Vendee Globe: Эверест парусного спорта

Vendee Globe - Сегодня мы расскажем об одной из самых сложных гонок, названной «Эверестом парусного спорта».
3 Ноябрь 2020г.
Vendee Globe: Эверест парусного спорта



Парусный спорт славится разнообразием регат и соревнований. Сегодня мы расскажем об одной из самых сложных гонок, названной «Эверестом парусного спорта». 


Регата носит название Vendee Globe, и это единственная в мире кругосветная регата «одиночек». Обязательное условие: гонка проводится нон-стоп и без посторонней помощи. Из-за сложных условий южных широт, где проводится регата, она считается еще и самой опасной. Кстати, Vendee Globe по-русски правильно произносить «Вандея Глоб», а не «Венди Глоб». В этом году пройдут очередные соревнования, старт которых назначен на 8 ноября, в ней примут участие 33 яхтсмена. В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране старт регаты будет дан без зрителей, а деревня, где собирались гости, закрылась 29 октября.




Vendee Globe проводится с периодичность один раз в четыре года, с ноября по февраль, старт и финиш – порт Ле-Сабль-д’Олон . Этот порт довольно маленький, а максимальное количество яхт, которые он может принять, всего 30, поэтому и возможное количество участников Вандеи Глоб организаторы оставили такое же.

Маршрут регаты Vendee Globe

Итак, после страта из порта Ле-Сабль-д’Олон, бесстрашные яхтсмены отправляются через Атлантический океан на юг, где обходят Антарктиду по часовой стрелке и огибают Мыс Доброй Надежды и мыс Горн. В целом, регата повторяет маршрут «шерстяных» клипперов XIX века.

Клиперы – это парусные суда начала XIX века, отличающиеся высокой скоростью и отличной курсовой устойчивостью. Их использовали для знаменитых «чайных» и «шерстяных гонок», когда торговцы должны были за максимально короткие сроки доставить груз с другого конца света. Самые скоростные клипперы привозили чай из Китая в Англию за рекордные для того времени 3-4 месяца, за что и получили прозвище «гончие псы океана».


Традиционный маршрут клипперов , по другому – «шерстяной» рейс из Англии в Австралию. Выйдя из Английского канала, торговые суда спускались на юг, огибали мыс Доброй Надежды и шли на восток. Обратно с грузом они возвращались, следуя в том же направлении вокруг южной оконечности Американского материка. Весь маршрут составлял примерно 30 тысяч морских миль, которые суда проходили за шесть месяцев, без учета времени на погрузку товара.

Маршрут регаты продуман организаторами очень детально. Так, дистанция рассчитана так, чтобы гонщики оказались в Южном океане «летом». Кроме того, были придуманы «ледяные ворота»: с их помощью участники минуют айсберги и их обломки. Гонщики Vendee Globe возвращаются во Францию через Атлантику примерно в феврале. Длина маршрута составляет примерно 29 тысяч морских миль.

Vendee Globe по праву считается самой зрелищной, престижной и опасной регатой из существующих из-за своих жестких ограничений. За каждым соревнованием наблюдают около 300 тысяч зрителей, а абсолютно все участники, даже пришедшие последними, в кругах яхтсменов считаются героями и бесстрашными морскими волками, доказавшие свое превосходное управление парусной лодкой.

История создания Vendee Globe

Созданию самой сложной и опасной регаты мы обязаны французам, а конкретно - Филиппу Жанто, многократному победителю парусных соревнований. Это был своеобразный ответ англичанам и их кругосветной регате BOC Challenge, во время которой подразумевалось целых три остановки. В Vendee Globe такие остановки разрешены только в первые 10 дней регаты, во время которых яхтсмен может принять помощь. Дальше – только яхта, капитан и стихия.

Vendee Globe 1989-1990гг:

Старт первой регаты, организованнойпри финансовой поддержке администрации французской провинции Вандея, был дан в ноябре 1989 года. В ней приняло участие 13 яхт, однако финишировали всего семь лодок. Тогда о регате мало кто знал, поэтому преимущественно участие принимали французские яхтсмены. Победителем стал француз Титуан Ламазу, потративший на кругосветную гонку 109 дней 8 часов 48 минут, а сам идейный вдохновитель Филипп Жанто финишировал четвертым, уступив лидеру всего 4,5 суток.

Vendee Globe 1992-1993гг:

Уже к 1992-1993 годам регата стала известна, к ней было приковано внимание журналистов и парусного сообщества. В этой гонки приняли участие уже 15 яхт, но финишировали так же семь. Первое место занял француз  Ален Готье , но побить результат Ламазу ему не удалось.

Vendee Globe 1996-1997гг:

Третья регата состоялась в 1996-1997 годах, на финиш пришли всего шесть яхтсменов. Это, наверное, самая трагичная регата из всех проведенных: во время гонки яхтсмен из Канады Джери Руфс пропал в Тихом океане. Обломки его яхты были найдены спустя полгода у берегов Чили, а самого Джери отыскать не удалось.

Другой яхтсмен этой регаты, участвующий вне зачета, француз Рафаэль Динелли тоже был на краю гибели. Яхта спортсмена затонула, продержаться в холодных водах Атлантики долго было почти невозможно. В пустынных южных широтах получить помощь оперативно было за гранью реальности. Спасение пришло неожиданно: британец Пит Госс сменил маршрут и сквозь шторм пришел на помощь Рафаэлю, рискуя жизнью. И успел как раз во время: когда Пит поднял яхтсмена борт, температура тела Рафаэля была ниже 33 градусов. Рафаэлю очень повезло – у его спасителя было медицинское образование, так что оперативно была оказана первая помощь. Позже, оставив Динелли на Тасмании, Госс продолжил гонку и смог финишировать пятым. За свой героический поступок Пит получил Орден Почетного Легиона лично из рук президента Франции Жака Ширака.

Интересно, что яхта Пита Госса была меньше, чем у остальных участников. Длина «Aqua Quorum» составляла 50 футов против 60-футовых лодок соперников.

Победителем этой сложной регаты стал 37-летний француз Кристоф Оген, показав рекордный результат в 105 дней 20 часов 31 минута. Кстати, в третьей регате Vendee Globe впервые приняли участие женщины  - Изабель Отисье и Катрин Шабо.

Vendee Globe 2000-2001гг:

В этой регате внимание было приковано к участнику, который занял втрое место. Вернее, к участнице. 24-летней англичанка Элен Макартур финишировала второй, уступив французу Мишелю Дежуайо всего сутки! По меркам кругосветки это очень мало. Мишель завершил гонку за 93 дня, 3 часа и 57 минут. Кстати, впервые в истории Vendee Globe участие в ней принимал российский путешественник яхтсмен Федор Конюхов.

Федор Конюхов – выдающийся российский путешественник, писатель, художник. В его послужном списке: восхождение на Эверест, кругосветные плавания, полеты на воздушном и еще множество экспедиций. Но покорить «Эверест парусного спорта» ему, к сожалению, не удалось – пришлось сойти с маршрута в связи с техническими проблемами.

Vendee Globe 2004-2005гг:

На старт заявилось  20 яхт, но дошли до финиша 13. Венсан Риу пришел первым, сокративший время преодоления маршрута  до 87 дней, 10 часов и 48 минут.

Vendee Globe 2008-2009гг:

Пятая, юбилейная гонка Vendee Globe собрала рекордное количество участников и даже зрителей. Однако, из 30 гонщиков финишировали всего 11, остальные вышли из соревнований по разным причинам. Первым финишировал Мишель Дежуайо, установив рекорд — 84 дня, 4 часа и 10 минут. После старта ему пришлось вернуться на ремонт электросети, однако, не смотря на серьезный отрыв соперников, он смог догнать и обогнать участников как минимум на сутки.

Vendee Globe 2012-2013гг:

Участие приняли 20 яхт, но 9 из них сошли с дистанции. В этот период рекорд был побит Франсуа Габаром — ему понадобилось всего 78 дней 2 часа 16 минут 40 секунд, чтобы завершить кругосветную гонку.

Правила Vendee Globe

Принять участие в одной из престижных регат мира можно, если яхтсмен обладает железным здоровьем, выдержкой, и естественно, если он в совершенстве управляет парусной лодкой. Обязательное условие: кандидат обязан успешно пройти предыдущую гонку  Vendee Globe или любое другое транс-океанское соревнование «одиночек» на яхте IMOCA 60. Еще вариант попасть в список участников: пройти квалификационный переход через океан. При это длина перехода должна быть не менее 2,5тысяч морских миль, а средняя скорость яхты – не менее семи узлов.

Такие жесткие ограничения по допуску оргкомитет ввел в связи с исключительной опасностью и риском для яхтсменов. Перед регатой вес участники обязаны пройти курсы по выживанию в открытом море и базовую медицинскую подготовку для оказания первой помощи себе или сопернику.

Гонка «одиночек» подразумевает, что любая помощь, принятая во время соревнований, влечет за собой немедленную дисквалификацию яхтсмена. Здесь действует правило «один на один» с морем. Отважившиеся на такое вызывают трепетное благоговение у окружающих.

Итак, базовые правила гонки «одиночек». На протяжении всего пути яхтсменам категорически нельзя:

  • принимать предметную помощь с вертолетов;
  • обмениваться любыми информационными радиосообщениями. Это не касается запросов по метеосводкам;
  • пришвартовываться к другому судну в открытом море;
  • становиться к причалу или в док.

Последний пункт опять-таки имеет оговорку: в первые 10 дней после старта яхтсмен еще может сделать остановку для починки, помощи и вернуться в гонку.

А что же можно сделать во время гонки?

  • становиться на якорь;
  • консультироваться по вопросам медицинской помощи;
  • вызвать спасателей в случае чрезвычайной ситуации.

В этих невероятно тяжелых условиях многие снимаются с соревнований в первые же дни после их начала. Однако, это не мешает каждые четыре года новым участникам испытывать себя на прочность, не смотря на все опасности и риски Vendee Globe.



ЯХТЫ OPEN 60

Немного о том, на какой яхте проходят соревнования. К яхтам также выдвигаются особые требования: это должна быть лодка  IMOCA класса OPEN 60, которая управляется один человеком.

  • корпус – 60 футов;
  • мачта – 28,5 метров;
  • площадь парусов – до 600 м. кв (на полных курсах).

Класс OPEN 60 славится тем, что конструкторам судов остается огромное поле для внедрения инноваций. В яхтах, допускающихся к Vendee Globe как раз присутствуют нововведения, которые в свое время вызывали недоумение шок и яхтсменов:качающийся киль, сквозные скуловые шверты, вращающиеся мачты, палубные краспицы-растяжки.




У современных яхт класса Open 60 композитный углепластиковый корпус с открытой кормой и встроенными емкостями для водяного балласта. Высота мачты составляет  28-30 м, площадь парусов - от 260 до 350 кв. м при встречном ветре и от 550 до 650 кв. м – при попутном. Ширина яхт не должна превышать 5,58  метров , а длина самой яхты –от 17.98 м до 18.28 м. Без электроники и автоматических приборов выйти в кругосветку, тем более в одиночку, невозможно. Поэтому, яхты OPEN 60  оборудованными всем необходимым, включая автопилоты, которые обязательно дублируются, а также автоматическими видеокамерами.

Стоит отметить, эти яхты существенно дешевле, чем лодки других мировых регат, тех же Volvo Ocean Race или America’s Cup. На постройку одной яхты OPEN 60 уходит около трех миллионов Евро.


Бесстрашные морские волки или сорвиголовы?

Мы рассказали о том, как проходят гонки, по какому маршруту, даже рассмотрели яхту, и помянули, какими героями становятся участники Vendee Globe. Но какими усилиями? Быт на лодке во время кругосветной гонки в одиночку…его нет. Представьте, яхтсмен идет в шторм, при сильном ветре, в дождь или под палящим солнцем и не имеет возможности остановиться – хочется победить, показать, что он – самый опытный ипрофессиональный яхтсмен в мире. По рассказам самих гонщиков, про сон можно забыть: спят они максимум пять часов в сутки по строгому графику, который применяется годами среди участников. Итого выходит по 20 минут сна на каждые 2 часа бодрствования.  При этом постоянно находятся в напряжении, так как они одни в море и если случится что-то непредвиденное, справляться с этим придется одному, помощи ждать неоткуда. О личной гигиене тоже можно забыть – нет времени на это и возможности. Специфика южных широт такова, что ревущий ветер опрокидывает волны на лодку, а потоки холодной соленой воды смывают все с палубы, что не надежно закреплено. Средняя скорость лодки во время этой гонки – около 11-12 узлов, а максимальная скорость может достигать 29 узлов в результате применения на OPEN 60 новых технологий в области яхтостроения. Завтрак, обед, ужин, все перекусы проходят за штурвалом, и чаще всего в виду сухого пайка. Но несмотря на все лишения, трудности, психологическое давление, каждый четыре года яхтсмены приходят участвовать в этих сложных соревнованиях, чтобы доказать себе и другим, что они – лучшие в своем деле на всем земном шаре.

Фотографии с сайта https://www.vendeeglobe.org

Виртуальная регата https://www.vendeeglobe.org/fr/partenaires/211/virtual-regatta

Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Как проходит морская практика IYT Bareboat Skipper
Парусная Энциклопедия
Наш инструктор Александр Ермолаев подробно рассказал о том, как добраться до марины, как проходит морская практика и к чему быть готовым курсантам.
Онежская регата 2020: взгляд с судейского судна
Парусная Энциклопедия
С 18 по 26 июля на Онежском озере прошла ежегодная Онежская регата.
Яхтинг в Орешке – лучшее место для отдыха
Парусная Энциклопедия
Место, где собираются единомышленники, чтобы посвятить себя своей страсти и забыться в ней, оставив на время всю суету города. Яхт-клуб Орешка - именно такое место.
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования