Как перевезти яхту на машине

Рассматриваем особенности перевозки крейсерской парусной или моторной яхты по России.
22 мая 2020г.

Периодически у яхтсменов возникает необходимость перевезти яхту по России ближе к водоему по суше. Сегодня расскажем, как сделать это самостоятельно, при этом не нарвавшись на штраф и не испортив лодку.

Первое, что нужно сделать – это подготовить все необходимые документы для разрешения на перевозку.

Проще перевезти яхту, которая попадает под определение «негабаритный груз». Параметры для него такие:

  • длина – до 20 метров
  • высота – до 4 метров
  • ширина – до 2,55 метров
  • масса – до 38 тонн

Транспортировка таких яхт осуществляется после получения разрешения в Госавтоинспекции, подготовки прицепа в соответствии с размерами лодки, разработки и согласование с государственными органами, контролирующими трассу, маршрута.

Однако, большая часть яхт и катеров, все-таки, относится к категории крупногабаритных грузов. Их параметры указываются в спецразрешении на перевозку.

Необходимо указать реальные габариты, иначе при проверке документов при выявлении несоответствий можно получить штраф в размере 500 000 рублей.

Кроме того, необходимо, как в случае с негабаритными грузами, составить маршрут перемещения и согласовать с госорганами.

Чтобы поподробнее узнать весь процесс изнутри, мы взяли интервью у Дмитрия Куняева, одного из самых молодых капитанов, не раз перевозившего с командой гоночные яхты на соревнования:

«Для того, чтобы перевезти яхту, необходимо иметь категорию прав BE, это перевозка тяжелых прицепов за легковым автомобилем. Если перевозить широкую яхту (свыше 2.55 м), нужно получить специальное разрешение в Росавтодоре. Раньше получить это разрешение было достаточно сложно, и стоило это достаточно дорого. Сейчас сделать это стало гораздо проще – необходимо собрать весь пакет документов, подать заявку и оформить разрешение на сайте Госуслуг.

Обычно запрос рассматривается в течение месяца, так что это нужно учитывать при подготовке к перевозке яхты. Кроме того, работает Росавтодор только в будние дни, а за разрешением приезжать необходимо лично. Соответственно, для разрешения нужны документы на машину, прицеп, схема груза, то бишь, яхты. Весь перечень документов есть на сайте Росавтодора. Также необходимо заплатить пошлину в размере 1600 рублей.

Кстати, это разрешение действительно только один раз. То есть, сначала нужно оформить его в точке отправления, а затем сделать такое же разрешение в подразделении Росавтодора, где проводится парусная регата. В заявлении указывается начальная точка маршрута и конечная, а сам путь разрабатывается уже непосредственно Росавтодором самостоятельно. По итогу, они выдают разрешение с согласованным маршрутом перемещения яхты и прицепа.

Для негабаритного груза, к примеру яхты с шириной более 2.55 м не требуется специального сопровождения машинами, так что достаточно повесить желтый проблесковый огонь, который всю дорогу будет мигать, обозначая габариты груза. Если груз шире более трех метров, то это другая, более сложная процедура, требующая специального сопровождения, и, соответственно, более затратная. Страховка для прицепа не нужна, так как легковые машины могут возить любые прицепы без страховки».

Итак, документы готовы, осталось выбрать, на чем везти яхту к пункту назначения:

  • прицепы
  • полуприцепы
  • низкорамные тралы
  • гидравлические платформы вместе с силовыми тягачами
  • длинномеры

Для перевозки необходим прицеп, зарегистрированный в ГИБДД, с номерами. В Москве специальный прицепы для парусных и моторных яхт делает известный Московский завод специализированных автомобилей, сокращенно МЗСА. Сайт https://www.mzsa.ru. Причем владельцу яхты, которому необходимо перевозить ее, лучше всего сделать такой прицеп под конкретную лодку, так как ложементы, на которых она стоит, должны быть правильной формы, чтобы яхта не испортилась при перевозке.

Также есть отдельные умельцы и фирмы, которые делают штучные прицепы и помогают регистрировать их в ГИБДД, но всегда надежнее обращаться к зарекомендовавшим себя компаниям.

Как подготовить яхту к перевозке

В первую очередь необходимо снять с яхты все выступающие детали, стеклянные элементы и антенны. Снять все мачты и паруса. Убирать незакрепленные мебель и технику, вынести все вещи, которые могут упасть и повредить яхту при перевозке. Все электроприборы и аккумуляторы необходимо отключить, воду и топливо слить, снять сливные пробки, а также задраить люки, двери и окна. В общем, максимально убрать все элементы, которые хоть как-то могут повредить яхту или спровоцировать аварию во время поездки.

«Когда везешь лодку, ничего не должно прыгать, кувыркаться и перемещаться в ней. Так как дороги у нас достаточно плохие местами, всякие тяжелые вещи, типа якорей и инструментов, нужно либо перегружать в машину, либо хорошо фиксировать внутри лодки. Перед погрузкой с лодки снимается мачта на воде, сама лодка ставится на прицеп, привязывается стропами достаточно сильно, как вниз, так и вперед-назад.

Это важно, чтобы лодка не скатывалась при торможении или наборе скорости. Сверху на лодку кладется мачта, ее лучше обмотать стрейч пленкой, так как всякая мошкара любит разбиваться о части лодки, и потом ее приходится долго отмывать. И важный нюанс: правильно сбалансировать яхту на прицепе, чтобы на самом фаркопе, месте сцепления прицепа с машиной, была правильная по техническим характеристикам нагрузка. Обычно это 70 кг, если меньше, то в процессе езды прицеп может войти в резонанс и все может закончиться печально. Если больше, то будет большая нагрузка на машину, что в крайнем случае приведет к тому, что фаркоп оторвется от машины.

Был такой случай у одной лодки. Ехали в Питер, оторвало фаркоп и яхта просто, к счастью, мимо всех, уехала в кювет, опрокинулась и очень сильно поломалась. Главное, жестко крепить лодку и тяжелые вещи в ней и, если на фаркопе недостаточно веса, значит мы тяжелые вещи переносим вперед лодки, тем самым догружая фаркоп и наоборот», – поделился Дмитрий.

Итак, яхта установлена на прицепе, дальше ее необходимо надежно закрепить. Это делается с помощью ремней и специальных фиксирующих механизмов. Если не уделить должного внимания фиксации лодки, она может банально «уйти в свободное плаванье» на очередном повороте во время пути. Для сохранности лодки лучше всего накрыть ее брезентом, тентовой тканью или термоусадочной пленкой, подходящих по размерам. Лодка готова к перевозке!

Транспортировка

«Важно всегда помнить, что вес лодки, допустим, «Четвертоника» – 1.6 тонн, прицеп весит 800 кг, плюс еще какие-то вещи, что в итоге дает почти 2.5 тонны веса. Это очень тяжелый груз, и машина из-за этого очень плохо тормозит и разгоняется. Нужно это здраво оценивать и не ехать на максимальной скорости.  

Мы возим лодки на регаты регулярно, у нас все более-менее отлажено, поэтому каких-то непредвиденных ситуаций не случалось. Из советов, например, когда лодку крепишь к прицепу, притягиваешь стропами, нужно запастись каким-нибудь поролоном или еще чем-то мягким и не царапающим лодку. Яхта неизбежно немножечко шевелится, и голой стропой может натереть ей царапины на бортах, где они сильно прижимаются к корпусу. Важно, чтобы все такие места были проложены мягким материалом.

По бумажным вопросам, важно оформлять разрешение заранее. Хотя на официальном сайте Росавтодора и Госуслуг написано, что в течение месяца должны сделать все документы, но часто с этими сроками опаздывают, и разрешение бывает не готово к времени выезда. Допустим, если надо ехать на соревнования, то можно не успеть к началу парусной регаты. Один раз была такая ситуация: мы подали документы, но нам  их долго не оформляли, и за день до отъезда разрешение еще не было готово.

Обычно мы выезжаем пятницу в три утра, если гонки начинаются в выходные, чтобы избежать всех пробок, московские на выезде и вечерние где-то в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге. Разрешения нет, а нам надо уже выезжать, решили рискнуть. Я отправил с водителем яхту в три утра в пятницу, а сам поехал в отделение Росавтодора, так как нам обещали, что в девять утра нам разрешение выдадут. И если вдруг водителя с лодкой остановят, я на второй машине быстренько догоню их уже с разрешением. В общем, отправил лодку, дождался открытия Росавтодора.

А так вышло, что машина и прицеп оформлены на другого человека, а для получения разрешения нужно присутствие именно владельца или его представителя с нотариальной доверенностью, если машина зарегистрирована на физическое лицо. У меня такой доверенности не было, поэтому мне сказали, какие мы безответственные, и разрешение не выдали. Лодка уже ехала в Петербург. К нашему счастью, водителя никто не остановил и не придрался.»

Было ли это нарушением? Мы считаем, что нет, так как из-за проволочек по инстанциям Росавтодора яхтсменам пришлось бы отменить участие в Чемпионате России и выступление за свой регион на крупной парусной регате. На обратном пути разрешение было уже на руках у водителя, поэтому поездка прошла без приключений, – прим. редакции. 

Как проходит дорога?

«Дорога проходит довольно нудно, комфортная скорость не больше 90км/ч. Некоторые пытаются ехать быстрее, но при условии, что на прицепе яхта, это не имеет смысла и довольно опасно. Сама поездка довольно утомительная. Допустим, из Москвы в Санкт-Петербург – это 700 км, с остановками получается около 12 часов. Главное, следить за своим состоянием, потому что монотонная дорога, маленькая скорость, и очень быстро водитель начинает уставать и засыпать, особенно, если такое путешествие идет после недели гонок.

Часто перегон яхты идет ночью. Главное, чтобы рядом был какой-нибудь человек, с которым можно все 12 часов о чем-нибудь поговорить, а еще лучше подменный водитель с категорией BE. Потому что, если начинаешь молчать и просто управлять, то есть риск уснуть.

Как-то раз возвращались из Санкт-Петербурга двумя машинами: одна везла парусную яхту, а я ехал на второй машине позади. В какой-то момент наблюдаю, что водитель плавно начинает выезжать на встречную полосу. То ли отвлекся, то ли начал немножечко засыпать. Я ему начал сигналить, гудеть, фарами моргать, в какой-то момент он дернулся и резко перестроился обратно, все обошлось.

Еще с таким прицепом возрастает очень сильно расход топлива. То есть, яхта высокая, у нее большая парусность, сильное сопротивление воздуха, расход может быть в два раз больше, чем у машины без прицепа. В прошлом году из Москвы в Нижний Новгород у нас на солярку потрачено было 11 тысяч рублей, в Санкт-Петербург, соответственно, больше. Но это еще и от машины зависит, конечно, и от манеры вождения. Можно пытаться гнать на максимальной скорости, машина тогда совсем много будет требовать топлива..

Кстати, возвращаясь к теме маршрута. Нужно понимать, что конечную точку мы сами пишем, но весь путь прокладывает непосредственно Росавтодор. Иногда они строят его какими-то окружными путями. Как-то раз нас в Санкт-Петербург отправили петлей в 70 километров лишних. И, формально, мы должен ехать по этому маршруту, но, опять-таки, на свой страх и риск, некоторые съезжают на платную дорогу, так как разрешение на нее не дают и всегда возят по старой «Ленинградке».

«Случайно» съезжают туда и едут, пока не остановит ГИБДД. В таком случае, чаще всего просто говорят, что вот наш маршрут, но мы немного заблудились, и инспектор отправляет обратно на старую «Ленинградку». Так что смысла особого в самостоятельном изменении маршрута нет – все равно вернут. По идее, если вы едете не по маршруту, это можно расценивать, как отсутствие разрешения, соответственно, могут привлечь и выписать штраф», – рассказал Дмитрий.

Не лишним будет напомнить, что при передвижении необходимо соблюдать все правила дорожного движения. Кроме того, водитель обязан снижать скорость до минимально допустимой на перекрестках и поворотах.

Важно: через каждые четыре часа делайте остановку на момент проверки исправности креплений и фиксации яхты!

Разгрузка

Вы прибыли на место без происшествий, и это прекрасно! Прежде, чем разгружать прицеп, внимательно осмотрите яхту и прицеп на наличие повреждений и раскручивания элементов прицепа. Если все в порядке, так же с помощью крана можно приступить к выгрузке яхты, ее сборке и спуску на воду. При соблюдении всех правил и рекомендаций, яхта останется в прекрасном состоянии даже после длительной поездки.

Счастливой вам дороги при перевозке вашей яхты!

Полезные ссылки:

https://www.gosuslugi.ru/16465/1/info – список документов на оформление разрешения для перевозки груза и порядок подачи заявления.

https://xn--90adear.xn--p1ai/corp/cargo – правила для перевозки грузов на сайте ГИБДД

https://www.mzsa.ru – сайт МЗСА

 



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Тренировки на швертботе ЛУЧ
Парусная Энциклопедия
Луч — это легкий гоночный одноместный швертбот с парусным вооружением типа кэт, длиной 4,2 метра.
Яхтинг в Орешке – лучшее место для отдыха
Парусная Энциклопедия
Место, где собираются единомышленники, чтобы посвятить себя своей страсти и забыться в ней, оставив на время всю суету города. Яхт-клуб Орешка - именно такое место.
Пироговка – наш второй дом
Парусная Энциклопедия
В преддверии нового яхтенного сезона расскажем вам о нашем втором доме.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования