Учиться, учиться и еще раз учиться

Шкипер Ксения Чигарева про сдачу экзамена Yachtmaster Coastal IYT и извлеченные из парусного опыта уроки.
5 февраля 2025г.

От обморока перед круизом до полного спокойствия за штурвалом – этот путь шкипер Ксения Чигарева успешно проделала в довольно короткий срок. О том, как ей это удалось и что ей в этом помогло, Ксения рассказала «Парусной Академии».

Текст: Эда Адал.


Прошлогодняя весенняя парусная флотилия началось нервно: ранним утром перед самым отходом из марины в душевой зоне девушка потеряла сознание. Просто тихо сползла по стене на пол. Дважды. То ли перенервничала, то ли каким-то образом успела переутомиться еще до нашего путешествия. Было видно, что ей плохо, но девушка быстро пришла в себя, и мне удалось вытянуть из нее имя и название лодки, чтобы скорее позвать помощь. Брюнетка с лодки Blondie – так я идентифицировала ее для себя тогда.

Через пару месяцев после того круизного приключения я отправилась в приключение посерьезнее – в свой первый длинный 600-мильный поход. Это был Level Up Offshore Мармарис – Стамбул. Сидела на лодке в ожидании команды и переживала, но тут пришла она – та самая потерявшая при мне сознание девушка. Ее звали Ксюша. «Если что, терять сознание в походе будем вместе», – подумала я.

С количеством пройденных вместе миль я начала узнавать ее ближе и поняла, что первое впечатление о ней было очень обманчивым: ей не страшно вообще ничего. Ксюше удается постоянно находить в себе ресурсы и желание бороться со своими страхами – кстати, одним из них в детстве была именно вода. Так, еще в пути в Стамбул Ксюша решила, что хочет пройти экзамен на уровень Yachtmaster Coastal IYT, чтобы в очередной раз «проверить свои силы». Она сделала это почти сразу после похода.

«Парусная Академия» попросила шкипера Ксению поделиться своим парусным опытом и подробностями о прохождении экзамена Yachtmaster Coastal IYT, чтобы другим такие проверки себя тоже стали интересны.


Ксения Чигарева, интернет-маркетолог

За довольно короткий срок попробовала разные форматы «Парусной Академии»: в августе 2023 года прошла морскую практику и сдала свой первый яхтенный экзамен, получив лицензию Bareboat Skipper IYT. С тех пор побывала на двух флотилиях «Парусной Академии» в Турции, сходила в два чартера и была членом экипажа в 600-мильном летнем походе Level Up Offshore.

Какие яхты ты брала в чартер?

В первый раз у нас была Bénéteau Océanis 36 CC, потом Bavaria 42 Cruiser. Не то чтобы во второй раз мне хотелось лодку побольше… Я искала более мощный двигатель, чтобы не увязнуть на много часов в пути до турецкого Каша, если будет не тот ветер или его отсутствие.


Смотрела ли ты на паруса при выборе лодки?

Я всегда стараюсь спрашивать у чартерной компании о площади парусов, но на грот внимание не обращаю – они везде примерно одинаковые. В последний раз я хотела лодку с большим стакселем, генуей, но мне такая не попалась.

Как ты готовилась к своему первому чартеру?

Я пересмотрела миллион видео на YouTube. Больше всего беспокоилась за швартовки и прием лодки. Написала и распечатала огромный чек-лист: что где смотреть, как и  что проверять.


Как изменился твой подход ко второму чартеру?

Я вообще суперспокойной была. Меня не пугала ни лодка, ни то, что она больше.

С чем ты связываешь этот прогресс?

Мне стало легче и понятнее после похода Level Up Offshore. Меня не трясло, как в первый раз, до обморока. Я совершенно спокойно все воспринимала: ну лодка и лодка. Да, я немножко понервничала: из-за задержки рейса мой маршрут накрылся, закупка продуктов и прием лодки перенеслись, день был потерян, и мне не хватило дней, чтобы дойти до Каша. Но был второй план – неспешно чилить в Фетийском заливе, что мы и сделали.


Что конкретно тебе запомнилось в том походе Level Up Offshore?

У меня очень хорошо в голове отложилось то, что капитан рассказывал про отшвартовку: муринг на носу нам не нужен вообще. Включила малый ход вперед, спокойно отдала муринг и могу хоть сесть и неспешно курить. До этого у меня все время была спешка: муринг отдали, тут же начинаем отдавать швартовы, куда-то торопимся. Но лодка-то стоит. Если мотор включен и если не дует безумный ветер, то нос не снесет, без муринга ты никуда не денешься.

Если бы в твоем опыте не было того похода, ты обрела бы такое же спокойствие в уже втором самостоятельном чартере, как думаешь?

Сложно ответить. Может быть и нет. Поход дал очередной опыт. После него я добавила комментарии в чек-лист приемки лодки, купила желтые очки для заката и прозрачные от брызг. Не могу сказать, что я сейчас прям супер чувствую ветер, но это понимание, что он сейчас придет или не придет, появилось. Еще мы теперь не покупаем черешню, туалеты у нас только на берегу – я видела, что может произойти на лодке от одной косточки черешни, мне такое развлечение в виде ремонта гальюна не нужно. А после того, как мы случайно сели на камни в Дидиме, я очень внимательно следила за глубиной там, куда подхожу швартоваться. Я проверяла вообще все источники: у меня была карта, Navionics, ежегодная газетка Bay Express, местный PILOT BOOK. И глаза! Также купила супермощный фонарик-фару, которая на метров 700 светит.


Когда ты чувствовала себя в большей безопасности: будучи в экипаже шкипером или со шкипером?

Одинаково. Не то чтобы я очень уверена в себе, просто это были совершенно разные истории. В чартерах у меня были спокойные условия, всегда был интернет и на связи инструкторы Наташа Цветкова, Сергей Аваков. Я знала, что в любой момент могу к ним экстренно обратиться.

Зачем ты после этого пошла повышать свой уровень до Yachtmaster Coastal IYT?

Я всегда стараюсь что-нибудь учить, чтобы у меня мозг не скис. Работа работой, но хочется развивать новые нейронные связи. Еще сейчас у меня открыт вопрос с арендой катамарана. Не каждая компания дает катамаран капитанам с лицензиями Bareboat Skipper, некоторые требуют Yachtmaster Coastal и чуть ли не мили в логбуке считают.


Что тебе рассказывали про то, как будет проходить экзаменация?

Мне сказали: «Будет тест с картой и собеседованием». На самом деле, все оказалось немножечко по-другому.

Что в действительности было на экзамене?

Тебе дается вариант, и это не тест, а задания с открытыми вопросами. Ты пишешь ответы, а потом готовишься и идешь сдавать. Принимающий смотрит твои записи и спрашивает по ним абсолютно все: вопрос затрагивает какую-то тему, и тебя по ней гоняют. Каждый вопрос – определенное количество баллов. Если отвечаешь правильно на бумаге, но не защищаешь ответ устно, баллы не засчитываются.


Какие задания были в твоем варианте?

Когда я сдавала онлайн на Bareboat Skipper IYT, там было очень много вопросов про обязанности, ответственность шкипера, первую помощь. В экзамене на Yachtmaster Coastal этого не было. Oдин из первых вопросов касался узлов и их наилучшее применение. Затем нужно было определенным образом завязать их перед экзаменатором. Оказалось, прямой узел я вяжу неправильно. Всегда есть коренной и ходовой концы, и, даже завязывая прямой узел, я должна делать на одной веревке петлю, а второй обвевать ее.

Тебе кто-нибудь говорил об этом раньше?

Нет. Я всегда вязала прямой узел по-другому, сразу двумя концами. Результат-то получается один и тот же, но меня убедили, что это сейчас у меня простые условия и есть возможность так делать, а надо вязать его иначе.


Какие еще задания тебе попались?

Были задачки на расчет длины якорной цепи, на огни, дневные знаки, звуковые сигналы. Про погоду и приливы были задачи скорее теоретические. Несколько последних вопросов касались навигации: надо было начертить на картах маршрут, найти себя по трем пеленгам – тут примерно как в тесте на BBS.

А навигационных задач с расчетами приливов и отливов не было?

В моем варианте нет. Только термины – надо было дать определения. Я сидела и пыталась рисовать схемы приливов и отливов, где какая линия, вспоминала названия уровней. Были вопросы про катабатику, анабатику, бризы.


Сколько длилось собеседование после написания ответов?

Около двух часов. Мы прошлись по всем вопросам очень подробно. Там на самом деле их не очень много. Просто я за экзаменатором еще и конспектировала.

Что бы ты хотела узнать о собеседовании на Yachtmaster Coastal до экзамена, чтобы облегчить подготовку? Дай совет как студент уже после прохождения первой экзаменационной попытки.

Во-первых, для меня стало открытием уже на собеседовании, что я должна знать МППСС-72 на русском дословно и хорошо понимать английские термины. Был вопрос о том, для кого написаны МППСС. Я ответила, что для всех судов в море, а в самом документе есть точная фраза, на кого они распространяются, и надо было написать именно ее. Был вопрос про три случая для подачи сигнала Mayday. По сути я ответила верно, но своими словами, а нужно было их процитировать, и ответ не зачли. Во-вторых, я долго расспрашивала, по каким материалам лучше готовиться. По-моему, лучше заранее присылать их студентам для подготовки. Один документ есть, но он не в открытом доступе. Он ранее был опубликован на сайте IYT, но я нашла там только старый документ 2009 года на английском для коммерческих судов.


Тебе не кажется, что перед экзаменом на Yachtmaster Coastal лучше сходить членом экипажа в сложные оффшорные переходы? Ты ранее говорила, что поняла МППСС-72 только после того, как своими глазами увидела системы разделения движения в море и большие суда летом по пути в Стамбул.

Наверное, после практики станет легче, но тут очень много теории, которую нужно просто знать. Метеорологию я учила еще к BBS, но без практики это все забывается. У меня, например, два слабых места – это погода и приливы. Чтобы реально увидеть все это сразу, нужны особые маршруты.

Какой вывод ты сделала после экзамена?

Что мне еще учиться, учиться и еще раз учиться.


На большее отдаление от берега пока не рассчитываешь?

Я пока не планировала таких маршрутов. Но мне нравятся Канары. Очень хотелось туда сходить, а это уже точно Сoastal. Вообще я очень много всего посмотрела. Иногда, приезжая в популярные места, уже не испытываешь ничего особенного, а хочется вау-эффекта. Вот теперь хочу посмотреть, как это все выглядит с моря. Например, я не люблю Таиланд. Мне эти культура, еда, развлечения совершенно не близки. Но природа там действительно красивая. Если я и поеду туда, то только на яхте – хочу посмотреть на острова Таиланда с воды. На Сейшелах я уже была: прилетели на Маэ и ходили на пароме на Праслин. Мне кажется, походить там на катамаране – это совсем по-другому. 

То есть ты рассматриваешь яхтинг как способ путешествовать по-новому?

Нет. Одна цель – это путешествия: у меня есть семья, которую я катаю. Другая часть, в которую мне, к сожалению, не получается углубиться – это гонки, долгие переходы, что-то про спорт, про выживание. Я бы с удовольствием этим занялась, просто надо найти на это время.




В конце января Ксюша наконец сдала экзамен и получила долгожданную лицензию Yachtmaster Coastal IYT. Этому не помешали ни обидный незачет во время первой попытки, ни даже внезапная утрата ценных конспектов перед повторной сдачей.



Записаться в Парусную Академию
Мы обязательно перезвоним Вам!

Посмотрите так же

Level Up Offshore: ожидание и реальность первого 600-мильного похода
Level Up Offshore: ожидание и реальность первого 600-мильного похода
В чем заключается уникальность нечартерного яхтинга?
Как проходит морская практика IYT Bareboat Skipper
Парусная Энциклопедия
Наш инструктор Александр Ермолаев подробно рассказал о том, как добраться до марины, как проходит морская практика и к чему быть готовым курсантам.
Парусная Энциклопедия
Как получить лицензию Yachtmaster Coastal Skipper
На сайте используется технология защиты от спама reCAPTCHA:  Конфиденциальность , Условия использования