«Пироговка» – наш второй дом

В преддверии нового яхтенного сезона расскажем вам о нашем втором доме.
24 марта 2020г.

В преддверии нового яхтенного сезона расскажем вам о нашем втором доме – Пироговском рукаве Клязьминского водохранилища и яхт-клубе «Орешка», который открыт 24 часа в сутки, и где всегда царит дружеская атмосфера.


На самом деле, чтобы заниматься парусным спортом и яхтингом, совершенно не обязательно выезжать за границу, тратя при этом много сил и денег. Достаточно приехать в ближайшее Подмосковье в тихую и живописную Ореховую бухту, которая располагается в любимом месте отдыха многих москвичей – на «Пироговке». Именно так сокращенно называют ее яхтсмены, а полное название ее в лоции и на навигационных картах - Пироговский рукав Клязьменского водохранилища.


Пироговский рукав находится в десяти километрах к северу от Москвы в Мытищинском районе Московской области. Он является частью канала имени Москвы, который был сооружен в тридцатых годах XX века. Протяженность водохранилища – семь километров, а максимальная ширина – более километра, при этом глубина в некоторых местах может достигать двадцати метров. В среднем глубины колеблются от 5 до 10 метров и имеют пологие глиняные и песчаные берега. Название  «Пироговский рукав» получило от поселка Пирогово, который и сейчас расположен на берегу водохранилища.

На территории водохранилища расположилось большое количество яхт-клубов. Во время парусного сезона на водной глади ежедневно белеют паруса яхт самых разных размеров – от детских «Оптимистов» до больших спортивных и крейсерских яхт. Одновременно на воде может проходить несколько парусных регат и на воде насчитывается одновременно более ста парусных и моторных судов.

Интересно отметить, что только несколько лет назад «Пироговский рукав» был дан на откуп именно парусным судам, а судовой ход заканчивается в районе «Бухты радости».

В Пироговском рукаве в районе «Ореховой бухты» располагается и наш домашний яхт-клуб «Орешка», где каждые выходные и в будние дни  Учебный Центр «Парусная Академия», проводит регаты,  тренировки с опытными инструкторами «Парусной Академии», международные соревнования и занимается с детьми.

В клубе все сделано для комфорта наших гостей: офис с раздевалками, где можно оставить вещи, не переживая об их безопасности, кафе с летней верандой, где проходят награждения победителей регат и можно отдохнуть после насыщенной тренировки. А спустившись к причалу, вам откроется завораживающий вид на наш флот, мирно ожидающий курсантов в Ореховой бухте.

Пироговское водохранилище является частью канала имени Москвы - одного из важнейших сооружений XX века. Канал имени Москвы является основной водной магистралью, соединяющей реку Москва с Волгой.

Канал представляет собой комплексное гидротехническое сооружение, обеспечивающее водоснабжение Москвы, обводнение рек, протекающих через столицу, и водно-транспортную связь московского промышленного района с единой глубоководной системой.

В системе канала более 240 крупных гидросооружений, в том числе 11 плотин (8 земляных и 3 железобетонных), 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций небольшой мощности, 5 насосных станций, 8 заградительных ворот для перекрытия и осушения отдельных участков канала, 15 мостов, 2 туннеля под каналом, водоспуски, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках - Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.

С постройкой плотин на канале образовались водохранилища: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское, Икшинское и Иваньковское. Общая площадь водохранилищ 327 км2, полный объем 1,46 кубических километров.

Протяженность канала имени Москвы от реки Москва (причал Щукино) до Иваньковского гидроузла (причал Большая Волга) составляет 124 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км он использует водохранилища, образованные в долинах рек, а на остальном протяжении это искусственно укрепленное ложе шириной 85 и глубиной 5,5 м. На протяжении 32 км канал пролегает в выемках, глубина которых достигает местами более 20 м. На протяжении 8 км он проходит высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой местами до 14 м.

В районе канала имени Москвы преобладают западные и северо-западные ветра, повторяемость которых 17—19 %. Самые ветреные месяцы - май, сентябрь и октябрь. Осадков в районе трассы канала выпадает в среднем 550 мм в год. Иногда наблюдаются кратковременные ливни, резко ухудшающие видимость даже днем. Число дней с туманами за навигацию в среднем составляет 4—5 в месяц. Чаще всего туманы отмечаются в августе—ноябре. С апреля по июль туманы редки, в среднем 1—2 дня в месяц. Питание канала осуществляется в основном за счет перекачки воды из Иваньковского водохранилища . В навигационный период по всей трассе канала, как правило, поддерживаются проектные уровни воды с незначительными колебаниями из-за неравномерного водопотребления и неравномерной работы насосных станций. Течение в канале слабое; только на подходах к шлюзам северного склона канала возникают течения, вызванные работой насосных станций и шлюзов. Скорость этих течений при работе насосных станций составляет около 1 км/ч, а при работе шлюзов удваивается. Работа насосных станций создает в нижнем бьефе затяжное, а в верхнем — свальное течение. Ветровые волны достигают максимальной высоты 0,7—0,8 м на Пестовском и Клязьминском водохранилищах.

Как строился канал имени Москвы



15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала имени Москвы, соединившего реки Москву и Волгу. Этот канал сделал Столицу портом пяти морей, обеспечил водой миллионы москвичей на поколения вперед, связал по воде две столицы. Идея появилась еще при Петре I.  Он предлагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра.



Главная проблема, которая стояла перед всеми гидрологами, обращавшимися к теме соединения Москвы с Волгой, была Дмитровская возвышенность - она на 60 метров выше уровня Москвы реки. Инженеры решили, что прокопать такой глубокий канал, да еще больше ста километров в длину, невозможно. Надо пустить воду поверху - создать своего рода водяной мост - от Строгино до Дубны, на который поднять воду из рек, а для этого перегородить Волгу плотиной у устья Дубны - деревни Иваньково. Так появилось Иваньковское водохранилище - "Московское море", откуда часть воды пошла по старому руслу, а часть повернула в искусственное русло - к Москве-реке.

Для того, чтобы понять масштаб работ, потребовавшихся для реализации такого проекта, приведем несколько цифр. Было построено 240 гидростроительных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, три порта и множество пристаней. Все любимые москвичами  и яхтсменами искусственные водохранилища: Икшинское, Учинское, Пяловское, Пестовское, Клязьминское и Химкинское - появились тогда.



Работы были закончены весной 1937 года. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели «Московское море» заполнилось, и воду пустили в сторону Москвы. К 17 апреля канал был наполнен, уровень Москвы-реки повысился на три метра, и в майские праздники первые пассажирские суда прошли по каналу до Кремля.

Таким образом, канал имени Москвы, по сути, обеспечил всех яхтсменов столицы и Подмосковья чудесным местом для отдыха и хобби, куда не сложно добраться.


Именно с 1937 года сначала на берегах Клязьменского водохранилища стали появляться первые профсоюзные яхт-клубы и места стоянок. Постепенно шел прирост яхт и яхт-клубов и уже к концу XX  века Пироговский рукав стал пользоваться популярностью среди яхтсменов. Здесь кстати была и легендарная «Бухта Радости» (сейчас она называется «Малибу»), куда привозили гостей и москвичей на отдых речным транспортом – ходили теплоходы «Москва» и «Ракета». Время в пути с Речного вокзала составляла от 40 минут до 2-х часов.  Многие яхтсмены уходили на ночевку именно в «Бухту Радости», которая была рядом с деревней Сорокино, и где можно было выйти на берег, посидеть у костра и насладиться видом на водохранилище.

Интересно отметить, что несмотря на близлежащий город, когда вы выходите на парусной яхте у нас на водохранилище, то попадаете как будто в иное измерение  и… сливаетесь с природой.


Открытие навигации в 2020 году

По информации гидролога Канала имени Москвы специально для «Парусной Академии» - вода в водохранилище начнет поступать в первых числах апреля 2020 года.
Навигация официально будет открыта 24 апреля 2020 года.

Ждем москвичей и гостей столицы, яхтсменов и всех желающих увидеть и насладиться видами наших водохранилищ с борта парусных яхт в нашем яхт-клубе «Орешка».

Как добраться до яхт-клуба «Орешка»:

Специализированный спортивный порт (яхт-клуб) “Орешка” расположен в 9 км от МКАД по Осташковскому шоссе (8 км по шоссе и 1 км в сторону водохранилища по просёлочной дороге). Проезд осуществляется собственным автотранспортом или общественным от метро “Медведково” – автобус 314, маршрутное такси 166 и 1 до остановки войсковая часть (следующая остановка, после ресторана “Валентина”). Далее пешком 100 м по шоссе вперёд по ходу движения транспорта из Москвы и налево по асфальтовой дороге 800м и налево 200м по щебеночной дороге. Офис «Парусной Академии».

Ждем вас в нашем втором доме!



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Онего: испытание ветром. Часть 2
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
Онего: испытание ветром. Часть 1
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования