Эрик Табарли: легенда парусного спорта

Сегодня мы расскажем вам про одного из великих яхтсменов 20 века Эрика Табарли.
22 апреля 2020г.
Сегодня мы расскажем вам про одного из великих яхтсменов 20 века Эрика Табарли, и о том, как, благодаря семье, может зародиться безмерная и крепкая любовь к морю и парусному спорту. 

Эрик Табарли родился в французском городе Нанте, 24 июля 1931 года в семье яхтсменов. С раннего детства его брали на борт семейной яхты Annie, где обучали основам парусного спорта. В 1938 году отец Эрика, военный моряк, приобрел яхту «Pen Duick» («Черная синица»). Это было судно с долгой историей – 11-тонный гафельный тендер (куттер) был построен в 1898 году известным судостроителем Уильямом Файфом-младшим. Лодка была спроектирована специально для ирландского яхтсмена У. Камминса - на ней он занимал призовые места во многих гонках британского Королевского яхт-клуба. За последующие годы яхта сменила более десятка владельцев и несколько раз меняла название.

В семь лет Эрик впервые участвовал в гонках на семейной яхте «Pen Duick» и тогда понял, что море - его судьба. Первые шаги в море и дальнейшая жизнь Эрика были неразрывно связаны с семейной реликвией — «Pen Duick».

В годы Второй мировой лодка долго стояла без дела, погруженная в ил. Позднее отец Эрика не нашел в себе сил или желания ремонтировать ее, и махнул на это дело рукой. Однако молодому Эрику «Pen Duick» в его плачевном состоянии просто не давал покоя – юноша просто горел идеей реставрировать судно и стать его капитаном. К тому времени сам Эрик, по семейной традиции, стал военным моряком.

Так, в середине 1950-х Эрик Табарли стал 15-м по счету и последним владельцем яхты «Pen Duick». В 1956-м он начал в свободное от службы время заниматься лодкой – и весной 1959 года «Pen Duick» был готов к эксплуатации. Известно, что на восстановление Эрик тратил все свои сбережения, уже не говоря о времени. Табарли полностью перебрал и перестелил палубу, перелицевал и обшил заново корпус, восстановил интерьер и укрепил корпус новым тогда материалом в судостроении – стеклопластиком. Яхта полностью переродилась, и гордый молодой капитан начал выходить на ней в море.

В том же году на своей свежевосстановленной лодке Табарли принял участие в гонке Rolex Fastnet от Англии к Ирландии. «Реn Duick» отлично справилась с 600-мильной трассой, большая часть которой проходила вне видимости берегов, однако пришла лишь 14-ой. Эрику Табарли этого было мало, и он жаждал принять участие в одиночных гонках через Северную Атлантику чтобы бросить вызов именитым британским яхтсменам.

Но для этого нужна была другая лодка – фамильный «Реn Duick» был тяжеловат для подобного предприятия, а управление парусами (особенно в многодневном плавании) оставалось слишком сложным для одного человека. 

Проанализировав весь свой предыдущий опыт плавания, а также успехи и неудачи участников одиночных гонок, Табарли сделал выбор в пользу сравнительно небольшой облегченной лодки, удобной в управлении с уменьшенной площадью парусов. Так на свет появляется «Реn Duick II» – 45-футовый кеч с деревянным корпусом. В 1964-м Табарли выиграл на своей яхте одиночную Трансатлантическую гонку, за что чуть позднее получил Орден Почетного легиона (Order of the Legion of Honour). Это было лишь начало успехов в регатах – в 1960-х и 1970-х Табарли выиграл еще немало гонок, принеся своей стране настоящую морскую славу. Помимо славы, Табарли сделал для Франции и еще кое-что – именно он считается главным популяризатором парусного спорта в стране, именно благодаря Эрику Табарли яхтинг перестал считаться элитным времяпрепровождением, а стал довольно популярным массовым спортом.

Табарли продолжал гоняться и совершенствовать лодку, однако потенциала «Реn Duick II» было недостаточно, и так появилась на свет шхуна «Реn Duick III», полностью разработанная самим Эриком. Эта лодка принесла своему создателю три громкие победы: в гонках через Ла-Манш, вокруг шведского острова Готланд и из австралийского Сиднея в порт Хобарт (Тасмания). 

В 1968 году вместо традиционной килевой яхты Табарли  первым в мире принял участие в океанских состязаниях на многокорпусном судне – тримаране «Реn Duick IV». Строительство тримарана было завершено за две недели до начала соревнований, и его даже не успели покрасить, за что он получил прозвище «Алюминиевый осьминог». Во время одиночной трансатлантической гонки OSTAR тримаран столкнулся с грузовым судном, и Эрик был вынужден отказаться от дальнейшего участия. В 1969 году Эрик победил на состязаниях Transpac, однако результат не зачли официально - оказывается правила гонок не допускали участие многокорпусных судов. 

Позже, появилась на свет «Реn Duick V» - классическая килевая яхта для трансокеанских плаваний, на которой он поставил не один рекорд и одержал победу в многочисленных парусных соревнованиях. Корпус этой сравнительно небольшой лодки снова выполнен из дюраля, а среди уже традиционных сюрпризов «от Табарли» – глиссирующие обводы, балластные кили (с регулируемым заполнением) и комплект сразу из трех сферических спинакеров, площадью 60, 88 и 120 м2.

Для первой кругосветной гонки Whitbread Табарли построил «Реn Duick VI» - яхту со стальным корпусом, с килевым балластом из обедненного урана с огромной площадью парусов. Во время гонки мачты не выдержали напряжения из-за повышенной площади парусов, и Эрик был вынужден сойти с дистанции.

За следующие три года «Реn Duick VI» реабилитировала себя: в 1974-м она пришла первой в гонке Бермудские острова – Великобритания, а в 1975-м заняла первое место в состязаниях Triangle Atlantique. Кульминацией же стала очередная трансатлантическая гонка OSTAR 1976, в которой Табарли победил, в одиночку управляя 33-тонным гигантом, рассчитанным на команду в 10-12 человек.

Эрик Табарли стал легендой еще при жизни, но слава его никак не интересовала и не портила – он продолжал просто любить море.

В мае 1998-го Табарли отпраздновал 100-летие своей первой «Синички», а летом отправился на ней в Шотландию, чтобы принять участие в очередных гонках и выпал за борт. Огромное количество людей считает Эрика Табарли своим учителем и вдохновителем, а потому по нему скорбела вся страна, когда в 1998 году великого французского морехода не стало.

В 2018 году «Реn Duick VI» вновь подняла паруса - дочь Эрика Мари Табарли в компании своих друзей отправилась на ней в кругосветное путешествие, которое должно продлиться до 2022 года. Каждые две недели двое членов экипажа заменяться новыми – яхтсменами, музыкантами, художниками, актерами и другими интересными людьми. Это путешествие общей продолжительностью до 4х лет получило название «Проект Elemen'Terre».

«Цель моего проекта заключается в том, чтобы дать голос тем, кто может вдохновить других – будь то с точки зрения творческой, экологической или гуманитарной, - объясняет смысл проекта Мари Табарли. - Я сама родом из семьи моряка и путешественника. Мои родители всегда были очень рады своим гостям: яхтсменам, художникам, писателям. Этот проект является моим представлением о том, как продолжить это наследие».

Сейчас проект временно приостановлен из-за ситуации в мире.

Знаменитый композитор Ян Тьерсен (Yann Tiersen) написал музыку для документального фильма Пьера Марселя (Pierre Marcel) об отце французского парусного спорта Эрике Табарли. Документальный фильм был выпущен в июне 2008 года, ровно через десять лет после смерти Табарли.

 


Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Обучение яхтингу по лицензии IYT и ВФПС
Что же нужно для того, чтобы сделать шаг к вашей мечте и совершить первый самостоятельный выход на парусной яхте в море
Константин Станюкович: Айвазовский в мире литературы
Парусная Энциклопедия
Константин Михайлович Станюкович получил известность в России, как писатель-маринист, создающий произведения в большей мере по теме военно-морского флота.
Библиотека яхтсмена
Парусная Энциклопедия
Думаете, чем заняться на карантине? Предлагаем скрасить дни за чтением увлекательных романов о морских приключениях.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования