Самостоятельное путешествие под парусом доступно не только миллионерам и тем, кто ходит на яхте с детства. Организовать такое приключение вполне реально — при правильном подходе спланировать будет не сложнее, чем самостоятельный отпуск. Давайте разберемся, как действовать и на что обратить внимание, чтобы отдых не превратился в катастрофу.
Что для этого нужно?
Для того, чтобы отправиться в путешествие на яхте самому без помощи шкипера и экипажа, нужно четыре элемента: лицензия, лодка, команда и опыт
Без лицензии шкипера лодку в аренду вам не дадут. Без лодки не будет и самого путешествия. Без команды вы вряд ли справитесь с управлением, а опыт необходим, чтобы знать, что делать в нестандартных ситуациях — этому не научиться по учебникам. Теперь разберемся в деталях.
А если не хочу учиться на права, хочу сразу путешествовать?
Если вы пока не хотите становиться капитаном, есть несколько вариантов, как отправиться в путешествия под парусом без прав:
- снять яхту в аренду вместе с шкипером
- присоединиться к организованному путешествию
- поехать на спортивную регату в качестве члена экипажа
В «Парусной Академии» мы часто организуем путешествия и регаты, посмотрите календарь мероприятий, чтобы найти подходящий вам вариант.
Как получить права?
Для управления яхтой, так же как для управления автомобилем, нужны морские права или сертификат шкипера. В мире нет единой сертификации, которая действовала везде, но есть несколько сертификатов, которые примет практически каждая чартерная компания: IYT и RYA.
Мы в «Парусной Академии» проводим обучение по системе IYT. Программа состоит из отдельных модулей: от матроса до капитана офшорного плавания. Для самостоятельных путешествий на лодке в дневное время в радиусе 20 миль от берега достаточно категории Вareboat Skipper.
Чтобы получить сертификат, нужно как и в автошколе, изучить теорию и практику. Теорию можно пройти дистанционно или очно в наших учебных классах. Практику мы проводим в Турции, занятия длятся одну неделю и по итогу вы сдаете выпускной экзамен.
Для тех, кто хочет все и сразу есть суперинтенсив — теория и практикаодновременно. Такой курс занимает две недели, занятия идут с утра до вечера: утром теория в классе, после обеда практика на воде. Тесты и экзамены сдаются сразу в процессе обучения.
В этом году IYT сделал обязательным кроме основной программы, еще и курс радиооператора — VHF. Этот курс помогает разобраться в тонкостях общения по рации, его проходят дополнительно.
Подробнее о получении морских прав можно прочитать по ссылке: Как получить морские права?
Сколько стоит получение прав:
- Теория — 22 000 рублей за онлайн-курс или 29 000 рублей за очные занятия;
- Практика — 1050 евро за неделю в Турции;
- Суперинтенсив (теория + практика) — 2 600 евро за две недели в Москве.
Какую лодку выбрать?
Для первого раза лучше выбрать лодку похожую на ту, на которой вы проходили практику: будет намного проще управлять знакомым судном. Необязательно брать ту же самую модель, но стоит выбрать похожую, например, того же производителя. Если вы проходили обучение на Bavaria 41 — в чартер возьмите модель Bavaria 44.
Где искать лодку в чартер?
Искать лодку для аренды лучше заранее в интернете. Есть четыре способа.Через школу, где проходили обучение. Узнайте у школы, занимается ли она с чартером. Аренда через уже знакомую компанию, которая подскажет, какую лодку выбрать, поможет оформить документы и сопроводит вас вплоть до приемки яхты — самый комфортный и надежный путь для первого раза. Школы обычно с теплом относятся к своим выпускникам и всегда готовы помочь и подсказать, как с выбором лодки, так и с подготовкой и выбором маршрута.
Через сайт-агрегаторы. Сайты-агрегаторы по аренде лодок работают через серию посредников. Вы смотрите предложение лодок в конкретном регионе, отправляете им заявку. Они отправляют ваш запрос агентам в этом регионе, которые в свою очередь связываются с чартерной компанией. Чартерная компания обрабатывает заявку, узнает, в какие даты эта лодка свободна и по той же цепочке отправляют ответ обратно. Сайт-агрегаторы никогда не предоставляют точную информацию по яхте и не дают контакты чартерной компании, пока не будет внесена предоплата. Поэтому всегда есть риск, что ожидания не совпадут с реальностью.
Через чартерное агентство. Чартерное агентство работает по той же схеме, что и школа — они не только находят лодку, но и помогают с организацией и оформлением документов. Если чартерное агентство следит за своей репутацией, там будет хороший сервис и квалифицированный персонал. Агенство, как и школа, не будет скрывать своего партнера или пытаться развести вас на деньги — комиссию за их услуги оплачивает чартерная компания.
Напрямую через чартерную компанию. Если вы все же вышли напрямую на чартерную компанию, то забронировать лодку можно через нее. Но не все чартерные компании ответственно подходят к своей работе. Если в формате аренды через школу или агентство, вам предложат лодки от проверенных партнеров, то при аренде напрямую у местных, может случиться все, что угодно. Заранее узнайте у компании все детали, насчет приемки и сдачи лодки, обсудите возможные санкции и штрафы. В первый раз выбрать лодку для чартера из Москвы может быть непросто — надо определиться с яхтой, продумать нужный комплект оборудования и правильно оформить все документы. Если не уверены в своих знаниях и навыках, лучше обратиться к знакомым посредникам.
Сколько стоит чартер лодки на неделю:
- Круизная лодка с 3 каютами в Турции — от 2 100 евро;
- Круизная лодка с 4 каютами в Греции — от 3 084 евро.
На что обращать внимание при выборе лодки?
Обратите внимание на полноту и качество предоставляемой информации: фотографии лодки должны быть четкие, список оборудования и вооружения подробным и конкретным. Менеджер должен связаться с вами в течение 1-2 суток, а не через неделю. Подход к обработке заявок говорит о контроле всего процесса. Если они не могут быстро обработать заявку на аренду, то в случае если в чартере возникнут какие-то проблемы или нестыковки — быстрых ответов ждать не придется.
Но все же в переписке с чартерной компанией нужно принимать в расчет специфику жизни в данном регионе: часовые пояса, сиесты, ритм жизни и не делать поспешные выводы, если вам не ответили в течение часа. Если вы не получаете ответа в течении суток, то тут стоит проверить не выходной ли день и если нет, то позвонить и удостовериться, что ваша заявка дошла до компании. Если заявка дошла, а реакции не последовало, то это повод поискать другой вариант.
Когда могут отказать?
Чартерная компания несет ответственность за лодки перед арендатором. Поэтому может отказать вам, если не уверена в вашей квалификации. Часто перед тем, как принять решение, вас попросят пройти собеседование. Это не текст и не экзамен, просто в процессе разговора агент задаст вам несколько вопросов, по которым сразу будет понятен ваш яхтенный опыт.
Считается, что катамараном управлять сложнее, поэтому если у вас не было такого опыта, катамаран могут не дать. Еще в чартерных компаниях не очень любят гонщиков, поэтому если у вас большой опыт именно в парусных гонках — лучше оставьте эту информацию при себе. Считается, что «гонщики» меньше всех заботятся о сохранности лодок.
Ваши шкиперские документы должны соответствовать региону плавания. Кроме прав могут спросить еще сертификат радиооператора VHF. Школа IYT в этом году сделала сертификат VHF обязательным условием получения шкиперских прав. Поэтому если вы проходите обучение по IYT, то подать документы вам будет еще проще. Иногда документы не спрашивают вообще, но береговая охрана точно потребует полный комплект.Кого брать с собой?
Для управления яхтой вам понадобится команда. Конечно, здорово, если с вами на борту будут опытные яхтсмены, но это необязательно. Подойдут люди с минимальными парусными навыками, например, жена или друзья, которые сходили на пару тренировок.
Можно взять с собой детей — попросите чартерную компанию натянуть специальные сетки по бортам, чтобы они могли спокойно бегать по палубе. Обязательно попросите предоставить спасательные жилеты на рост детей, желательно автоматические. Автоматические жилеты не стесняют движения — дети не будут постоянно дергать их, поправлять и пытаться снять. В переходе все дети обязательно должны быть в спасательных жилетах — безопасность превыше всего.
Как выбрать первый маршрут?
В первую очередь необходимо определиться с регионом плавания, местом старта и финиша. Для первого раза рекомендуем выбрать тот регион, в котором проходило обучение и где хорошо развита парусная индустрия — Греция, Турция, Хорватия. Так вам будет комфортнее, не возникнет проблем с маринами и стоянкой.Точно не стоит выбирать для первого чартера не парусные регионы — север Испании, юго-восток Италии, весь Ближний Восток, север Африки – Тунис и Египет.
Личный опыт: Иван, ученик «Парусной Академии», про свое первое самостоятельное путешествие
Первый мой опыт в качестве капитана был в Турции пару лет назад. После прохождения практики и сдачи экзамена на категорию Вareboat Skipper, я договорился взять на неделю ту же лодку, на которой проходил практику и походить на ней самостоятельно. Я учился в «Парусной Академии», поэтому по аренде, конечно же, тоже обратился к ним.
Практику я проходил в заливе Фетхие. В первое путешествие мы отправился туда же — я хотел, чтобы это был знакомый регион. Проблем с арендой не возникло, так как ребята из «Парусной Академии» сами меня учили и знали мои навыки.
Перед путешествием я проконсультировался с Андреем Ухиным и инструктором, они помогли мне с маршрутом. В экипаже у меня были ребята с небольшим опытом, на которых я мог опереться. Одна девушка ходила на яхте с отцом и имела права категории матроса — International Crew, а другой мой друг раньше ходил на яхте в России по рекам. Всего нас было 7 человек — остальные друзья поехали просто за компанию.
Наше путешествие прошло гладко, без стресса и непредвиденных ситуаций. Поначалу было страшно швартоваться, но это вопрос практики.
Три совета новичкам:
- Выбирайте знакомые места и знакомую лодку
- Планируйте небольшой маршрут без длинных переходов
- Не стесняйтесь говорить, что в первый раз — вам помогут и подскажут
Как подготовиться к самостоятельному путешествию?
Продумайте план на берегу. Когда вы определитесь с регионом, надо продумать маршрут, изучить карты, лоции, выбрать марины и якорные стоянки. Продумайте альтернативы переходов и стоянок с учетом возможного разного направления ветра, течения и приливов. Подготовьтесь к приемке яхты. Сделайте копию переписки о бронировании, с описанием комплектации и доп.опциями и распечатайте её перед приемкой. Приемку яхты мы проходим очень тщательно на наших занятиях и уверены, что каждый ученик «Парусной Академии» сможет без проблем её провести. Главное — лучше не торопиться и всё тщательно проверить на берегу, чем столкнуться с проблемой в море.
Проверьте все документы. Следует тщательно проверить документы перед подписанием и оплатой: внесены ли все члены экипажа в крю-лист, действительна страховка на яхту и что в неё входит. Страховка позволяет застраховать не только ваш депозит, но членов экипажа и ответственность шкипера.
Как правильно сдать яхту и что делать, если что-то сломалось?
Если у вас произошел страховой случай или сломалось что-то серьезное, в первую очередь расскажите о проблеме чартерной компании. В зависимости от ситуации чартерная пришлет вам менеджера или техника для ремонта. Если в случае поломки ситуация не решается, чартерная компания поменяет вам лодку.
Если в процессе вы случайно испортили что-то по мелочи — порвали шкот или потеряли кранец — лучше купите и замените это сами. Так будет дешевле. Сдавайте лодку в опрятном виде — приберитесь, помойте посуду и кокпит. Если лодка будет грязная, чартерная компания может взять с вас дополнительную плату за клининг.
Если возникла конфликтная ситуация при сдаче лодки, чартерная компания должна предоставить отчет, где указаны стоимость запчастей и ремонта. Но надо понимать, что стоимость скорее всего будет завышена по причине срочности ремонта. Ведь совсем скоро им надо сдавать лодку следующим яхтсменам, поэтому спорить и что-то доказывать почти бесполезно.
Чартер яхт в «Парусной Академии»
Мы помогаем с арендой и организацией самостоятельных путешествий. Работаем с проверенными партнерами в Греции, Хорватии и Турции.
- Консультируем по выбору лодки, парусов и оборудования
- Помогаем разработать подробный маршрут, советуем стоянки и марины. Если не уверены в своих силах, предложим помощь опытного шкипера
- Проверяем, чтобы все оборудование на борту работало как надо, а такелаж был в нормальном состоянии и полной комплектации.
- Решаем все вопросы с документами и бронью, проводим платежи
- Регулярно договариваемся о скидках на партнерских условиях. Например, сейчас на бронь всех лодок на август — скидка 25%.