Швертбот «Оптимист»: что нужно знать о самой маленькой яхте.

Сегодня расскажем вам о яхте, которую так любят юные начинающие яхстмены.
24 апреля 2020г.

Сегодня расскажем вам о яхте, которую так любят юные начинающие яхстмены. Позвольте представить вам самый многочисленный класс яхт в мире – «Оптимист»!

День рождения класса: 14 августа  1947 года, штат Флорида, США,
Yacht Club Snipe Fleet

Конструктор: Кларк Миллз

Идея и первый заказчик: Клиффорд МакКей,  организатор клуба «Оптимист».

История создания класса от первых лиц

К концу сороковых годов в Америке среди подрастающего поколения начала складываться непростая ситуация – преступность среди детей и подростков росла и крепла, однако, и тогда были люди, которые всеми силами старались сделать так, чтобы новое поколение американцев выросло в нормальной среде.

Именно тогда организатор яхт-клуба Snipe Fleet Клиффорд МакКей начал создавать программы для поддержки подростков - это было и бойскаутское движение, и спорт. Образовавшийся клуб «OPTIMIST» при местном яхт-клубе пригласил МакКея для создания программы поддержки детей с названием «Друг ребенка».  В рамках этого клуба и был реализован проект по постройке первых швертботов, получивших имя по названию клуба - «Оптимист».

В августе 1947 года местная газета написала:

«В клубе «Оптимист» была представлена программа для уменьшения подростковой преступности от Клиффорда МакКейна, в которой присутствовало четыре пункта:

1) Занятие для детей баскетболом на пляжах;
2) Занятия и соревнования по кетболу;
3) Занятия для детей в бассейне;
4) Проведение парусных тренировок на яхтах и участие в парусных регатах.

Все эти пункты, как считал Клиффорд, позволят сделать из домашних детей, которые сидят дома с родителями – здоровых и активных личностей».

На следующий день после выхода газеты Клиффорд МакКейн позвонил Кларку Миллзу, местному конструктору небольших лодок, с запросом: "Нам нужна небольшая парусная лодка, которую могут построить и дети. Яхта должен стоить меньше 50 долларов (Прим.: на сегодняшний день это порядка 500 долларов). Она должен быть построена из двух листов фанеры 4 на 8 дюймов, и яхта должна использовать только один парус".

Из воспоминаний Кларка Миллза:

«Задача была сконструировать такую яхту, которую мальчик и его отец могли бы построить в своем гараже с помощью простых подручных инструментов. Лодка не должна была стоить более пятидесяти долларов. Я не спал следующие пару ночей, чтобы сделать этот проект. Каждую ночь я рисовал много парусников. Проблема была в цене. Каждый раз, когда у меня получалась хорошая парусная яхта, я понимал, что это слишком дорого. Так что я наконец-то переделал корму и нос, сделав их «просто отрезанными». Я закончил первый образец через неделю. После этого я отвез его в док Haven Street в Клирватере и Клифф МакКей-младший (12 лет) вышел на ней на воду в заливе и после этого сказал: "Это было действительно здорово!»

16 ноября 1947 года в одной из первых регат в классе «Оптимист» участвовало уже 8 яхт. 

Стоит отметить, что в 1948 году не только мальчики  тренировались на яхтах «Оптимист», но и девочки стали выходить на тренировки на «Оптимистах».

Класс «ОПТИМИСТ» стал набирать популярность. В 1954 году яхту перевезли в Данию и перестроили под условия страны: яхта приобрела более простое парусное вооружение, а также запас плавучести. Кроме того, лодка стала более надежной и безопасной для плавания в суровых условиях европейского севера.

С тех пор лодка широко используется как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 15 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований, а ее популярность стала стремительно расти.

В 1965 году создается Международная ассоциация класса "Оптимист"- IODA, которая регистрирует все швертботы этого класса, построенные в разных странах, создает правила класса, следит за их соблюдением, обновлением, а главное – организует международные соревнования.

В 1979 году было выпущено 150 000 зарегистрированных «Оптимистов». Более 3000 «Оптимистов» было построено на Таллинской экспериментальной судоверфи с 80-х годов до развала СССР.

В 21 веке яхтенные верфи строят более 2000 Оптимистов в год.

Ежегодно на Чемпионате Мира «Garda Meeting» (озеро Гарда, Италия) собирается более 1000 юных яхтсменов со всего мира!

Конечно, сегодня новая гоночная яхта стоит не 500 долларов, а приближается к отметке в 2200 долларов и эта стоимость не для российских покупателей.

Основная цель, которая была задумана Клиффордом МакКейном и Кларком Миллзом, по сборке яхт в гараже для клубных гонок и тренировок, в России, да и по всему миру, уже не работает.

Однако в Европе есть множество парусных детских секций, которые проводят занятия бесплатно, при поддержке государства.

Что касается России – на данный момент, детские секции поддерживаются в основном благодаря энтузиазму отдельных людей и организаций.

Мнение редакции:

Проводя параллели с тем временем, когда создавался первый «ОПТИМИСТ» семьдесят лет назад мы можем сделать смелое предположение, что именно так пока и будет развиваться детский парусный спорт и количество детских парусных секций будет расти из года в год.

Что же особенного в этом «корыте» с парусом?

«Оптимист» не вызывает каких-то трепетных чувств восхищения: маленькая угловатая коробка с одним парусом. Почему же столь своеобразная яхта, на которой дети учатся искусству хождения под парусом, стала такой популярной?

Несмотря на свой странный и непритязательный вид, «Оптимист» обладает уникальной конструкцией. Это легко управляемый гоночный швертбот, возможности в маневрировании которого за счет легкости корпуса - отличные.

На «Оптимисте» ходят дети и подростки более чем в 120 странах. Во всем мире регулярно проводятся соревнования по всем правилам парусных регат. Каждый год проводятся национальные чемпионаты, международные регаты на всех континентах и, наконец, чемпионат мира для тысячи гонщиков более чем из 50 стран.

Швертбот международного класса «Оптимист» был спроектирован яхтенным конструктором Кларком Миллзом в расчете на самостоятельную постройку лодок силами юных яхтсменов из доступных материалов — водостойкой фанеры и сосновых реек. Благодаря своей простоте в постройке и управлении, маленькая яхта-коробочка быстро стала популярной среди молодых начинающих яхтсменов.

«Оптимист» предназначен для обучения основам парусного спорта детей от 7 до 15 лет на реках и озерах, а также в закрытых от волнений прибрежных акваториях морских районов.

Кстати, швертбот «Оптимист» — единственный из швертботов, который был выделен в отдельный класс Международной Федерацией Парусного спорта. 

Как выглядит современный швертбот «Оптимист»

В связи с тем, что соревнования на «Оптимисте» проходят в самых различных рангах, корпус и парус этой яхты должны соответствовать строгим стандартам - правилам, которые определены международной ассоциацией IODA (Performance(гоночный) вариант). Однако для самостоятельной постройки яхты для клуба и детской секции начального уровня – можно не придерживаться строгих стандартов.

Максимальная длина яхты может достигать 2,31 м. Длина по ватерлинии составляет 2,121 м. Ширина корпуса парусника - 1,13 м, а осадка – 0,84 м. Общая площадь парусов — 3,3 квадратных метра.

Плоскодонный корпус, благодаря обводам, близким к ящику, очень остойчив; кроме того, яхтсмен на ходу сидит прямо в кокпите на днище швертбота. В случае шквала нетрудно быстро уменьшить площадь шпринтового паруса наполовину, освободив реек-распорку от крепления у мачты.

В настоящее время соревнования этих яхт в России проходят по следующим подгруппам:

  • А (гоночная яхта с надувными баками аварийной плавучести),
  • Б (учебно-тренировочная яхта с конструктивно встроенными в корпус баками аварийной плавучести).

Мачта, реек (шпринтов) и гик имеют круглое сечение и могут быть изготовлены из цельного дерева. Прочность мачты рассчитана таким образом, чтобы при внезапном шквале при поломке мачты швертбот с рулевым на борту не переворачивался. Мачта устанавливается в степсе и пяртнерсе без стоячего такелажа и легко может быть снята вместе с парусом в экстренных обстоятельствах.

Как говорил основатель клуба «Оптимист» Клиффорд МакКей – «миллионы мальчишек и девчонок прошли обучение на яхтах класса «Оптимист» и это самая большая наша заслуга в парусном спорте!»

Стоимость

Если говорить о покупке новой яхты, то стоимость новой гоночной яхты (корпуса в сборе)(Performance) выходит более 2300 долларов.

Специалисты рекомендуют менять лодку такого класса раз в два-три года, если ваш ребенок принимает участие в российских и международных соревнованиях.
Однако, чтобы не тратить деньги на покупку лодки, ее хранение, и постоянную перевозку, лучше начать заниматься непосредственно в детской школе, где швертботы уже есть.

Если говорить о яхтах для клубных тренировок и детских секций начального уровня, то яхта класса «Оптимист» в сборе будет стоить порядка 80-100 тр.

Где обучают на швертботах Оптимист и какие навыки нужны?

Детей обучают в школах при яхт-клубах, где есть все для подготовки юных спортсменов. Что необходимо для выхода на воду на «Оптимисте»:

  • Ребенок должен уметь плавать;
  • Чувствовать себя комфортно в лодке. Для этого можно на мелководье, без рангоута посадить ребенка в «Оптимист», чтобы он попрыгал и побегал по нему. На следующий день можно попробовать тоже самое только с рангоутом.
  • Можно взять ребенка с собой на небольшую яхту, чтобы показать ему как делаются повороты и базовые принципы управления парусами;
  • Немного теории: узлы, такелаж, ветер, управление парусной яхтой.

Всему этому могут научить и в нашей детской парусной школе «Ковчег». Покажите ребенку, что такое парусный спорт. Наша детская школа «Ковчег» при Парусной Академии – это школа начального уровня подготовки рулевых. 

Информация о классе «Оптимист»

Мы собрали максимально возможную информацию по яхте класса «ОПТИМИСТ».

Международная ассоциация

Российская Ассоциация класса Оптимист

Экспериментальная Российская Ассоциация класса Оптимист

Чемпионат Мира на озере Гарда в Италии: 2017 год

Как собрать швертбот Оптимист своими силами?

Для самостоятельной сборки вы можете использовать конструктор от Александра Маслова:

Это самая низкая стоимость изготовления швертбота, которая, как и 70 лет назад, стоит порядка 500 долларов в сборе, правда это только корпус. Вам еще нужно будет купить руль, шверт, парус, вооружение.

Компания ООО "СДЕЛАЙ ЭТО САМ"

Где можно купить готовый швертбот Оптимист

Компания Политэрмо

Компания ДжекБоат

Компания Карбон-Центр

Производство Оптимистов из пластмассы: Серия «Неубиваемый оптимист»

Продажа Оптимистов в Санкт-Петербурге: Фордевинд-регата

Продажа Оптимистов в Москве: Канатный ящик

 



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Обучение яхтингу по лицензии IYT и ВФПС
Что же нужно для того, чтобы сделать шаг к вашей мечте и совершить первый самостоятельный выход на парусной яхте в море
Одиночные швертботы
Парусная Энциклопедия
Одиночные швертботы
Подходит как для новичков, так и для более опытных яхтсменов.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования