Новичкам везет? Смешно и серьезно про парусные регаты OPEN RACE

Взгляд изнутри регаты и советы от ведущего инструктора «Парусной Академии» Виктории Чижиковой.
19 июля 2024г.

Про любительские гонки одни говорят, что это совсем не серьезно. Другие – что это в чем-то даже покруче профессиональных гонок. Мне повезло: свои первые гонки в «Парусной Академии» я провела с опытной спортсменкой, которая вовсе не чуждается любительских регат, а также относится к ученикам на борту бережно и, выражаясь современным языком, крайне экологично. Почему не стоит бояться участвовать в гонках и как отличить случайную удачу от закономерной? Читайте об этом далее.

Текст: Эда Адал.




OPEN RACE – еженедельная открытая серия регат в формате гонок флота на килевых яхтах класса OPEN800, которую «Парусная Академия» проводит на акватории Пироговского водохранилища каждые выходные сезона с мая по ноябрь. Принять участие может любой желающий и новичок.




Серия парусных регат OPEN RACE PRO – отдельная серия парусных регат по выходным для уже сложившихся команд, а также мечтающих погоняться наравне с более опытными яхтсменами. Состоит из нескольких этапов и награждения за всю серию гонок в конце парусного сезона. 



Не первый блин комом

«Живем», – с такой утешительной подписью мне пришло сообщение со скриншотом с ценником за ремонт геннакера: мы порвали его на одной из июньских OPEN RACE. Это произошло по моей вине: я почему-то дернула фал, начав убирать парус на обычном повороте.

«Что мне теперь за это будет?..» – я еще не до конца понимала, что сейчас мы геннакер реанимируем скотчем прямо на палубе во время гонки, а позже дыру просто зашьют...

Тот самый скриншот от мастера мне прислала Вика Чижикова – она на моей лодке была инструктором, командующей шкиперкой-тактиком.





После затормозившего наши действия случая она одновременно приободряла экипаж – подобная ситуация была новой не только для меня – и ловко ползала по лодке с ремкомплектом, не обращая никакого внимания на крен.





В таких случаях экипаж в ответе друг за друга: команда не бросает даже в малейшей «беде» ни физически, ни морально, ни финансово. Я перевела Вике на карточку свою долю за лечение паруса с ироничной, но самокритичной подписью: «От горе-баковой». «Это очень смешно)) Геныч – самая малая часть, не парься)», – ответила Вика.

То, что в парусном спорте небольшие поломки являются нормальными и частыми издержками и что переживать абсолютно не стоит, я знала, но еще не осознавала. Поэтому моя реакция состояла из естественных переживаний. Стало полегче, когда я узнала, что на соседней лодке произошло то же самое.

«У нас баковый был слишком активный», – сказал инструктор Валера Свинарчук. «А у нас, наоборот, немного «тормознутый»))», – сказала я, словив удивленный и даже возмущенный взгляд Вики. После гонки на берегу в ответ на мою иронию (которая была защитной реакцией на новый стресс) она впервые начала ругаться – точнее, ругать меня за то, что я ругаю саму себя. «Нельзя так к себе! Я их успокаиваю, а они на себя наговаривают!» Это моя была вторая гонка OPEN RACE с Викой.

Круговорот новичков

Моя первая любительская регата, наоборот, увенчалась победой. В свой экипаж на гонку Вика позвала меня после того, как мы познакомились на тренировке в Строгино. Так я попала в уже сложившуюся команду, которую она называет своими «постоянниками». В тот день к ним не пришла баковая – так мне и досталась эта судовая роль.





Когда Вика увидела меня в Ореховой бухте с сэндвичем в руках за полчаса до гонки, очень возмутилась: «Это что?! Не ешь, засыпать будешь!» Знала бы Вика, что меня даже усыпляющая «Драмина» не особо берет. И знала бы я, что на баке на волне особо не уснешь – в частности, когда это твой первый раз на данной позиции.





Экипаж меня радушно принял, несмотря на то, что Вика шутливо представила меня как журналиста, подсматривающего за всеми и записывающего на диктофон всякий «компромат». Правда, даже если бы мне и хотелось заполучить компромат, в тот день мне бы это не удалось: во время танцев вокруг мачты было мало что видно за стакселем и геннакером. Наверное, отчасти поэтому ребята расслабились, и мы вместе показали неплохой результат. В тот день мы заняли первое место – ровно за неделю до того, как порвали геннакер.



Тогда (как впрочем и после дебюта в поломке матчасти) было много азарта, а он часто заразителен. Стоя в офисе после победной гонки, я заметила пару новичков, пришедших на базу и интересующихся событиями дня. В расписании стояла регата OPEN RACE. Гости упирались и не хотели на нее записываться, ссылаясь на то, что у них совсем нет опыта. Я все же уговорила их сразу пойти в гонку – это та же тренировка, только в суперинтенсивном режиме. И тут не обошлось без клише о том, что новичкам везет – я рассказала паре про свой опыт. Они выиграли.

Просто повезло?

Действительно ли новичкам везет, или менее опытные участники просто не осознают всех последствий своих действий и от этого делают все решительнее, добиваясь хороших результатов? Я попросила Вику помочь мне с этим разобраться и объяснить, есть ли этому феномену логическое объяснение. И она разложила все по полочкам, убрав мои иллюзии по поводу того, что та победа досталась нам на сто процентов заслуженно.

Когда ты занимаешь призовое место, тут может быть несколько важных факторов, на которые не стоит закрывать глаза. Первый – удача. Всегда есть доля везения, например: порыв пришел справа, где был только ты, когда остальные яхты ушли влево. Второй фактор – по лодке просто все время бегал инструктор и постоянно подсказывал, что и где тянуть. Стоит понять: может, ты просто был на этой лодке, а все остальное сделал кто-то другой?




Тем, чья цель не просто активно отдохнуть, а действительно улучшить свои навыки в парусном спорте, довольствоваться следствиями этих двух факторов не стоит.

Для оценивания собственного прогресса начинающим яхтсменам и участникам OPEN RACE Вика предлагает анализировать действия уже на берегу после гонки, отвечая на вопросы:

1) Как часто твоя лодка опаздывала на старт?
2) Откуда вы брали старт, какую сторону отбивали на старте?
3) Кто и с какой стороны вышел раньше всех на первый знак?
4) За кем вы огибали первый знак?
5) В какую сторону пошли на «фордаке»?
6) Делали ли gybe set, нужно ли было?
7) Как огибали нижний знак, насколько близко, кто был внутренним?
8) Смог ли ты обогнать тех, кто пришел раньше на первый знак, или кто-то обогнал тебя?
9) Смогла ли твоя лодка в лавировке на финиш обогнать соперников, от которых отставал в какой-либо части дистанции?

Если ты пришел на берег и не смог вспомнить самостоятельно ни один пункт – значит, скорее всего, гонки были выиграны каким-то чудом. Но что же делать, если ни вопросов запомнить не удалось, ни всех ответов дать после гонки ты еще не в силах?




По мнению Вики, тут все очень просто. Каждый, кто хочет совершенствоваться в парусном спорте, должен знать и быть готовым к тому, что он будет делать после неудач. «А что если я проиграю гонку? Я приду на берег, запишу все свои ошибки и проанализирую их. Или приду на берег, проговорю с тренером все свои лучшие качества, запишу их и никогда не забуду», – по ее мнению, этот подход несомненно станет мощным толчком к развитию, ведь на ошибках учатся.


Мал, да удал

Вике Чижиковой 22 года, и уже полжизни она влюблена в парусный спорт: «Он стал большей частью моей жизни, и однажды, придя сюда, я не смогла уйти». Вика занималась в яхт-клубе в Конаково, затем перешла в Экспериментальную школу высшего спортивного мастерства «Хлебниково» (прим.: сейчас – ГБУ «Московская академия парусного и гребных видов спорта» Департамента спорта города Москвы). Там и начался ее профессиональный путь.




Вика гонялась на яхтах классов «Оптимист», «Европа», 420, 29er, пробовала ходить на лодке 49er. Она мастер спорта с 2017 года, многократный призер Чемпионата России, Первенства России и Чемпионата Москвы в классах 420 и 29er в роли рулевого и шкотового.





В 20 лет из профессионального спорта Вика перешла «во взрослый путь коммерции» – гонки флота на килевых яхтах OPEN RACE и матч-рейсы. «Когда я начала ходить гонки OPEN RACE в роли инструктора, мне не было понятно, как я могу управлять всем, ничего не трогая. А потом у меня появились ученики, которые хотели развиваться в парусном спорте. Пришлось осознать, что я не могу напрямую управлять ими, как марионетками (хотя, даже сейчас в азарте могу таким заниматься, но сразу останавливаюсь). Я начала им доверять и теперь точно знаю, что они могут. Им нужна поддержка наставника, а не просто голосовой помощник с подсказками», – так Вика описывает свой опыт в любительских гонках, с точки зрения профессионала.

С другими инструкторами она себя не сравнивает, скромничая: «Я бы не хотела себя как-то выделять, но сказала бы, что я максимально отдаюсь тренировкам и гонкам, стараюсь преподнести информацию доступным языком, могу одно и то же повторять 100000 раз и разными словами, пока не станет понятно. Открыта для обсуждения не только в пределах тренировки, обязательно отвечу в чате на любые волнующие вопросы».




Вспоминая моменты из своей профессиональной спортивной карьеры, Вика сталкивается со сложностью выделить что-то одно – у каждых сборов или соревнований в Москве, Сочи, Тольятти, Таганроге, Питере и других городах был «особый вайб». «Рядом тренер, который ждет от тебя результат, ради которого многим жертвуешь», – признается спортсменка.




Про OPEN RACE профессиональная яхтсменка говорит практически тоже самое: «Вы все собираетесь вместе, гоняетесь, награждаетесь, иногда ругаетесь на воде и берегу, но это отдельная атмосфера, которую просто не описать словами». Но сама Вика сейчас, будучи тренером, своих учеников ничем жертвовать не заставляет. Самое главное, что на кону в любительских гонках, помимо памятных наград, – незабываемый опыт и эмоции. И это тоже особый вайб.

Слушать команду и слышать команды

Экипаж – это отдельная история как на профессиональных, так и на любительских гонках. С постоянными партнерами по регатам вы буквально становитесь семьей, проводите много времени вместе, растете, совершенствуетесь, совершаете ошибки, соперничаете. «Все это очень вдохновляет, заряжает и наполняет тебя на долгое время, дает пинок не сидеть на месте и идти только вперед, ставить цели и добиваться их любым путем (иногда сквозь слезы и боль)», – говорит Вика.





Команда, в которой я прогонялась в свои первые гонки OPEN RACE, состояла из Вали на руле, Даши на гроте и Саши на шкотах. Именно к ним как к уже сложившемуся в последние сезоны экипажу я дважды примыкала ровно тогда, когда на гонки не приходила их баковая.




«Валя, вали!» и «Валя, не вали!» – поначалу не смеяться от этих фраз командующей Вики рулевой Вале было очень сложно. Но на борту важно вслушиваться в то, что тебе говорят, даже если это звучит не очень привычно. Иначе происходит то, что приводит к ошибкам. Слышать не равно слушать. Собственно, когда я не расслышала очередную команду (или не вслушалась в нее?), и произошло наше небольшое приключение с геннакером. В ту нашу совместную гонку Вика, пытаясь на ходу лодки справиться со скотчем, начала спокойно объяснять нам совсем простые вещи: «Команды бывают разные. Они очень сильно друг от друга отличаются. Например, команда «поворот!» не равно приведение или уваливание, да?)»




На баке мы тогда наиболее тесно работали с Сашей, периодически толкаясь, по неопытности отбивая разные части тела и борясь со стопорами и блокиратором ручки для лебедки. Шкотовый присоединился к этой команде в прошлом году – почти весь предыдущий сезон они уже гонялись с Викой. Его и других своих «постоянников» она честно называет любимыми учениками.




До этого Саша также ходил на OPEN RACE с инструкторами Валерием Свинарчуком и Андреем Медведевым. Паруса им с Сашей рвать не приходилось. Однажды только был случай, когда на лодке Саши во время гонки оторвался фал. Тогда Андрею пришлось лезть на мачту. «Это же самое интересное!» – сказал шкотовый Саша, аккуратно растягивающий травмированный парус по линии разрыва. И действительно, тут не предугадаешь, в какой момент ты как любитель можешь получить наиболее яркие эмоции или новые знания – огибая знак или заклеивая парус.


Режим перезагрузки

«Как я люблю шутить, все нормальные яхтсмены начинают с «Оптимистов» и «Лучей», а я с барка «Седов»)», – шутит Саша. Это было в 2019 году. После похода на «Седове» он стал искать возможности оказаться под парусами в Москве. В 2021 году Саша прошёл курс IYT в Севастополе, после чего его «переманили» из другой школы в «Парусную Академию». «Я дядька большой, и на OPEN800 мне комфортней, чем на тех же J70. На них мне тесновато. Да и в Ореховой бухте как-то душевней, тут и остался))», – рассказал шкотовый.




Саша работает в области разработки электронной техники авиационного назначения. Однако и водные суда он очень полюбил: «Яхта – это сложный организм с кучей настроек и нюансов». К тому же, Саша не устоял и перед внешней изящностью гонок: «Люблю, когда флот идет плотной чередой. Выходные под парусом стали для меня идеальным отдыхом: активным, полным красоты и отлично выветривающим будничную суету из головы. Яхтинг люблю, потому что это, в первую очередь, красиво».




Восхищение не только собственными силами и возможностями во время соревнований, но и красотой разворачивающегося вокруг процесса – это то, что дарят регаты на парусных яхтах OPEN800 каждому приходящему на борт и что Вика, как и другие инструкторы, пытаются показать всем участникам.

«Занимайтесь парусным спортом – это то, что будет вас заряжать на предстоящую рабочую неделю. Выбирайте тот формат гонок, который ближе именно вам. А попробовать лучше все: OPEN RACE, затем OPEN RACE PRO, матчевые гонки. Уверена, что вы сможете подобрать что-то для души», – зовет Вика на регаты.


Welcome on board!

В каждой лодке – разные инструкторы и разные люди. И если гонки называются любительскими, это вовсе не значит, что среди участников нет опытных яхтсменов и экспертов своего дела. На таких соревнованиях по-своему растут даже профессионалы. «Мне кажется, что я сильно выросла: научилась контролировать все, всех и сразу, больше чувствовать лодку, ветер, учеников, – говорит Вика, – далеко не все в гонках решается только крутым и титулованным инструктором, многое зависит от желания клиента развиваться и слушать полезные советы, а потом отрабатывать действия до автоматизма».




То, что скрывается за приобретенными символическими медальками, полученными в любительских гонках – это уникальный опыт. А оценивается он далеко не только по занятыми на пьедестале местами. Я, например, только после участия в регатах впервые стала приходить на лодки без страха – не перед стихией, а перед самой собой и судном. Появилось ощущение дома. Наверное, это главное, ради чего стоит приходить на парусную регату OPEN RACE.




Попробовать гонки на вкус, погоняться с разными инструкторами и выбрать своего можно, записавшись на следующую открытую парусную регату OPEN RACE: https://yachtingacademy.ru/sport-sailing-regattas/open-race-2024



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

Яхтинг в Орешке – лучшее место для отдыха
Парусная Энциклопедия
Место, где собираются единомышленники, чтобы посвятить себя своей страсти и забыться в ней, оставив на время всю суету города. Яхт-клуб Орешка - именно такое место.
Парусная Энциклопедия
Каждые выходные в яхт-клубе «Орешка» проходит открытая еженедельная парусная регата, принять участие в которой может каждый
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования