Сегодня мы поговорим о том, как прийти в нужную позицию перед стартом, а точнее разберем все предстартовое время. Его необходимо постоянно контролировать как рулевому, так и команде, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.
Цель этой борьбы – прийти на старт в более выгодной позиции и выиграть старт у противника, а также в процессе предстарта заставить ошибиться противника. Здесь важно учитывать, что штраф должен получить противник, а не вы. Это позволит команде быть в еще более выгодной ситуации во процессе гонки и, возможно, выиграть матч.
Давайте разбираться, как прийти к этой цели, и какие у нас есть для этого инструменты.
Разбираем кратко каждую из фаз предстартовой борьбы в матче.
1-ая фаза – Вход в зону и первая встреча.
Длительность 1-ой фазы: с 4:00 мин. до 3:00 мин. до сигнала «старт открыт»
Задачи (цели) входа:
Войти в стартовую зону в течение 3-х секунд после сигнала «Подготовительный» до старта на полной скорости.
Цели первого сближения:
Цели для желтой яхты, входящей в предстартовую зону справа:
- Достичь контроля над синей яхтой. Для этого - сохраняйте позицию справа от синей яхты.
- Удерживать контроль над синей яхтой. Для этого - сохраняйте позицию справа от синей яхты.
- Не дать синей яхте установить над вами контроль.
Цели для синей яхты, входящей в предстартовую зону слева:
- Не допускайте контроля желтой яхты – становитесь и сохраняйте позицию справа от желтой яхты.
- Уходите от контроля желтой яхты – становитесь и сохраняйте позицию справа от желтой яхты.
- Достичь контроля над желтой яхтой.
Для того, чтобы выйти из-под контроля и сохранять контроль над яхтой используются множество тактических приемов – «Dial Up», «Dial Down», ложный «Dial Up».
Прим. редакции:
Мы применяем для упрощения и быстрого применения на практике английский слэнг в матчевых гонках.
2-ая фаза – Средняя фаза.
Длительность 2-ой фазы: с 3:00 мин. до 1:30 мин. до сигнала «старт открыт»
После того, как яхты встретились и легли на один галс, как правило, одна позади другой, лодки входят в среднюю фазу. В этой фазе возможны два варианта развития событий:
1 вариант. Одна яхта будет контролировать другую, которая будет пытаться уйти из под контроля;
2 вариант. Ни одна из яхт не будет контролировать другую, и в таком случае начинаются трейлинги (термин у матчевиков - «волчки»).
При первом варианте, чтобы выйти из-под контроля, яхта может использовать разные тактические приемы, о которых мы поговорим в отдельной статье, здесь же назовем такие приемы «Гудини» или «Остаться на линии».
Цели для средней фазы:
- Получить контроль над другой яхтой.
- Уйти из-под контроля другой яхты.
- Избегать пенальти.
Как подготовиться к финальной фазе:
- уточнить свой выбор места старта (слева или справа от соперника);
- решить для себя – вы хотите быть лидером или гнать противника;
- знать время и расстояние до стартовой линии;
- знать, где вы находитесь по отношению к лейлайнам.
Средняя фаза заканчивается и переходит в финальную фазу.
3-ая фаза – Финальное сближение, старт.
Длительность 3-й фазы: с 1:30 мин. до 0:00 мин. до сигнала «старт открыт».
На большинстве предстартов обе яхты оказываются на правом галсе по направлению к стартовой линии. Обычно это происходит за 1:30 – 1:00 мин. до старта. Одна из яхт будет лидирующей, другая - преследующей. Это самое ответственная фаза перед стартом, в которой определяется, кто будет стартовать справа, а кто слева.
Цели финального сближения:
- Получить возможность выбирать (стартовать справа или слева от другой яхты). Обычно лидер получает левую сторону, преследующий – правую.
- Получить контроль.
Если вы преследующая яхта:
- Заставьте противника рано подойти к стартовой линии и к ее концу;
- Окажитесь связанными с противником с подветра, и заставьте его сделать поворот оверштаг на левый галс, затем сами сделайте поворот оверштаг и удерживайте его от лейлайна у судейского судна;
- Создайте ситуацию, в которой противник не сможет выбрать направление первым.
Если вы яхта-лидер:
- Заставьте противника опоздать на старт;
- Свяжите себя с противником с подветра, и заставьте его сделать поворот оверштаг на левый галс, затем сами сделать поворот и удерживайте его от лейлайна у судейского судна;
- Создайте ситуацию, в которой противник не сможет выбрать направление первым.
Наши рекомендации по предстарту по всем фазам:
Мы советуем вам всегда оценивать время до старта с учетом данных рекомендаций и разбивки времени до старта на фазы, и особенно, когда вы подходите к третьей фазе – финального сближения и старта.
Продумывайте вашу игру, старайтесь отрабатывать стратегию, где вы должны стартовать, и нарабатывайте всевозможные комбинации на тренировках Клуба матчевых гонок или просто в паре на одинаковых яхтах, если вы тренируетесь у себя в яхт-клубе.
Как говорит известный международный ампайр матчевых гонок Олег Ильин: «Хотите выигрывать в матчах – тренируйтесь!».
Выдержки из книги «Основы тактики в матчевых гонках», выпускаемой в ближайшее время УЦ «Парусной Академией» под общей редакцией – Д. Шаповалова и Г. Шараева.