Open Race

Что это и почему надо попробовать
11 августа 2019г.

Гонки на яхтах — основа парусного спорта. В «Парусной Академии» мы каждую неделю устраиваем гонки Open Race. Чем они отличаются от других гонок, как проходят соревнования и что нужно, чтобы принять участие? Разберемся в этой статье.

Какие бывают парусные гонки?

Условия гонок могут быть разными, они отличаются по длине дистанции и дисциплинам. Разберем основные варианты.

По длине дистанции:

  • короткие гонки, когда даже при слабом ветре дистанцию можно преодолеть за пару часов;
  • длинные гонки, когда прохождение дистанции может занимать до 20-30 часов;
  • офшорные гонки, когда яхты выходят в открытое море и добираются до финиша несколько дней или недель.

По способу проведения:

  • гонки флота, когда все яхты стартуют одновременно;
  • матч-рейс, когда яхты по очереди гоняются один на один;
  • командные, когда яхты объединяются в команды и гоняются 2х2 или 3х3.

Регата — это соревнование из одной или нескольких гонок, результаты которых идут в общий зачет. Регата может идти один день, неделю или весь сезон. Сочетания бывают самые разные. Например, любительские регаты за рубежом обычно идут около недели и включают в себя короткие и длинные гонки по разным дистанциям, плюс дни отдыха, которые можно потратить на пляж и достопримечательности.

Есть более серьезные соревнования, в которых яхтсмены большую часть времени проводят в море. Например, «Кубок Залива Петра Великого» во Владивостоке — чемпионат России в классе «Конрад-25» — длится 10 дней и состоит из 5 гонок от 20 до 200 миль. За всю регату спортсмены проходят до 500 морских миль (около 1 000 километров) и проводят в море в совокупности до 4-х суток с небольшими перерывами.

Любительские регаты в яхт-клубах как правило занимают один день и включают в себя от одной до трех гонок.

Что такое Open Race?

Open Race — любительские короткие гонки, которые «Парусная Академия» организует для учеников и всех, кто увлечен парусным спортом. Регата обычно состоит из 3-5 гонок и занимает примерно половину дня. Гонки проходят на Пироговском водохранилище, старт в яхт-клубе «Орешка».

Соревнования проходят на яхтах Open 800 — это российские гоночные яхты длиной 8 метров. Гоночный экипаж — 5 человек.


Open 800 — самые быстрые крейсерские лодки в России. Они просты в управлении и идеально подходят для гонок в любой ветер, даже очень слабый. Для управления яхтой не нужно применять особую силу: система блоков и лебедок позволяет делать это даже подростку.

В «Парусной Академии» мы собрали уникальный для России монофлот Open 800 — 11 яхт. Мы заказывали их на верфи в Нижнем Новгороде — все лодки абсолютно одинаковые.

После каждой регаты мы проводим награждение на пьедестале и вручаем медали победителям.

В чем смысл парусных гонок?

Большинство яхтсменов рассмеются в ответ на этот вопрос и скажут, что смысла никакого нет. Действительно, чтобы ходить быстро, есть моторные катера, и на отдых это не похоже, потому что во время гонки нет времени купаться и загорать. Зачем же тогда это все?

Весь кайф парусных гонок как и любых соревнований — в азарте, адреналине и желании победить. Парусный спорт требует одновременно ловкости, быстроты реакций, знаний, умения спрогнозировать и просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, а еще развивает навыки работы в команде, управления коллективом и быстрого принятия решений. Поэтому проявить себя в нем может любой человек вне зависимости от пола и физической формы.
Кстати, все эти качества помогают добиться успеха не только в гонках, но и в бизнесе. Поэтому в яхтинг приходят топ-менеджеры и предприниматели.

Но дело не только в азарте. Мы часто слышим от учеников, что их главный наркотик в гонках, не столько победа, сколько сам процесс. Во время гонки вы полностью сосредоточены и вовлечены в настоящий момент, мысли о работе и бытовых проблемах уходят на второй план, есть только вы, ваша команда, ветер и соперники. Это мощно переключает и вырывает из привычной рутины, поэтому хочется возвращаться еще и еще.

Как принять участие?

Принять участие в Open Race может любой желающий, для этого надо записаться на ближайшее мероприятие и оплатить участие. Гонки подходят не только для опытных яхтсменов — на каждой яхте есть инструктор, который руководит процессом, и говорит, что делать. Лучше приходить на регату после пары тренировок с инструктором, так вы будете понимать, что происходит, и гоняться будет интереснее.

Участвовать в гонках можно своим экипажем, вдвоем или по одному — в любом случае мы найдем вам подходящую компанию. Парусный спорт объединяет и помогает найти единомышленников. Многие наши ученики начинали тренироваться в одиночку, а в процессе собрали свой экипаж, с которым теперь гоняются каждые выходные и летают на другие регаты.

Чтобы занимать первые места, приходите на тренировки и разбирайте с инструктором промахи с предыдущих соревнований — с такой работой над ошибками прогресс будет гораздо быстрее.

Можно ли новичкам?

Если вы ни разу не были на лодке, лучше сначала сходить на пару тренировок — они разработаны специально для новичков. На тренировки вам объяснят устройство яхты, покажут как работать с парусом, расскажут все основные термины и команды и даже, возможно, дадут порулить. После такого ликбеза на регате гоняться вам будет комфортнее и интереснее, потому что вы будете понимать, что происходит и легко выполнять команды инструктора.

Первый шаг к гонкам — тренировка с инструктором

Как и в любом спорте, чтобы научиться — надо практиковать. Начните с первой тренировки с инструктором и, если будете заниматься регулярно, прогресс не заставит себя ждать.

Расписание тренировок
9:00 - 11:00 
12:00 - 14:00
15:00 - 17:00 
17:00 - 19:00 
19:00 - 21:00

Стоимость одной тренировки: 2 500 рублей

Записаться на тренировку

По каким правилам проходят гонки?

Парусные гонки проходят по единым правилам, которые прописаны в Международных Правилах Парусных Гонок (ППГ). Эти правила действуют для яхтсменов по всему миру и обновляются международной федерацией World Sailing каждые 4 года.

В этом документе максимально подробно расписаны все ситуации, которые могут возникать в процессе гонки, а еще регламент организации, участия, судейства, подачи протестов и подведения итогов. Документ поделен на части и приложения. Основные правила для участников содержатся в 1-4 частях.

Прочитайте их для общего ознакомления, но не обязательно сразу учить все наизусть. Для начала запомните основные 3 правила расхождения лодок на дистанции:

1. Левый галс уступает дорогу правому

Яхты могут идти либо левым галсом, либо правым — это зависит от того, в какой борт дует ветер. Если ветер дует в левый борт — судно идет левым галсом, если в правый — правым.
Когда сходятся две яхты на разных галсах, то преимущество у той, которая идет на правом галсе. Левый галс должен пропустить. При этом яхта на правом галсе не должна менять свой курс, чтобы не подставлять экипаж противника.

2. Яхты на одном галсе и связаны — уступает наветренная

Яхты идут на одном галсе и находятся в таком положении к друг другу, что нос первой заходит за корму второй — такие яхты называются связанными, потому что находятся в одном ветровом потоке. В этом случае дорогу уступает наветренная яхта, которая выше на ветру.

3. Яхты на одном галсе и не связаны — уступает та, что сзади

Яхты идут на одном галсе одна за другой, но не сбоку друг от друга, а чисто сзади-спереди — тогда говорят, что яхты не связаны. В этой ситуации, яхта, которая сзади должна пропускать ту, кто идет чисто впереди.

Но в любом случае лучше вступать в словесный контакт с соперниками во время гонки в ситуациях сближения. Предупредите соперника и обсудите ваши намерения — в большинстве случаев конфликта не будет, и лодки разойдутся мирно и без протестов.

Как подготовиться к первым гонкам

Оденьтесь удобно и по погоде. Подойдет любая спортивная или полуспортивная одежда и кеды или кроссовки на мягкой, светлой и нескользящей подошве. Хорошо, если будут перчатки, для первого раза подойдут даже обычные строительные. Возьмите с собой ветровку, на воде может быть холоднее, чем на берегу. Если солнце, не забудьте крем с защитой и головной убор.

Выучите основные термины. Перед первыми гонками мы рекомендуем сходить хотя бы на пару тренировок, чтобы понять, как работает яхта, и что нужно делать. Во время гонки инструктор будет давать вам команды, и чтобы понимать, что он имеет ввиду, надо знать базовые термины: названия парусов, основных веревок, понимать, что такое наветренная и подветренная сторона, и что значит травить/добирать.

Расслабитесь и получайте удовольствие. На первой любительской регате вам скорее всего будет непонятно, что происходит, даже если вы заранее выучите правила ППГ. Поэтому не стремитесь сразу все делать самостоятельно и не расстраивайтесь, если что-то не поймете с первого раза. Занимайтесь регулярно, слушайте инструктора, выполняйте команды, задавайте вопросы и наблюдайте за остальным экипажем — практика лучший способ понять, что к чему.

Надо ли учить теорию?

Кроме ППГ еще есть настоящие учебники по тактике и стратегии парусных гонок. Не просто так парусный спорт называются шахматами на воде — кроме чисто технических навыков и знания правил, для победы необходимо продумывать стратегию прохождения дистанции и вовремя корректировать тактику в зависимости от изменения ветра и поведения противника.

В учебниках подробно разбираются теоретические и практические тонкости: как выбрать маршрут, траекторию, предугадать порывы и заходы ветра, как учитывать прогноз, течение и ландшафт местности, как грамотно обойти соперника и многое другое.

Но с изучением специальной литературы не стоит торопиться. Читать такие учебники надо после того, как вы на практике получите хорошую базу, научитесь уверенно управлять яхтой, выучите правила и поймете основные принципы гонки. На этом этапе скорее всего начнут появляться осмысленные вопросы по тактике и стратегии, ответы на которые учебники как раз и помогут найти.

Личный опыт участницы Open Race

Светлана, участница гонок «Парусной Академии»:
«Я начала заниматься парусным спортом около 10 лет назад. Мой папа — яхтсмен, поэтому, когда я закончила с легкой атлетикой, я вовлеклась в крейсерские походы. Участвовать в регатах начала после знакомства с Андреем Ухиным, капитанам “Парусной Академии”.
Сначала гонялась на крейсерских яхтах в Средиземном море. У меня к тому моменту уже был большой опыт крейсерских переходов, поэтому я быстро втянулась.

Чтобы гоняться, надо в первую очередь выучить правила ППГ, иначе будет непонятно. Я постоянно изучаю литературу и хожу на мастер-классы сильных гонщиков. Парусу можно учиться всю жизнь.

В этом сезоне начала участвовать в гонках Open Race и вступила клуб матчевых гонок. Трудно сказать, что нравится больше, но пока наверное Open Race — матч-рейс сложнее, надо больше тренироваться для результата.

Я пришла со своим экипажем, но знаю, что в “Парусной Академии” можно легко найти товарищей. Новичкам советую найти хорошего тренера и главное — побольше тренироваться, участвовать в разных регатах».



Заполните форму, чтобы начать заниматься парусным спортом
Мы перезвоним вам в течение рабочего дня

Посмотрите так же

Матч-рейс — вершина парусного спорта
Парусная Энциклопедия
Денис Шаповалов о правилах, удовольствии и выгоде от матчевых гонок
Парусная Энциклопедия
Рассказываем и показываем, как это было в 2019 году
Яхтинг в Москве. Приходите на тренировки на яхтах классов OPEN 800 и Четвертьтонник.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования