мирова, руководитель и владелец типографии, мама двоих прекрасных дочерей, 36 лет.

Bareboat Skipper IYT. Дважды занимала третьи места в MIRW (Marmaris International Race Week) 2023 в составе команды во главе с Александром Ермолаевым и Натали Цветковой. Имеет связку золотых и серебряных медалей с регат в Строгино.




Любимый морской узел – булинь – умеет вязать тремя способами: обеими руками, с завязанными глазами и даже за спиной. И научила этому узлу всех вокруг.

В яхтинге Лена пятый год, хотя вся ее жизнь всегда была неразрывно связана с водой: она с детства увлекалась спортивным плаванием, а позже – дайвингом и рыбалкой. Яхтингом она занимается активно, тренируя навыки на разных позициях. И на лодках она, можно сказать, борется со стереотипами. «Я не раз сталкивалась с верой старого поколения, что «место женщины на кухне», а уж если на яхте, то с бокалом мартини, а никак не на шкотах, руле, в тактике или вообще где бы то ни было», – признается Лена. В одном из путешествий кэп раза три отбирал у нее шкоты из рук, причем, как она уточняет, не из злого умысла: «Просто в его голове я не могу своими красивыми ухоженными ручками стаксель добирать). К третьему разу мне надоело, и я попросила не мешать мне)». А однажды Лена столкнулась с подобным отношением на гонках на круизной яхте с не знакомыми ей ребятами: «Там никто не спросил, что я умею – сразу записали меня в откреночный балласт. Я и открениваю хорошо, конечно, но могла бы быть более полезной в другом. Но тут возникать не стала – с удовольствием понаблюдала за работой ребят, подмечая плюсы и минусы».




Лене нравится женский яхтинг: «Ну, что может сравниться с командой девушек в платьях или купальниках на фоне белоснежных парусов? Тут и сила, и красота, и грация – все в одном». Она убеждена, что скорость реакции на лодке у женщин выше, чем у мужчин, и женские экипажи часто отличаются особой слаженностью.




Влюбиться в яхтинг Лене помогла именно девушка – по словам Лены, самый прекрасный инструктор, кэп, лектор, человек невероятной силы духа – Натали Цветкова: «Я видела ее работу, ее увлеченность, многогранность знаний, умение «предсказывать будущее», позитивный настрой, при этом женственность, грацию и то, как она может сделать абсолютно все, даже то, что иногда трудно сделать двум крепким мужчинам. Этот пример вдохновляет меня больше всего», – говорит Лена.




Личное «предупреждение» Лены женщинам, которые хотят начать заниматься яхтингом: «Для современных девушек нет ничего невозможного. Яхтинг – это огромный мир, который открывает свои двери всем желающим. Вы найдете огромное количество новых знакомых, с которыми всегда будет общая тема, общее хобби. Вы увидите природу и достопримечательности совсем с другой стороны. Это другая жизнь. Другой мир. Но хочу предупредить: попробовав один раз, вы не сможете остановиться. И вернетесь совсем другим человеком».



«Иногда мужчины на яхте не дают что-то делать, потому что думают, что ты изначально физически слабая»

Натали Цветкова, инструктор «Парусной Академии», 32 года.

Победитель и призер всероссийских и международных соревнований в разных дисциплинах. Yachtmaster Coastal IYT, Coastal Skipper ВФПС. Многократная «Инструктор года» в «Парусной Академии». Проходила обучение по оказанию доврачебной помощи и спасению на воде. Имеет сертификат PST (Personal Survival Techniques) SCTW.

Чувствует себя на яхте, как дома (хотя иногда ее укачивает). В одно время совмещала тренерство на яхтах по выходным с работой аналитиком и экономистом в офисе – говорит, что кажется очень несерьезной девушкой, но является, наоборот, очень серьезной. Любит кататься на велосипеде: может проехать 200 километров за 8 часов.




«Яхтинг – это то, что пронизывает всю мою жизнь», – Натали в парусном спорте с шести лет. Она занималась в секции до 14 лет и позже спустя десятилетие осознанно вернулась в яхтинг, вопреки мнению родителей о его ненужности в жизни девушки. Сейчас она делает упор на преподавании: читает теоретические лекции для тех, кто учится ходить на круизных парусных яхтах, и занимается созданием контента и положительного имиджа в соцсетях.

Ее ученики говорят, что Наташа умеет привносить в яхтинг изящество, организовывая красивые парусные путешествия, в частности, для женщин – с дресс-кодом для ужинов в маринах и просто эстетичного отдыха: «Неважно, какой ресторан, в какой мы бухте. Важно, чтобы мы красиво одевались и чувствовали себя вечером просто шикарно – только потому, что можем себе это позволить».

К яхтингу Наташа относится метафорично – как к мини-жизни с моментальной кармой за все действия и принятые решения, а также как к отдельному миру: «Я очень часто слышу, что неделя круиза или практики не только научила кого-то управлять яхтой, но и позволила по-новому посмотреть практически на всю жизнь. На лодке в начале недели зарождается Вселенная, а к концу недели это уже какой-то общий организм, зарождается социальная ячейка общества, налаживается коммуникация. Красоты этому новому миру дают, в том числе, женщины и их женский подход».




В какие моменты на лодке Вы чувствуете себя сильной?

Наверное, максимально такое ощущение у меня в экстренных ситуациях, когда возникает какой-то из ряда вон выходящий случай. Например, ты сидишь в откренке на гонке, и тут просто отлетает какая-нибудь мочка, все идет не по плану – и ты уже бежишь с придуманной системой, как разрешить ситуацию и справиться с условиями, которые ведут к поломке матчасти. И вот, быстро решив такие вопросики, ты снова сидишь в откренке, все классно. А также в моменты, когда, несмотря на распределение судовых ролей, ты можешь скомандовать частью экипажа, даже если не ты в этот момент шкипер.




Пол и гендер дают какие-либо преимущества или, наоборот, усложняют тренировочные и гоночные процессы?

Ситуации бывают разные. Женщине сложнее, особенно если мы говорим про спорт, а не про круизный яхтинг, где все окей. В спорте есть некоторые психологические ограничения, которые могут доставлять некоторые неудобства, скажем так. Конечно, тут нужно учитывать физиологические ограничения женщин: мы, в общем срезе, не такие сильные или тяжелые. Но женщины выносливее, чем мужчины, так создано природой, и это можно использовать в свою пользу.

С позиции тренера, могу сказать, что, с одной стороны, у женщин чуть раньше наступает момент, когда они начинают бояться за собственную безопасность. Такая оценка риска, к сожалению, с точки зрения психологии и физиологии, тоже зашита природой. Поэтому в парусном спорте, как и в любом другом, наверное, женщины как бы осторожничают. Но, с другой стороны, в это время женщина пытается как бы предсказать и контролировать больше процессов заранее. А в яхтинге это очень важный момент. 

Ощущения стресса и страха вообще выключают работу головного мозга, и принять решение не получается. Собственно, у мужчин тоже такое происходит. В этом смысле, конечно, страх по-разному влияет на всех людей. Именно у женщин прослеживаются такие мысли: «Блин, я безнадежна, это слишком сложно, это не мое...». Я не могу точно сказать, чем это связано. Возможно, с тем, что у нас такая культура в обществе, что изначально есть много этих клише-шуточек про «женщин за рулем» и «блондинок». Мне кажется, это, конечно, накладывает свой след – вера в себя у женщин заканчивается чуть-чуть раньше. Но и среди женщин есть достигаторы.

Если же отвечать с позиции члена экипажа, женщинам бывает сложно, когда, например, мужчины на яхте не дают что-то делать (выбрать швартов, добрать шкоты, потянуть фал), потому что думают, что ты изначально физически слабая, и с тобой не считаются. Когда ты на лодке встречаешь людей, которые могут быть ниже тебя по статусу в экипаже, тут проблем, конечно, нет.




Какими экипажами Вам нравится ходить больше: женскими или смешанными?

Женским экипажем мне больше нравится гоняться, потому что женщины, хоть некоторые иногда и истерят, они реально делают. Ты можешь им не нравиться, они могут не нравиться тебе, но в гонке вы команда, вы все проговариваете: какую руку куда, какую веревочку тянете, в какой момент времени, кому что передаете, где вступают в силу обязательства у другого человека. Это прям очень круто. Обычно в мужских экипажах или в смешанных, как правило, у мужчин реально сложности с организацией. И я очень часто сталкивалась с тем, что в любительских экипажах мужчины просто начинают выяснять, кто сильнее и кто накосячил. Хотя по факту цель, в данном случае, не выяснить, кто виноват, а выиграть регату. То есть фокус внимания у мужчин смещается. Однако и женщины иногда воспринимают все на свой счет и, считая, что они слабые и беспомощные, бросают дело. Тут, к сожалению, приходится как шкипер или инструктор принимать на себя волевое решение и прямо следить за тем, чтобы мужчины ни в коем случае в экипаже не перегибали палку, потому что такой подход не применим конкретной девушке. Включается очень много психологии. В плане процесса обучения это бывает нелегко.




А каково быть женщиной в круизном яхтинге?

Если говорить не про спорт, конечно, быть женщиной – это преимущество. Мужчины, которые встречаются на борту, иногда не позволяют тебе сделать условно более сложную, как им кажется, работу. И берут на себя эту ношу, например, вытащить муринг в специальных перчатках или вызываются сделать что-то физиологически сложное. Если ты как бы не против этого, то все окей. Но не для всех женщин на лодке комфортные условия. Для многих, когда рассказывают опять же про парусный спорт или круизные морские переходы, например, то, что тебе приходится свешивать задницу за борт, чтобы пописать при восьми мужчинах на яхте, которых ты просишь просто отвернуться вперед – для некоторых это просто шок. Для меня отсутствие «Дайсона» на яхте и каких-либо удобств – абсолютно окей. Я чувствую себя комфортно в такой среде и не испытываю стеснения.

На что в яхтинге способны именно женщины?

У женщин удачнее получается договариваться, они меньше самоутверждаются друг за счет друга. Вот, мне кажется, я прям замечаю такую историю. Женщина в экипаже, даже если не занимает какую-то главенствующую роль, все равно может как бы топнуть ножкой и сказать: «Так, давайте мы либо вот так, либо никак не взаимодействуем». То есть женщины пытаются больше налаживать коммуникацию в экипаже, что положительно влияет на всю атмосферу на борту, а это просто очень важная история. Даже в профессиональной соревновательной деятельности, если яхтинг не приносит удовольствия и это сплошной стресс, зачем оно все? Женщина также может скрасить аскетичный образ жизни мужчин в круизном яхтинге: при нас они все-таки пытаются оставаться собой, сохранять лицо и какое-то джентльменство.




Чему яхтинг может научить женщин?

Яхтинг воспитывает в нас лидерские качества, умение принимать решения и вести за собой людей, что очень важно на борту. Управлять экипажем — это фактически развитие управленческих навыков, таких hard skills, которые и в обычной жизни точно пригодятся. Чтобы весь процесс не стопорился, конечно, важно сохранять позитивный настрой.

Совет и лайфхак от Наташи женщинам, интересующимся яхтингом (спойлер: и яхтсменами): «Надо просто начать заниматься и не бояться. И идти, идти, идти, пробовать, проигрывать, вставать и идти... И таким образом куда-то ты дойдешь. Как лайфхак, могу сказать, что в яхтинге очень много классных мужчин. И где, если не в яхтинге, знакомиться с ними и наблюдать, как они себя ведут, в том числе, в стрессовых ситуациях. За неделю чартера или во флотилии можно узнать, что человек вообще из себя представляет и стоит ли дружеские отношения переводить на какой-то другой уровень».



 



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования