Сертификат Bareboat Skipper — первая ступень яхтинга. После него можно учится дальше и стать настоящим профессионалом. Следующий этап — лицензия Yachtmaster Coastal Skipper. Что дает этот сертификат, кому стоит его получать и что для этого нужно — читайте в этой статье.
Что даёт лицензия Coastal Skipper
Лицензия Coastal Skipper расширяет возможности для самостоятельных путешествий на яхте — с ней можно ходить под парусом даже ночью и уходить в более отдаленные регионы, например, дойти от Греции до Италии.
Напомним, что первая ступень морских прав — Bareboat Skipper — позволяет уходить от берега на 20 миль и только в дневное время. Если вы мечтаете о многочасовых переходах, открытом море и настоящих путешествиях — надо учиться дальше. Подробно про все этапы обучения яхтингу можно прочитать в нашей статье про морские права.
Лицензия Coastal Skipper позволяет удалятся до 60 миль от берега в любое время суток — этого достаточно для практически любых переходов по Средиземному морю.
Обязательно идти на этот курс?
Курс Coastal Skipper — это логичное продолжение обучения яхтингу. В первую очередь наши студенты идут учиться, чтобы получить лицензию, которая позволит ходить на яхте дольше и дальше. Но ценны не столько документы, сколько крутая практика — знания и навыки, приобретенные на обучении, расширяют кругозор яхтсмена и дают больше уверенности в море.
Полученный опыт позволяет самостоятельно управлять яхтой даже в очень сильный ветер — до 8 баллов по шкале Бофорта. Курс учит принимать самостоятельные решение и полностью контролировать ситуацию на борту даже в критических условиях.
Что надо, чтобы получить лицензию
Чтобы попасть на курс Coastal нужно:
- иметь сертификат Bareboat Skipper
- не менее 600 миль в логбуке
- знать английский на базовом уровне
С сертификатом Bareboat все просто — он либо есть, либо нет. А остальные требования мы разберем подробно.
Не менее 600 миль в логбуке
Логбук — книжка, которая должна быть у каждого яхтсмена. В этой книжке записано где, когда, сколько и в каких условиях человек ходил на яхте. Обычно ее выдает школа, которая проводила первое обучение. Самая главная информация из логбука — количество пройденных морских миль.
Записывает информацию в логбук капитан яхты, если вы ходили в море в составе экипажа, или вы сами, если ходили самостоятельно. Каждая запись подтверждается печатью — её может поставить либо чартерная компания, у которой брали яхту в аренду, либо организаторы регаты, если мили были набраны в ходе соревнования.
Если яхтсмен ходит на своей лодке, то теоретически он может написать в логбук сколько угодно миль, но на собеседовании всегда будет понятен опыт и навыки человека, поэтому хитрить не стоит.
Чтобы получить допуск к экзамену на Coastal необходимо 800 миль. Но, чтобы попасть на курс достаточно иметь не менее 600 — остальные 200 миль вы пройдете во время самого обучения.
Лучше всего, если эти 600 миль или хотя бы большую их часть, яхтсмен ходил в роли капитана. Но это не строго обязательно — «Парусная Академия» за индивидуальный подход к каждому ученику. Окончательное решение инструктор принимает после собеседования — на основе реальных знаний, навыков и опыта.
Знать английский на базовом уровне
Обучение проходит на русском, но базовый уровень английского все равно необходим. В обучение входит процесс общения с береговыми станциями и вы должны быть в состоянии понять, что они вам говорят, и правильно ответить.
Еще важно знать базовые яхтенные термины на английском — как называются паруса, веревки, запчасти яхты и двигателя. Что-то из этого вы сможете почерпнуть в процессе обучения на практике, но базу лучше выучить заранее. Курс Coastal не предполагает теоретической части — в плавании нет времени сидеть за учебниками.
Как проходит обучение
Обучение на Coastal Skipper — это спортивный поход на яхте, чистая практика. В курсе есть план рекомендации, которые должны быть выполнены, но нет фиксированных маршрутов и программы — все зависит от местности, где проходит обучение и метеоусловий.
Маршрут похода обязательно включает длинные переходы и переходы в темное время суток, чтобы практиковать и отрабатывать ночную навигацию.
В «Парусной Академии» мы проводим это обучение в зимне-осенний период, чтобы застать сильный ветер и суровые морские условия. С октября по февраль в Турции дует крепкий ветер, периодически до 25-30 узлов, бывают шторма и другие метеоопасности. Это важная часть обучения, потому что она готовит ученика к самостоятельным переходам в серьезных условиях — инструктор показывает, как правильно определять обстановку, прокладывать безопасный маршрут и что делать в критических условиях.
Курс не предполагает теоретического обучения — все знания преподаются прямо на практике в формате демонстрации, объяснений, самостоятельных попыток и вопросов-ответов. Инструктор расширяет яхтенный кругозор учеников — рассказывает, как действовать в тех или иных ситуациях, как принимать решения.
Как проходит экзамен
Оплата курса и участие в плавание не гарантируют 100% получение лицензии — для этого нужно сдать экзамен. Он состоит из нескольких этапов.
Первый этап. В процессе похода инструктор «Парусной Академии» ведет специальную карту каждого ученика, в которой отмечает выполненные элементы. Прием каждого элемента идет прямо в процессе похода — показали, объяснили, вы потренировались, научились, сами выполнять задачу — инструктор отмечает элемент пройденным и ставит оценку.
В конце похода инструктор «Парусной Академии» с каждым проводит финальное собеседование, по которому определяет уровень ученика. После этого ученик переходит на следующий этап.
Второй этап. Второй экзамен принимает инструктор из другой школы системы IYT — это гарантирует, что итоговая оценка будет непредвзятой. С вторым инструктором вы встречаетесь в первый раз уже после окончания похода — экзамен проходит либо в городе финиша, либо в Москве по договоренности. Экзамен состоит из письменной части и собеседования.
Письменная часть — решение задач по навигации, метеорологии, приливам и отливам, развернутые ответы на сложносочиненные вопросы. Ученик записывает развернутые ответы, потом инструктор из другой школы их проверяет и в процессе задает вопросы — это собеседование. После этого инструктор принимает решение, и если оно положительное, выдает сертификат, подтверждающий лицензию Yachtmaster Coastal Skipper.
Что входит в обучение:
- Ночная навигация и ночные вахты
- Штурманская прокладка с использованием метода Крюйс-пеленга, счисления
- Приливы, расчет приливов и учет приливных течений
- Лоцманская проводка
- Безопасность в море
- Метеорология, глубокое понимание погодных явлений
- МППСС-72, расхождения с судами
- Планирование дальнего похода
- Такелажные работы, подготовка к работе с парусами в сильный ветер
- Техника штормования и многое другое
Личный опыт: Александр Сафонов, отучился в «Парусной Академии» на Bareboat и Coastal Skipper
Я занимаюсь круизным яхтингом уже три года. Началось всё совершенно случайно — однажды на отдыхе мы арендовали лодку на весь день и за этот день изнасиловали мозг капитана: «А что? А как? А почему?»
Захотелось самим иметь возможность брать подобные суда. И капитан ещё оказался крутым человеком, он дико нас замотивировал, и вернувшись в Москву, мы решили пойти учиться. Прошли курс теории, а практику проходили у того же самого капитана, который нас тогда катал. Сдали экзамен на Bareboat, получили удостоверения, и начались чартеры — все отпуска теперь мы проводим на море.
«Парусную Академию» выбрали, потому что очень удобная локация для Москвы и удобное время занятий. Есть возможность индивидуального обучения, можно договориться про ускоренный формат теоретических курсов. У всех преподавателей серьезный опыт, видно, что ребята не первый день этим занимаются и понимают, о чем они говорят — они практики».
Съездив в несколько путешествий, мы подумали, что ходить только вдоль берега — это не самая интересная история, нужно расширение акватории. И еще в ряде стран есть ограничения на чартер, если у тебя только категория Bareboat. Например, в Хорватии катамараны дают только по удостоверению Coastal. Поэтому мы решили получить лицензию Coastal Skipper, конечно, тоже в «Парусной Академии».
Обучение длилось неделю, мы жили в Турции на катамаране, у каждого была своя каюта. Каждый день начинался в 8 утра, преподаватель с вечера назначал дежурного шкипера и обозначал, куда мы должны прибыть к завтрашнему дню. У нас отобрали все электронные приборы, дали карту и сказали: «Ходите по ней». Нас было четверо, и каждый одну или две вахты таким образом проводил. И продовольствие, и вода, и горючее, и работа с экипажем, и построение лоцманских проводок — всё это было на дежурном шкипере в последующие сутки.
Каждый вечер ходили в местные ресторанчики, благо наш инструктор Андрей Ухин очень хорошо знает эту акваторию — мы во многих местах побывали благодаря ему. Получился и отдых, и обучение, два в одном — очень круто. Вообще, яхтинг предусматривает такую идеологию. А здесь под руководством такого опытного преподавателя — это, конечно, вдвойне приятно.
«Я понял, что мое управление лодкой вышло на новый уровень. Я стал увереннее во всех аспектах, появилось понимание, как управлять лодкой, как управлять парусами, как рассчитывать время в походе, как правильно понимать погоду».
Обучение дало очень много в плане знаний, опыта и навыков. Во-первых, когда ты разговариваешь с человеком, у которого 40 лет стажа в яхтинге, в яхтенном спорте — это всегда интересно. Такое общение всегда полезно. А, во-вторых, конечно же, когда человек условно 800 миль отходил — это одно, а когда человек трансатлантику переходил, это же обмен опытом безумный. Учитывая, что у нас уже был какой-то базис — вопросов было очень много. Я считаю, когда Bareboat отходил какой-то свой период, ему нужно повышать квалификацию и растить скиллы. В противном случае он так и останется в своем ритме без общения, без ответов на вопросы, и потом начнет делать ошибки.
После этого обучения я сразу пошел в самостоятельный круиз — у нас была снята чартерная лодка и мы на следующие же сутки пошли в очередной поход в Черногорию. Я понял, что мое управление лодкой вышло на новый уровень. Я стал увереннее во всех аспектах, появилось понимание, как управлять лодкой, как управлять парусами, как рассчитывать время в походе, как правильно понимать погоду. Интернет не скажет однозначно, как правильно читать метеорологию — это только человек может объяснить. Каким приложением лучше всего пользоваться, что означает изолиния. Это всё должен рассказывать преподаватель. А когда ты это делаешь на практике, это усваивается вдвойне интенсивнее, чем нежели сидя за партой.
Как попасть на курс Coastal Skipper?
Обучение проходит в Турции несколько раз в год и длится неделю. Ближайшая морская практика — с 28 сентября по 5 октября. В один экипаж входит не больше трёх учеников.
Стоимость — 1 100 евро. В нее входит входит обучение, проживание на лодке, транзит лог, оплата стоянок в маринах, финальная уборка.
Сертификат оплачивается отдельно после сдачи экзамена — 175 евро.