Ветер, ветер, ты могуч…

Учимся определять направление ветра и курс парусной яхты.
11 марта 2020г.

В азы яхтинга и парусного спорта, безусловно, входят знания курсов парусной яхты и направление ветра относительно судна. От этих двух факторов зависит ход яхты, ее скорость и безопасность экипажа. Сегодня мы простыми словами расскажем о курсах парусной яхты и направлениях ветра.



Истинный и кажущийся (вымпельный) ветер 

Для начала разберем такие понятия, как истинный и кажущийся ветер.

Истинный ветер – это тот, который мы ощущаем, когда стоим на одной точке, и на который нам указывают окружающие объекты, так как дым, «колдунчик» на парусе или мачте, макушки деревьев, флаги и так далее. Когда в прогнозе погоды говорят о силе и скорости ветра, речь идет именно об истинном ветре. 

Кажущийся ветер, наоборот, чисто субъективное явление, и именно его яхта использует при движении. Движение воздуха относительно движущегося объекта, т. е. ветер, измеряемый с борта движущегося судна и образующийся в результате сложения истинного ветра и так называемого курсового ветра, возникающего при движении судна. Так объясняется кажущийся ветер в учебниках. Рассмотрим это явление на примере, чтобы окончательно понять его суть.

Выйдя из бухты, яхта идет против ветра – острым курсом. Она встречает ветер практически в нос, и нам кажется, что он дует достаточно сильно. Но вот яхта уваливается и начинает движение по ветру - полным курсом (угол к ветру больше 90 градусов). Теперь у вас складывается такое ощущение, что ветер утих. Но ничего подобного не произошло, просто скорости и направления ветра и яхты сложились и одна компенсирует другую. Это и есть кажущийся ветер – ветер который использует яхта, и который чувствуете вы, а не тот, что дует на самом деле.

В парусной терминологии такой ветер называют «вымпельным». Яхтсмен на лодке всегда имеет дело с вымпельным ветром, и именно к его направлению он настраивает паруса. Вымпельный же ветер немного острее.

Как только яхта остановится без движения – ветер становится истинным, его направление и сила будут соответствовать прогнозу погоды.

Просто о сложном: 

  1. на острых курсах скорость вымпельного ветра превышает скорость истинного;

  2. на полных курсах скорость вымпельного ветра становиться меньше истинного;

  3. чем сильнее ветер, тем больше собственная скорость яхты, и тем острее приходит к ней вымпельный ветер;

  4. на острых курсах скорость вымпельного ветра превышает скорость истинного;

  5. на полных курсах скорость вымпельного ветра меньше скорости истинного;

  6. наибольшая скорость достигается при движении в бакштаг и галфвинд – в полветра. В этом случае вымпельный ветер дует чуть с кормы или в скулу яхты. 
 

Челлендж:

Попробуйте определить, каким курсом идут яхты на представленном фото, выкладывайте подписанную картинку в инстаграмм и отмечайте «Парусную Академию».

 

Увидеть направление ветра помогают:

– флюгарка (специальный флажок на топе мачты)

– вымпелы, флаги и другие развивающиеся полотна, в том числе и паруса.

– колдунчики (тонкая лента легкой ткани или нити, приспособленная на вантах или на парусах)

– рябь на воде (ветер гонит небольшую волну на водной поверхности)

– деревья

– дым из труб на берегах

Определяем галс

Движение парусной яхты относительно ветра – называют галсами. Не путайте с названиями курсов яхты! Различают правый и левый галсы – именно движения парусной яхты. Если стоим к носу яхты лицом, тот борт, что по правую руку – правый. И, наоборот, по левую руку – левый. Аналогично повторяют этот принцип и названия галсов. Рука ближайшая к борту (правая или левая), обычно ей мы держим шкоты, поможет определить, каким галсом мы идем.

Запомнить это можно по гику: если он лежит на правом борту – это левый галс. Если гик на левом борту – это правый галс.

Зачем нужно знать, каким галсом вы идете? Главное правило расхождения яхт: яхта на правом галсе имеет право дороги, и яхта на левом галсе должна ей уступать. Поэтому хитрость с гиком поможет в самом начале обучения яхтингу быстро определять галс и не попадать в неприятные ситуации. 

Расшифровываем команды капитана 

Команда «Открениваем, все на ветер!» означает, что команде надо быстро переместиться на наветренный борт – тот, в который потоки ветра. Кстати, паруса, стоящие в рабочем положении, всегда находятся у подветренного борта. 

«Быть на ветру».  Представим, две яхты идут параллельно вдоль берега одним галсом. Та, что находится ближе к ветру (и к берегу) – будет наветренной по отношению к другой лодке. В парусном спорте «быть на ветру» – выгодная позиция: ветер чище, и предоставляется большая свобода для маневра.

Определяем курс

Яхты ходят всегда относительно вымпельного ветра определенными курсами. В них также стоит разобраться: 

Левентик – положение яхты строго против ветра. Нос яхты развернут смотрит прямо против него. При этом говорится, что яхта находится в левентике: то есть ее паруса не работают, а полощут на ветру. Это не рабочее состояние парусов.

Бейдевинд – острый к ветру курс, имеющий достаточный диапазон: он сам может быть острым и полным, то есть между носом яхты и направлением вымпельного ветра есть угол: от острого до более полного.



Галфвинд
– относится к полным курсам, хотя скорее промежуточный между острым и полным. В полветра – его самое точное название. Ветер дует ровно попрек яхты, почти под прямым углом к ее наветренному борту (строго говоря, к ее диаметральной плоскости).

Бакштаг – полный курс, ветер дует немного с кормы.

Фордевинд – дует ветер ровно в корму, его еще называют попутным курсом.

Прямо против ветра яхта действительно не ходит. В этом случае она вынуждена – лавироваться, то есть ходить острыми курсами, меняя при повороте правый галс на левый и наоборот. Получается зигзагообразное движение яхты против ветра.

Здесь важно держать лодку на курсе, для этого рулевой применяет приведение к ветру и уваливание. Представим, что яхта выходит из марины с попутным ветром, дующим все же не точно корму, а немного с боку, т.е. в бакштаг. Паруса на левом борту, ветер дует справа, яхта идет правым галсом. Рулевой слегка перекладывает руль направо – на ветер, т.е. приводится. Паруса сразу провисают, их надо подобрать шкотом – яхта вновь набирает ход. Ветер дует прямо в борт – яхта идет все тем же правым галсом, но уже в галфвинд. Еще немного приведясь на ветер и выбрав шкоты – увеличивается крен. Это бейдевинд, самый острый курс. С него можно также быстро и плавно увалиться (переложить руль на подветер) до полного фордевинда.

Таким образом, чтобы запомнить все курсы относительно ветра, достаточно обращать внимание на знаки, которые этот ветер подает.

Домашнее задание

А теперь запоминайте «лайфхак», как быстро научиться определять курс, не находясь на яхте: выйдите на улицу и сосредоточьтесь на потоках воздуха, которые дуют в лицо. Определите, откуда исходит ветер и сравните с табличкой-подсказкой.

В любом случае, чем больше у вас будет практики, тем более виртуозно и быстро вы научитесь определять направление ветра относительно яхты.

Полина Белова, пресс-служба «Парусной Академии»
press@yachtingacademy.ru

8 (495) 946-8330



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним вам!

Посмотрите так же

Онего: испытание ветром. Часть 2
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
Онего: испытание ветром. Часть 1
Парусная Энциклопедия
«Онего» – одна из самых сложных и выдающихся регат для яхтсменов.
RYA или IYT, вот в чем вопрос?
Парусная Энциклопедия
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования