«Раз есть возможность Жить, надо этим пользоваться», – регулярно посещающий тренировки и регаты яхтсмен Сергей Сикоев своим духом доказывает, что не стоит бояться начинать путь в парусный спорт ни при каких обстоятельствах. Яхтинг как раз может стать отличной реабилитацией для души и тела.
Текст: Эда Адал.
Вы ходите на тренировки в Ореховую бухту чуть ли не по три раза в день по выходным. Зачем такая частота?
Просто нравится, и время сейчас есть, решил не терять его и наверстать упущенное: в прошлом году занимался раз в неделю и с пропусками. Двух часов мне не хватает, хочется хотя бы на четыре выходить и активно тренироваться. Чаще всего занимаюсь с Анастасией Кабковой. Ходил к разным инструкторам, но она мне понравилась больше всех.
Могли бы описать ее метод преподавания?
Опыт огромный: за плечами большое количество соревнований, она с детства занимается парусным спортом. Настя спокойная, дает свободу, но и не стесняется критиковать за ошибки. Выдерживает тонкий баланс дисциплины и непринужденности, чтобы тренировки были чем-то веселым и увлекательным, но не превращались в кампанейщину и бардак. Я так люблю.
Остальные инструкторы, с которыми мне довелось сходить, мне тоже понравились. Я тренировался и гонялся, пожалуй, со всеми ребятами, кто работает в Орешке.
Настя Кабкова – спортсменка, она заточена именно на гонки. Вас это в ней и привлекло?
У меня есть желание получить именно гоночный опыт. Я хожу на Open800 в Ореховой бухте на тренировки и регаты Open Race по выходным. Больше всего как дисциплина мне интересен матч-рейс, а Настя – успешный матчевик. Почти всегда на воду выходим двумя лодками с Андреем Силанчевым. Для матч-рейса больше ничего не нужно: можно полноценно отрабатывать стартовые процедуры, огибания и прочие элементы. Иногда страсти кипят на тренировках не хуже, чем на гонках.
Недавно начал первые попытки выходов на «Луче». Настя и в этом классе имеет богатый опыт.
А для чего так активно и регулярно тренироваться?
Просто для удовольствия. Мне уже 41 год, и я понимаю, что спортивной карьеры мне не светит: у меня была проблема с ногами последние лет 10. Даже ходил с трудом. В прошлом году мне сделали операции – и все ограничения разом снялись. Я долго копил желание чем-нибудь заняться. И мне повезло почти сразу найти то, что не надоедает. Появилась здоровая жадность, хочется все больше и больше.
А что случилось со здоровьем?
Мне поставили диагноз артроз тазобедренного сустава, сразу третью степень. Я тогда бегом занимался и, видимо, усугубил дело. Где-то 10 лет я мучился, боялся делать операцию: она представляла из себя замену суставов целиком. Но в конце концов мне это все это надоело, и я решился. Прошлой зимой мне прооперировали одну ногу, весной – вторую. Дальше был период реабилитации, и вот я снова стал здоровым. Еще до операции выбирал, чем заняться дальше.
И почему выбрали именно парусный спорт?
Раньше я любил играть в футбол, волейбол, занимался бегом и прыгал с парашютом. А поскольку сейчас очень не хочется рисковать и перебарщивать с нагрузками, то выбрал яхтинг и, чтобы не было скучно, гонки. Первоначально был стереотип, что это что-то если не «пенсионерское», то очень лайтовое. Когда я попал в «Парусную Академию», увидел, что это вообще не так. Но нагрузки щадящие. И, кажется, этот вид спорта отличается низкой травмопасностью. У меня идет волна в сторону возвращения к активной жизни, и яхты очень неплохо на это легли. Солнце, ветер, вода, свежий воздух, отличная компания – это то, что мне нужно.
Нет страха заново травмироваться или навредить здоровью?
Страх есть, но я, например, на мотоцикле езжу, и некоторые другие вещи делаю, чуть опаснее парусного спорта. Я решил: раз есть возможность Жить, надо этим пользоваться. Главное соблюдать баланс и знать меру. Пока все получается.
Какие навыки развиваются благодаря парусным тренировкам?
Физическая нагрузка на яхтах есть, но я бы сказал, что мне ее все же недостаточно. Я еще кручу велосипед и занимаюсь растяжкой. Мне кажется, здесь даже больше, чем в футболе или волейболе, развиваются командные навыки: взаимодействие, слаженность и понимание друг друга без слов. Сопутствующие яхтенные темы тоже мне интересны: с удовольствием изучаю узлы, общаюсь с ребятами, кто занимается яхтами, ремонтирует и строит их.
Какая тренировка Вам запомнилась больше всего?
Много чего яркого было, но, пожалуй, выделю выход с Павлом Николаевичем Филипповым прошлой осенью. Тогда уже было довольно холодно, навигация практически закрылась. Почти все отказались тогда выходить, даже Настя. И мы на четыре часа ушли до Долгопрудного, прошли под Дмитровским мостом, ЛЭПами, и все это под снегом.
От Турции у меня тоже осталось много приятных впечатлений и воспоминаний.
А что было в Турции?
Зимой в новогодние праздники я пошел на практику Bareboat Skipper IYT с Аваковым Сергеем. Потом вернулся, сдал теоретический экзамен, прошел курс по VHF-радиосвязи и получил лицензию. Весной с друзьями ходили на флотилию. Пока не в статусе шкипера, но в рамках подготовки к этому.
Желание стать шкипером появилось после тренировок в Москве?
Сначала были тренировки, а идея с правами случайно появилась. Капитанских целей нет, хотя уже есть мысли пойти снова на флотилию, чтобы после еще пары подобных выходов самостоятельно взять лодку в чартер, потом отправиться в оффшор. Идея пересечь море или океан кажется все более привлекательной и реальной.
В какой-то момент захотелось немного систематизировать опыт и знания. Решил, что теоретический курс позволит это сделать. И не разу об этом не пожалел. Теорию нам читал Константин Макаров. Он еще преподает в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Поэтому лекции были очень сочными и интересными, с кучей примеров и историй из личной практики.
А шкиперская лицензия стала приятным дополнением к новым знаниям и более целостной картине происходящего.
Что интересного произошло на морской практике?
У нас непроизвольно вышло небольшое приключение. Большую часть времени отрабатывали элементы швартовки и маневрирования рядом с мариной. Но в один день должны были сами проложить маршрут, уйти по нему миль на 20 и вернуться, когда начнет темнеть. Мы дошли, встали на якорную стоянку, пообедали … И при отходе у нас сломалась ручка газа. Пару часов потратили на ремонт. Когда все починили и радостные снялись с якоря, вдруг обнаружилось, что у нас закончилось топливо: была зима, холодно, влажно, и несколько предшествующих ночей мы изо всех сил топили печку и недооценили ее потребление. Мы оказались в темноте без мотора. Ветра почти не было. Долго-долго и мучительно преодолели первые пару миль под парусами, потом задуло, и мы бодро дошли до бухты Мармариса. Там ветер как выключило, и настал полный штиль. В марину без мотора вход запрещен. До места, где можно бросить якорь, нас отделяли всего какие-то 500 метров. Что мы только не пробовали, чтобы их преодолеть: и ведра с веревками кидали (пробегая с ними вдоль бортов, качали лодку), и даже пробовали грести сковородкой. Короче, кучу сил потратили и знатно повеселились. Но заветные 500 метров так и не смогли одолеть. Смирились и дождались рассвета, тогда нас до заправки отбуксировали маринеры.
Тренировки в Москве полезны для морского яхтенного опыта? Или это две совсем разные истории?
Они разные, но не совсем. Теория и физика работы парусов одинаковая. Я понимаю удовольстие людей, которые только гоняются на спортивных лодках. И прелести яхт побольше, их морскую размеренность и эстетику, я тоже прочувствовал и проникся ими. Это разные вещи, но мне и то, и другое понравилось. Пока предпочитаю гоняться на Пироговке. Хочется конкуренции, драйва и борьбы. А для того, чтобы разделить отдых с близкими, планирую выходить в море и брать морские лодки в чартер.
А чем Вы занимаетесь, помимо яхтинга?
Электроникой всю свою сознательную жизнь. Был опыт небольшого предприятия в автомобильном бизнесе. Но потом вернулся назад к разработке, схемотехнике, конструированию и программированию различных устройств. У нас своя небольшая компания. Беремся за разные задачи, все что кажутся интересными. Один из текущих проектов – электронная часть для гребного тренажера, академическая гребля, байдарка и каноэ: считаем гребки, вычисляем мощность, пройденное расстояние, потраченные калории и прочие параметры.
Не думали совместить работу с парусным спортом, разработав электронику, например, для навигационных приборов или тренажеров для яхтсменов?
Было бы интересно, но конкретных перспективных идей пока нет. Относительно тренажеров, довольно сложно воссоздать близкие к хождению по воде условия. В байдарках значительно легче сама задача, но и она не решена в полной мере. Результаты профессиональных спортсменов на воде и на тренажерах даже лучших мировых производителей очень сильно отличаются. Поэтому сделать эффективный и полноценный тренажер для яхтсменов – это что-то очень сложно выполнимое. У профессиональных спортсменов, уверен, есть комплексы для отработки отдельных навыков и нагрузок, но полноценный симулятор парусного спортивного судна пока никто не сделал, насколько я знаю.
Навигационное оборудование – очень специфическая ниша. На практике и флотилии в Турции я смог оценить современное оснащение лодок, они были довольно свежие. Недостатки тоже подметил. Но все же пока подобных планов нет.
Какого развития Вам бы хотелось в парусном спорте?
Я засиделся за эти годы. Сейчас иду по Пироговке, вижу лодки, швертботы, серфы, кайты, моли и прочие классные штуки... Все хочется попробовать! И на разные регаты походить, здесь и на море. В целом, хотелось бы с ребятами посильнее наравне гоняться в роли рулевого. Хорошая возможность – Настя с Андреем взяли меня к себе в экипаж баковым на новый Кубок Парусной Академии. Свою команду пытаемся собрать. Я открыт ко всему новому.
Берите пример с Сергея Сикоева и скорее записывайтесь на тренировки и регаты: https://payment.yachtingacademy.ru/
Встретиться на воде с опытными яхтсменами на Кубке Парусной Академии можно подав заявку на сайте: https://payment.yachtingacademy.ru/category/regaty