Флотилия: история одной яхты

Это рассказ от первого лица обо всем, что происходило, начиная от аэропорта и заканчивая сдачей яхты.
15 декабря 2023г.

Это не просто статья о том, какие города мы посетили во время флотилии. Это рассказ от первого лица обо всем, что происходило, начиная от аэропорта и заканчивая сдачей яхты. Живое повествование, которое раскрывает все, что бывает в наших путешествиях. Устраивайтесь поудобнее, включайте воображение и проследите весь путь осенней флотилии!



Все начинается с «Победы»

Четыре утра. Я судорожно собираю последние вещи, уже опаздывая на регистрацию в аэропорт. «Не надо было ложиться спать, поспала бы в самолете», - думала я в процессе утрамбовки вещей в рюкзак. Но студенты, а тем более студенческие регаты – занятие выматывающее. Шумные, суетливые, расхлябанные – эти ребята заряжают своей энергией, но только, когда ты с ними общаешься. Потом наступает упадок сил (возможно, это связано с подготовкой отчетов по Открытому Студенческому кубку Москвы, но это не точно). Но я отвлеклась…

Финальный звонок фотографу Алексею. Заспанный голос убедил меня, что Леша будет ждать меня на остановке. Окидываю взглядом квартиру, надеюсь, что за неделю отсутствия ничего не случится с холодильником, который я не смогла отключить, и покидаю квартиру.

Я знала о том, что еду на флотилию в Турцию, примерно месяц. И этого времени мне хватило на то, чтобы осознать, принять, докупить всякое нужное, продумать то, как я буду писать эту статью, но не собраться…

Разговорчивый таксист в пути поделился рецептом любимой картошечки с курицей. Рассказывал так воодушевленно, что резко захотелось есть. «Надо что-то подобное сообразить на лодке будет», промелькнула мысль. Подобрав Лешу на остановке и закинув его мини-сумку в багажник, наконец, двинулись в аэропорт. Даже не сильно опаздывая.

В очереди на регистрацию меня начинают одолевать сомнения, ведь всех на рейс «Победы» проверяли на соответствие ручной клади размерам кофра. Мой рюкзак, вмещавший в себе ноутбук, фотоаппарат, скетчбуки и еще тонну вещей, явно не вписывался. Кто вообще придумал такие маленькие размеры ручной клади, ничего же не помещается. С типичной русской мыслью: «авось, пронесет», мы с Лешей, чей рюкзак тоже был больше, двинулись на стойку регистрации.




И…

- Девушка, а положите рюкзак в кофр, а то он у вас большой какой-то.

- Но там ноутбук и фототехника.

- Вытащите и поместите без них.

Не пронесло. Из недр бездонного рюкзака на свет вылез фотоаппарат, ноутбук и зарядка к нему. Пока девушка на регистратуре отвлеклась, почти ногами впихнула рюкзак в кофр, молясь, чтобы ничего внутри не сломалось. Кофр закрылся ровно наполовину.

- Не закрывается, но он влез!

- Ладно, проходите, - тяжелый вздох сотрудницы дал ясно понять, что я не первая и не последняя, и дальше могут быть новые проверки, но это ее уже не волновало.

Достать рюкзак оказалось проблематичнее.. А проблема была в объемном брелоке в виде акулы, подарок от матушки, который успокаивает во время полетов. Финиш.

Дальнейшие передвижения, таможня, проверки прошли спокойно, и я успела расслабиться. Пока не пришло время посадки, и я не услышала гневные возгласы еще одной сотрудницы. Ну вот, пассажира не пускали в самолет из-за все той же ручной клади. Я уже вытащила ноутбук, фотоаппарат, книгу, но понимала, что это не поможет.

И тут встречаемся взглядами с еще одним сотрудникам на посадке. Немой диалог, легкий кивок в сторону прохода, прикрытие от принципиальной сотрудницы, и я в автобусе. Счастье мое не передать словами. А дальше четыре часа полета, во время которого я мирно спала, сжав в руках акулу. Летать то боюсь.


Бурная встреча в Читфлике

Попасть из холодной Москвы в теплую и солнечную Турцию – мечта любого мерзляка. Вот и мне уже натерпелось выйти из аэропорта, ведь за окнами ярко светило солнце, мерно покачивались пальмы, и вся атмосфера подсказывала – тебя ждут насыщенные, но очень приятные две недели. (Спойлер – не совсем)

Таможенник быстро проверил паспорт, поставил штамп, сказал «пока-пока», и я вышла с полным ощущением счастья. Нас уже встречал водитель, чтобы отвезти в бухту Читфлик – место встречи всех команд, которые шли туда из Мармариса и Фетхие.

Долгая дорога по серпантину с потрясающими видами несколько утомляла, поэтому мы с Лешей попеременно засыпали, просыпались от резких поворотов, я немного ужасалась тому, что мы едем прямо по краю обрыва. Вы можете спросить, а где фотографии всего этого великолепия? Замечательный вопрос, но об этом я расскажу чуть позже.



А пока мы плавно пришли к самому интересному. Бухта Чифтлик встретила нас нереальным закатом (ах, сколько еще таких закатов будет), и радостными приветствиями друзей, которые уже заждались нас, обрывая телефоны.

Яхты мерно покачивались на воде, закатное солнце отражалось в блеске небольших волн, хотелось просто сидеть на причале и не делать ничего. Желание это было исполнено: вещи в лодке, разберу как-нибудь потом, быстро уточнить по планам и все, отдых!

Вечером нас ожидала символическая церемония открытия флотилии: адмирал Александр Ермолаев торжественно поздравил всех со встречей, попросил придумать названия для команд и отправил отдыхать в уютном открытом кафе на берегу моря.




А я тем временем изучала бухту Чифтлик. В полумраке уходящего солнца это была совсем небольшая, но уютная бухта. Со всех сторон ее окружают невысокие горы, куда при желании, можно даже взойти. А выхода в море можно сказать два, так как ровно посередине возвышается каменный холм, весь покрытый деревьями и кустарниками, как мягким одеялом.

Из привычных деталей инфраструктуры – тропинка, уходящая куда-то вглубь материка и выводящая на серпантин, кафе Azmak, которое так радушно нас приняло, оно же магазин и три одноэтажных домика с открытыми верандами. Все. Но все одиннадцать яхт комфортно расположились в этом оазисе тишины и спокойствия (а после долгой дроги только об этом и мечтаешь), красиво подсвечивая воду, напоминая, что это все-таки не самая дикая стоянка.

Вообще, в Турции существует не один Чифтлик. Есть бухта недалеко от Мармариса на острове Бозбурун, где мы и остановились, а еще есть город и район в 67 км от города Нигде.

А если просто гуглить «Чифтлик», то первое, что появится - система наследственного помещичьего землевладения в Османской империи.

Пока вся флотилия отдыхала в ресторане прямо на песчаном пляже под аккомпанемент покачивающихся яхт, чьи легкие шлепки по воде и поскрипывание мачт создавали расслабленную атмосферу, я ушла исследовать лодку, на которой мне предстояло жить неделю.

Вообще она называлась Mayla. Но в течение всех переходов наш капитан Андрей Медведев называл ее то «Мэйли», то «Мэйло» и еще множеством вариантов, пока не остановился на «Майло». Так и прижилось.

Яхта была небольшой и очень уютной: три каюты, просторная кают-кампания, множество скрытых шкафчиков (из которых так красиво летели продукты и посуда, когда пришла волна в одном из переходов), удобный кокпит. Мое многострадальное после почти суток ходьбы и сидения в самых неудобных позах тело благодарно хрустнуло костями, устроившись в носовой каюте. «Спать», - пронеслось у меня в голове, а легкое покачивание яхты быстро убаюкало, пока с берега доносились смех и музыка…


Изучаем местность и купаемся

Что может быть неприятного во время долгожданного путешествия по живописным бухтам, открытому идеально синему морю (почти знаменитый  синий цвет Кандинского)? Для «совы» - это ранние утренние подъемы.

В 8:30 утра назойливый будильник напомнил, что пора бы оторваться от подушки и выползти на свет. Желание еще поваляться сняли два фактора. Приятный: из иллюминатора в глаза светило теплое солнце, как бы подсказывая, что на улице стоит чудесная погода и не стоит терять время. Не очень приятный: капитан буквально заставил выйти, бегая по лодке и ненавязчиво намекая на собрание шкиперов.

Пришлось вставать. А дальше пошли сплошные плюсы: +26 градусов, запах свежезаваренного кофе, завтрак с видом на море. В моменте было ощущение полного счастья, которое испытываешь нечасто.

В планах было в 11 утра выйти в сторону Датчи, по пути погоняться и, может, поплавать в открытом море. Наш преподаватель Дмитрий Вольперт очень вовремя написал, что Датча – удивительное место, которое можно только прочувствовать, уйдя гулять вглубь городка, поэтому хотелось уже отправиться в путь.





Но сначала адмирал провел для участников флотилии лекцию о швартовых и кранцах: как их задавать, как хранить на яхте, чтобы они не мешались во время переходов, а стоянка была максимально безопасной и комфортной. Тем временем с воды на сапе ко мне подплыла Наталия Цветкова, шкипер, и пригласила составить ей компанию в походе до выхода из бухты, где чистейшая вода и нет никого.

Прогулка на сапе по кристально чистой бухте стала отличным началом дня. И неплохим будильником, ведь вода была прохладной, хоть и очень приятной.




Поотвлекав участников практической лекции, послушав Александра, я оставила Наташу на пирсе, ещё раз отправилась на сапе к выходу из бухты и просто дрейфовала обратно к яхтам, загорая и размышляя о том, что ждёт сегодня.




Не успела я вернуться, по пути посмотрев процарапанный  борт яхты Сергея Лабутьева, как адмирал скомандовал, что пора выходить. Кое-как забравшись на пирс с постоянно пытающегося ускользнуть от меня сапа, передав его Наташе, в небольшой суете начали собираться в путь. Каждый посчитал своим долгом заглянуть в магазин, так что вечер в бухте Бузбурун Лимани, куда мы направлялись перед переходом в Датчу, обещал быть томным.

Провожал нас местный песик, выполняя очень забавные команды хозяина: от стандартного «Сидеть» до «Лови тапок». Буквально: тапочек летел в воду, а песик за ним, весело повизгивая и вертя хвостом, как пропеллером.

И вот наша дружная компания отправилась в точку сбора. Это был старт нашей импровизированной регаты.

Что такое регата? Соревнование яхт, состоящее из серии гонок. Самое интересное в этом процессе, помимо огибания знаков, – предстартовая процедура, когда яхты на протяжении трех минут выбирают самую выгодную позицию для пересечения стартовой линии и удачного начала гонки.
Существуют еще маршрутные гонки, когда совершается длинный переход в заданную точку. В нашем случае финишем гонки был мыс, обозначающий вход в бухту Бузбурун Лимани. Но старт гонки был крайне необычен, по крайней мере, для меня и нашего экипажа.

Представьте картину: 11 яхт идут друг за другом в галфинд с растравленным гротом, ожидая отстающих. Впереди – яхта адмирала, готовая дать сигнал для старта. Никакой борьбы, никаких отсчетов, никаких мыслей «а смогу ли я влезть в «калитку», или прижмут?». Чинно, даже можно сказать благородно, колонна яхт двигалась попрек залива.

И пока мы ожидали опоздавших, было время понять, каким образом считаются результаты, ведь лодки разные. Итак, три дивизиона, распределенные по длине корпуса. Стартуем все вместе, а финишируем в своих группах. По плану за флотилию провести три таких маршрутных гонки, но прогноз был не самым радужным: ветра обещали мало.

Хотя на переход от Чифтлика до Бузбуруна это не распространялось. До места сбора мы дошли очень быстро под мотором, а дальше пришло время тренировки.




Знакомство с экипажем. Самое время узнать, кто же был на великолепной, прекрасной, удивительной лодке «Майло»

Итак, наш капитан – Андрей. Спортсмен, азартный гонщик, одна из звезд Пироговского водохранилища, который регулярно с экипажами забирал подиум на клубных регатах OPEN RACE.

Мария – спортсменка, матчевик, каждые выходные ее можно увидеть на тренировках и клубных регатах, участвует в регатах профессионального уровня.

Ксения, подруга Марии. Любит размеренность, неспешность. Отличный плейлист и всегда приподнятое настроение. Живо интересуется настройкой парусов, не стесняется переспрашивать.

Александр и Ольга – брат с сестрой. Александр уже получил удостоверение капитана, уверенно и расслабленно чувствует себя на руле, удивительно спокоен и не суетлив. Ольга впервые на большой яхте, для нее все в новинку, но уж больно интересно. Активно принимает участие в швартовках, задает вопросы и чувствует себя прекрасно!

Команда собралась потрясающая, так что с распределением ролей не было проблем. По задумке капитана, каждый из команды за неделю в море должен был попробовать себя во всех ролях. В ожидании остальных лодок было время на то, что распределиться по задачам и начать тренировку.

Сперва Андрей на словах объяснил каждому, что от него требуется, показал, где находятся нужные шкоты, как правильно с ними работать, и зачем вообще нужны ручки для лебедки. Затем пошла череда бесконечных поворотов.




Интересная ремарка: я в первый раз была на большой яхте, но после одного поворота стало ясно, что принцип работы абсолютно такой же. И мне, как человеку, который не один сезон ходил на спортивных килевых яхтах разных классов, не требуется слишком много времени на то, что бы привыкнуть к лодке. Однако, уже очень хотелось разок самой побыть на стаксель-шкотах и немного на руле. И смотря на то, как девчонки справлялись со стакселем, подмечая маленькие ошибочки, я, как чертенок, нашептывала капитану, чтобы он дал мне разок попробовать самой. Ибо проверить свою теория уж очень хотелось. Капитан был непреклонен: «Я знаю, что ты все можешь и умеешь, но дай ребятам разобраться и научиться». Звучало справедливо, поэтому я оставила свои попытки втянуться в гонку, выключила азарт и продолжила снимать контент (часть его сохранилась в телеграм-канале Парусной Академии, но остальное теперь радует глаза рыб и Нептуна)

И вот, все экипажи разобрались с картами, нашли точку сбора, яхты выстроились красивую колону за адмиральской лодкой. Моторы заглушены, грот растравлен, стаксель-шкотовые готовы раскручивать парус. Над бухтой воцарилась благоговейная тишина: все ждали сигнала к старту. И пусть это была гонка «по-джентельменски», когда основные правила – не пробей лодку и не порви парус, каждому хотелось победить. Даже наш спокойный рулевой Александр стал расспрашивать про тактику, и что нужно сделать, чтобы финишировать первыми.


Сигнал! Старт открыт!

И тут же зазвучали лебедки, раскрутки, раздались крики рулевых, подбадривающие команду пошустрее ставить стаксель и добирать грот. Почти одномоментно все яхты повернули, ветер наполнил паруса, и вся уже шеренга помчалась в сторону финиша. Ветер в момент старта был 7-8 узлов, порывов сильных не было, волна полметра, что для крейсерской лодки не доставляла дискомфорта – нос рассекал волну, и качка была почти незаметной.

Никто не мог предсказать, сколько времени продлится эта гонка-переход. Прогноз показывал, что через пару часов ветер стихнет совсем, и поэтому мы надеялись финишировать пораньше, чтобы не тащиться в штиль. Спойлер: не вышло.




Когда я была на Чемпионате России в классе крейсерских яхт на Онежском озере, там тоже судейская коллегия давала маршрутную гонку. Онега – почти море, без конца и края, поэтому у команд было достаточно пространства для маневра, и на протяжении суток, что длилась гонка, соперников можно было увидеть далеко на горизонте, но рядом обычно никого нет. Зачем, когда места более, чем достаточно. Вдруг, если пойти «мористее», ветра больше.

В случае флотилии уходить куда-то далеко смысла не было, поэтому периодически лодки находились на расстоянии друг от друга около 10 метром, что давало повод для многочисленных шуток. Особенно, когда встречались яхты из разных дивизионов.

- Эй, я маленький, не закрывай ветер!

- Да ладно, мы в разных дивизионах, успеешь еще своих обогнать! 

Типичный диалог между экипажами, сопровождающийся смехом и колкостями. Но одна команда привлекла к себе всеобщее внимание, выбрав очень интересную, но опасную тактику.

«Майло» шла в паре десятков метров от скалистого берега, неустанно наблюдая на картплоттере мели, чтобы не сесть на камни. Конец этого берега был точкой огибания, поэтому выгоднее было идти ближе к нему. И тут справа от нас буквально в метрах пяти от скал проходит яхта с экипажем Beerboat (вся команда занимается пивоваренным бизнесом, а хобби – яхтинг, от того такое название). На носу стоит баковый, склонившись к самым леерам, высматривающий камни и мели. И с каждой лодки доносятся возгласы недоумения: «Ребята, у вас там все хорошо, вы слишком близко к берегу!»




Но Beerboat действовали наверняка, прошли по самой кромке мели и первыми обогнули мыс под аплодисменты и выдохи облегчения. Бесстрашные ребята! Повторять такое никто не стал, разумеется.

Но, в нескольких милях от финиша ветер начал стихать, пока не исчез почти совсем. Штилевые гонки – то еще испытание для экипажей. Андрей ушел на нос и приспособил багор для того, чтобы вынести стаксель и получить хоть немного хода. Это помогло не сильно, но экипаж позабавило.

Кое-как мы финишировали в этих сложных ветровых условиях, включили двигатель и на небольших ходах двинулись к месту стоянки. И тут оглянулись.

В начале статьи я говорила, что великолепных закатов будет еще немало во время этого путешествия. И ни одни слова не смогут передать всю красоту, которая расстилалась по небу, как жидкое золото, которое отражалось в водной глади и сияло, как бриллианты.




После такого насыщенного на сейлинг дня хотелось расслабиться и отдохнуть. И всю флотилию уже ждали потрясающий ужин в ресторане Octopus, Владимир Казак уже расчехлил гитару, поэтому вскоре на веранде ресторана экипажи вовсю веселились, общались, поздравляли с днем рождения все того же Владимира. А ближе к ночи все разошлись по лодкам, но не для того, чтобы уснуть, а чтобы продолжить отдых. Ночи теплые, компания – приятная, поэтому расходиться вообще не хотелось. У меня было много знакомых, с которыми натерпелось пообщаться, поэтому после ужина у меня начался променад по яхтам.

И тут мне говорят, что в составе флотилии есть экипаж – семья Беловых. Напомню, я тоже Белова. И, конечно же, я не могла не подойти и не познакомиться с «потерянными родственниками». Встреча была очень бурной и богатой на шутки, а отец семейства Олег вместе с сыном еще и оставались со мной на Marmaris Internatioal race week, но это уже другая история.




А пока я общалась с «родственниками», на другом конце пирса уже раздавался перебор гитары, и вскоре почти все участники флотилии были на мини-концерте, и над пирсом раздавался дружный хор голосов:

«Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков…»



Предвкушение Датчи

Утро после такого насыщенного вечера, плавно перетекшего в ночь, было на удивление бодрым. Выползать из каюты все также не хотелось, но заливавшее каюту солнце и плеск воды, голоса и топот ног по палубе не оставлял шансов.




Легкий завтрак на борту в виде яичницы и какого-то нереально вкусного турецкого сыра со свежими овощами, обязательно кофе – и вот уже есть желание жить и даже не хочется никого покалечить за не вовремя заданный вопрос. Купаться не хотелось, хотя вода была все такой же прозрачной и манила прохладой, поэтому лучшим решением было свесить ножки и наслаждаться мягкими утренними лучами солнышка. На соседней яхте Александр Ермолаев проводил практикум по работе с постановкой и уборкой паруса в Lazy Jack и вязанию бухт. Часть путешественников внимательно слушала и повторяла, а часть отдыхала перед многочасовым переходом в Датчу, закупались продуктами, купались, мыли лодки и общались. В этот день фотограф Леша решил отправиться в переход с нами, поэтому команда была воодушевлена и готовилась к фотосессии.




Андрей тем временем снимал, как отходят яхты, поэтому мы уходили самими последними. В плане стояла вторая гонка, так что опаздывать в место сбора было нельзя, а торопить оператора – себе дороже. Прогноз был такой же, как и вчера: ветер обещали, но он мог закончиться в любой момент. Морально мы готовились к штилевым гонкам, а Андрей надеялся немного полетать. Как удачно я из дома прихватила гамак, который теперь висел на гике. Пока мы шли под мотором, я успела немного заснуть в гамаке, который покачивался в такт волнам.




В этот раз маршртуная гонка разбавлялась интересной дистанцией: прежде, чем уйти в сторону Датчи, нужно было обогнуть знак индивидуально опасности. Сразу вспомнился опасный маневр Beerboat, но повторить никто так и не решился.

Итак, полуштилевой старт дан, яхты красивой шеренгой двинулись в сторону первого знака. В нашем экипаже случилась смена ролей, Ксения рулила, слушая подсказки Андрея, Оля работала на гроте, а Маша с Сашей – на стакселе.





Я же сидела на корме и неистово хотела на стаксаль-шкоты. Опять. И случилось чудо! То ли я надоела всем своим нытьем и выпрашиванием, то ли Андрей решил, что если ребята наглядно увидят, когда нужно переносить сткасель так, чтобы он без усилий перекинулся, то будет полегче, но мне дали совершить целый поворот!

Передать словами то, насколько я была счастлива, невозможно.  А теория моя подтвердилась. И, хотя ветра становилось все меньше, азарт от этого не пропадал. При подходе к знаку индивидуальной опасности ветра не стало вообще. В почти полном штиле были слышны разговоры и смех с лодок, по рации передали звук открывающихся банок (угадайте, с какой яхты), что хоть немного разрядило обстановку. Кое-где проглядывались полоски ветра, но ситуацию это не спасало.




Оставив меня подсказывать Ксюше, когда приводиться и уваливаться, а самое главное – зачем, Андрей решился немного полетать. Ох уж это счастливое лицо человека, который дорвался до второго любимого дела. А мы с командой продолжили страдать.

И можно было бы не переживать, будь это настоящие гонки. Но нас ждали в Датче ко времени («Ну как же, ужин остынет, быстро домой!», - звучал в голове голос турецкой мамы), поэтому задерживаться было нельзя. Поэтому напряжение возрастало, когда вдруг раздался голос из рации:




- Флотилия, флотилия, это адмирал. К вам идет хорошая полоса ветра, скоро будет у вас. Координаты финиша сброшу в чат, после идем живенько под мотором в Датчу.

И тут грянуло громогласное «Ура!» Полоса ветра была замечена, и она довольно быстро приближалась. Сразу засуетились люди, отовсюду были слышны такие приятные звуки лебедок, наш экипаж воспрял духом, а Андрей в срочном порядке вернул дрон на яхту.

Ох, как резво пошла яхта, когда порыв, наконец-то, до нас дошел. Яхта развила скорость в семь узлов, крен был замечательный, а закрепить все «по-походному» мы забыли, поэтому сильно удивились странным звукам из кают-компании.

Я, как самая свободная, отправилась вниз разгребать последствия нашей оплошности, попутно ударяясь обо все поверхности. Самое главное – спасти от дэмеджей технику. Лайфхак: если завернуть все в одеяла и положить между подушками на кровати – ничего не упадет и не повредится (если только за бортом не шторм).





Но даже этот спасительный порыв не смог нам помочь дойти вовремя. Через полтора часа нашего сейлинга, адмирал попросил всех «по-джентельменски» отметить свое местоположение на карте ровно в 17:00 и скинуть координаты в чат, потому что финишировать как планировалось, мы не успевали.

Ровно в пять вечера телефоны разрывались от уведомлений. Поняв, что ничего не понятно, мы не стали задаваться вопросом, а какими же все-таки финишировали, под мотором отправились к марине, которая уже виднелась на горизонте.

Что я знала от Датче в тот момент? Да почти ничего: не самый туристический городок, в качестве излюбленного места для спокойного и размеренного семейного отдыха его используют англичане и турки. И Датча буквально дача для них. Еще, что городок утопает в зелени, у местных с английским языком плоховато, крупных магазинов нет, а марины две – Южный и Северный порт.





Под конец дня, который мы провели на воде, уж очень хотелось поскорее сойти на берег и уйти гулять по городку, пока было светло. Хотя мы и швартовались в «золотой час», по подсчетам, у меня было примерно полтора часа до темноты, чтобы успеть что-то увидеть. Поэтому, как только мы пришвартовались и выключили двигатель, я уже собранная спрыгнула на берег, помахала всем ручкой и ушла, куда глаза глядят. Самое интересное в исследовании новым мест – это посмотреть карту, спрятать ее и не доставать, пока не отправишься в обратный путь. Только я забыла об одном моменте. Сим-карту местную я не брала, так как на лодке был Wi-fi. Так что карты у меня не было. Но поняла я это несколько позже…

К моему путешествию присоединился Леша, который тоже хотел успеть снять красивые кадры города, пока светло. Выслушав мой план «идем туда, куда ноги несут», охотно согласился, и мы двинулись в поисках места, где можно выпить кофе на дорогу.





В Датче действительно царит атмосфера всеобщей расслабленности, а каждый ресторанчик на побережье - семейное дело. Много уличных, но совсем неагрессивные собак. Некоторые заводят в качестве питомцев нетривиальных животных: хозяин местной кафешки нежной любовью обожает домашнюю... Курочку. Которая охотно отвечает на поглаживания своего хозяина мерным кудахтаньем.

Повсеместно здесь совершенно особая атмосфера дружелюбия. Даже матчи футбольных команд проходят спокойно, не считая бурных празднований победы. Когда мы таки наши место, где можно выпить кофе, было уже очень поздно, но в соседних кафе-верандах была тьма народа. Проходил футбольный матч между двумя местными командами, поэтому побережье разделилось на два лагеря болельщиков. Мы в шутку выбрали себе команду поддержки, но совершенно не ожидали от местных жителей такого тихого городка настолько яркого и бурного празднования не то что победы, а одного гола. И пока на одной стороне звучали крики и запускались бенгальские фонтаны, другая сторона разочарованно вздыхала.

Но даже это шумное мероприятие не портило то спокойствие, которое ощущаешь, дегустируя невероятно вкусный кофе. Мы просидели за низким неудобным столиком около трех часов, просто разговаривая, наслаждаясь кофе (сколько чашек мы выпили даже неловко сказать), а хозяйка этого кафе очень дружелюбно пыталась с нами общаться на смеси английского и турецкого (причем второго было явно больше).




А стоит уйти чуть вглубь города, то окажешься в тихой деревушке, окружённой горами и утопающей в зелени, где улицы чудно переплетаются между собой. И ты никогда не знаешь, за каким поворотом тебя ожидает тупик, а за каким – скрытый в цветущих деревьях заборчик из жердей, обозначающий территорию с маленьким одноэтажным домиком, уютно освещенным уличными фонарями. Зачем тут карта, когда единственный местный, которого встретишь в такой час, покажет тебе не только дорогу к марине, но и забавное видео с собакой, которое он снял только что.

«Огромное место в моем сердце занимает Онежское озеро. Но теперь там поселилась и Датча», - подумала я, возвращаясь к своей яхте. Но не спать, а танцевать, играть в карты, беситься с собачками и утопать в бесконечном счастье, которое подарила Датча.


Веселые старты и ослы

Вновь поборовшись с собой и таки выйдя на свет, я застала уже активную фазу флотилии – сборы в следующий переход.

У наших соседей по стоянке случилась неприятность – порвался грот. Ситуация сама по себе не очень, но гонки есть гонки, поэтому чартерная компания в срочном порядке везла новый парус. А Владимир вместе с Андреем осматривали степень повреждений и признаки. Как самый легкий, Андрей висел на мачте и фотографировал верхнюю часть грота, а ребята внизу страховали. После небольшой дискуссии пришли к выводу, что парус не порвался, а разошелся шов. Однако ситуацию это никак не спасало, поэтому предстоял долгий разговор с чартерной компанией.





Вообще в подобных путешествиях происходят многие интересные вещи, которые невероятно полезны для будущих капитанов. Ведь проще разобраться, как действовать, когда рядом есть опытные люди, готовые подсказать и помочь. И не только со швартовками и настройками парусов, но и переговорами с чартерными компаниями, маринами, ресторанами и маринерами.

Но даже такая неприятность не испортила общего настроя, и яхты новь пустились путь, ведь предстояла финальная гонка и нечто под кодовым названием «веселые старты». Наша команда не совсем понимала, что это такое, и чем мы будем заниматься, но не сильно переживала по этому поводу. Гораздо больше нас интересовала регата. Прогноз вновь был неутешительным, как и в предыдущие дни. И это стало еще одной проверкой на прочность.





Чем вообще занимается экипаж во время штилевых гонок? Готовит обед, читает, болтает о всяком (нам, например, Ксюша провела несколько интересных лекций о винах), играет в настольные игры, а кто-то учится вязать узлы (подглядели, что на яхте Сергея Лабутьева учились вязать эшафотный узел – первый, который я выучила, когда пришла в яхтинг).





Ну а многие, как и мы, пытались разобраться, что такое веселые старты. Нам скинули программу, которая состояла из нескольких конкурсов. Задача была распределиться, кто в каком конкурсе участвует. Это было не очень сложно, поэтому, Маша, как самая опытная, вызвалась вязать узлы на скорость, Александр, как самый сильный, решился бросать веревку, А Оля и Ксюша – участвовали в метании камней и гонках на тузиках. Вот вам сейчас не понятно, что происходит? Мне было тоже, так что просто решила снимать все, что будет происходить.





И снова штилевые гонки, и снова финиш неизвестно какими. Всей команде очень хотелось купаться, поэтому было принято решение не идти швартоваться сразу, а подождать в бухте и попрыгать с яхты в это синее-синее море, ожидая, когда подтянутся все. Многие тоже решили, что пора купаться, так что уже несколько яхт стояли в разных точках бухты и вне ее.





Бухта Бузуккале – одна из самых диких в нашем маршруте. Здесь есть небольшой пирс, одно кафе, душевые и ферма. Все. И, наверное, поэтому именно здесь проходили наши веселые старты, чтобы все сто человек не мешали отдыхающим своими возгласами и шумом. Пока мы швартовались, приводили себя в порядок и отмывались от соли, адмирал и помощники готовили площадку под наши конкурсы. Ее расчистили от камней, убрали мешающие столы и стулья, подключили колонку с микрофоном и зычный голос Александра пригласил всех на импровизированную арену.


Брось веревку и не попади в адмирала - провалено

Первое, что сделал Александр – это поздравил всех с тем, что они выжили в штилевых гонках. И действительно, это большое испытание для каждого из команды, но все с честью его выдержали.

Итак, настало время тех самых конкурсов. Первым было соревнование на то, кто дальше бросит веревку. Вообще, все задания были не просто так, ведь каждое символизировало одну из сторон яхтинга. К примеру, этот конкурс проходил с вопросом, а сможет ли кто-то правильно бросить конец человеку в воде?




Я не сдержалась и вызвалась попробовать себя вне зачета. Веревка оказалась большой, увесистой и очень длинной. Мне удалось бросить примерно на половину от того расстояния, на которое смогли кинуть участники. А бросали только мужчины. И даже умудрились закинуть ее на ближайший столб, несколько раз попасть по оператору и фотографу, пару раз прилетало и в адмирала. Каждому представителю команды давалось три попытки и минута времени.


Узелки мои узелочки

Вторым заданием стало вязание узлов на скорость. Всего их было пять, самым непонятным стал «александрийский узел». С ним все из нашего экипажа столкнулись впервые, кроме Оли-альпинистки. Она же и научила Машу.

Но яркой звездочкой стала девочка, что вышла на конкурс в компании папы и сама связала восьмерку, собрав все овации и аплодисменты.


«Не покалечь мужика, выбери камни поменьше»

Третье испытание (почти на прочность) – поймай камень в ведро. Да, именно поймай, не кинь. Ведро привязывалось к сильной половине человечества, а дамы собирали по пирсу камни, чтобы закидать ими своего однокомандника.

Большинство дам собрали камушки поменьше, но были и те, кто не жалел ничего ради победы. Когда всех убрали с «линии огня», прозвучал горн и полетели камни. Стоять там было страшновато, снимали на свой страх и риск.

Побеждал тот, кто больше всего смог поймать камней в тару.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Надувные челны.




Да, это был финальный конкурс – гонка на тузиках. Но не просто гонка, а со спецзаданием: доставить девушку с «дамским напитком» до финиша. Дамский напиток мог быть любым: от вина до воды. Прекрасным яхтсменкам раздали красивые зонтики, чтобы было как на самых романтичных открытках 19 века, а бравые матросы гребли всем, чем могли. Правилами допускалось одно нормальное весло, а второе – полет фантазии.

Кто-то соорудил весло из багра и крышки от кастрюли, кто-то использовал разделочные доски, а кто-то сковородки. Но, справиться таким средством оказалось сложнее, чем думали, и даже под счет дамы с зонтиком идти просто прямо не получилось. Случилась куча-мала, и адмиралу пришлось тяжко на финишной линии.




На этом «веселые старты» закончились, промокшие гребцы отправились сушиться, а остальные – собираться к ужину. Получился очень спокойный и размеренный вечер после слишком активных игр, поэтому вся флотилия морально отдыхала. А самые любопытные пошли гладить осликов с фермы, которые свободно гуляли вокруг.


Финальная гонка и праздник в Мармарисе

На четвертый день бороться с собой, чтобы встать, я устала, поэтому отходили ребята без моего неусыпного контроля. Выдалась пасмурная погода, наконец-то включили хороший ветер, а это значит, что финальная гонка пройдет уж очень активно.

Поработать с парусами мне не дали, поэтому я благополучно ушла в каюту читать и периодически засыпать под качку. Разбудил меня сильный и неожиданный удар носа яхты об воду. Спросонья я не разобралась, что произошло, и выбежала на палубу. Спокойные лица ребят ярко контрастировали с моими испуганными глазами. Меня заверили, что все хорошо, я пропустила финиш, и мы уже подходим к марине в Мармарисе.

Наблюдать за швартовкой в большой марине мне еще не приходилось. У входа Андрей связался по рации с маринерами, нас встретили на тузике и проводили до места стоянки.

Что такое большая марина? Это много понтонов, много яхт совершенно разных размеров и классов, катамараны, моторные супер- и мегаяхты, так что в первый раз пробираться сквозь все это великолепие немного страшновато.





В этот вечер у нас был один большой план – церемония закрытия флотилии. Она проходила в ресторане на побережье, и добираться туда надо было либо на такси, либо на автобусе. Тут мы с ребятами разделились: кто-то пошел в город пораньше, чтобы посмотреть и погулять, кто-то остался в марине. Я в Мармарисе уже была, так что меня больше интересовала марина, в который мне предстояло провести всю следующую неделю во время регаты MIRW.

Изучив стратегически важные объекты (душевые, кафе, магазин, остановку, место для такси), собравшись, найдя попутчиков, я двинулась на автобусе по очень извилистой дороге в Мармарис.

Нас встречала открытая веранда кафе с видом на море и пляж, где уже суетились официанты, разнося аперитивы. Столы ломились от обилия закусок, и каждый второй радостно сообщал всем, что в ресторане подают «Оливье»!




Вечер начал наш адмирал Александр, еще раз поздравив всех с этим потрясающим путешествием. Наконец-то объявили результаты трех дивизионов. Наградили победителей конкурсов, а каждый экипаж флотилии получил памятную стелу.

Но было еще кое-что. Яхтинг - это не только море, ветер, брызги волн. Это ещё и люди. На наших глазах самая малочисленная команда "Улиточки" решилась на важный шаг - стать семьёй. И вся команда «Парусной Академии» еще раз поздравляет ребят!




А дальше вечер плавно перетек в большую вечеринку, с танцами, музыкой и тостами. Утром часть экипажей, в том числе и наш, отправлялись в Фетхие сдавать яхты, так что долго рассиживаться времени не было.

Дорога до марины на такси оказалось очень быстрой. Впереди – очень ранний подъем и старт в сторону домашней марины яхты «Майло».


Сколько можно ждать своей очереди на швартовку?

Переход из Мармариса был очень спокойным. Оставшиеся экипажи проводили нас в дорогу, и мы отправились в путь. Второй день было пасмурно и довольно прохладно, хотя это и не остановило нас от купания.

Но вот мы пришли в самую (как мне кажется) загруженную марину – ECE Marine. Все так же по рации Андрей связался с маринерами, нам сказали наш порядковый номер в очереди на швартовку, и мы не выключая двигателя тихо дрейфовали внутри бухты, напоминая периодически друг другу, что мы номер 10. То и дело в рации звучали другие яхты, связывающиеся с мариной, и тут наше пренебрежение названием яхты сыграло злую шутку.

Кто помнит, как на самом деле называлась наша лодка? Чтобы не искать, я напомню – Mayly. Но у нас она называлась «Майло». И когда по рации уж очень настойчиво вызывали какую-то «Мэйли», и мы не обращали внимания, а лишь посмеивались, что кто-то прозевал свою очередь. Нам очень повезло, что недалеко от нас был Владимир, который подсказал, что, вообще-то вызывают нас.

В легкой панике, мы таки ответили маринерам, нас встретили, заправили сначала танкеры водой, а там подбежал и хозяин лодки, в попытках помочь пришвартоваться. Но Андрей заверил его, что мы и сами прекрасно справимся, и хозяин с легким беспокойством оставил свои попытки зайти на яхту. Но внимательно наблюдал и, как мне показалось, аж затаил дыхание, пока мы не задали швартовы и не отключили двигатель. Только после этого он успокоился и даже похвалил за отличный маневр.

Осталось убраться в яхте, собрать вещи, сдать лодку, получить обратно депозит и со спокойной совестью идти отдыхать. Мы сдали лодку очень быстро. Хозяин посмотрел, что все чисто, нет повреждений, и спокойно оставил нас на ночь. А вот у лодки Владимира (которая парус порвала, помните?) был очень долгий разговор с чартерной компанией.

Мы помочь никак не могли, поэтому ушли осматривать окрестности, благо ехать никуда не надо было – марина располагается в черте города.





Фетхие - один из известных туристических центров Турции, особенно популярный в летний период. Небольшой городок посещают в основном любители спокойного отдыха. Чистейший воздух, немноголюдные песчаные пляжи, теплое море — все это способствует расслаблению и размеренности. Да, здесь, как по всей Турции, на побережье много кафе, а еще туристические яхты, предлагающие туры в гроты и «дикие» пляжи, но после наших путешествий это все кажется очень скучным. Зато именно здесь мы увидели огромную морскую черепаху у самого берега, которая охотилась на косяк мелких рыбешек.

Ну а ранним утром все разъехались: шкиперы – в аэропорт, а я – обратно в Мармарис на гонки. Но это уже совсем другая история...

Следующая флотилия состоится совсем скоро с 27 апреля по 4 мая 2024, и на нее еще есть места. Если хотите море впечатлений и приключений, а еще – колоссальный опыт чартера – вам точно нужно такое путешествие. До встречи!



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

Как проходит парусная флотилия по Средиземному морю
Парусная Энциклопедия
А мы продолжаем ежегодно устраивать парусные выезды на Средиземное море.
Дикие бухты и рынок на воде: как прошла флотилия в Фетийском заливе
Парусная Энциклопедия
Парусная флотилия в мекке яхтенного туризма 2021
Парусная Энциклопедия
Рассказываем и показываем, как это было в 2019 году
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования