Что общего у яхтинга и кемпинга? Чем морская практика напоминает занятия в автошколе? И почему сон на яхте лечебный?
Послевкусием своего первого парусного опыта поделился разработчик Павел Филимонов. Новоиспеченный шкипер и участник осенней флотилии «Парусной Академии» рассказал про особенности морской практики IYT и отдыха на яхте, а также о чем мечтается после похода на 37-футовой Sun Odyssey.
Текст: Эда Адал.
Рассказывай, с чего началась твоя парусная история?
Я давно начал смотреть ролики про яхтинг, долго думал про все это. Казалось, что оно где-то далеко. Жена сказала: «Хватит смотреть, давай иди и делай». И привела меня на День открытых дверей в «Парусную Академию». Там я сразу записался на обучение – ГИМС и IYT. Параллельно практиковался в Орешке на Open800. Как прошел теоретическую часть, записался на морскую практику в Фетье с Натали Цветковой и на осеннюю флотилию в Турции с Олегом Назаровым – эти две недели у меня были друг за другом.
Пойти на флотилию «Парусной Академии» сразу после морской практики IYT было осознанным решением?
В принципе, да. Во-первых, чтобы два раза туда-сюда не летать. Во-вторых, хотел сразу понять, зайдет ли мне такой формат отдыха. Одно дело, когда ты об этом в голове мечтаешь и смотришь видео, а другое, когда ты это пробуешь на практике. Многое непонятно: будет ли тебя укачивать, понравится тебе или нет.
А как жена узнала о «Парусной Академии», если яхтингом она не интересовалась?
Она видела, что я интересуюсь, и как-то нашла. Еще мне на День рождения подарили выходные в другой яхтенной школе. Но у вас был хорошо расписанный план действий: вот ты проходишь теорию, вот практику, тут получаешь права, и вперед. Поэтому «Парусная Академия» приглянулась, показалась посимпатичнее, попродуманней, посерьезней.
Что тебе ярче всего запомнилось на морской практике: определенные упражнения, советы, слова инструктора?
Я думаю, что если спросить каждого члена команды, он скажет, что швартовка.
У нас был увлекательный и безумный день швартовок: с самого утра и до вечера, нон-стопом. После завершения практики все отписались, что им швартовки снились. Я ребят сначала не понял, потому что еще был в движухе на флотилии, а потом вернулся домой и во сне штук десять лодок пришвартовал. Это прямо осталось в памяти, потому что мы до автоматизма этот процесс доводили.
Как прошел день, когда ты был ответственным капитаном?
Он у всех проходит примерно одинаково: ты как ответственный шкипер назначаешь роли экипажу, изучаешь маршрут. Смысл в том, что вы выходите в море из бухты – это тоже отдельное приключение – и практикуетесь. А дальше ты рулишь обратно в марину, связываешься по рации, потихоньку швартуешься. Но если ты где-то что-то забыл, тебя команда подстрахует. Это очень большой плюс, когда все в экипаже одинаково заряжены что-то изучить. У нас было именно так.
Что показалось особенно сложным?
Там был такой эмоциональный всплеск, что трудно сказать. В первые дни практики у тебя в голове, конечно, каша: ты вроде бы в теории все изучил и понимаешь, как это работает. Но когда доходит до практики, голова не успевает отрабатывать каждый элемент. Тебе нужно одновременно следить за всем: как ведет себя лодка, какие швартовые отдавать, надо не забыть еще человеку сказать утопить муринг, что-то где-то подтянуть, при этом рулить… Когда проходит пару дней, в голове это уже укладывается, становится спокойно.
С чем можно сопоставить первый опыт управления яхтой? Было ли это страшно?
Был страх, что ничего не получится и что это вообще не мое. Поэтому я сначала и приходил в Орешку и пытался ощутить, зайдет ли мне все это. Зашло. Такой же страх был насчет больших чартерных «троллейбусов». И тоже зашло! А так на практике тревожных ситуаций или моментов неуверенности не было. Все было вдохновляюще – ты осуществляешь свою мечту, сам рулишь лодкой. Чтобы всем было понятно… Это как когда вы, если получали права, в первый раз на машине сами в город выезжаете. Обычно это с инструктором неожиданно происходит, он говорит: «Ну все, поехали в город!» И ты такой: «Куда поехали? Я только сел! И ты едешь в город, у тебя волнение. Ты вроде бы понимаешь, как что устроено, и рядом сидит инструктор, но у тебя внутри волнение вперемешку с воодушевлением. Вот, наверное, с этим можно сравнить, только умножить раз в десять.
Сравни эти две недели – морскую практику и флотилию. В чем отличие?
Нужно понимать, что практика – это не отдых. Очень сложно было потом это объяснить коллегам: ты вроде уехал на море отдыхать, а встаешь в семь утра, должен все подготовить, позавтракать, снарядиться, чтобы к девяти часам уже быть полностью заряженным. К вечеру ты только освободился, поужинал, помылся и в девять уже никакой сидишь, пьешь чай и думаешь, что сейчас отрубишься. И завтра опять в семь утра подъем. Такой режим. Тренировки – это ни разу не отдых. Поэтому мне и хотелось еще понять, а как отдыхать на лодке. Флотилия – это как раз скорее релакс-формат.
И как прошла релакс-флотилия после насыщенной практики?
Отдых удался! Я переживал, что не понравится мне или жене, которая приехала на флотилию после моей учебы. В итоге она тоже просто дико кайфанула! Не знаю, как это влияет на организм, но жена, которая не могла выспаться в Москве и периодически мучилась с бессонницей, на лодке вырубалась намертво. У нас как-то на соседней лодке был условный концерт после ужина под гитару. Я проснулся от того, что ребята кричали песни, ну и пошел к ним тоже кричать песни, а жена все это время спала и не заметила, как я ушел. На удивление, вода и этот формат отдыха настолько расслабляют. Сон на яхте лечебный, скажем так.
А как вы раньше отдыхали? И какие впечатления у вас остались от быта на лодке во время отдыха?
Я сильно боялся, потому что мы привыкли к условиям домашним, тепличным. А лодка – это все-таки быт. Налаженный быт – это, наверное, 80% успеха во время отдыха на яхте. Я был к этому подготовлен, потому что на практике у нас было жесткое распределение: кто готовит, на ком инженерка, кто подготавливает и моет лодку и так далее. А на флотилии с этим все чуть-чуть попроще.
Как вы проводили свободное время на флотилии?
На флотилии не то чтобы было много совсем свободного времени. Основное свободное время – это переход по три-четыре часа. У меня жена в это свободное время с удовольствием смотрела на водичку, загорала. Для меня флотилия была как дополнительная практика, поэтому я общался со шкипером-инструктором Олегом. Но потом жене через пару-тройку часов становилось скучно, и она такая: «А что там по узлам? А как вязать кранцы? А что со швартовками?» Ну и я – повторение мать ученья – давал мастер-классы по узлам.
То есть отдохнуть в общепринятом понимании на флотилии все-таки не удалось?
Слушай, это был великолепный отдых, на самом деле. Отдохнули великолепно, жена избавилась от кругов под глазами, накупалась: катались на фалах, на швартовых за лодкой, просто ныряли с лодки. Мы путешествовали: каждый день – новая бухта, новое место, новый ресторан, то есть это и гастрономический отдых, а не просто отельная Турция.
Может, хотелось бы больше развлечений?
Скучно не было: у тебя каждый день какой-то конкурс, посиделки, игры, соревнования, то есть развлекухи – тьма тьмущая! Во время каждого перехода стараются сделать гонку. Даже было бы классно, если бы мы один денечек просто постояли в бухте. У нас была одна жесткая гонка в сильный ветер и волну, когда все зарифились и шли до Датчи. И вот после этой гонки очень хотелось бы денечек просто ничего не делать, в Датче отдохнуть, поваляться, сходить попить кофе на берегу, передохнуть. В принципе, участие в активностях полностью на усмотрение экипажа – это очень комфортно настраиваемый отдых.
Получил ли ты как шкипер достаточно практического опыта на флотилии?
Мне очень хотелось больше миль, больше практики, больше случаев и взаимодействия с разными лодками, а также понять, как выглядит отдых на чартерной лодке, в чем там сложности и плюсы. И вот этот гештальт полностью закрыт: я понял, как это происходит, какие есть возможности, и удовольствие было получено. Все вопросы закрыты.
Побывав на флотилии, опиши отдых на яхте для тех, кто вообще не представляет, что это такое.
Это кемпинг посреди моря. Можно и отдыхать, но, если тебе скучно, там всегда есть чем заняться. Вот, допустим, вы поехали отдыхать на природу с палатками. Кто-то все равно пойдет собирать дровишки, чтобы разжечь костер, кто-то будет ставить палатки. То есть какие-то бытовые мелочи здесь тоже есть. Плюс отдыха на яхте в том, что у тебя вокруг водичка, и ты живешь прямо на лодке. Это не сравнимый ни с чем другим формат. Сложно передать этот вайб свободы – в любой момент ты можешь пойти в любую бухту покупаться. Но это не пляжный отдых, где у тебя лежаки, люди, коктейли. Это как посмотреть на все это с другой стороны. Непередаваемые ощущения.
Зачем тебе смотреть на это с другой стороны – иными словами, какая твоя цель в яхтинге?
Первоначально была туристическая – возможность снять лодку и походить с друзьями, с семьей. Потом я попробовал спортивный яхтинг, он тоже понравился. Планирую продолжать тренировки под парусом, чтобы не терять навык.
У тебя есть желание более глубоко внедрить яхтинг в свою жизнь?
Если я когда-нибудь дорасту до того, чтобы ходить шкипером от «Парусной Академии» и во всей тусовке еще и подрабатывать, а заодно отдыхать, это было бы шикарно. Я бы доучился до уровня Coastal. Хочу пойти вообще везде: на все флотилии, в том числе на осеннюю в Европе, на Level Up... Придется не ходить на работу, как будто. Конечно, хотелось бы бросить все и купить лодку, но это тяжеловато.
Представь, что это легко. Допустим, нет никаких ограничений в ресурсах. Какой идеальный парусный план у тебя возникает в голове?
«Парусная Академия» закрыла мою мечту с получением прав и чартерной историей. Поэтому как мечту можно оставить какую-нибудь такую кругосветку: есть прикольная лодка Garcia Exploration 60, вот классная штука. Парусная, алюминиевая, всего две каюты на четыре человека за два миллиона евро, чтобы не толпиться. Кругосветочку на ней пройти было бы классно.