Все неизвестное вызывает у людей некий страх и желание узнать больше. Необъяснимые явления обрастают мифами и легендами, порой еще более ужасающими, чем реальность. Так и морские пучины таят в себе множество преданий, о некоторых из которых мы расскажем. Приготовьтесь к историям, от которых замирает дыхание и кровь стынет в жилах.
Легенда о «Летучем голландце»
Капитаном печально известного корабля был голландец, который отличался скверным характером. Когда капитан собирался обогнуть мыс «Доброй Надежды», подул сильный встречный ветер, грозивший потопить судно. Экипаж не хотел подвергать себя опасности, поэтому помощник посоветовал капитану сменить курс и переждать бурю, но тот был непреклонен и отдал приказ поднять паруса, а его песня разносилась над палубой, как будто предвещая скорую гибель. Огромные волны нещадно бились о скалы и борта корабля, пробивая дыры в корпусе, мачты с хрустом ломались от сильных порывов ветра, паруса свисали лоскутами, а капитан будто озверел и продолжал бороться со стихией наперекор судьбе. Экипаж, видя безрассудство и сумасшествие своего командира, поднял бунт в попытках захватить власть на корабле и спасти свои жизни. Но капитан безжалостно убил предводителя мятежников в назидание остальным и выбросил тело за борт, но всплеска не последовало… Вместо этого, сквозь рассеявшиеся облака на капитанский мостик спустилась с неба призрачная фигура, вся окутанная светом, и громогласно произнесла, смотря капитану прямо в глаза:
- Ты очень упрямый человек.
В ответ капитан разразился бурной бранью и прохрипел:
- Я никого не просил о тихой погоде, и никого никогда ни о чем не просил! Убирайся вон или тоже получишь пулю в лоб!
Призрак не шелохнулся, и тогда капитан выхватил пистолет, но сделать выстрел не успел – оружие с треском сломалось у него в руке, а фигура заговорила вновь, насылая проклятие. С этого дня капитан будет бороздить моря, не имея возможности зайти в порт, а корабль - идти всегда впереди бури, желчь станет капитану вином, а раскаленное железо – мясом. В ярости и порыве безумства капитан вскрикнул, что ему все равно на какие-то проклятия. С тех пор «Летучий голландец» ходит в море под всеми парусами, а мачты скрипят, как от сильного ветра, даже в штиль. Горе тем, кто столкнется с кораблем-призраком: капитан заманит судно на подводные рифы или скалы, а кто примет письма или другие предметы с «Летучего голландца», неминуемо пойдет ко дну. Поговаривают, что безумный капитан стоит на мостике в полном раскаянии и просит небеса о прощении и упокоении, пока команда из скелетов ставит все новые паруса…
«Октавиус»: легенда о корабле-призраке
История этого корабля началась в 1828 году, когда в нескольких британских изданиях появились заголовки «Опасности плавания в высоких широтах», под которыми описывались ужасающие события. В августе 1775 года китобойное судно под командованием мистера Уоррена вышло на промысел вблизи Гренландии. Около 77° с. ш. корабль попал в штиль в районе плотного скопления айсбергов, которые не позволили идти дальше. Этой же ночью поднялся крепкий ветер, принесший с собой шторм и сильный снегопад. Утром, обессилевший экипаж с облегчением обнаружил, что ветер сместил айсберги, и теперь между ними образовался проход, и капитан принял решение идти этим путем. Около полудня, примерно в двух милях от входа в проход, моряки заметили мачты другого корабля, такелаж и паруса которого были покрыты коркой льда. Уоррен отдал приказ спустить шлюпку и вместе с восемью матросами отправился осмотреть замерзшее судно. На корме еле различимо проступало название - «Октавиус». Команда от открывшейся жуткой картины начала роптать, опасаясь призраков, но хладнокровный капитан успокоил своих людей, вынеся предположение, что судно просто брошено одной из арктических экспедиций. Однако, поднявшись на палубу, команда замерла в шоке: в кубрике в неестественных позах лежали 28 заледеневших трупа. При осмотре каюты капитана, что была на корме, моряки не смогли сдерживать возгласов ужаса: за столом находился, склонившись над судовым журналом, капитан, а неподалеку на полу, скрестив ноги, сидел мужчина, держа в руке кремень и кресало. Оба были покрыты плотной коркой льда, как и женщина с маленьким мальчиком, которые лежали в ворохе одеял. В найденном судовом журнале на последней странице была запись от 11 ноября 1762 года, полная скорби:
«17 дней как мы зажаты во льдах. Вчера погас огонь, и с тех пор наш капитан пытается разжечь его снова, но безуспешно. Он передал кресало и кремень помощнику. Сегодня утром умер сын капитана, а его жена говорит, что больше не чувствует холода. Спасенья нет»
Суеверные матросы умоляли капитана немедленно покинуть корабль-призрак, чтобы не навлечь на себя беду, но Уоррену удалось убедить проверить напоследок камбуз. Однако вскоре недовольство команды переросло в открытое неповиновение: матросы спрыгнули в шлюпку и угрожал вернуться на корабль без Уоррена, и тому пришлось последовать за экипажем. Вернувшись домой с промысла, Уоррен пытался найти хоть какие-то упоминания об «Октавиусе», но ему это не удалось…
Волны-убийцы
Блуждающие волны, волна-разбойник, «чокнутая волна», волна-злодейка. Как только не называют этот феномен, издавна будоражащий души даже опытных моряков, не раз побывавших в сильнейших штормах. Рассказам испуганных матросов о гигантских волнах, которые в несколько раз превышали обычные и появлялись ниоткуда, обрушиваясь тоннами воды на корабль, не верил никто вплоть до XX века. И это неудивительно – после встречи с волной-убийцей корабль разлетался в щепки, а весь его экипаж был мгновенно похоронен в морской пучине, в живых не оставался никто. Поэтому тех, кто клятвенно утверждал, что был свидетелем ужаса природы, считали отъявленными лгунами и не воспринимали всерьез. И как оказалось, зря.
В 1840 году один исследователь по имени Дюмон д’Юрвиль на заседании Французского географического общества объявил о том, что сам лично имел возможность наблюдать огромную волну высотой в 35 метров и подробно об этом рассказал. Однако был высмеян своими же коллегами, которые не понимали, откуда может появиться столь огромная волна в спокойных условиях. И только спустя почти сто лет появились задокументированные доказательства того, что волны-убийцы существуют. 7 февраля 1933 года корабль ВМФ США «Рампо» был атакован гигантским водяным валом, высотой 34 метра, который несся на судно со скоростью около 85 км/ч! И появилась эта волна фактически из воздуха, обрушившись на «Рампо» и унеся с собой множество жизней. Главным доказательством существования такого феномена стал корабль, который чудом остался на плаву, и выжившие матросы.
По рассказам тех, кто сталкивался с этим явлением, все происходит внезапно: в спокойных водах возникает стена воды, размером с десятиэтажный дом, которая стремительно движется вперед с бешенной скоростью. Однако перед этим в море появляется будто бы впадина, глубина которой является низшей точкой приближающейся «чокнутой волны». Для сравнения, даже в шторм высота волны редко превышает 15-17 метров. Существует также мнение, что это вовсе не отдельный вид волн, а всего лишь цунами, однако цунами не возникают среди моря и набирают свою высоту ближе к берегу. Да и, честно говоря, высота их все же ниже 30 метров.
Главная опасность волн-убийц кроется именно в их абсолютной внезапности. Чаще всего, это один вал, однако теперь существует даже три вида этого страшного явления: «три сестры» (когда три волны идут одна за другой), «белая стена» (вертикальный водяной вал) и «одиночная башня» (гигантская волна). О причинах возникновения волн-убийц все еще доподлинно неизвестно.
Клабаутерман
Среди легенд балтийских моряков есть история о некоем Клабаутермане, корабельном духе, ростом с гнома. Его описывают, как миниатюрного матроса с трубкой, который, оставаясь невидимым, живет на судне и помогает экипажу. По сути, эдакий домовой в водном мире. Клабаутерман обычно живет в трюме или под механизмом подъема якоря. Может помочь матросам проложить курс, указывает на опасности и считается талисманом. Однако, моряки верят, что увидеть Клабаутермана – недобрый знак, который сулит скорую гибель корабля.
Голос моря
«Моё сердце так тоскует
Ни к чему мне денег звон.
Лишь моряк меня утешит,
Ведь дороже злата он»
Такую песню пели сирены в культовом фильме «Пираты Карибского моря». Моряки знали, что нельзя следовать их зову, иначе – верная смерть. Однако, противиться сладким голосам страшных морских существ практически не могли, от чего и сложилась легенда о «голосе моря», а также о нереидах и сиренах. После встречи с сиренами корабли оставались без экипажа, и дрейфовали в океане, а иногда на палубе были заметны даже следы спешного бегства. Пожалуй, самым известным мифом о сиренах можно считать историю Одиссея. Цирцея перед отправлением героя в путь строго наказала закрыть уши воском всем, кто будет на борту, чтобы сирены не утащили и не убили моряков. Но Одиссею уж очень хотелось послушать чарующее пение дочерей одной из Муз, поэтому он приказал крепко привязать себя к мачте, что и сделали его товарищи. Проплывая мимо острова сирен, Одиссей был околдован их чарующими голосами и пытался высвободиться из пут, умолял его развязать, клялся, что не пойдет за ними, но команда только крепче затягивала веревки. Корабль Одиссея проплыл остров сирен без потерь, а сами чудовища бросились в море и превратились в утесы, так как было предсказано, что погибнут дочери Музы, если путешественник пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению.
Количество мифов вокруг «голоса моря» только умножалось, они обрастали новыми жуткими подробностями, добавляя суеверным морякам страхов, вплоть до середины ХХ века. Ученые заметили, что вихри за волновыми гребнями образуют над поверхностью моря инфразвуковые волны под воздействием сильного ветра. Главным открытием стало то, что этот инфразвук смертелен. Человек не всегда может его воспринимать на слух, но ощущает воздействие на организм: при слабом проявлении начинается морская болезнь, при среднем нарушается мозговая деятельность и даже может развиться слепота. При сильном же инфразвуке ощущаются колебания внутренних органов, что может привести к мгновенной остановке сердца. Во время шторма, частота инфразвука может достигать 6 герц (7 герц- смертельно для человека). Инфразвуковая волна разгоняется до 330 м/с, оставляя за собой причину своего появления – бурю. Такое явление и несет поэтичное название «голос моря».
Это лишь малая часть легенд. За столетия существования морских походов сложилось немало историй и суеверий, которые постепенно развенчиваются и остаются просто сказками, которые так интересно послушать. А какие легенды и приметы знаете вы?
Полина Белова, пресс-служба «Парусной Академии»
8 495 946 83 30