Вечером выходного дня, когда завершается регата Open Race, а гости яхт-клуба «Орешка» начинают постепенно расходиться по домам, чтобы отдохнуть после насыщенных тренировок, приходит мое время. Время, когда я могу выйти на тренировку на одиночном швертботе «Луч» под руководством опытного инструктора.
«Привестись, увалиться, добрать, потравить» - четыре кита, на которых стоит все искусство управления швертботом по мнению инструктора «Парусной Академии» Андрея Медведева.
Пока мы вооружали лодку, Андрей, в 20 лет уже четырехкратный чемпион Москвы в классе «Ракета», рассказал немного о себе и о том, как попал в парусный спорт.
«Когда класс «Ракета» только появился, нам его завезли в яхт-клуб в Строгино, мол, нате, детишки, попробуйте. Мы сломали лодок четыре-пять, потому что класс был сырой», - рассказывает Андрей, снимая чехол с «Луча».
Вообще, Андрей в первую очередь горнолыжник, а уже потом яхтсмен. Однако, это не мешает ему приходить в первой двадцатке лидеров на Чемпионате России на швертботах.
«Я не помню, когда начал заниматься парусным спортом. Либо в 6 лет, либо в 8», - смеясь, продолжил Андрей. – «И пришел я в этот спорт абсолютно случайно. Подруга моей мамы пригласила нас, дескать, вот у нее есть четвертьтонник, а еще сын занимается яхтингом. Моя мама подумала, почему бы и нет, сводила, мне понравилось, и вот я здесь. Начинал, как и все с «Оптимиста», долгое время на нем ходил. Хотел бы сказать огромное спасибо Кротовой Светлане Николаевне за то, что она привила любовь к парусному спорту».
Класс «Оптимист» является самым многочисленным классом яхт в мире. Абсолютно все дети начинают свой путь в парусном спорте на этой маленькой проворной лодке. Подробнее о швертботе «Оптимист» можно почитать по ссылке >>>.
Пока мы разговаривали и готовили швертбот «Луч» внезапно пришел ветер, от чего тренировка обещала быть экстремальнее, чем планировалось. Это был только второй мой выход на швертботе, поэтому, честно говоря, было немного страшновато покидать Ореховую бухту. Но Андрей меня успокоил.
«Первые тренировки проходят на одной лодке с инструктором, чтобы контролировать крен «Луча», и придать уверенности начинающему яхтсмену. Но, по моему мнению, таким образом можно выйти два-три раза, чтобы уловить азы и технику, к тому же, когда слишком много информации поступает, сложно сосредоточится именно на управлении. Потом нужно самостоятельно прочувствовать лодку, без лишнего веса, и учиться контролировать крен швертбота», - говорит Андрей, управляя лодкой, пока я сижу на баке. Я еще только начинающий яхтсмен, так что уводит «Луч» от пирса Андрей сам, чтобы не сесть на муринги и не задеть другие яхты.
Как только мы выходим из бухту, Андрей дает команду меняться местами, что я и делаю, чудом не перевернувшись. Пока я наблюдала за тем, как по Пироговскому водохранилищу резво идут парусные яхты, рассекая небольшие волны, моя уверенность в том, что с тренировки я вернусь сухой, стремительно снижалась. Андрей вальяжно стоял на баке, держась за мачту, рассказывая о том, как устроен швертбот, как им управлять и на что обращать внимание.
Выход из бухты был несложным, однако, когда «Луч» вышел на открытую воду, и его подхватил ветер, мое волнение усилилось. Мимо нас проносились моторные лодки, гидроциклы, парусные яхты всех размеров и классов. Ощущение такое, будто ты выехал на велосипеде на МКАД в час пик.
Наш разговор свелся только к тому, как управлять лодкой, так как движение на воде было насыщенным, а ветер только крепчал. Постепенно, управление становилось все легче, главное было держать в голове значения слов «привестись» и «увалиться». Первые несколько раз, когда Андрей учил меня совершать повороты, я путала эти понятия, так что пару раз «Луч» шел буквально на одном борту! В этот момент нельзя делать резких движений и суетиться, чтобы не усилить крен еще больше, а достаточно чуть потравить (ослабить натяжение) грот и откренивать всем телом яхту. Все это мне успел рассказать Андрей, все так же стоя на баке за те несколько секунд, что я пыталась справиться с лодкой только лишь рулем. В этом основное отличие легкого швертбота от более массивных OPEN 800 – на «Луче» ты работаешь всем телом, контролируя ход лодки.
«Если ты научишься управлять «Лучом», то сможешь управлять любой парусной яхтой, так как принцип у них одинаковый», - сказал Андрей, когда мы вернули лодку в нормальное положение.
Постепенно, примерно через час тренировки, мое опасение перевернуться сошло на нет. Андрей не раз давал понять, что его присутствие на баке не просто для красоты – он действительно в критичные моменты выравнивал «Луч», давал советы и наставления, полностью контролируя процесс. Под конец тренировки я уже машинально совершала повороты, почти не теряя при этом руля, доведя этот маневр до автоматизма. Обратно в бухту я заходила сама, и только при швартовке управление лодкой взял на себя Андрей.
«Первые тренировки всегда лучше проводить именно так: с инструктором на баке. Он, в случае чего поможет, возьмет управление на себя или откренит. Пока мы со студентом вооружаем лодку, я попутно рассказываю, что мы делаем и зачем, какой шкот за что отвечает. Лично я практически не рулю лодкой во время тренировок, так как иногда из-за того, что студенту не дают самому управлять швертботом «Луч», интерес немного угасает», - говорит Андрей, когда мы уже пришвартовались и поднимали яхту на берег.
Обязательный этап после вечерней последней тренировки – разоружить яхту. Вместе с Андреем мы из «Луча», высотой в 2,5 метра сделали компактную лодочку, сняв парус и мачту. Накрыли чехлом и все – яхта собрана, тренер спокоен, а курсант – доволен.
Вот так проходят тренировки на швертботах класса «Луч» в «Парусной Академии». И кстати, за этот довольно сложный выход мы ни разу не перевернулись.