Онежская регата 2020: взгляд с судейского судна

С 18 по 26 июля на Онежском озере прошла ежегодная Онежская регата.
4 Сентябрь 2020г.
С 18 по 26 июля на Онежском озере прошла ежегодная Онежская регата – одна из самых значимых и крупных в России, участники которой приезжают со всех уголков нашей страны. 

Немного об Онеге




Онежское озеро расположено на северо-западе Европейской части России и является вторым по величине пресноводным водоёмом в Европе. Оно расположено на территории Республики Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.
В Онежское озеро впадает более 1150 рек, крупнейшие из которых: Шуя, Суна, Вытегра, Андома, Водла. Это – одна из причин почему Карелию называют «страной тысячи озер», хотя их гораздо больше – около 6000! На побережье озера расположено несколько крупных городов, таких как Петрозаводск, Медвежьегорск, Кондопога. Стоит отметить, что возле Онеги находится не так много населенных пунктов, и для этого есть ряд причин. Южные берега Онежского озера по большей части низкие, а береговая линия – ровная. Северные берега практически повсеместно скалистые, а береговая линия очень сильно изрезанная. Для северной части Онежского озера характерны узкие и длинные заливы, которые называют губы.

Парусная регата




Первые парусные гонки на Онежском озере прошли летом 1972 года. Новая стомильная регата получила название «Соревнования на кубок Онежского озера». Организатором гонок парусных яхт стал советский яхтсмен Николай Владимирович Григорьев. Это был известный ученый, решивший организовать регату для столичных коллег. В самой первой гонке принимали участие восемь крейсерских яхт четвертьтонного класса. История сохранила названия четырех яхт, вышедших на старт в акваторию Петрозаводска, это парусные яхты «Пинта», «Нева», «Персей» и «Наука». В 1976 году регата получила статус всесоюзных соревнований и наименование «Кубок Онежского озера», а 1980-е годы получила статус всесоюзных соревнований на призы газеты «Советская Россия».
С 1994 года регата имеет статус открытого чемпионата России по парусному спорту в классе крейсерских яхт. Общая протяжённость всех гонок парусной регаты составляла около 500 миль.




Онега славится своей сложной акваторией – сильные ветра, нестабильные погодные условия, дно – сплошные низины и резкие впадины, через которые пробраться без эхолота невозможно. Расположенное большей своей частью в Республике Карелия озеро Онего, является вторым по величине озером в Европе. 
В этом году 49-я Онежская регата прошла в двух крейсерских классах яхт: «Четвертьтонник» и OPEN 800. В этом году ней приняли участие 24 экипажа: 14 команд «четвертьтонников» и 9 – яхт класса OPEN 800. 

Немного о природе: остров Кижи




Кижи – давно уже не просто название острова в Онежском озере, а синоним уникальной красоты, которую умели создать из дерева русские зодчие. Сверкающие под северным солнцем Преображенская и Покровская церкви — символ Кижей и всей русской деревянной архитектуры. Чтобы увидеть эти памятники, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в Карелию едут туристы со всего мира.
Главное, с чем ассоциируется остров Кижи в Карелии — это государственный историко-архитектурный музей-заповедник “Кижи” — один крупнейших в России и всей Европе. В нашей стране по территории он уступает только “Малым Корелам” в Архангельской области.
Кстати, а где правильно ставить ударение в слове Кижи: на первой букве “и” или на последней? Сотрудники музея-заповедника произносят с ударением на первом слоге. Но уточняют, что оба варианта правильные. Потому как есть две версии происхождения слова “Кижи”. Первая – от карельского слова “кииджи”. Это водный мох, растет на болотах, раньше им утепляли срубы. Если так, то и ударение на первом слоге. Но есть и другая версия: от слова  «кижАт» — обрядовые танцы (возможно, в древности здесь было языческое святилище). В этом случае ударение в конце.
Музей как государственное учреждение культуры существует с 1966 года, но первых посетителей принял в 1955 году. В связи с тем, что опыт восстановления памятников местными специалистами по оценке экспертов ЮНЕСКО признан уникальным, с 2020 года на базе музея-заповедника начал работу Всероссийский центр по сохранению деревянного зодчества.

Остров Суйсарь: колыбель природы




Суйсарь – это остров Шардонского архипелага, расположенный в Онежском озере. Архипелаг представляет собой группу островов (около 40), расположенных всего в 10 км от материка. Добраться до островов можно за полчаса на катере, а найти место для уединения довольно просто. Благодаря своему вулканическому происхождению, архипелаг издревле считался местом силы. Изломанная береговая линия из гряды камней переходит в песчаный пляж с возвышающимися над ним соснами, а уже через несколько метров берег заканчивается возвышающимся над водой скальным обрывом. 
Недалеко от самого острова расположена небольшая деревня с одноименным названием. Там тоже есть свои интересные места. Помимо того, что в ней часто останавливаются участники Онежской регаты, в деревне был частично снят фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». Деревня и остров богаты черникой, которая сама падает в руку.

Онежская регата: путевые заметки

День 1: Все начинается с дороги


В пятницу вечером 17 июля меня в Москве подобрали Глеб Сулоев и две его дочери Яна и Маша (по совместительству еще и часть команды), чтобы подвезти до Петрозаводска, в яхт-клуб "Пески", где собираются все участники Онежской регаты. Кое-как утрамбовав вещи, мы двинулись в долгий путь до Карелии. Глеб шутил, что "яхтинг – это логистика и утрамбовка". Деревья проносились мимо нас, пейзаж почти не менялся, пока мы ехали по дороге " Москва – Санкт-Петербург", а из колонки звучала аудиокнига Бориса Акунина "Просто Маса", слушая которую, при всем желании не уснешь.






Приехав в клуб, попутно из окон автомобиля рассмотрев Петрозаводск, мы поставили палатки, чтобы поспать пару часов перед спуском лодок и подготовки к старту регаты. На удивление, погода на берегу была теплой, а спать в палатке было очень жарко. Стереотип о том, что на Онеге нереально холодно, постепенно рушился.
После отдыха я отправилась искать Константина Макарова, инструктора "Парусной академии", который вместе с командой (в том числе, и с нашим студентом) приехал принять участие в регате.




Искать долго не пришлось: красавица "Атака" сильно выделялась на фоне однотипных яхт своим греческим стилем и деревянной отделкой. Вместе с экипажем они вооружали лодку, чтобы вечером выйти на финальную тренировку, так как часть его экипажа на Онеге была впервые.
 Весь день прошёл в подготовке яхт, закупке продуктов, ибо голодный экипаж не приемлем в долгих гонках, тренировочных выходах.
 Ужин был простым, но, по мнению многих яхтсменов, самым лучшим - макарошки с тушенкой. 

День 2: первые поломки и прогулки по Петрозаводску




После церемонии открытия уже 49-го по счету Чемпионата в Карелии, главный судья Максим Гершкович провел брифинг с капитанами, рассказав им о дистанции и ответив на вопросы. Яхтсмены пошли готовиться к выходу, а мы отправились на судейском судне ставить знаки и стартовую линию. Ветер давал стабильные 3-5 узлов, температура воздуха к старту первой гонки поднялась до 25 градусов: все вооружились солнцезащитным кремом (спойлер: мне не помогло, и под конец дня нос сиял красным и начал потихоньку облазить).
 На регату заявилось 15 яхт класса «Четвертьтонник» и 9 яхт класса OPEN 800. Инструктор «Парусной Академии» Константин Макаров с командой на "Атаке" выступал в классе «Четвертьтонник». На носу его яхты рассекала волны греческая богиня, воинственно подняв обнаженный меч.

Всего для каждого класса было проведено три гонки: первая была стандартная на два круга, а остальные - с сокращённой дистанцией. Судейская коллегия решила таким образом сжалиться над яхтсменами, которые в не очень сильный ветер вынуждены были медленно, но верно, проходить дистанцию.




Первый день выдался трудным для некоторых команд: у одной из лодок уже после старта первой гонки произошла поломка рулевого управления, поэтому продолжить соревнования в этот день они не смогли; у другой команды в промежуток между стартами тоже произошла небольшая поломка, но её удалось быстро ликвидировать.

Итогами регаты были довольны не все, однако, это всего лишь первый день, проба пера и настройка на более длинные и насыщенные гонки. На следующий день обещали ветер покрепче, а это значит, что гонка 40 м.м от Петрозаводска до входа в Кижские шхеры будет более динамичная.



После оглашения результатов многие команды решили отдохнуть вне яхт-клуба "Пески", а отправиться в Петрозаводск. Собственно, я решила присоединить к одной из команд, и мы поехали на двух машинах ужинать и, заодно, прогуляться. Когда идешь в сторону Онежской набережной, создается впечатление, что ты на море – такая огромная площадь воды, что противоположный берег теряется на фоне неба. Набережная – филиал московского Арбата в смеси с набережной в парке Музеон: каждые 10 метров молодые музыканты играют на гитарах, поют песни группами и сольно, гуляет много молодёжи, проходят пары всех возрастов, не спеша прогуливаясь теплым вечером по живописному берегу. Здесь установлено много скульптур, но больше всего людей собралось у "Дерева желаний", табличка которого гласит "прошепчи одно свое желание". Многие верят, что оно обязательно сбудется. Чего уж таить, я и сама прошептала в ухо, вырезанное на стволе, простенькую просьбу. 


После неспешной прогулки наша большая компания вернулась к машинам и двинулась в обратный путь. В яхт-клубе мы договорились встретиться на завтраке в 8 утра и разошлись: они – в хостел, я - в свою, уже ставшую родной, палатку. Завтра трудный день и длинный переход, надо подготовиться к путешествию на остров Кижи.

День 3: день перехода к Кижским шхерам


Утро началось в 8 часов с завтрака на свежем воздухе. Времени было мало, а собраться предстояло капитально – сегодня яхтсменов и всех сочувствующих ожидала гонка 40 м.м от Петрозаводска до входа в Кижские шхеры. Команды бегали по яхт-клубу, собирая провиант, одежду, палатки и еще много полезного, так на Кижах предстояло провести не один день. Вот и я после завтрака, который состоял из овсянки и чая, отправилась к своему месту ночлега под березой утрамбовывать теплые вещи, обувь, спальник и палатку так, чтобы не занимать много места на судейской лодке. Когда все было готово, а Максим Гершкович провел брифинг и рассказал капитанам маршрут, мы загрузились в "Агнету" и включив по традиции капитана Дмитрия одну очень знаменитую песню, отправились ставить стартовую линию.
 Первыми стартовали яхты класса Open 800, так как они более легкие и придут к финишу быстрее, а за ними сразу ушли и четвертьтонники. После такого напряженного старта судьи выдохнули, и мы не спеша отправились к Кижам.


По дороге наш капитан Дмитрий рассказал немного об Онежском озере. Оказывается, тут на островах даже зимой живут люди! Из-за того, что в прошлом году зима была теплой, Онега не замерзла, но лёд, который большими пластами плавал по воде, очень мешал ходить лодкам, до берега почти невозможно было добраться.
 Когда мы проходили мимо острова Суйсарь, на который нам еще предстоит поход, Дмитрий рассказал о своих впечатлениях от заброшенной деревни Пагрема. Сейчас там поддерживают в приличном состоянии только церковь, а те редкие деревянные дома, что остались без жителей, постепенно разрушаются, зияя тёмными окнами без стекол и дырами в стенах. Даже днем атмосфера в этом заброшенном месте жуткая, Дмитрий в призраков не верит, но ему было в этом месте очень не по себе. Создавалось ощущение, что кто-то бродит по пустым улочкам и наблюдает за тобой из пустоты...
 Расскажи наш капитан эту историю ближе к вечеру, каждый из нас был бы слегка встревожен, но сияло солнце, мы шли по бескрайнему озеру, которое сливалось с горизонтом, и очень скоро шутки и веселые истории вытеснили нашу тревогу.


Где-то на середине перехода на пути возник скалистый остров Монак. Он образовался в результате схода ледника много тысяч лет назад. Сейчас на нем стоит старый заброшенный маяк, а сами скалы облюбовали чайки... и мошкара. Туча мошкары. Мы были в 20 метрах от берега, а на нас тут же налетело огромное количество мелких насекомых, облепив футболки, руки, мачту, сложенный грот, и залетали в нос и уши. На резиновой лодке мы причалили к острову, на нем мошкары было меньше, чем на воде. Как только мы сошли на берег, в нос тут уже ударила вонь, а чайки резко взмыли в небо, потревоженные внезапными гостями. Монак весь покрыт перьями, костями, каким-то мелким мусором, который птицы принесли с берега. Черным каркасом на фоне синего неба без облаков выделялся маяк.


Вид с него обещал быть интересным, поэтому я решила попробовать залезть наверх. Как только я увидела прутья вместо ступенек, причем, ржавые и очень ненадежные, мой пыл чуть угас. Решившись, я осилила только два пролета, ибо с трех метров падать не так страшно, как с десяти. Немного побродив по острову, мы вернулись на яхту... и ужаснулись. Вся лодка была облеплена мошкарой. Пришлось убегать, включив мотор на полную мощность. Это не помогло, так что как только мы отошли на приличное расстояние, Дмитрий дал мне швабру, и я занялась любимым делом - мыла палубу от насекомых.


Пока мы изучали Монак, нас догнал фаворит этой гонки – яхта класса Open 800 "Квартет". Передав управление лодкой мне, наш капитан ушел готовить ужин, а мне предстояло не дать "Квартету" прийти на финиш раньше судейского судна (на финише уже стоял катер с судьями, готовый принимать лодки, мы просто шли медленнее, чем легкая моторка). И, ура, мы пришли первыми! Мини-гонка осталась за нами.


К моменту остановки на финише, уже был готов ужин. А затем началось долгое ожидание гонщиков, контрольное время которых – полночь. Кому-то покажется это нудным и скучным, но ради этих закатов и радостных возгласов наконец-то финишировавших после целого дня на воде гонщиков стоит потерпеть. Завтра нас всех ждет отдых и экскурсия по острову Кижи.

День 4: музей-заповедник Кижи


Музей-заповедник «Кижи» уникален тем, что находится под открытым небом. Он является самым крупным в России из подобных объектов: площадь его превышает десять тысяч гектаров. Основа комплекса — это ансамбль Кижского погоста, представляющий собой две церкви (Преображенскую и Покровскую), шатровую колокольню и ограду. Самое величественное сооружение погоста — церковь Преображения Господня. Именно она вошла в перечень красивейших церквей мира. Изначальная постройка (1714 г.) была уничтожена ударом молнии. Имя её создателей осталось неизвестным. В период же с 1949 по 1959 гг. здание было воссоздано согласно проекту А. Ополовникова.
Как гласит старинная легенда, церковь построил плотником по имени Нестор. После завершения работы он выбросил свой топор в воды озера, дабы никому не удалось повторить эту неземную красоту.


Высота храма составляет 37 метров. Такое масштабное сооружение создано практически без использования гвоздей (исключение – «чешуйки» на куполах, крепящиеся маленькими гвоздиками). Многочисленные купола, похожие на луковицы, делают облик сооружения просто сказочным. Всего их 22, и размещены они ярусами на кровлях криволинейной формы.
Кижи интересны не только своими религиозными сооружениями. Здесь будет крайне интересно любителям этнографии, исследователям старинного русского быта. Так на острове можно посмотреть ветряную мельницу (в Карелии их сохранилось совсем немного). Хозяйственное сооружение построили в 1928 г. в деревне Волкостров, а затем перевезли в Кижи. Отреставрировали постройку 1976 г. Помещение двухэтажное. Внизу находится ларь для муки и приспособление, регулирующее помол зерна. Вверху же туристы могут увидеть каменные жернова и горизонтальный вал, снаружи он заканчивается восемью крыльями. Сегодня мельница по-прежнему является рабочей.


Дом Елизарова перевезли в 1961 г. из деревни Потаневщина (что находится на соседнем Климецком острове). Это ещё один вариант заонежского крестьянского жилища. Жилые помещения находятся с хозяйственными под единой крышей. Первый и единственный этаж расположен на высоком подклете (он предназначен для хранения зерна). В избе имеются сени и два чулана.


Снаружи фасад жилища украшает декоративный балкон: за ним находится чердак. Интересный образ дома создаёт контраст внушительных бревенчатых стен и лаконичных наличников. В доме есть любопытные предметы. Например, напротив печи находится настенный шкафчик с красивой росписью для хранения парадной посуды (специально для чаепития с гостями). Стоит самопрялка, предназначенная для производства льняных нитей. На кровати лежит узорчатое тёплое одеяло. Возле дома Елизарова на берегу озера есть баня, относящася к началу 20 века (её привезли из другой деревни — Усть-Яндом). В экспозицию объект добавлен в 1970 году.

День 5: драма ночи и внезапный шквал


После насыщенного дня на Кижах нас ожидала ночная гонка до острова Суйсарь. Погода не радовала ветром – стоял полный штиль. И если к месту старта лодки пришли на моторах, то к началу стартовой процедуры не было ни малейшего намека на то, что ветер включат. Гонка была отложена на час, но больше ждать времени не было – решили давать старт. К тому момент ветер чуть-чуть появился, буквально три узла, так что худо-бедно, но лодки шли на знак. 
Спустя часа два лодки обоих классов только обогнули все знаки и вышли на маршрут. Темнело, водная гладь отражала еле полные паруса яхт, которые медленно шли к своей цели. Слева острова, справа – маяк, впереди – бескрайнее озеро. Но тут на горизонте появилась черная полоса. Я недоумевала: что это, ведь там нет никаких островов? Тем временем полоса становилась все шире, приближаясь к нам. Лидеры гонки резко начали переставлять паруса, послышались радостные возгласы. И тут я поняла. Это же шквал! Сильны шквал, который, наконец-то, оживит гонки! 


Наш капитан увидел, что на нас надвигается и резко скомандовал: «Всем надеть непром, проверить, чтобы внутри все было закреплено по-походному!» Мы судорожно переоделись, убрали посуду, я вышла в кокпит – понаблюдать. И очень вовремя – шквал был совсем близко, яхты резко набирали скорость, уносясь вдаль. И тут нашу «Агнету» тряхнуло – сильный порыв ветра ударил прямо в борт. Уши закладывало от шума, лодка качалась на волнах, дождь стоял сплошной стеной, видимости нет. Чтобы не мешаться, я ушла в каюту, пока капитан и главный секретарь пытались вывести нас из бури по одному лишь навигатору в телефоне, так как все приборы вышли из строя. Безумная качка немного сморила меня, и лишь когда мы вернулись на Кижи, я вышла из полудремы. У нас было два часа, чтобы зарядить приборы, телефоны и поспать перед переходом на финиш. 


Эта ночь плавно перетекла в следующий день – предстоял долгий переход, во время которого я успела пару раз уснуть в кокпите и порулить. Один раз мы даже поставили паруса, но, когда увидели на горизонте очертания наших гонщиков, поняли, что нужно ускориться, и вновь пошли под мотором. Приняв финиш и отправив всех отдыхать, мы сами пришвартовались на диком острове Суйсарь, где уже отдыхали и сушили вещи на гротах яхтсмены. Усталость сняло как рукой, так что я отправилась исследовать остров и даже нашла то самое место силы – большой холм, на вершине которого был сооружен небольшой алтарь из белого мрамора. 

День 6-7: гонки у Суйсари и возвращение в Петрозаводск


Утром яхтсменов ожидали три короткие гонки у северной оконечности остова Суйсарь. Ветер стоял стабильный, так что соревнования получились насыщенными и динамичными. Средняя скорость ветра за регату составила около 5-6 м/с, поэтому гонки были спокойными и без повреждений.  Погода была теплой и необычайно комфортной для гонок. На следующий день стартовала дневная 40,3-мильная гонка с финишем в Петрозаводской губе.


В этом году Республика Карелия отмечает свой 100-летний юбилей, поэтому эта регата стала знаменательным событием для всех. Уникальная акватория, удивительные пейзажи, дикие острова, заповедник «Кижи», более 200 морских миль азартных гонок и в штиль, и в дождь, и в сильный ветер – увидеть это своими глазами можно в нашем фотоотчете. В сумме за эту регату яхтсмены прошли около 250 морских миль! 



По итогам недели гонок в классе OPEN 800 результаты вышли такими:


1 место – Omega, капитан – Виктор Захаров
2 место – Восток, капитан – Глеб Сулоев

3 место – Глобус, капитан – Андрей Никандров


В классе «Четвертьтонник»:


1 место – Принцип, капитан – Андрей Пронин

2 место – Шалун, капитан – Виктория Веселова

3 место – Лотос, капитан – Александр Титов


Зачетная группа IOR:

1 место – яхта «Принцип» (Андрей Пронин)
2 место – яхта «Шалун» (Виктория Веселова)
3 место – яхта «Лотос» (Александр Титов)

Поздравляем победителей! Полную версию статьи читайте в нашем журнале «Climb on Board».

Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Как перевезти яхту на машине
Парусная Энциклопедия
Рассматриваем особенности перевозки крейсерской парусной или моторной яхты по России.
Онего: испытание ветром. Часть 2
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
Онего: испытание ветром. Часть 1
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования